играет в моей работе большую роль, поскольку в будущем возможно, что "Литургия" С.В. Рахманинова будет входить в репертуар моего хорового коллектива, и её подробное изучение поможет мне в хормейстерской работе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
литургия златоуст композитор рахманинов
Глава 1. Творческий портрет композитора в сфере духовной музыки
Прежде чем говорить о духовных сочинениях С.В. Рахманинова следует отметить, что религиозность в музыке композитора проходит не только через его духовные сочинения. Для этого стоит обратиться к произведениям для хора a cappella великого мастера.
Например, "Пантелей-целитель" на слова А.К. Толстого для смешанного состава. Если обратить внимание даже на название, то уже можно понять, какова тематика произведения. По христианской легенде, Пантелей - сын знатного язычника и бывшей тайной христианки. Мальчик с детства обладал целительными способностями и его отдали на обучение знаменитому врачу Евфросину. Вскоре о Пантелее узнали римляне, который лечил прежде всего бедных и заключённых людей. Затем святой принял крещение и обратил в веру своего отца, излечив на его глазах слепого. В наследство от отца он получил богатое имение, отпустил всех рабов на свободу, имущество раздал всем нуждающимся и безвозмездно лечил больных.А.К. Толстой всё это красочно описывает в своём стихотворении:
Пантелей-государь ходит по полю,
И цветов и травы ему по пояс,
И все травы пред ним расступаются,
И цветы все ему поклоняются.
И он знает их силы сокрытые,
Все благие и все ядовитые,
И всем добрым он травам, невредным,
Отвечает поклоном приветным,
А которые растут виноватые,
Тем он палкой грозит суковатою.
Для того чтобы полностью удостовериться в том, что Сергей Васильевич относится к духовным композиторам, можно привести в пример ещё одно сочинение, которое не было издано автором: "Deus meus" - это мотет (канон) для 6 голосов без сопровождения, название которого в переводе с латинского означает "Ты, отче патриарх".
Теперь можно перейти непосредственно к духовным сочинениям композитора. К ним относятся духовный концерт g moll для смешанного хора без сопровождения "В молитвах неусыпающую Богородицу" и хоровые циклы a cappella "Всенощное бдение" и "Литургия святого Иоанна Златоуста".
Если рассматривать в целом все эти сочинения, то каждое представляет собой огромное творение в русской духовной музыке.
Следует обратиться к окружению С.В. Рахманинова, которое сподвигло его написать церковные сочинения. Первые впечатления от красоты духовной музыки композитор впервые испытал в детстве. Его бабушка, Софья Александровна Бутакова, была глубоко религиозной женщиной. Она часто посещала церковные службы, и когда внук оставался на её попечении всегда брала его с собой. Поскольку Софья Александровна была также и крёстной матерью Сергея Васильевича, его духовному воспитанию она отводила большую роль.
Особенно С.В. Рахманинову с детства заполнился перезвон далёкого Новгородского Софийского собора. Древний новгородский знаменный распев на всю жизнь сохранился в памяти композитора.
Время, проведенное в имении его бабушки, С.В. Рахманинов вспоминал как самые светлые моменты своего детства. Уже в Москве, будучи взрослым, он часто ходил к службе, но тщательно скрывал свои религиозные чувства от посторонних глаз, поэтому многие современники, знавшие С.В. Рахманинова лично, в своих воспоминаниях отмечали, что он не отличался религиозностью и не посещал церковь. И лишь самые близкие друзья знали, что это утверждение совершенно неверно.
В конце XIX - начале XX века в России началось бурное движение за провозглашение национального демократического в искусстве в социально-историческом, историко-бытовом и народно-эпическом аспектах. Такое движение получило название "нового направления", суть которого заключается в интерпретации древнего знаменного распева, опираясь на фольклор, язычество, мифологическое сознание.
Предрасположенность С.В. Рахманинова к духовной музыке связано с его наставниками - учёным-медеевистом С.В. Смоленским, который являлся директором Синодального училища, преподавателем истории русской церковной музыки в Московской консерватории, известным композитором и дирижёром Синодального хора, А.Д. Кастальским, который являлся автором выдающихся трудов по народному песнетворчеству.
К новому направлению принадлежали к тому же и такие композиторы как П.Г. Чесноков, который был известным регентом до революции; А. Гречанинов, являющийся автором многих духовных произведений; Виктор Калинников, написавший несколько песнопений из литургии; М. Ипполитов-Иванов и другие. Этот круг не мог не повлиять на духовное мышление С.В. Рахманинова, который являлся представителем московской школы.
