Наименование
показателей
|
Ед.
изм.
|
2011
г.
|
2012
г.
|
Темп
роста, %
|
Отклонение,
+,-
|
Выручка
от реализации продукции, работ, услуг с НДС
|
млн.руб.
|
70422
|
80756
|
114,7
|
10334
|
Годовой
объем производства продукции в действующих ценах
|
млн.руб
|
58428
|
64967
|
111,2
|
6539
|
Прибыль
от реализации
|
млн.руб.
|
7996
|
8308
|
103,9
|
312
|
Себестоимость
произведенной продукции
|
млн.руб
|
50214,6
|
57402,5
|
114,3
|
7187,9
|
Затраты
на 1 руб.произведенной продукции
|
коп.
|
85,94
|
88,36
|
2,42
|
2,42
|
Среднесписочная
численность работников
|
чел.
|
582
|
579
|
-
3
|
-3
|
Среднемесячная
заработная плата
|
тыс.руб
|
1650
|
1729
|
|
|
Примечание − Источник: собственная
разработка на основе данных предприятия
Таким образом, как видно из таблицы 1, в 2012
году в результате увеличения объема реализации увеличилась величина прибыли от
реализации продукции, которая составила в 2012 году 8308 млн. рублей. Величина
данной прибыли позволила предприятию не только погасить проценты по
просроченным кредитам и оставшуюся часть прибыли направить на создание фондов,
необходимых для дальнейшего развития предприятия.
Приведенные данные показывают, что выручка от
реализации продукции увеличилась по сравнению с 2011 годом на 10334 млн.
рублей, темп роста при этом в 2012 году составил 114,7%.
Из приведенных данных видно, что объем
производства товарной продукции в сопоставимых ценах в 2012 году составил 64967
млн.руб. и возрос по сравнению с 2011г. на сумму 6539 млн. рублей и составил
111,2 % к соответствующему периоду.
ОАО «Купалинка» это современное, динамично
развивающееся предприятие. Объемы производства на предприятии растут благодаря
квалифицированным, постоянно обучающимся кадрам и спланированной хозяйственной
деятельности предприятия.
3. Факторы формирующие производственный
ассортимент верхней трикотажной одежды
.1 Сырье и материалы, используемые для
производства верхней трикотажной одежды
Сырье является одним из основных факторов,
формирующих качество трикотажных изделий. В настоящее время трикотажные
предприятия перерабатывают практически все виды и разновидности волокон и
получаемых из них нитей.
Нити состоят из коротких или длинных
элементарных волокон различной природы. Они делятся в поперечном направлении на
составляющие их части- волокна путем раскручивания.
По виду применяемого сырья трикотажные полотна и
изделия подразделяют на три группы:
из пряжи - это нити, состоящие из коротких
волокон, образованных в результате кручения;
из нитей, состоящих, как правило, из длинных
моноволокон и имеющие различную крутку;
из различных сочетаний пряжи и нитей.
В настоящее время в трикотажном производстве
перерабатывают все виды сырья, включая пряжу из очесов натурального шелка и из
льняных волокон в смеси с синтетическими; применяют нити различной толщины и
степени крутки. В основном используют пряжу и нити смешанного волокнистого
состава, что обеспечивает хорошие гигиенические свойства полотен, меньшие
усадку и сминаемость, хорошую износостойкость[7, с 210.].
Рассмотрим сырье и материалы, применяемые для
производства верхнего трикотажа в сравнение с материалами для производства
других видов трикотажных изделий, для большей наглядности.
Бельевые полотна вырабатывают преимущественно из
хлопчатобумажной, хлопколавсановой, хлопкополинозной, хлопковискозной пряжи, а
также из вискозных, ацетатных и полиамидных комплексных нитей. Некоторое
количество полотен вырабатывают из полушерстяной и чистошерстяной пряжи.
Полотна для верхнего трикотажа изготовляют из всех видов сырья;
чулочно-носочные изделия- в основном из полиамидных нитей, хлопчатобумажной и
полушерстяной пряжи.
В зависимости от назначения полотен подбирают
нити разной структуры: пряжу различных способов прядения и степени крутки,
комплексные нити из химического сырья однониточные и крученые, нити фасонных
круток, текстурированные нити, причем в разных сочетаниях - пряжа скрученная с
комплексными нитями, текстурированные нити - с пряжей и т.д.
Тонкие и гладкие нити из химического сырья
применяют для полотен с повышенной гладкостью поверхности (лицевой и
изнаночной), которые должны легко скользить по поверхности кожи и верхней
одежды. Это бельевые, блузочные и сорочные полотна. Блестящая поверхность нитей
подчеркивает эффект блестящих и матовых полос, оттенков. Из нитей повышенной
объемности - текстурированных - получают полотна с рельефной поверхностью,
повышенной толщины при небольшой массе 1 м2 . Толстую, рыхлую пряжу используют
для начеса в полотнах для теплого белья или спортивной верхней одежды.
Пряжа и нити повышенной крутки придают полотну
жесткость; петельная структура такого трикотажа неровная вследствие повышенной
напряженности нити при изгибе в петли, увеличивается закручиваемость краев
полотна, однако его поверхность менее рыхлая, более износостойкая. Крученные
пряжу и нити подвергают предварительной обработке (запариванию, стабилизации,
замасливанию) с целью уравновешивания их структуры и снятия напряжений.
