Что выплавляют из "тонн словесной руды", или попытка реабилитации чатов
Что
выплавляют из "тонн словесной руды", или попытка реабилитации чатов
Отношение к
чатам среди "шакалов ротационных машин", пишущих о русском интернете,
весьма любопытно. Из прессы (как "бумажной", так и
"сетевой") о чатах можно узнать только то, что они существуют, потому
как иногда о них упоминают. Изредка встретишь - есть, мол, такая
"тинэйджеровская тусовка", но говорить о ней особо нечего - молодежь
время расстреливает, да и только. Эдакая "массовая культура рунета",
внимания солидных людей не заслуживающая.
Между тем,
хотим мы того, или нет, чаты были и остаются одними из самых посещаемых русских
ресурсов. К примеру не в самом популярном (но одном из немногих, где ведется
статистика) чате "Отель "У Максима" зарегистрированных
пользователей превышает 8 тысяч, за день его посещают, в среднем, около 1000
человек, а одномоментно в чате иногда находится более сотни.
Обратившись к
статистике, мы видим, что по всем рейтингам обращений чаты располагаются весьма
высоко. Если же говорить об отвлекаемых на себя "человеко-часах", то
вряд ли я ошибусь, предположив, что в этом отношении чаты лидируют - количество
времени, проводимого в чатах завсегдатаями, стало притчей во языцах. И все это
при том, что в большинстве своем чаты столь же далеки от целенаправленной
"раскрутки" как декабристы от народа и никакого продвижения продукта
на рынок просто не ведут - популярность набирается "самотеком".
Все вышеизложенное
позволяет говорить о чатах, как о некоем социальном феномене. Позволю себе
предположить, что "феномен чатов" возникает оттого, что эти ресурсы
представляют собой нечто большее, чем просто "болталку", а их
социальная функция гораздо значимей.
"Дали
вчера мне волю - что я с ней делать буду?"
В большинстве
публикаций интернет-ресурсы рассматриваются как нечто исключительно утилитарное
и узкоспециализированное. Интересует, что в мире творится - почитайте сетевую
прессу, хочется посмеяться - на юмористические сайты, беллетристика нужна -
электронные библиотеки к вашим услугам. Соответственно отношения
"пользователь-ресурс" локализованы во времени, необходимом на
удовлетворении своих потребностей.
Если следовать
такому подходу, разумно предположить, что чаты обслуживают потребности в новых
знакомствах и общении. Однако в таком случае общение в чате заканчивалось бы
сразу после того, как знакомство состоялось и перенесено в реальный мир.
"Общение по проводам" можно понять, если "ты сейчас
далеко-далеко, между нами снега и снега", но в чате иногда общаются люди,
живущие не только в одном городе, но и в одном доме.
На мой взгляд,
ответ в следующем. Чаты - ресурс не фрагментарный, а универсальный, пользование
им не утилитарно, а самоценно, они самодостаточны. Коммуникативную нагрузку
чат, безусловно, несет, но возьму на себя смелость утверждать, что восполнение
потребности в расширении круга общения является безусловно важной, но все-таки
не единственной функцией чата. Часто гораздо притягательней для посетителей
чатов оказывается удовлетворение потребности в самовыражении, если хотите, в
творчестве.
Начну несколько
издалека. При использовании большинства интернет-ресурсов позиция рядового
пользователя исключительно потребительская. Между тем сегодняшняя культурная
ситуация, как это отмечает большинство исследователей, характеризуется
предельной пассивностью пользователя - от него не требуется даже
конструирование образов (как, например, при чтении книг), он получает все в
готовом виде с этикеткой "употреблять не разжевывая". Однако
потребность в самовыражении через творчество является базовой потребностью
человека. И Интернет, задуманный исключительно как средство получения
информации, в итоге стал средой, едва ли не культивирующей творчество. Можно вспомнить
"домашние странички", разнообразнейшие творческие конкурсы в
Интернете, но достаточно просто обратить внимание на то, что с ростом
популярности ресурса растет и его "завязанность" на самовыражении
потребителей (электронная переписка с создателем, гостевые книги, форумы). Да
что там - многие популярнейшие ресурсы рунета СОЗДАЮТСЯ пользователями
("Анекдоты из России" и его клоны, сервера знакомств, многие ресурсы
"Чертовых Куличек").
