Финский кинематограф
Финский кинематограф
Сакари Тойвиайнен
За
последние двадцать лет в Финляндии было создано около 350 художественных
фильмов, в среднем 15-20 фильмов в год. Число это можно считать достаточно
высоким, принимая во внимание 5-миллионное население Финляндии и тот факт, что
кинорынок все больше захватывает поток фильмов из США.
Производство
фильмов в Финляндии всегда было ориентировано на внутренний рынок, и мы пока не
можем рассчитывать на экспорт наших фильмов. Значительная часть наших картин
для своей окупаемости требует более 100000 зрителей. Этот уровень превышают
только самые популярные комедии и такие эпические фильмы о национальной
истории, как например, “Зимняя война”. Производство фильмов у нас существует в
основном за счет субсидий государства.
Кризис 50-х годов
Как
и во всем мире, в 50-х годах финская кинопромышленность пережила кризис.
Зрительская аудитория сократилась, сначала в связи с развитием телевидения,
потом под натиском видео продукции. Скольжение вниз прекратилось только в конце
80-х годов. В конце 50-х назрела необходимость государственных субсидий, и
первая система поддержки была учреждена в начале 60-х годов в форме
государственных премий. В конце десятилетия был создан Кинофонд Финляндии.
Постепенно стабилизировалась его система поддержки. Кинофонд сам не производит
фильмов, но принимает решения о финансировании, распределяет фондовые займы,
включающие в себя государственные гранты, выплаты за повторное использование
кассет, кассовые сборы, и регулирует права на телевизионный показ.
Когда
в начале 60-х рухнула система кинопроизводства, в которой преобладали крупные
компании, возникла “новая финская волна” появились фильмы, созданные мелкими
компаниями. Все это опять-таки соответствовало международной тенденции.
Поколение переходного периода перевело финское кинопроизводство в следующее
десятилетие. Позднее и оно тоже было вынуждено отступить в сторону по разным
причинам. В настоящее время Ристо Ярва, Микко Нисканена и Хейкки Партанена нет
в живых, а Йорн Доннер, Эркко Кивикоски и Мауну Куркваара не снимали фильмы с
начала 80-х годов. Даже такие ветераны, как Матти Кассила и Рауни Моллберг,
кажется, испытывают трудности.
Смена поколений в начале 80-х годов
Смена
поколений началась в начале 80-х годов, и за десятилетие было создано около
тридцати первых фильмов, многие из которых, к сожалению, оказались последними в
творчестве их режиссеров. Мика и Аки Каурисмяки появились как пионеры нового
кино, но кроме них были и другие, реже упоминаемые режиссеры, такие как Пяйви
Хартцель, Матти Ияс, Маркку Лехмускаллио, Клас Улссон, Олли Сойнио и Лаури
Тёрхёнен.
С
появлением молодых режиссеров финская кинематография вновь открыла тему
“неприкаянного поколения”, создавая контакт с большей частью зрительской
аудитории. Первый прорыв в этом направлении сделал Тапио Суоминен своим фильмом
“Здесь начинается жизнь” (1980), имевшим большой успех и у зрителей, и у
критиков. Он имел такое же эстетическое и производственное значение, как
картина “Под твоей кожей” в середине 60-х. Фильм Суоминена уловил в воздухе
нечто такое, что ускользало от финских режиссеров на протяжении долгого
времени: он рассказал о проблемах молодого поколения языком, доступным широкой
аудитории. Зрители легко могли отождествлять себя с героями картины.
В
80-е годы появились также фильмы сказки “Король без сердца” (1982), “Песси и
Иллюзия” (1984) и “Снежная королева” (1987), поэтические ленты Маркку
Лехмускаллио о противостоянии человека и природы (“Танец ворона”, 1980,
“Лыжник”, 1982, “Инуксук”, 1988) и фильм ужасов Олли Сойнио “Лунная соната”
(1988). В эпическом ключе создал фильмы “ Равнины” (1988) и “Зимняя война”
(1989) Пекка Парикка. От лица нового поколения горожан выступил в своих
картинах “Тропик льда” (1987) и “Посвященные” (1989) Лаури Тёрхёнен.
Братья Каурисмяки создают направление
Наиболее
заметными представителями финского кинематографа как у себя на родине, так и за
рубежом, бесспорно, являются братья Каурисмяки. Их первые совместные проекты,
“Лжец” (1981) и “Никчемные” (1982), поставленные Мика Каурисмяки по сценарию
Аки Каурисмяки, были подобны свежему дыханию ветра.
Братья
отказались от широко распространенных форм кинопроизводства, как и от
мелкомасштабной тенденции “новой волны”. Эта тенденция включала в себя игру с
ассоциациями, цитатами, скрытыми шутками. Мика Каурисмяки приблизился к
традиционным методам и жанрам киноискусства, используя в качестве отправной
точки криминальный рассказ ( “Клан”, 1984), “дорожное” кино (“Россо”, 1985),
комедию (“Ча-ча-ча”, 1989), образцы зарубежных гангстерских фильмов (“Хельсинки
Неаполь: всю ночь напролет”, 1987) и приключенческие ленты (“Амазонка”, 1990).
В 90-х годах Мика Каурисмяки работал преимущественно в Соединенных Штатах и
сделал больше американских фильмов, чем финских. Например, “Лос-Анджелес без
карты” (1998).