Самая хорошая по свойствам пряжа не может быть
признана удовлетворительной, если она не соответствует требованиям
вырабатываемого изделия или не подготовлена для переработки на оборудовании в
современных условиях производства.
Неполная подготовленность сырья к переработке
отрицательно сказывается не только на качестве и сортности продукции, но и на
показателях работы предприятия и использование техники.
Широкий диапазон требований к сырью для
трикотажных изделий объясняется очень большим разнообразием самих изделий.
Например, требования к структуре нити предъявляют, начиная от капроновых
мононитей для тонких чулок и кончая рыхлой шерстяной и синтетической пряжей для
пуловеров и жакетов.
Свойства нити для трикотажного производства
определяют, изучая структуру петель, деформацию этой структуры, т.е.
рассматривая, прежде всего механические функции нити в петле трикотажа.
Если представить себе схематически нить круглой
в поперечном сечении, то с увеличением диаметра нити значительно повысится ее
сопротивление изгибу. Для нас представляет интерес увеличение диаметра нити без
увеличения количества волокон в поперечном сечении. Это вполне возможно, если
нити предать рыхлую структуру. Рыхлая структура пряжи имеет много достоинств,
главными из которых являются:
) повышение упругого сопротивления изгибу и
способность лучше восстанавливать форму петли при деформациях;
) высокая застилистость, позволяющая применять
нити меньшей линейной плотности (на 10-15%) без увеличения плотности вязания
(уменьшения длины нити в петле) и поэтому без снижения производительности
вязальных машин;
) облегчение массы изделия и придание ему
приятной мягкости на ощупь; 4) повышение теплоизоляционного свойства изделий;
) улучшение способности пряжи к переработке на
вязальных машинах.
Нить (пряжа) рыхлой структуры особенно
необходима для изготовления верхних трикотажных изделий. Для бельевых изделий,
которые должны хорошо облегать тело, нужна не жесткая нить, а очень гибкая,
состоящая из тонких волокон, но неплотной структуры, способной сохранять форму
петли. Для зимних чулочных изделий нужна нить рыхлой структуры, а для
большинства других чулочных изделий желательна нить более плотная, крученая.
Для женских чулок предпочтительнее нить самая плотная, такая как мононить, с минимальной
застилистостью, чтобы чулок выглядел более тонким.
Рыхлая структура пряжи достигается благодаря
пониженной крутке, что связанно с понижением прочности пряжи. Если для ткани
прочность является основным свойством нити, то для трикотажа это свойство имеет
второстепенное значение.
Для трикотажных изделий ровнота нити по толщине
и крутке имеет более важное значение, чем для изделий из ткани.
Структура петель трикотажа такова, что короткий
отрезок нити изгибается несколько раз, переплетаясь сам с собой и образуя
петли, распложенные рядом друг с другом. Нить в каждой петле как бы
складывается вдвое, отчего неровнота ее становится ярко выраженной. Из
утолщенного или утоненного участка нити образуется группа петель, легко
отличимая от соседних. При периодической неровноте нити получается дефект,
известный под названием зебристость.
Таким образом, требования к сырью по ровноте
нити основаны на особенностях строения петель трикотажа.
Среди важнейших требований к сырью нельзя не
указать на сопротивление нити трению. Упругость петель трикотажа при
деформировании связана с трением нитей о нить (при изменении формы петли) и
трением волокон между собой (при изогнутости нити). Сопротивление трению в этом
случае играет весьма существенную роль. Его можно уменьшить путем снижения
коэффициента трения и улучшения состояния поверхности нити, что достигается
парафинированием или эмульсированием нити, снижающим коэффициент трения нити о
нить и о нитенаправляющие органы вязальных машин.
Гладкость поверхности нити, ее чистота, отсутствие
посторонних примесей, шишек, узлов необходимы не только для нормального
протекания процесса переработки нити, но и для придания трикотажу упругости,
устойчивости размеров, хорошего внешнего вида. Некоторые
специалисты-трикотажники утверждают, что отделка трикотажа предназначена для
того, чтобы улучшать свойства сырья или исправлять их недостатки. Это
неправильно. Из нити образуется трикотаж, и свойства трикотажа в первую очередь
зависят от начальных свойств нити. Для выпуска хорошей продукции отделочники
должны получать полноценный по свойствам суровый трикотаж.
Рассмотренные требования являются общими для
всех видов нитей, предназначенных для выработки трикотажа. Однако ими не
исчерпываются все требования к сырью. Например: к пряже, не соответствующей
требованиям трикотажного производства, относятся: недомотанные початки, на
которых недостает пряжи более 30 % от веса поковки, пряжа на ломанной таре,
перетертая, смешанных номеров, покрытая плесенью, загрязненная, масляная,
разнооттеночная.
К внешним дефектам пряжи на мотках относятся:
спутанные и оборванные нити, посторонние и замасленные нити, несвязанные концы,
большие узлы, утолщение и утонение нити, шишки, разнотон.
Определение внешних пороков сырья осуществляется
путем визуального осмотра поверхности паковок (бобин, мотков) либо наматыванием
пряжи экранную доску. Дефектность пряжи определяется подсчетом числа пороков на
определенной ее длине в сравнении с нормативами, установленными в
соответствующих ГОСТах. Методика проверки сырья всех видов осуществляется в
соответствии с ГОСТ 6611-55 «Пряжа и нити текстильные. Методы испытаний».
