Воронцовский дворец
Воронцовский дворец
В
историческом центре Алупки, под сенью зелени старинного парка, возвышается
величественный Воронцовский дворец - уникальный памятник зодчества и
архитектуры первой половины XIX в.
Воронцовский
дворец
Гармоничное
смешение различных стилей и архитектурных форм восхищает уже далеко не одно
поколение его посетителей. Дворец построен в английском стиле, однако, в
постройке присутствуют элементы различных исторических эпох, причем, чем дальше
от главных ворот, тем сильнее ощущается более поздний стиль.
Строительство
дворца велось в промежуток между 1830 и 1848 годами. Изначально предполагалось
разместить во дворце летнюю резиденцию видного государственного деятеля России,
генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова.
Дворец
построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора. В то время на
английскую архитектуру большое влияние оказывали памятниками старины, их
изучение и восстановление - это существенным образом повлияло и на архитектуру
дворца. Блор в Алупку не приезжал, однако, он был хорошо осведомлен о рельефе
местности и дворец гармонично вписался в окружающую действительность. Кажется,
что он словно вырастает из прекрасной крымской природы.
На
строительстве Дворца использовался труд крепостных - это были потомственные
каменотесы и камнерезы, передававшие из поколения в поколение искусство отделки
великолепных белокаменных соборов.
Диабаз
- основной строительный материал был идеальным выбором - под стать цвету гор и
вечнозеленой растительности Крыма - брался из естественных россыпей в Алупке.
Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Из огромных
бесформенных глыб мастерами высекались ровные блоки и сложные украшения. Все
работы производились исключительно вручную, примитивными инструментами.
Дворцовый
ансамбль состоит из нескольких корпусов - центрального, гостевого, столового,
библиотечного и хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название
Шуваловского, так как в правой его части располагались покои графини Шуваловой.
Летом
1848 г. на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены
знаменитые фигуры львов, работы мастерской Джовани Боннани. Львиная терраса
завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.
Главный
подъезд Дворца находится с западной стороны. Это своеобразный замок - крепость.
Сторожевые башни, монолитные глухие стены, замкнутые узкие пространства и
кованые решетки. Жестокий средневековый период нашел свое отражение и в
хозяйственных корпусах, и в "ласточкиной карусели" - узком, угрюмом
проезде, ведущим к центральному корпусу. Высокие зубчатые стены, щелевидные
окна, напоминающие бойницы, дополняют это впечатление.
Парадный
дворик резко контрастирует с неприветливым входом. Из него открывается
изумительный по своей красоте пейзаж на зубцы Ай-Петри. Английский стиль здесь
органично сочетается с восточными мотивами. Например, готические дымовые трубы
напоминают минареты мечети.
Южный
вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод,
резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив
лотоса, завершаются шестикратно повторенной арабской надписью "И нет Бога,
кроме аллаха!". По ассоциациям, навеваемым надписью и другими элементами
декора, эту часть дворца с 1844 года стали называть Альгамброй.
Воронцовский
дворец располагает уникальной музейной коллекцией. Вызывает интерес так же и
внутреннее убранство - Малая и Голубая гостиные, Парадный кабинет, библиотека,
столовая, Зимний сад, а огромный парк вокруг дворца - один из лучших на всем
Южном берегу Крыма.
До
Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям семьи
Воронцовых, а вот после прихода Советской власти Воронцовский дворец был
национализирован.
22
февраля 1921 г. в Крым поступает телеграмма В. И. Ленина: "Примите
решительные меры к действительной охране художественных ценностей, картин,
фарфора, бронзы, мрамора и т. д., находящихся в ялтинских дворцах и частных
зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава...". Результатом
телеграммы явилось создание в ряде дворцов Южного берега Крыма музеев. Так
Воронцовский дворец стал музеем:
Из
национализированных усадеб Романовых, Юсуповых, Строгановых в коллекцию дворца
перешло много произведений живописи и декоративно-прикладного искусства,
художественная мебель. Богатейшее собрание позволило сотрудникам заниматься
научной деятельностью. Коллектив музея принимал участие в археологических
раскопках на мысе Ай-Тодор, занимался сбором экспонатов.