Первым крупным духовным произведением композитора является концерт "В молитвах неусыпающую Богородицу", написанный в 1893 году. В этом же году концерт был впервые исполнен хором Успенского собора. При создании этого юношеского концерта С.В. Рахманинов испытывал сильное влияние П.И. Чайковского. Но уже здесь явственно проступают и черты собственно рахманиновского стиля: широкое дыхание мелодических линий, которые можно сопоставить по размаху как со знаменными распевами, так и с мелодиями крестьянских проголосных песен.
Затем появились "Литургия", законченная в 1910 году и "Всенощное бдение" (1915), которое является не менее значимым в творчестве С. В Рахманинова. Обращаясь к традиционной культовой форме, С.В. Рахманинов трактует её в плане далеком от канонической церковности. Так же, как и его "Литургия", "Всенощное бдение" не нашло себе места в богослужебном обиходе. Причина этого не только в широко развитых масштабах отдельных его частей, далеко выходящих за пределы обычных культовых норм, в большой сложности хоровой фактуры, но и в самом истолковании композитором канонических текстов. Благоговейная молитва превращается им часто в развёрнутое эпическое повествование или в массовую народную картину оперного плана.
Народ с его нравственными представлениями и верованиями, с его отношением к событиям является главным действующим лицом этого произведения. "Всенощная" С.В. Рахманинова представляет собой монументальное эпическое полотно, достойно продолжающее национальные традиции "Могучей кучки", единственное произведение такого художественного масштаба в русской музыке после "Сказания о граде Китеже" Н.А. Римского-Корсакова.
Поскольку данная работа посвящена изучению "Литургии святого Иоанна Златоуста", то следующая глава будет посвящена истории создания этого произведения и его музыкально-теоретическому анализу.
Глава 2. "Литургия святого иоанна златоута" с.в. рахманинова
2.1 История создания
В. Брянцева в своей книге о С.В. Рахманинове так пишет о его "Литургии": "Законоучитель школы, где я работала - вспоминала двоюродная сестра Сергея Васильевича, А.А. Трубникова, - после исполнения "Литургии" отозвался так: "Музыка действительно замечательная, даже слишком красивая, но при такой музыке молиться трудно. Не церковная". [1. C.412]
Из вышесказанной цитаты следует, что Сергей Васильевич достиг концертности, театральности, масштабности в творческом оформлении знаменного распева. Здесь сказывается прежде всего влияние П.И. Чайковского, который первый гармонизовал "Литургию" как самостоятельный хоровой вокальный цикл, исполняющийся прежде всего на крупной сцене огромным коллективом. Но в то же время нельзя сказать, что С.В. Рахманинов полностью следовал за П.И. Чайковским. Мастер мыслил ещё глубже, так как его фактура содержит множество пластов, что характерно для всей музыки композитора, и в этом С.В. Рахманинов не изменяет себе. Здесь сказывается влияние А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, которые были сходны с Сергеем Васильевичем в своём оперном, ораториальном мышлении.
Древнерусский характер, дух старины воссоздаётся через особый набор выразительных средств и приёмов, создающих колорит архаики. Опираясь на древнецерковную монодию, С.В. Рахманинов облекает её во всё многообразие красок, возникающих из палитры жанровых и стилевых особенностей.
Несмотря на то, что С.В. Рахманинов задумывал "Литургию" для исполнения в церкви, она получилась монументальным, самостоятельным, рассчитанным на высокопрофессиональное исполнение концертным произведением. Впервые она прозвучала 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора под управлением выдающегося русского дирижёра Н. М Данилина. Как художественное произведение "Литургия" С.В. Рахманинова нашла широкий и тёплый отклик. В дореволюционной России она звучала в концертном исполнении. В советское время её исполнение было возрождено лишь в 80-е годы и тоже на концертной эстраде.
Теперь следует перейти к более подробному музыкально-теоретическому анализу "Литургии".
2.2 Музыкально-теоретический анализ литургического цикла С.В. Рахманинова
"Литургия" С.В. Рахманинова представляет закономерно организованное музыкальное целое. Общность начальных и финальных построений цикла отмечается интонационным, гармоническим и тональным родством. Основу композиции составляют крупные, многотемные и внутренне контрастные номера. Звонкость, колокольность, колыбельность, драматическая речитативность, а также знаменность как отражение соборности, разработка интонационно-тематических связей и ряд других приёмов позволяют говорить об особой, созданной композитором музыкально-образной системе отражения в музыке религиозно-духовного мира.
Древнерусское певческое искусство вместе с фольклором явились, по убеждению С.В. Рахманинова, важнейшим истоком и опорой русской музыкальной культуры в целом, средоточением исторической памяти народа, его художественного чувства и эстетического сознания. Отсюда их широкое общенациональное значение. "Новое русское возрождение" включило в свою орбиту и жанры хоровой духовной музыки a cappella, относящиеся к наиболее древней области русской профессиональной музыкальной культуры.