Все виды нитей и пряжи проверяют по следующим
основным физико-механическим свойствам: толщина, прочность, крутка (число
кручений на 1 м), влажность (% к абсолютно сухому весу). Проверять
физико-механические показатели сырья следует при определенных условиях
влажности и температуры помещения, в котором производится испытание. В ГОСТ
10681-63 эти условия определены: температура -20+8 0С, относительная
влажность-652%.
Согласно действующим ГОСТам, установлены
следующие показатели плотности намотки: для вискозного шелка в пределах 0,7-0,8
г/см3 . Плотность намотки хлопчатобумажной, шерстяной и полушерстяной пряжи
ГОСТами не регламентируется.
Пряжа, не соответствующая требованиям настоящего
стандарта, может быть использована для других производств, при условии
соблюдения ее требованиям, установленным для этой промышленности.
Таким образом, для изготовления верхних
трикотажных изделий используют трикотажные полотна из различных нитей и пряжи,
качество полотна должно соответствовать ГОСТ 28554-90 «Полотно Трикотажное
общие техничские условия» и других нормативных документов.
.2 Особенности моделирования и конструирования
верхней трикотажной одежды
Моделирование одежды является видом
декоративно-прикладного искусства, искусства художественного оформления
предметов быта людей.
Термин «моделирование»
происходит от слова «модель», т. е. образец, и означает создание модели, по
которой в дальнейшем будут изготовляться изделия на швейных предприятиях.
Моделирование одежды, создание
костюма - это сложное и трудное искусство, требующее специальных знаний,
высокого мастерства, фантазии и вкуса у художников, конструкторов, технологов.
Искусство моделирования
отличается от других видов декоративно-прикладного искусства тем, что оно
непосредственно связано с человеком: создавая костюм, художник-модельер
работает над формированием внешнего облика человека. При этом костюм играет
активную роль. Костюмом можно выявить, подчеркнуть, сделать более яркими
определенные внешние данные того или иного человека. С помощью костюма можно
зрительно увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, придать другие
соотношения частям тела, скрыть недостатки телосложения. Цветом костюма можно
также изменить оттенок кожи, увеличить интенсивность цвета глаз, волос, лица.
Наконец костюмом можно выявить и подчеркнуть индивидуальный стиль человека.
Таким образом, одежда является
одним из компонентов, создающих определенный внешний облик человека.
Но облик отдельного человека в
определенной мере обобщает наиболее характерные черты людей данного общества.
Внешние данные людей составляют
только одну сторону образа - видимую, иначе говоря -- внешний облик. Другую
сторону образа составляют качества. так называемого внутреннего порядка - это
внутренний мир человека: характер, темперамент, духовное и умственное развитие,
воспитание, эстетический вкус, общая культура.
Следовательно, костюм является
средством внешнего выражения духовного облика человека.
Чтобы создавать одежду,
гармонирующую с образом людей нашей эпохи, модельер должен наблюдать и изучать
стремления, интересы, вкусы и требования, которыми живет общество, должен
проникнуться духом нашего времени, нашей эпохи [3,с. 302].
Для нашего времени типично
явление взаимосвязи и взаимовлияния художника-модельера и потребителя. Художник
создает модели одежды, наиболее популярные из которых становятся модными. При
выборе того или иного вида одежды человек ориентируется на информацию моды,
использует ее основные направления, проявляя при этом свою индивидуальность,
свой вкус. Происходит так называемая интерпретация моды, которая в свою очередь
становится источником дальнейшего ее развития художником-модельером. Известный
французский художник Карден сказал по этому поводу так: «Я беру моду с улицы и
возвращаю ее обратно».
При моделировании одежды
художник-модельер должен исходить из возможностей производства с учетом наличия
необходимого сырья.
Важным условием моделирования
является безупречное знание художником фигуры человека, ее пластики и
пропорций, знание законов и правил гармоничного сочетания отдельных частей
одежды и технологии ее изготовления.
Моделирование одежды основано
на трех принципах:
) соответствие одежды внешнему
и внутреннему облику человека;
) соответствие одежды ее
назначению;
) соответствие применяемого
материала форме и назначению одежды.
Моделированием одежды на
предприятиях в Республике Беларусь занимаются штатные модельеры, которые
разрабатывают новые модели изделий с, как правило, узнаваемыми и свойственными
для данного бренда особенностями. Также на базе предприятий шьются коллекции
известных белорусских дизайнеров, занимающихся разработкой моделей из
трикотажного полотна. В дальнейшем, модели из коллекций отдаются в массовое
производство под совместным именем. На Белорусском рынке наиболее известными
модельерами, работающими с трикотажем, являются Людмила Лабкова с одноименным
брендом, Петр Малькович и брэнд Malkovich,
Fur Garden
и многие другие талантливые художники.
В основе работы художников на предприятиях
выступают два направления:
) экспериментальная работа по
созданию принципиально новых форм и видов одежды на базе новых материалов.
Такое моделирование называют перспективным;
) создание образцов моделей
одежды для промышленного производства на базе выпускаемых промышленностью
материалов.
Процесс создания как
перспективной, так и промышленной модели состоит из двух этапов: разработки
проекта (композиции) модели и выполнения проекта в материале. Оба этапа от
зарождения идеи, выраженной в эскизе, до воплощения этой идеи в соответствующих
материалах - процесс творческий. В нем участвуют художник (автор), конструктор,
мастер-исполнитель, манекенщица. Ведущая роль при этом принадлежит художнику.