В
1941 г. началась Великая отечественная война. Эвакуировать экспонаты музея из
Алупки, как впрочем, и из многих других музеев Крыма не успели. Фашистские
оккупанты вывезли много художественных ценностей. Только небольшую часть этих
культурных шедевров удалось разыскать и вернуть во дворец после войны.
С
4 по 11 февраля 1945 г. проходила знаменитая Ялтинская конференция
руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании. Воронцовский
дворец стал резиденцией английской делегации. Именно здесь 8 февраля 1945 г.
было окончательно определено число стран - участниц учредительной конференции
Организации Объединенных Наций, время и место ее созыва.
Территория
дворца и прилегающего парка используется так же и при съемках фильмов. Самые
известные из них - это "Небесные ласточки" и "Женитьба
Фигаро".
Существование
дворца, как музея, на протяжении всей истории постоянно было спорным вопросом.
После революции в Крыму царили террор, голод и произвол властей. Так, нарком
здравоохранения Семашко предлагал занять под санаторий Алупкинский дворец.
Через газету "Известия" он пообещал "бирюзовым столиком"
кормить целый год одну деревню, и не важно, что за бирюзу была принята голубая
эмаль.
Превратить
дворец в санаторий не удалось. Уполномоченный по делам музеев Тугенхольд писал:
"Алупкинский дворец упоминается во всех европейских бедекерах, как чудо
архитектуры, заключающий в себе прекрасную картинную галерею и редчайшую
библиотеку. Его нельзя, не заслужив названия варваров, превращать в
"санаторное состояние". А что это значит, мы, жители Крыма, видели на
примере многих гостиниц и вилл, побывавших под санаториями..."
Немецкая
оккупация Крыма так же поставила под сомнение сам факт существования дворца.
Показательно тот факт, что при отступлении фашисты просто хотели его взорвать.
Из-за неудавшейся эвакуации ящики с экспонатами оказались брошенными в
ялтинском порту и многое из коллекции разграблено мародерами.
После
освобождения Крыма в апреле 1944 года он вновь открылся для посетителей, но уже
в январе 1945 года снова закрылся. Три знаменитых дворца Ялты - Алупкинский,
Ливадийский и Кореизский - спешно готовили к конференции руководителей великих
держав
После
завершения конференции было принято постановление о передаче Воронцовского
дворца с прилегающим к нему парком, зелеными насаждениями и подсобными
помещениями в ведение НКВД СССР. Весь второй этаж главного корпуса отвели под
одну жилую квартиру. Ею периодически пользовались Берия, Коганович, Молотов и
другие. В бывших парадных кабинетах Михаила и Елизаветы Воронцовых принимали
посетителей. В Голубой гостиной выступали артисты и демонстрировались
киноленты.
Воронцовский
дворец стал именоваться госдачей №2 и спецобъектом №3. Штампы с последней
аббревиатурой до сих пор "украшают" экспонаты музея. Естественно, что
с мебелью, фарфором, хрусталем особо не церемонились, используя их по
назначению, спокойно списывая все, что билось и ломалось. Не беда, если книги
забывали на пляжах или "случайно" увозили домой, а старинными
газетами устилали полы при побелке помещений, заворачивали в них продуктовые
пайки. (по материалам "Исторического Архива", №5, 1993)
В
1952 году дворец получил статус санатория ВЦСПС. Просуществовал он только шесть
месяцев, но и за это время все ценности бывшего дворца-музея успели разделить
между другими музеями страны. 33 тысяч редких книг, архитектурные чертежи,
географические карты и планы XVI-XVIII веков отправили в хранилище
Фундаментальной библиотеки Академии наук СССР.
Современная
история Дворца так же трагична. В ноябре 2001 года в средствах массовой информации
обнародовано поручение президента, в котором управление делами его
администрации уведомляло Верховный Совет и правительство Крыма о своем желании
получить Алупкинский дворец-музей в свое подчинение...
История
желает повториться. Сегодня, по прошествии 7 лет, дворец и парковая зона все
еще открыты для посетителей. Однако, Крым постепенно умирает - следы былого
величия еще есть. Надолго ли? Вырубаются виноградники: На красивейших местах
строятся уродливые особняки... Крым, как красивейший уголок, уходит в
историю...
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rgo.ru