Спасский собор Андроникова монастыря
Спасский собор Андроникова монастыря
Дата
создания: 1425 г. - 1427 г.
Материал,
техника: белый камень
Спасский
собор Андроникова монастыря - наиболее древний белокаменный храм, сохранившийся
без существенных изменений до наших дней.
Стены
собора сложены из правильных прямоугольных блоков желтовато-белого известняка,
гладко отшлифованных с лицевой стороны. В монастыре жил и работал величайший
художник древней Руси - Андрей Рублев, который не только расписывал собор, но и
участвовал в его строительстве.
Собор
- самое яркое и значительное произведение раннемосковской школы зодчества.
Художественный
образ этого сооружения полон необычайного напряжения. Зодчие преднамеренно
понизили угловые части и энергично приподняли средние деления его основного
объема. Выше, на постаменте из четырех трехлопастных арок, разместился легкий
барабан главы, поставленный как бы на пружинящие кокошники. В целом эта
устремленная вверх композиция очень напоминает композицию Пятницкой церкви в
Чернигове. Можно подумать даже, что создавшие ее мастера вообще были знакомы с
творением Петра Милонега. Подхватив и развив далее примененные им архитектурные
формы, они не только создали храм, в котором традиционная крестово-купольная
схема претерпела еще большее изменение; одновременно была подготовлена почва
для новых творческих поисков и смелых дерзаний русских зодчих XVI века.
В
настоящее время в монастыре располагается Музей древнерусского искусства им.
Андрея Рублева.
Спасский
собор Андроникова монастыря в Москве - наиболее совершенное произведение
раннемосковского зодчества. Ступенчатая "корона" закомвр и кокошников
также получила в последующем широкое развитие в зодчестве XVI-XVII вв.; четкое
отделение пилястр с базой и капителью от профиля вышележащей закомары можно
считать зарождением "ордерного" строя.
Собор
Андроникова монастыря, как и другие примеры раннемосковского зодчества,
свидетельствует о глубоком своеобразии зодчества Москвы и вместе с тем - о
широких связях с архитектурой сопредельных земель. В нем получили развитие
традиции не только владимирских храмов, но и произведений западной и
юго-западной Руси (Пятницкая церковь в Чернигове, конец XII-начало XIII в.).
Можно отметить известную близость и к храмам южных славян - Сербии и Македонии,
с которыми Москва поддерживала оживленные связи. Наконец, отдельные
архитектурные элементы раннемосковских храмов (приподнятые подпружные арки,
половинки арок и закомар, трехлопастные завершения и др ) говорят о связях
Москвы с Новгородом и Псковом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/