Младший
брат Аки Каурисмяки выступает как стилистически и тематически последовательный
режиссер, чье творчество отмечено знанием кинематографической традиции и
грубым, часто черным юмором. Он представляет зрителю маргинальных, отчужденных
героев, сочетая критику общепринятых ценностей с моральным пафосом. Такова,
например, “трилогия рабочего класса”: “Тени в раю” (1986), “Ариэль” (1988) и
“Девушка со спичечной фабрики” (1990). Аки Каурисмяки начал деятельность
режиссера с версии романа Достоевского “Преступление и наказание” (1983),
действие которого перенесено в Хельсинки, затем продолжил ее сказочной
сатирической городской одиссеей “Calamari Union” (1985) и современной версией
Шекспира “Гамлет входит в дело” (1987). Действие большинства более поздних
фильмов Аки Каурисмяки происходит за рубежом: в США (“Ленинградские ковбои едут
в Америку” , 1989), в Лондоне (“Я нанял для себя убийцу”, 1990), в Париже
(“Жизнь богемы”, 1992). В своих более поздних работах “Побереги свою косынку,
Татьяна” (1994) и “Вдаль уплывают облака” (1996) он вновь обращается к жизни
финского рабочего класса.
Во
многом благодаря братьям Каурисмяки международный статус финского кинематографа
значительно повысился. Финские фильмы широко демонстрировались на различных
показах, ретроспективах и фестивалях. На фестивале Скандинавского кино в Руане
они привлекли к себе большое внимание, что подтверждается множеством
специальных призов и главным призом, доставшимся в 1989 г. фильму Матти Кассила
“Великолепие и нищета человеческой жизни”.
Братья
Каурисмяки известны не только в Европе, но и в Северной и Южной Америке и в
Японии. Нью-йоркский Музей современного искусства организовал ретроспективу их
фильмов, а на кинофестивалях их имена соседствуют с именами других ведущих
режиссеров Европы. Аки Каурисмяки стал культовым режиссером во многих
европейских странах. Правда, зрительская аудитория Каурисмяки невелика и
специфична. Но братьям удается постоянно добиваться успеха даже в условиях
ограниченного бюджета.
Финский кинематограф в 90-х годах
В
90-х годах производство художественных фильмов в Финляндии сократилось до 10-12
премьер в год. В то же время возросла роль телевидения. Кинематограф четко
разделился на “популярный” и “авторский”. Поляризации способствовал и кассовый
успех некоторых картин.
И
все же недостатка в новых режиссерах не было более чем дюжина их появилась в
последнее десятилетие. Кроме братьев Каурисмяки значительного успеха добились
также Вейкко Аалтонен и Маркку Пёлёнен. Аалтонен завершил свой первый фильм
“Окончательное соглашение” для компании Каурисмяки в 1987 г., но настоящее
признание пришло к нему после второго фильма “Блудный сын” (1992). Это
изображение садомазохистских отношений между двумя мужчинами, выявляющее
глубокие истоки насилия. “Отче наш”, созданный в 1993 г., использует схожий
мотив, травму, полученную в детстве в результате инцеста. Последняя работа
Аалтонена “С любовью, Майре” (1999) исследует вспышки насилия, которыми
одержима одинокая женщина из высшего общества.
Маркку
Пёлёнен обратил на себя внимание последовательным обращением к темам сельской
жизни. В фильмах “Земля счастья” (1993), “Последнее венчание” (1995) и “Король
сплавщиков” (1998) Пёлёнен возвращается в Северную Карелию своих ранних лет,
переживающую кризис оттока населения из села, показывает вызванные этим
процессом изменения в обществе. Фильм Пёлёнена отличает полнокровное
изображение жизни крепкого деревенского народа, соединение трагедии и комедии,
ностальгия и острая интуиция.
Важной
чертой финского кинематографа 90-х годов стал значительный вклад
женщин-режиссеров. Пирьо Хонкасало начала свою карьеру режиссера в 70-х годах,
когда работала с Пекка Лехто. Позднее она получила высокое признание за
самостоятельно снятие документальные ленты. Отойдя от неигрового кино, в 1998
г. она завершила “Огнеглотательницу”, драматический фильм большой самобытности.
Кайса Растимо с тонким чувством стиля поведала о странствиях современной
молодой женщины в картине “Соленое и сладкое” (1995), а в фильме
“Респектабельная трагедия” (1998) изобразила положение женщины в буржуазном
браке в 30-е годы. Аули Мантила привлекла международное внимание своим первым
художественным фильмом “Коллекционер” (1997), отмеченным необычным изображением
знатной дамы, и продолжила тему насилия с женской точки зрения в “Географии
страха” (2000). На протяжении последнего десятилетия женщины-режиссеры заявили
о себе как документалисты. Кроме Хонкасало, Ану Куйвалайнен, Кити Луостаринен,
Вирпи Суутари и Сусанна Хелке подняли жанр кинодокументалистики на новый
уровень в качественном и эмоциональном отношении.
Финское кино на рубеже тысячелетия
На
рубеже тысячелетия финское кино переживает процесс возрождения. В 1999 г.
выпуск фильмов увеличивается, крепнет профессионализм, заметна оригинальность в
выборе тем и стилей. Традиционные “национальные” тревоги снова появились в
таких работах, как военный фильм Олли Саарела “Засада”, вестерн по-фински
Алекси Мякеля “Крутые” и биографический фильм о финском спортсмене и певце
Тапио Раутаваара “Лебедь и странник” Тимо Койвусало. Возрождение выразилось
также и в росте кассовых сборов. Весной 1999 г. четыре отечественных фильма
возглавили рейтинг посещаемости. Это “Засада”, “Томми и рысь”, “Крутые” и
“Лебедь и странник”.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.finpromarketing.ru/