Искусство экслибриса
Искусство экслибриса
Экслибрис (от
лат. Ex libris - из книги), книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый
владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону
переплета. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок,
лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки
владельца.
Родиной
экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения
книгопечатания. Немецкий экслибрис достиг расцвета в 16 в., среди его
создателей - А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший.
В 16-17 вв.
экслибрис носил геральдический характер, но иногда в них помещались портреты
владельцев библиотеки, изображения их домов, замков и монастырей. В 17 в.
экслибрис нашел признание в других европейских странах, затем в странах
Америки. Тяжеловесный торжественный стиль и сложный рисунок экслибриса 17 в.
сменился в 18 в. легкими, изящными композициями (в Великобритании У. Хогарт, Т.
Гейнсборо).
В России
экслибрис появился при Петре I. В библиотеках государственных деятелей Я. В.
Брюса и Д. М. Голицына, лейб-медика Р. Арескина на книги наклеивались
экслибрисы. #10:51 14.10.03Однако рисованные от 10:52 14.10.03руки экслибрисы
игумена До
сифея, обнаруженные на некоторых рукописных книгах их библиотеки
Соловецкого Ставропигиального Первоклассного Спасо-Преображенского монастыря,
относятся к концу 15 века.
До 19 века
большая часть личных библиотек принадлежала привилегированным сословиям, и на
экслибрисе изображался родовой герб владельца. В 19 веке владельцами библиотек
все больше становятся ученые, писатели, художники, просвещенная буржуазия и
сюжетный экслибрис вытесняет гербовой. Книги в России стоили дорого, и
экслибрис имели, как правило, состоятельные люди.
Среди крупных мастеров
экслибриса 19 - начала 20 вв. - Й. Затлер, М. Клингер, В. Гейгер в Германии, Ф.
Бракмон, П. Гаварни во Франции, Ф. Валлоттон в Швейцарии, О. Бердсли, Г. Крэг в
Великобритании. Во многих странах экслибрис стали коллекционировать, создана
Международная Федерация Экслибриса, устраиваются международные конгрессы и
выставки.
На рубеже 19-20
вв. большое влияние на искусство экслибриса оказали художники "Мира
искусства" - А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, Д. И.
Митрохин, Г. И. Нарбут, А. П. Остроумова-Лебедева, С. В. Чехонин.
В 1920-1930-х
годах характер отечественного экслибриса определили работы ведущих мастеров
графики - В. А. Фаворского, А. И. Кравченко, Н. Н. Купреянова, Н. И, Пискарева
и др. В 1960-1980-х годах организовывались клубы и выставки экслибрисов,
которые создавались в различных техниках (ксилография, линогравюра, офорт и
др.).
В 1990-х годах
искусство экслибриса продолжает развиваться. Создан московский Музей
экслибриса, крепнут международные связи художников и собирателей экслибрисов,
проводятся специальные аукционы. Усиливается роль экслибриса как носителя
историко-книговедческой информации.
Среди известных
зарубежных мастеров экслибриса 20 в.: Ф. Бордаш, И. Драхош, У. Менихарт, А.
Фери в Венгрии; А. Грмелова, Я. Водражка, Э. Котрба, В. Цинибулька в Чехии и
Словакии; А. Матисс, Ш. Фаве, Ж. Мерсье во Франции; Ф. Мазерель, Ж. Годен, М.
Северен в Бельгии; Б. Браманти, Т. Марангони, И. Цети в Италии; Герберт и
Норберт Отт, И. Наха, В. Клемке, К. Хирш, Х. Шульце в Германии; Х. Ф. Саэс в
Испании.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl