Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества
Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек
советского общества
Овечкин Е.Г.
Образные
и сюжетно-ролевые игрушки, функционирующие в играх и развлечениях людей,
являются предметами культуры, носителями определенной социально-культурной
информации. Они специфически отражают мир: природу, социум, объекты культуры,
технические достижения и фантазии общества. Отражая духовный мир, игрушки
воплощают персонажей народных сказок, детской литературы, мультфильмов.
Интерес
к изучению игрушки известен с древности до наших дней. В России накоплен ценный
научный опыт, являющийся во многом базовым для изучения игрушек. Один из первых
российских игрушковедов Л.Г.Оршанский справедливо отмечал: "Нельзя в
игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной;
недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и
второе, и еще много иных сторон" (Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по
истории, этнографии и психологии игрушек. М.- Петроград, 1923. С.101). Одной из
таких сторон является социологическое рассмотрение игры и игрушки.
Социологическое
изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое,
искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область
изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: "игрушка в
обществе" (социологический аспект) и "общество в игрушке"
(социолого-искусствоведческий аспект).
Первый
аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте
игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или
иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам, "каждая
из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного
построения различных культур" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания
о художнике. М., 1979. С.51). К первому же аспекту относится вопрос, связанный
с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих
на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и
образов.
Второй
аспект невозможно считать чисто социологическими. Его рассмотрение находится на
стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или
иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной системы находят
выражение в темах и образах игрушек. Бартрам считал, что "каждая страна
выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху"
(Бартрам Н.Д. Избранные статьи... С.50).
История
советской игрушки насчитывает многие десятки лет. В 1918 году Наркомпрос
основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки. После 1930
года началась работа по созданию новой советской игрушки, отражающей новую
эпоху и нового человека - строителя социализма (до этого времени работа над
игрушкой и производство игрушек находилось в стихийном состоянии). Формирование
нового типа личности, основанного на социалистических нормах, ценностях и
стереотипах поведения, требовало создания новых образцов игрушки. В мае 1932
года был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в г.
Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные
учреждения (См.: Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933. С.4).
Взгляды
Д.Б.Эльконина позволяют рассматривать игрушку в качестве средства передачи
общественного опыта (См.: Пряхин В.П. История советской игрушки за 60 лет
(педагогический, художественный и производственно-товарный аспекты).
Автореферат кандидатской диссертации. М., 1979. С.15). Различные типы игрушек
способствуют передаче разнообразного культурного, социального и общественного
опыта.
В
50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была
принята следующая рабочая группировка игр и игрушек: 1) игрушки для творческих
сюжетных игр (например, куклы); 2) игрушки-занятия (настольные игры,
полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.); 3) технические игрушки
(машины, трактора и т.д.); 4) игрушки для подвижных и спортивных игр; 5)
декоративные карнавально-праздничные игрушки (См.: Байковская О.Ф. Просмотр
массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С.37). Мы видим, что игрушки
обладают различными функциями и нацелены на трансляцию различного опыта:
ценностей, норм и стереотипов поведения.
Многие
из вышеперечисленных игрушек имеют общие признаки: они образны и сюжетны. К ним
относятся куклы, технические игрушки, декоративно-праздничные игрушки. Образные
и сюжетные игрушки содействуют "творческой подражательной игре, через
которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт,
расширяет его... Они направляют внимание ребенка на те или иные явления
окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам,
переживаниям" (Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23).
Из
многообразного мира игрушек необходимо выбрать игрушки, которые являются
объектом социологического изучения, т.е. представляют интерес с точки зрения
социологии. На наш взгляд, объектом социологического изучения являются
образные, сюжетные и сюжетно-ролевые игрушки, способствующие передаче
социального (социокультурного, общественного) опыта.
Предмет
социологического изучения - игра и общение человека как развивающейся личности
с игрушками, способствующими передаче социального опыта: норм, ценностей и
стереотипов поведения в условиях советского общества и его подсистем.
Цель
изучения - выявить и проанализировать типические ситуации игр и общения
личности с массовыми игрушками советского общества. Перед исследователем встают
задачи: во-первых, установить социальные факторы, влияющие на генезис и
развитие тем и образов советских игрушек; во-вторых, выяснить, как и в связи с
чем в советской игрушке отражена общественная система; и, в-третьих, определить
функции, выполняемые различными типами игрушек в структуре советского общества
и его подсистем. Для решения этих задач необходимо исследовать массовые игрушки
СССР и их функции в различные периоды истории советского общества.
Отражательная
функция образной и сюжетной игрушки отмечалась давно: "Обладая целым рядом
самых различных ценностей, - писал Н.Д.Бартрам, - игрушка по своему существу
делится на игрушку как "радость ребенка" и игрушку, отражающую жизнь,
являющуюся как бы ее зеркалом" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи... С.46). К
этому сравнению следует добавить, что игрушка специфически - "игриво"
отражает природу, социум, объекты культуры и технические достижения и фантазии
общества. В игрушках, отражающих реальные объекты, содержание игрушек игриво
преломляется в их форме, т.е. трактуется на игрушечный лад. В.П.Пряхин называл
эту специфику "своеобразием изобразительного языка игрушки". Элементы
социальной системы специфически отражаются в советских игрушках. Остановимся на
одном примере.
В
1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек.
Он был организован Управлением промышленной кооперации при Совете Министров
РСФСР. Артель имени 8 марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и
25 см) по образцам художников Е.Е.Борисовой и М.Н.Бартрам. Авторы воспроизвели в
моделях игровых кукол образы советских людей разных специальностей, профессий и
занятий. Куклы-мальчики и куклы-девочки одеты в различные костюмы и снабжены
ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца,
летчика, пограничника, врача, шахтера, рабочего, милиционера, школьницу,
дежурную по станции, санитарку, физкультурников и колхозников. Куклы названы
соответственно: "Физкультурница", "Суворовец",
"Врач", "Пограничник", "Школьница",
"Нахимовец" и др.
В
этих куклах отражаются социальные роли и профессии, присущие советскому
обществу конца 40-х гг. Куклы отражают роли, относящиеся к молодежи, а также
роли и профессии взрослых членов общества. Куклы в специфической - игривой
форме воспроизводят элементы ролевой и профессиональной структуры советского
общества и, тем самым, способствуют обыгрыванию той или иной роли в процессе
игры с куклой. Следует подчеркнуть, что все образцы кукол, представленные
артелью имени 8 марта были освоены в массовом производстве (Россихина С.В. Куклы
и предметы для игры с куклами. // Игрушка. М., 1950. С.22.).
В
заключении отметим, что социологическое изучение игрушек советского общества
обладает спецификой, которая проявляется в определении, прежде всего, предмета
изучения, а также, цели, задач и объекта изучения. Социологический подход
интересен тем, что позволяет использовать специфический угол научного зрения на
игрушку и выявить неизвестные стороны ее функционирования, известные же -
рассмотреть полнее.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/