Работа над композицией. Работа
начинается с подготовительного этапа, в котором художник решает следующие
вопросы:
) для кого создается модель
одежды,
) каково ее назначение,
) какая форма наиболее точно
отвечает назначению одежды,
) какое цветовое и фактурное
решение следует принять для осуществления художественного замысла,
) какие материалы следует
использовать для выполнения проекта - композиции,
) на каком производстве будут
изготавливать в дальнейшем модель.
В решении всех этих вопросов
художник может исходить из различных источников, таких как традиционное
народное творчество и национальный колорит, образы окружающей природы, образцы
классического и современного декоративного искусства и др. Из всего
многообразия декоративных мотивов автор отбирает то, что близко его творческой
индивидуальности, что, по его мнению, способствует решению поставленных перед
ним задач. При этом необходимо обязательно учитывать господствующее направление
моды, выражаемое в формах, пропорциях, линиях в одежде, преобладающей цветовой
гамме, характере и виде отделки и т. д.
По окончании подготовительной
работы, т. е. накопления и отбора первичного материала, художник приступает к
самому трудному и решающему периоду творчества - выполнению своего проекта в
виде эскиза. Основные требования, которые предъявляют к эскизу (рисунку):
четкость, выразительность, законченность; возможно более полное отображение
художественного замысла; современная манера выполнения. Каждая идея варьируется
автором в различных эскизах несколько раз то в форме и покрое, то в цвете и
деталях. Последний, наиболее удовлетворяющий автора вариант эскиза обсуждают на
«малом», или «внутреннем», совете, в который входят высококвалифицированные,
опытные специалисты -- главный художественный руководитель, старшие художники,
конструкторы, технологи и начальники цехов. Всестороннее обсуждение эскизов,
замечания и рекомендации, высказанные на совете, совершенствуют творческое
предложение художника. Одним из решающих факторов, на который совет обращает
особое внимание наряду с его эстетической ценностью, является рентабельность
модели в условиях ее массового производства на швейном предприятии.
Утверждением эскизов заканчивается первая часть создания модели --
композиционная.
Выполнение композиции в
материале. Эта работа начинается с изготовления выкроек, т. е. составных частей
объемной формы изделия. На этом этапе создания модели в работу включается
конструктор. Он должен «прочитать» замысел художника, выраженный в эскизе, и
найти нужные средства и методы выполнения модели в материале.
) Техническое конструирование
-- построение чертежа на плоскости, т. е. проектирование составных частей
объемной формы изделия на плоскость. Вырезанные из ткани, эти части детали
соединяются в объемную форму.
) Муляжный метод - создание
формы из так называемой макетной ткани способом макетирования, наколки (на
фигуре или манекене). Для этой цели преимущественно используют хлопчатобумажную
бязь различных артикулов (при изготовлении макета легкого платья) или льняную и
полульняную бортовку (при изготовлении макета изделия верхней одежды). Выкройки
изготавливают, переводя макет на плоскость.
) Комплексный метод включает в
себя оба предыдущих и применяется в зависимости от сложности отдельных деталей
модели. Наиболее часто муляжный и комбинированный методы выполнения проекта
используют при создании модели новых, сложных пропорций, сложного покроя, при
наличии новых конструктивных линий в модели. Изготовленный одним из указанных
способов макет примеряют на заранее отобранную манекенщицу. Примерка на
реальную движущуюся фигуру определенного сложения позволяет выявить желаемый
силуэт и нужные пропорции, уточнить линии покроя в соответствии с фигурой,
направление вытачек, складок, наметить расположение мелких деталей: клапанов,
хлястиков, карманов и др. После уточнения на фигуре макет распарывают,
раскладывают на плоскости, уточняют конфигурацию деталей одежды, после чего
делают заново выкройки (лекала) с учетом всех необходимых поправок [3, с. 311].
По уточненным лекалам из
выбранного для данной модели материала раскраивают изделие, которое после
сметывания вновь примеряют на манекенщицу. При примерке художник, конструктор и
мастер-исполнитель обсуждают не только общий вид модели, но и технологическое
ее выполнение, т. е. обработку каждой линии и детали и последовательность
обработки всего изделия. Эта работа имеет огромное значение, так как какой бы
интересной ни была модель по своему замыслу, из каких бы красивых. тканей она
ни выполнялась, неправильная или плохая обработка сведет на нет все ее
достоинства. Точное и безукоризненное выполнение образца модели способствует
повышению ее эстетической ценности. Творческое же начало в профессии портного,
особенно при работе с новыми тканями, с применением новых форм и покроя изделия
неизбежно приводит к созданию новых способов формообразования и более
совершенной и прогрессивной технологии изготовления одежды.
.3 Характеристика технологических стадий
производства верхней трикотажной одежды
Трикотажем называется текстильное полотно или
изделие, полученное путем вязания, поэтому любой трикотажный материал
представляет собой систему петель, соединенных в продольном и поперечном
направлениях.
Трикотажная ткань состоит из двух
перпендикулярно пересекающихся систем нитей. Продольные нити называются
основой, а поперечные- утком. Первичным элементом структуры трикотажа является
петля. Она представляет собой пространственную кривую, форма которой влияет на
свойства полотна. Форма петель разнообразна: округлая, широкая, зауженная,
удлиненная.
По высоте различают петли нормальной величины,
уменьшенные и увеличенные. Чем выше петля и больше распрямлена нить, тем
светлее кажется полотно в результате направленного отражения света.
Петли, соединяясь друг с другом по горизонтали,
образуют петельные ряды, по вертикали - петельные столбики. Расстояние между
центрами или одноименными точками двух соседних петель по линии петельного ряда
называется петельным шагом.
Трикотаж делят на основовязальный и кулирный. В
основовязальном каждая нить образует в петельном ряду по одной петле и
переходит в следующий ряд. В кулирном трикотаже каждая нить последовательно
образует петли одного петельного ряда. Для образования одного петельного ряда
кулирного трикотажа достаточно одной нити. Для образования петельного ряда
основовязального трикотажа требуется, как правило, столько нитей, сколько
петель в петельном ряду.
Кулирный и основовязальный трикотаж может быть
как одинарным, так и двойным. Одинарный трикотаж вырабатывается на машинах с
одной игольницей, а двойной трикотаж- на машинных с двумя игольницами.
Согласно классификации все трикотажные
переплетения разделяются на главные (переплетения, имеющие простейшую
структуру) и производные (сочетание нескольких одинаковых главных переплетений,
взаимно ввязанных так, что между петельными столбиками одного переплетения
размещаются петельные столбики другого такого же переплетения). На базе каждого
из классов этих групп можно образовать рисунчатые и комбинированные
переплетения (переплетения, которые состоят из переплетений нескольких
классов).
Для получения ткани в простейшем случае
необходимы две системы нитей (основа и уток). Трикотаж может быть связан
полностью из одной нити. А так же трикотажные изделия могут быть изготовлены
следующими способами:
раскройный;
полурегулярный;
регулярный.
Раскройный способ состоит в том, что трикотажное
полотно раскраивают, т.е. вырезают из него детали изделий по лекалам и
соединяют их на швейной машине, придавая изделиям необходимую форму. По этому
способу изготовляют бельевые и верхние изделия, а также большую часть
перчаточных изделий. Для этого способа изготовления изделий характерны
значительные отходы трикотажного полотна, достигающие 18-23 % при раскрое
бельевых изделий и до 25-28 % при раскрое верхних изделий. Такая технология
применяется для недорогих изделий в массовом производстве и бельевом трикотаже.
Положительным для этого способа является возможность изготовления изделий
разнообразных моделей и высокая производительность вязальных машин.
Полурегулярный способ отличается от предыдущего
тем, что трикотажное полотно вяжется на кругловязальной машине в виде купонов
трубчатой формы. Купоны отделяются один от другого с помощью разделительного
петельного ряда так, что нижний край купона имеет цельный нераспускающийся
петельный ряд, не требующий швейной обработки. Расход трикотажного полотна на
изделие при полурегулярном способе изготовления на 3-5 % меньше, чем при
раскройном способе из-за отсутствия боковых швов и припусков на подгиб низа
изделия; кроме того, меньше и время на раскрой и швейную обработку на 8-10 %.
Полурегулярный способ наиболее распространен при
изготовлении верхних трикотажных изделий, а также может быть использован для
изготовления женского белья при наличии необходимого вязального оборудования.
Изделия, изготовленные этим способом, имеют большое преимущество в достижении
наилучшего прилегания и посадки изделия.
Регулярный способ изготовления изделия состоит в
том, что изделия вывязываются целиком без швов или отдельные детали вяжутся по
контуру, а потом сшиваются цепным стежком. Характерным для этого способа
является наиболее экономное использование сырья. Однако вязание деталей изделия
требует больших трудовых затрат, чем вязание полурегулярным способом. Этот
способ используется при вязании верхних изделий из дорогостоящего материала.
Две последние технологии наиболее применимы в
эксклюзивном мелкосерийном производстве, т.к дают возможность достичь высокого
качества изделия, максимальный ассортимент изделий и быструю сменяемость
моделей.
Трикотажный гардероб делится на четыре основные
группы по классам оборудования (сколько игол умещается в одном дюйме вязального
станка (один английский дюйм равен 25,4 мм):
•1 группа 2,5 - 3 класс (фасонные изделия,
ручная вязка);
•2 группа 5 - 8 класс (жакеты, жилеты, пальто);
•3 группа 10 - 14 класс (юбки, брюки, джемпера);
•4 группа 16 -24 класс (бельевой трикотаж).
Чем выше класс, тем тоньше изделие и наоборот.
Соответственно для верхнего трикотажа применительно первые три.
Существуют следующие этапы производства
трикотажного изделия:
•Предварительная обработка пряжи, проверка пряжи
на наличие дефектов согласно ГОСТ 6611-55 «Пряжа и нити текстильные. Методы
испытаний»;
•Вязание купонов (крупный лоскут);
•Стирка купонов;
•Сушка купонов;
•Отпарка купонов;
•Крой купонов;
•Швейная сборка изделий;
•Межоперационная утюжка;
•Ручные работы;
•Окончательная утюжка;
•Приемка каждого изделия по качеству;
•Упаковка, маркировка изделий;
•Складирование, хранение, отправка изделий.
Сумма всех этапов даёт технологический цикл
производства и от того, насколько качественно проделан каждый этап, скажется и
качество трикотажных изделий. Некоторые производители не выполняют один или
несколько из вышеперечисленных этапов, чтобы сократить время и затраты на выпуск,
что, безусловно, отрицательно сказывается на качестве изделий в целом.
Таким образом основные стадии технологического
производства верхних трикотажных изделий зависят от способа изготовления
изделия: раскройный, регулярный, полурегулярный. На производстве важно
последовательно соблюдать описанные стадии для получения качественных изделий.