Наиболее
доступным, демократичным и предлагающим максимальные возможности для
самовыражения ресурсом интернета является именно чат. Дело в том ,что он
предоставляет человеку уникальные возможности для самовыражения, которые
отсутствуют в реальном мире. Некоторые из этих возможностей универсальны для
любых социальных коммуникаций в Сети, другие присущи только чатам. Что я имею в
виду:
- Свобода
творения образа. Человек в Сети изначально анонимен, в чатах же эта анонимность
культивируется - подавляющее большинство посетителей используют
"ники" и зайдя в чат под реальным именем и фамилией человек будет
выглядеть в лучшем случае белой вороной. Сменив имя на ник, человек уже
дистанцируется от своего реального "Я". Кроме того,
"растворенная телесность" - отсутствие тела как такового, упраздняет
все социальные характеристики реального человека - внешность, пол, возраст и
т.п., что делает невозможным использование привычных средств самопрезентации.
Таким образом, при полном отсутствии телесности и негласно обязательном
отречении от своей реальной личности человек вынужден творить ОБРАЗ. Вливаясь в
виртуальный социум чата, человек получает полную свободу в сотворении самого
себя, которая ограничена только его фантазией. И здесь все зависит от
творческого потенциала человека. Кто-то "за неумением лучшего"
воссоздает, примитивизируя, самого себя, другие буквально фонтанируют
персонажами. Но по сути, нельзя говорить о том, что в чатах общаются реальные
люди, в чатах живут созданные ими образы.
- Свободу
творения пространства. В большинстве интернет-ресурсов, коммуникация
проистекает в "Великом Нигде". Исключением являются только чаты.
Практически с самого возникновения чаты не ограничивались одной лишь прямой
речью. Впоследствии это обернулось принятой только в чатах возможностью
работать не только в функции "Сказать", но и в функции
"Сделать", что позволило включить в действо не только персонажей, но
и пространство действия - "Розовый слон влетает через окно и робко
замирает неподалеку от беседующих".
- Свободу
творения предмета коммуникации. Подавляющая часть коммуникаций в Сети задает
тематику общения. В гостевых книгах высказываются о конкретном сайте. Форумы и
конференции обязательно тематические, причем заданность тематики культивируется
- отступление от темы считается нарушением правил общения и зачастую
наказывается. В MUDs игроки взаимодействуют в уже созданном пространстве и по
установленным правилам. И только в чатах пользователям предоставлена полная
свобода.
Все эти
возможности, предоставляющие полную свободу самовыражения, естественно, на
практике оборачиваются как плюсами, так и минусами. Увы, но творческий
потенциал пользователей различен. При неразвитых способностях самовыражения
общение в чатах просто поражает своей убогостью. Свобода творения образов
приводит к появлению бесчисленных одинаково кокетничающих "катюшенек"
и безостановочно матерящихся для доказательства своей крутизны
"алексов". Свобода творения пространства практически не используется
и только редкие "таланты" додумываются до "Алекс дает Сержу
пинка и тот улетает в угол!!!!!!!!!!!", а свобода творения предмета коммуникации
замыкается в пределе от рассказов про свои вчерашние героические пьянки до
истошных воплей "ДИВЧЕНКИ, У КОГО АСЯ ЕСТЬ?????????".
Однако, пускай
пока и не очень часто, но в чатах встречаются и истинные таланты. Я не буду
приводить примеры удачных образов, ограничусь лишь замечанием, что творчество
начинается еще на стадии придумывания ника. Не удержусь, и приведу небольшой
список: "О без Янь", "С+ равно де Бержерак", "Свиной
творог", "Козе Байан", "Наемный самоубийца",
"Застегнутый Врасплох", "Святой Врааль",
"Приватьnick", "Замоченная скважина",
"Виртрезвитель", "Обмороченная наворочка",
"Самородина", "Брюз Вылез", "Мел с Гипсом",
"Джон 3 вольта", "Похмелеон", "Хэ Мин Гуэй",
"Экологическая Ницша", "Бедная Виза", "Клацающая
Клава", "Статус Ква", "Летальный Исходец",
"болгарин Рулон Обоев. Если же говорить о свободе творения пространства,
то в качестве примера приведу следующий лог:
* Тиль: Goede
middag!
* Тиль делает
серь+зное лицо и улыбается глазами
* Теххи
заворачивается в плед в гордом одиночестве и что-то бубня себе под нос, снова
собирается засыпать...
* Тиль
заслоняет креслом плакат "Все на выборы!"
* Теххи: Или: У
меня есть специально обученная болелка :):)
* Теххи: Тиль:
У тебя сегодня политически-бодрое настроение?
* Или одним
глазом подглядывает в гордое одиночество, где сидит завернутая Теххи...
* Тиль
выпускает на волю специально обученную лечилку и натравливает е+ на Теххи
* Теххи
прикрывает от Или гордое одиночество ладошками - нечего, смылась, так не
подглядывай :)
* Тиль: Теххи,
отнюдь :-) Просто я сч+л, что призыв к выборам здесь будет неуместен :-)
* Или вешает на
шею лечилке горшочек с м+дом.. теперь она похожа на маленькую Сару Бернар.
* Или: Или на
сенбернара? :-)
* Теххи визжит,
от ужаса взлетает на люстру, и оттуда спокойным истерическим голосом шепотом
просит: "ТИЛЬУБЕРИЯБОЮСЬ!!!! !!":)
* Или
встрепенувшись, спросонок требует изгнать торговцев из храма...
* Тиль доста+т
из кустов случайно оказавшийся там тромбон и тихонько наигрывает "I know
why (and so do you)"
* Или
навостряет ушки...
* Теххи . мерно
покачиваясь на люстре, с жалостью смотрит на плед и говорит
- "Точно,
Тиль, призыв тут ни к черту"
* Тиль отзывает
лечилку - вс+ равно та не умеет по люстрам лазать...
* Теххи
показывает лечилке сверху язык :)
* Или
скатывается с колен Тиля и обживает опустевший бесхозный плед и опустевшее
бесхозное кресло.
* Или:
(авторитетно. из складок пледа) Или - или!
* Тиль с трудом
удерживает лечилку, возбудившуюся от вида воспал+нного языка
* Теххи с
завистью наблюдает за Или, мерно покачиваясь..
* Или на всякий
случай молчит в теплую тряпочку...
* Теххи прячет
язык и взбирается повыше, втихаря вытаскивая из кармана леденцы от кашля :)
* Теххи Или:
Мягко тебе, душа моя? :)
* Тиль находит
старое костровище, разводит там ма-асенький костерок и подвешивает над ним
чайник
* Лечилка
злобно воет при виде леденцов и заходится кашлем.
* Теххи гордо
чихает и падает с люстры рядом с костерком, чихает еще раз :)
* Тиль негромко
покашливает, так, для виду
* Или
размеренно и методично говорит Теххи "будьте здоровы.." ,
"будьте здоровы..", "будьте здоровы.."
* Теххи
успевает чихать гораздо быстрее, чем Или успевает выговаривать :):):)
* Или с
завистью поглядывает на костерок, но боится оставить кресло и плед... пусто
место свято не бывает.
* Теххи:
Апчхапчхапчхи!:):)
* Теххи: Тиль:
Ладно, давай свою ле-апчхи!-лку :)
* Тиль
науськивает лечилку обратно, та обиженно упирается
* Или
вприпрыжку бежит кормить лечилку бактериями с рук.. сколько там микробов
передается при одном поцелуе? :-)
* Лечилка
слизывает с ладошки Или подношение, не переставая с жадностью смотреть на
Теххи.
"Палитрой
красок дышит карнавал"
Как видно даже
из приведенного примера, чат - это рождающаяся на наших глазах новая форма
самовыражения через творчество, которая "по маминой линии" берет свое
начало в литературе, а "по папиной" - из театра.
Родство с
литературой особого доказательства не требует - в чате люди не могут быть
представлены друг другу иначе чем через тексты и только лишь через тексты и в пределе
текст и человек, родивший его, становятся тождественными.