4. Производственный ассортимент верхней
трикотажной одежды ОАО "Купалинка"
.1 Классификация производственного ассортимента
верхней трикотажной одежды и его нормирование
На предприятии по производству верхней
трикотажной одежды ОАО «Купалинка» производственный ассортимент
классифицируется следующим образом.
Трикотажные изделия классифицируются по
следующим признакам: назначение, сырье, переплетение, способ изготовления,
отделка. По назначению трикотажные изделия подразделяют на верхний трикотаж,
бельевые трикотажные изделия, чулочно-носочные, перчаточные, головные уборы и
платочно-шарфовые.
По сырью: трикотажные изделия изготовляют из
натуральных волокон и из смеси различных волокон.
В зависимости от переплетения различают изделия
из кулирных (поперечно-вязаных) и основовязаных полотен.
По способу изготовления изделия подразделяют на
регулярные), полурегулярные, кроеные и комбинированные.
Регулярным изделиям форму придают в процессе
вязания. В полурегулярных изделиях детали формируют в процессе вязания
частично, окончательно им форму придают в процессе подкроя.
Детали кроеных изделий получают при раскрое
полотна, а затем их сшивают. В комбинированных изделиях используют вязаные и
кроеные детали.
По отделке трикотажные изделия могут быть
отбеленными, пестровязаными, гладкокрашеными, набивными, со специальными
отделками.
Трикотажные изделия различают по половозрастному
признаку: мужские, женские и детские.
Верхние трикотажные изделия.
В ассортимент верхнего трикотажа входят жакеты,
жилеты, джемперы (пуловеры), свитеры, пальто, куртки, платья, костюмы, юбки,
шорты, блузки, комбинезоны.
Жакет - изделие с разрезом до конца стана,
рукава вшивные, заканчиваются манжетами, напульсниками, иногда подгибаются
внутрь. Низ стана может быть оформлен ластиком, подогнутым внутрь. Жакет может
быть однобортным или двубортным.
Жилет - изделие без рукавов с разрезом по всей
длине переда.
Джемпер (пуловер) имеет застежку ограниченной
длины или; без нее, воротник различной конструкции или без воротника.
Свитер - изделие с высоким воротом, одинарным
или двойным, с длинными рукавами.
Платье отличается большим разнообразием фасонов,
различных силуэтов.
Блузки шьют из более тонких полотен, с воротником
или без него, рукава разного фасона.
Мужские трикотажные изделия отличаются от
женских более простой конструкцией и отделкой.
.2 Особенности формирования производственного
ассортимента верхней трикотажной одежды ОАО " Купалинка"
Ассортимент товаров - это набор товаров,
объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.
Сущность планирования, формирования и управления
ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно
предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом
профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли
требованиям определенных категорий покупателей.
Номенклатура, или товарный ассортимент - это вся
совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды
товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с
функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из
ассортиментных позиций (разновидностей или марок), образующие низшую ступень
классификации.
Товарный ассортимент характеризуется широтой
(количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой
ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми
ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного
использования, каналов распределения и цен).
Формирование ассортимента - это проблема
конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между
"старыми" и "новыми" товарами, товарами единичного и
серийного производства, "наукоемкими" и "обычными"
товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и "ноу-хау".
Проблема формирования ассортимента верхней
трикотажной одежды на ОАО " Купалинка" состоит в планировании
фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для
будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этой
продукции в соответствие с требованиями потребителей.
. Определение текущих и перспективных
потребностей покупателей в верхней трикотажной продукции;
. Оценка существующих конкурентных аналогов по
тем же направлениям.
. Решение вопросов, какие трикотажные изделия
следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в
уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет
других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его
сложившегося профиля.
. Рассмотрение предложений о создании новых
продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях
применения товаров.
. Разработка новых продуктов в соответствии с
требованиями покупателей.
. Изучение возможностей производства новых или
усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
. Проведение испытаний (тестирование) продуктов
с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по
основным показателям.
. Разработка рекомендаций для производственных
подразделений предприятия относительно качества, цены, наименования, упаковки,
сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний,
предопределивших необходимость их изменения.
. Оценка и пересмотр всего ассортимента.
Задачи формирования ассортимента ОАО "
Купалинка": подготовить "потребительскую" спецификацию на
изделие, передать ее проектному отделу, проследить, чтобы опытный образец был
испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований
потребителей. В формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать
руководителям службы маркетинга предприятия, которые решают вопрос о том, когда
более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести
дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего
товара или снижать цену на него, решать, когда настало время ввести в
ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.
ноября 2012 в ОАО «Купалинка» состоялось
заседание Художественно-Технического Совета «Анализ текущей ситуации и
перспективы развития рынка трикотажных изделий Республики Беларусь и России.
Основные направления развития ассортиментной политики предприятия сезона
"Весна-Лето 2013".
В работе ХТС приняли участие представители
организаций Республики Беларусь, представители фирменной торговли и
оптово-логистических центров ОАО «Купалинка», ведущие покупатели торговой сети
Российской Федерации, основные поставщики сырья, прикладных и вспомогательных
материалов.
В ходе работы ХТС ведущий художник-модельер
Савичева Елена представила участникам заседания презентацию о модных тенденциях
в ассортименте трикотажных изделий бельевого и верхнего ассортимента сезона
«Весна-Лето 2013». О перспективах развития предприятия, разработке новых видов
трикотажных полотен, создании коллекций изделий весенне-летнего ассортимента спортивного
назначения, изделий для будущих мам, льносодержащих коллекций и коллекций
изделий со световозвращающим эффектом присутствующим рассказала главный инженер
предприятия Васильева Валентина.