Однако, если и
можно рассматривать чат, как вид литературного творчества, то только как весьма
своеобразного. Дело в том, что литературное творчество в чате происходит в
рамках достаточно жестких формальных ограничений. Объем реплики обычно
органичен двумя-тремя нераспространенными предложениями. Именно по этой причине
в чатах достаточно сложно вести глубокомысленные беседы, которые являются
основным достоинством и недостатком другой распространенной формы
интернет-общения - конференций и форумов. И именно этому мы обязаны тем, что
зачастую лаконичные, как армейские команды, реплики скрывают коротенькие, как у
Буратино, мысли. Но не худа без добра - вынужденные не растекаться мыслью по
древу, обитатели чатов иногда выдают на гора настоящие "перлы народного
творчества", поражающие своей глубиной и афористичностью.
Второе
ограничение - временное. Так как со-творение происходит в режиме реального
времени, то на формулирование мысли отводится 1-2 минуты. Таким образом, чат
представляет собой не что иное, как литературную импровизацию, практически
забытую в последние годы. Не могу удержаться и не привести пример такой
"литературной игры":
* Эxo:
Собакевич: Похоже, мы с тобой одни. Не нравится мне это:-)))
* Глэдис еще
здесь.
* Собакевич:
Эхо, (невозмутимо) когда втроем - известно что делать. А вдвоем... Партейку в
шахматы?
* Эxo: Глэдис:
Е2-Е4
* Эxo: Глэдис:
Sorry, это не вам
* Глэдис:
Ранен.
* Собакевич:
"гроссмейстер ответил матом" :-)
* Глэдис: :-)
* Глэдис: Ж-7
* Собакевич:
(самодовольно) мимо... :-)
* Собакевич
заходит лошадью
* Собакевич:
Эхо, а в Чапаева умеешь?
* Собакевич
складывает взятые фигурки на Глэдисов базис. Вот Вам и надстройка.
* Глэдис
вспоминает, что когда не знаешь, чем ходить, следует ходить с бубей.
* Собакевич,
пользуясь тем, что игроки отвлеклись, незаметно сует в карман вражескую ладью
* Собакевич:
Хорошо, бубновую ладью:-)
* Глэдис: Семь
на бубях.
* Собакевич: Да
ладно бы только - "Чем", а то ведь и "куда" - не знаешь :-)
* Глэдис: Эй...
Тут ладья стояла!
* Глэдис не
знает. Но это не повод.
* Собакевич:
(оскорблено)Она же в сносе!
* Глэдис: А
канделябром?
* Собакевич
предлагая уйти "без трех", быстро сымает еще и двух слонов
* Глэдис: Б-9!
* Собакевич:
:-))) Это не по-джентельменски.
* Глэдис
принимает Собакевича за своего.
* Глэдис:
Сочтемся...
* Собакевич
яростно вистует: Б-Б, П-Б и еще раз Б-Б
* Собакевич: Ну
какой между своими счет? Давайте во-он те подвески, что Вам все равно не идут,
и мы в расчете :-)
* Глэдис
предлагает Собакевичу недорого десять взяток на мизере... Полный комплект. В
хорошем состоянии.
* Глэдис:
(смущенно) ну не комплект... Еще две на балу какая-то дамочка срезала. В
качестве сувенира, видимо.
* Собакевич
меньше двенадцати брать не согласный
* Глэдис
увлеченно пасует.
* Собакевич
сосредоточенно мусолит пятую семерку в рукаве
* Глэдис:
Распасовка.
* Глэдис: У Вас
перебор. :-)
* Собакевич: По
рукам! А ручки попрошу над столом держать.
* Глэдис: Тогда
и я попросила бы далеко не убирать хитрую рыжую морду. :-)
* Собакевич:
Банкомета на мыло!
* Собакевич:
Простите, обедать пора :-).
* Глэдис желает
Собакевичу приятного аппетита. И прощается.
Именно
он-лайновость чатовского действа роднит его с действом театральным. Как и в
театре, в чате притягательно именно то, что творчество происходит на твоих
глазах, как и театр, чат существует только "здесь и теперь". Подобно
тому, как любой театральный спектакль "в записи" что-то безвозвратно
теряет, впечатление от прочтения любого скопированного лога лишь бледная тень
тех эмоций, которые испытывали участники.
Но и сравнение
с театром весьма условно. В чатовском действе, в отличие от театра, участвуют
все присутствующие. На мой взгляд, пожалуй, наиболее близкой к чату формой самовыражения
является средневековый карнавал в его интерпретации Михаилом Бахтиным -
"... карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. ... Карнавал
не созерцают, - в нем живут и живут все... в этом отношении карнавал был ...
как бы реальной (но временной) формой жизни, которую не разыгрывали, а которой
жили на самом деле (на срок карнавала)". Вот мы и добрались до самого
главного. Первичная функция чата не коммуникативная, даже не игровая, а -
бытийная. Чат - это не клуб знакомств и не представление, это реальная жизнь,
проживаемая в иначе организованном мире. Посетители чата не общаются в нем, они
в нем живут.
Попробую
прояснить свою мысль.
Прежде всего -
в отличие от театрального и карнавального представления, чат не локализован во
времени, он бесконечен, его девиз - "Show must go!" В популярных
чатах народ присутствует всегда, а в силу того, что пользователями являются
люди, проживающие в самых разных часовых поясах, действо обычно не прекращается
в любое время суток. Как и сама жизнь, чат существует сам по себе, в
определенной степени независимо от участников. При входе ты попадаешь в уже
существующую реальность, которая продолжит существование и после твоего ухода.
Во-вторых, чат - это не только игра. Игровой, карнавальный характер чата является
важнейшей, но не единственной составляющей этого феномена. Да, в чатах
действуют образы, но за каждым образом стоит реальный человек и рано или поздно
каждый стремится пробиться к личности, стоящей за заинтересовавшей его маской.
Тогда карнавальный характер общения замещается или дополняется общением,
которое я называю доверительным.
"В
разверстке строк - душа чужая".
Прежде всего
попытаюсь ответить на вопрос, поставленный мною в начале - а что мешает людям
реализовать свои коммуникативные потребности в реальной жизни, не подменяя
улыбку смайликом, а жесты ремарками?
Причин много.
Прежде всего, в Сети круг общения человека расширяется лавинообразно и
возможность встречи с близким по духу человеком увеличивается на порядок. Кроме
того, вследствие анонимности исчезают многочисленные социальные барьеры в виде
возраста, внешности, социального положения, манер и тому подобного. А ведь
именно они служат критериями, по которым мы даже неосознанно
"отбраковываем" человека при самом первом, визуальном контакте. Надо
ли говорить, сколько духовно близких нам людей остаются вне нашего внимания и
насколько увеличивается возможность знакомства с потенциально близким человеком
в виртуальности?
Понятно, что в
виртуальности многих барьеров просто не существует, но по причине того, что
свято место пусто не бывает, в виртуальности визуальный принцип отбора заменен
принципом, который в реальной жизни детерминирует не начальное, а дальнейшее
развитие отношений и определяет, станет ли простое знакомство чем-то большим.
Имеется в виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они подобны
нашим, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но
и эмоциональной близости.
И из этого
вытекает самая важная особенность доверительного общения в Сети - оно очень
часто эмоционально окрашено. Людей связывает не просто совместное
времяпрепровождение, а совершенно искренняя дружба или даже любовь. Подобный
характер отношений определяется многими факторами. Во-первых, резкое увеличение
числа социальных контактов в 20 столетии имело своим следствием и обратную
сторону - количественный рост сказался на качестве и снизилась
"глубина" отношений между людьми. Подавляющая часть наших социальных
связей утилитарна, их возникновение и содержание функционально, а на близкие
отношения зачастую просто не остается времени.
Жизнь
современного человека эмоционально обеднена, что вырабатывает различные
механизмы компенсации. К примеру, иногда расцвет массовой культуры в
современном обществе связывается именно со слабой насыщенностью эмоциональной
жизни, а боевики, фильмы ужасов, эротика и т.п. являются не чем иным, как
суррогатной компенсацией. Посмотрел боевичок, адреналин в кровь пошел,
состояние нормализовалось. На мой взгляд, общение в виртуальном социуме часто
выполняет ту же функцию (хотя это и не является единственной функцией такого
общения), однако, в отличие от приведенного примера с массовой культурой,
чувства, переживаемые в Сети, отнюдь не являются суррогатом.
Не последнюю
роль в том, что в современном мире именно Сеть стала мощнейшим средством для
ликвидации "эмоциональной бедности" сыграло то, что в виртуальности
человек большей частью полностью выключен из суеты реальной жизни. Войдя в чат,
человек оставляет за экраном монитора большую часть своих социальных ролей. Это
значит, что исчезает детерминированность поступков, поведения. Человек делает
не то, что должен, а то, что хочет, по сути, он свободен в реализации своих
желаний. Удовлетворение утилитарных потребностей в Сети проблематично - в чатах
нет ни деловых партнеров, ни продавцов-покупателей и человек решает здесь свои
не материальные, а духовные проблемы.
Но не стоит все
списывать только на некоммерционализированность интернета. Даже если удастся
включить интернет в сферу функционирования свободного рынка, что, судя по
всему, почему-то является для нас проблемой номер один, человеческие контакты в
Сети вряд ли повсеместно приобретут характер деловых связей. Существуют
особенности виртуальных коммуникаций, которые прямо провоцируют их
эмоциональный характер.
Во-первых, даже
назвавшись в "приватности" своим реальным именем, человек остается не
более чем образом, "строчками на экране монитора". От реального
человека остаются только мысли, эмоции и т.п. в меру способностей переданные в
письменном виде. В силу этого его собеседник не имеет о своем визави никакой
информации, даже первичной, считываемой при визуальном контакте. Поэтому каждый
встреченный человек в Сети - это изначально ТАЙНА, ЗАГАДКА. Непонятное же
всегда притягивает, загадка требует отгадки. И если человек открывается, причем
только тебе, то это придает отношениям определенную интимность.
Весьма значимо
и такое следствие анонимности, как отсутствие ответственности. Случайность
встреч плюс всегда существующая возможность в любой момент прервать связь и
навсегда исчезнуть в не имеющей границ Сети позволяет людям вести себя
несколько иначе, чем в реальности. Как правило, этот фактор позволяет
собеседникам быть более откровенными, открытыми, чем в реальности. Возникает
эффект "разговора в поезде", когда незнакомым людям выворачивают душу
наизнанку, потому что понимают, что при малейшем желании возможности
встретиться после разговора уже не будет.
Мне могут
возразить - если карнавальность действительно присуща только чатам, то
доверительное общение может возникнуть (и возникает) практически на всех
ресурсах, где есть возможность знакомства людей и их последующего общения.
Абсолютно согласен. Но есть одно "но".
Практически
всегда доверительность возникает, развивается и заканчивается в так называемых
приватных средствах интернет-коммуникации, которые предназначены только для
двоих и закрыты от всех остальных - e-mail, ICQ и др. Но только в чатах
подобные средства ("шепот", "приват") встроены в ресурс
изначально и существует возможность перейти на доверительную ступень, оставаясь
в общем пространстве действа, не покидая его. И это не случайно.
Дело в том, что
в чатах наиболее комфортные условия для того, чтобы доверительные отношения
могли реализовываться не только "путем взаимной переписки", но и в
социуме, а близкие, эмоционально окрашенные отношения объединяли не только
двоих, но целую группу людей. Стабильность состава "завсегдатаев",
взаимное переплетение доверительных отношений, очень часто в итоге
оборачивается тем, что "сумма разрозненных индивидов" становится
теплой компанией друзей.
Именно в
доверительном общении, которое в чатах возникает не только "за
кадром", но и в "открытом эфире", реализуется вторая социальная
функция чата - коммуникативная. Чат становится не только любимой и
захватывающей игрой, но и местом (часто - единственным), где человек может
встретить дорогих и близких ему людей.
Замечу в
скобках, что хотя обе функции чата - и коммуникативная, и творческая
взаимопереплетены, тем не менее чаще всего именно в "карнавальном"
общении человек оценивает людей и производит "первичный отбор" тех,
кто ему интересен. Таким образом, карнавальность является весьма значимым
условием формирования "виртуальных компаний", которые в дальнейшем
общении активно используют уже как карнавальное, так и доверительное общение,
свободно переходя от задушевных разговоров к карнавальному шоу.
А так как
подобных социальных групп в пространстве чата может быть множество и они
большей частью взаимопересекаются, то мы можем говорить о формировании на базе
чатов полноценных социумов в виртуальном пространстве с общей идеологией,
культурными традициями, своеобразной историей и т.п.
Но, как
говорится в сказках: "Виртуальные социумы - это уже совсем другая
история..."
Вадим Нестеров
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusword.com.ua/