Таким образом, можно судить что на предприятии
ОАО «Купалинка» к формированию производственного ассортимента подходят с учетом
всех факторов, которые способны повлиять на дальнейшее продвижение верхних
трикотажных изделий данного брэнда на потребительский рынок. Основными
факторами формирования ассортимента на предприятии рассматривают факторы
потребительского спроса, конкурентоспособности товаров, усовершенствование и
обновление коллекций, ценовая политика, модные тенденции.
4.3 Анализ производственного ассортимента
верхней трикотажной одежды ОАО " Купалинка" и направления его
совершенствования
ЗАО «Купалинка» в настоящий момент производит
следующий ассортимент верхнего трикотажа:
мужской (15) [Приложение Б];
женский (76);
для мальчиков (49);
для девочек (66).
В основном это легкие верхние изделия, такие
как, джемперы, туники, платья, шорты, брюки, леггинсы, юбки, блузки. Анализ
этого ассортимента можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2 - производственный ассортимент ЗАО
«Купалинка»
Ассортимент
|
Наименование
|
Модель
|
Состав
|
Размеры
|
Мужской
|
джемпер
мужской:
|
1820CW; 2073W 1990A 2120W 1798A
1765W 1916W 1291W 1309W 1665W 1763W
|
х/б,
лайкра х/б, лайкра х/б, лайкра х/б, лайкра вискоза, лайкра вискоза, ПЭ х/б,
виск., лайкра х/б, лен, ПЭ х/б, лен, ПЭ х/б, лен, ПЭ вискоза, лайкра
|
88
- 116 88 - 116 88 - 116 88 - 116 88 - 116 88 - 116 88 - 116 88 - 116 88 - 116
88 - 116 88 - 116
|
|
комплект
мужской:
|
2122W
1483W
|
х/б,
лайкра х/б
|
88
- 116 88 - 116
|
|
шорты
мужские:
|
1567Т
1566W
|
х/б
х/б
|
92
- 104 78 -- 90
|
Женский
|
джемпер
женский:
|
3456W, 316W,378AW,378AW,141BW,
3320W, 430W, 3325W, 3845BW, 6571W, 5254W, 6567W, 312W, 3979W, 3391XW, 144BW,
6566W, 3565W, 5754W, 3566W, 3710W, 5755W, 3805W, 3400W, 5126W, 3438W, 145EW,
5498W
|
вискоза,
лайкра виск., ПАН, лайкра х/б, ПЭ, лайкра х/б, лайкра вискоза, лайкра
вискоза, ПАН, лайкра х/б, лайкра вискоза, лайкра х/б, лайкра х/б, лайкра
вискоза, лайкра вискоза, ПЭ вискоза х/б, лайкра вискоза, ПЭ вискоза, ПАН,
лайкра х/б
|
88
- 100 88 - 100 104 - 116 84 - 100 84 - 100 100 - 116 104 - 116 88 - 104 104 -
116 84 - 116 88 - 104 84 - 100 84 - 100 88 - 100 88 - 100 88 - 100 88 -100 84
- 100 88 - 104 84 - 104 84 - 104 88 - 104 100 - 116 84 - 100
|
|
халат
женский:
|
3401HW
|
х/б
|
88
-- 100
|
|
туника
женская:
|
3467W, 384W, 231W, 3658W, 371W,
3534W, 3346W, 3345W, 136W, 199W, 225W, 195AW, 197W, 196W,
|
х/б,
ПЭ х/б, лайкра х/б, лайкра х/б, лайкра х/б х/б х/б, лайкра х/б
|
84
-100 88 -104 100 - 116 92 - 112 88 - 104 84 -100 88 -100 88 - 100
|
|
|
топ
женский:
|
3956AW,
|
вискоза,
лайкра
|
84
- 96
|
|
|
сарафан
женский:
|
214W,
5545W,
|
вискоза,
лайкра х/б, лен, ПЭ
|
84
- 100 88 - 108
|
|
|
платье
женсое:
|
3664W,
162BW, 157W, 3973W, 3940W.
|
ПЭ
виск. ПАН, лайкра вискоза, лайкра вискоза, ПЭ
|
84
- 100 88 - 100 104 -116 104 - 116
|
|
|
лосины
женские:
|
3319W,
3788BW, 217BW.
|
вискоза,
лайкра вискоза, лайкра вискоза, лайкра
|
100
- 116 84 - 100 88 - 104
|
|
|
комплект
женский:
|
х/б
вискоза, лайкра х/б, лайкра х/б, ПЭ х/б х/б, ПЭ х/б, лайкра х/б х/б, ПЭ
|
88 - 100 88 - 100 84 - 104 84 -
104 100 -116 88 - 100 84 - 100 84 - 100 108 -116
|
|
|
капри
женские:
|
439W
438W,
|
вискоза,
ПЭ вискоза, лайкра
|
88 - 104 84 - 116
|
|
Для
мальчиков
|
брюки
для мальчиков
|
4126W,
8407W, 4796BW,
|
х/б;
х/б; х/б, ПЭ, лайкра;
|
52
- 60; 60 - 72; 76 - 84;
|
|
|
джемпер
мал.
|
8702W, 4554W, 4232HW, 4489W,
4861W, 4824W, 4411W, 9105EW, 4552W, 4807W, 4808W, 4269W, 8248W, 4879W,
|
х/б,
ПЭ; х/б; х/б; х/б, лайкра; х/б, лайкра; х/б; х/б, лайкра; х/б; х/б; х/Б,
лайкра; х/б, лайкра; х/б; х/б; х/б. лайкра;
|
76
- 84; 64 - 72; 48 - 56; 52 - 60; 52 - 60; 64 - 72; 64 - 72; 48 - 56; 64 - 72;
52 - 60; 52 - 60; 64 - 72; 76 -84; 76 - 84;
|
|
|
комплект
мал.
|
4444W, 9855KW, 4445W, 4455KW,
4230W, 4232W, 4453EW, 4442W, 4443W, 4081W, 9854KW, 9801W, 9800W, 9800W,
9670W, 9826W, 9105W, 9241W, 4195AW, 4080BW, 4008W, 4737W.
|
х/б,
ПЭ; х/б; х/б, ПЭ; х/б; х/б; Х/б; х/б; х/б, ПЭ; х/б, ПЭ; х/б; х/б; х/б; х/б;
х/б; х/б; х/б; х/б; х/б; х/б, лен,ПЭ; х/б; х/б; х/б.
|
64
- 72; 52 - 60; 64 -72; 52 - 60; 52 -60; 52 - 60; 76 - 84; 76 - 84; 52 - 60;
52 - 60; 52 - 60; 52 - 60; 52 - 60; 48 - 56; 52 - 64; 48 - 56; 76 - 84; 52 -
60; 52 - 60; 52 - 60; 52 - 60; 52 - 60.
|
|
|
шорты
мал.
|
9781W,
9041W, 4197AW.
|
х/б;
х/б; х/б.
|
52
-64; 52 -60; 64 - 72.
|
|
Для
девочек
|
блузка
дев.
|
4206W.
|
вискоза,
лайкра.
|
76
- 84.
|
|
|
джемпер
дев.
|
9472XW, 4546W, 9384W, 4535W,
8888W, 4022W, 8977W, 4541W, 4543W, 4107W, 8083W, 9129W, 4487AW, 8966W, 4547W,
8255W,
|
х/б;
х/б; вискоза, лайкра; вискоза, лайкра; вискоза, лайкра; вискоза. лайкра;
вискоза, лайкра; х/б, лайкра; вискоза, лакцра; х/б; х/б, лайкра; х/б; х/б;
х/б, лайкра; х/б; х/б;
|
52
-60; 64 -72; 76 -84; 64 -72; 76 -84; 76 -84; 52 -60; 76 -84; 64 -72; 64 -72;
64 -72; 52 -60; 52 -60; 64 -72; 64 -72; 64 -72;
|
|
|
лосины
дев.
|
9886BW,
7723BW, 9507AW.
|
х/б,
лайкра; х/б, лайкра; вискоза, лайкра.
|
52
- 60; 52 -60; 64 -72.
|
|
|
Платье
дев.
|
4791W,
4456W, 4795W.
|
х/б,
ПЭ, лайкра; х/б. лен, ПЭ; Х/б, ПЭ, лайкра.
|
52
-60; 52 -60; 52 -60.
|
|
|
полукомбинезон
дев.
|
4461W.
|
х/б,
ПЭ.
|
64
- 72.
|
|
|
сарафан
дев.
|
4833W,
4193W.
|
х/б,
ПЭ; х/б.
|
52
- 60; 64 - 72.
|
|
|
туника
дев.
|
9571W, 4829W, 4854W, 4828W, 4853W,
9908W, 4593W, 9746W, 4582W, 4628W, 4601W, 9940W, 4830W.
|
х/б;
х/б; вискоза, лайкра; вискоза, лайкра; вискоза, лайкра; вискоза. лайкра;
вискоза, лайкра; х/б, лайкра; вискоза, лакцра; х/б; х/б, лайкра; х/б; х/б;
|
76 - 84; 52 - 60; 52 - 60; 52 -
60; 52 - 60; 52 - 60; 48 - 56; 52 - 64; 48 - 56; 76 - 84; 52 - 60; 52 - 60; 76 -84.
|
|
|
Комплект
дев.
|
4434W, 4422W, 4402W, 4400W, 4457W,
4459W, 4439W, 4449W, 4448W, 4832W, 4831W, 4630W, 4629W, 4792W, 4617W,
|
х/б;
х/б, лайкра; х/б, лайкра; вискоза, ПЭ х/б, ПЭ; х/б; х/б, ПЭ; х/б; х/б; Х/б;
х/б; х/б, ПЭ; х/б, ПЭ; х/б; х/б;
|
64
- 72; 52 - 60; 64 -72; 52 - 60; 52 -60; 52 - 60; 76 - 84; 76 - 84; 52 - 60;
52 - 60; 52 - 60; 52 - 60; 52 - 60; 48 - 56; 52 - 64;
|
|
|
топ
дев.
|
9571W.
|
х/б,
лайкра.
|
76
- 84.
|
|
|
шорты
|
4165HW.
|
х/б
|
52
-60.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание − Источник: собственная
разработка [12]
Более подробно рассмотреть представленные модели
ассортимента верхнего трикотажа можно, воспользовавшись сайтом предприятия
#"791147.files/image001.gif">
Приложение Б
Продукция мировых брендов
Продукция Мissoni
Продукция MARZ