В формах монодического искусства она занимала господствующее положение на протяжении нескольких веков. Как многоголосное творчество - от середины XVII и до начала XIX века - была представлена партесными композициями и пришедшими им на смену классицисткими хоровыми композициями мастеров XVIII столетия: М.С. Березовского, А.Л. Веделя, Д.С. Бортнянского. Они явились вершиной в исторической эволюции русской хоровой культуры предглинкинской эпохи. После того, с расцветом классической русской музыки, культовое музыкальное искусство в России отошло на задний план. У композиторов, полностью сосредоточившихся на духовной музыке, обнаружилась ограниченность художественного горизонта, нередко ремесленнической подход к творческим задачам. Отрицательно сказывалась зависимость от церковных властей, от установленных правил сочинения духовных песнопений. Крупнейшие же мастера-классики лишь эпизодически и далеко не все (М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков) создавали "переложения" (гармонизации) обиходных напевов - обычно по долгу службы, работая в Придворной певческой капелле.
"Литургия святого Иоанна Златоуста" С.В. Рахманинова представляет собой вокально-хоровой цикл, состоящий из 20 номеров. Таким образом, структура цикла - номерная:
·Великая ектенья
·"Благослови, душе моя, Господа"
·"Слава Отцу" и "Единородный"
·"Во царствии Твоем" (двухорное и однохорное)
·"Приидите, поклонимся"
·"Господи, спаси благочестивыя" и "Святый Боже"
·Сугубая и последующие ектеньи
·"Иже херувимы"
·Просительная ектенья и "Отца и Сына"
·"Верую"
·"Милость мира"
·"Тебе поем"
·"Достойно есть"
·"Отче наш" (двухорное)
·"И духови Твоему" и "Един Свят"
·"Хвалите Господа с небес". Причастный
·"Благословен грядый" и "Видехом свет истинный"
·"Да исполнятся уста наша"
·"Буди имя Господне" (двухорное)
·"Слава Отцу" и "Благочестивейшаго"
Из вышеуказанного списка ясно, что С.В. Рахманинов некоторые номера писал для разных составов. Вероятнее всего это связано с тем, что композитор, например, номер "Во царствии Твоем" слышал в разных тембровых палитрах. Однохорным составом скорее всего произведение будет звучать с некоторым лиризмом, а двойной состав может быть внесёт долю напряжённого драматизма.
Возможно разный вариант состава дан в помощь дирижёру, у которого численность в хоре может время от времени меняться. Но вышеперечисленные аспекты нужно рассматривать в системе, которые неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Дирижёр обязательно должен это учитывать перед тем как берётся исполнять цикл со своим коллективом.
Если обращаться к разным научным источникам, анализирующих "Литургию" С.В. Рахманинова, то можно прийти к выводу, что форму цикла можно рассматривать с разных сторон: по частям, по кульминационным моментам, по тональному кругу, по строению "Литургии" в церковно-славянском обиходе, а также учитывать моменты сквозного развития. Поэтому далее необходимо провести анализ литературных источников в сравнении.
Основной кульминацией, серединой всего цикла является самый масштабный по продолжительности, по многоголосной фактуре, по составу номер "Верую" - символ веры православных христиан.Ю. Келдыш в своей книге "Рахманинов и его время" пишет: "Необычна по ярко драматической трактовке текста десятая песня - "Верую" - с её напряжёнными хроматическими гармониями и патетическими оборотами мелодии, напоминающими некоторые страницы рахманиновского оперного творчества" [3. C.386]
Если рассматривать "Литургию" в сквозном развитии, то следует обратиться к приёму реминисценции: некоторые мотивы повторяются в нескольких номерах в свободном варьировании. Тут следует обратиться опять же к Ю. Келдышу: "Так, основная интонация двухголосного "запева" четвёртой песни:
эпизодически проходит уже ранее во второй песне". [3. C.388]
По тональному плану "Литургия" делится на две части, которые объединяются тональностью B-dur. В первой половине номеров преобладает доминантовая функция, а во второй отмечается тяготение к субдоминантовой последовательности тональностей.
Теперь следует обратиться к Ю. Паисову, который в своём сборнике статей рассматривает "Литургию" как богослужебное действо, которое делится на две части: литургию оглашенных и литургию верных. Оглашенные - это те, кто не допущен ко Святому Причастию. Верные - праведные люди, которые молятся на службе за великих грешников и допущены к таинству Святого Причащения.
Литургия оглашенных (№1-7) начинается псалмом "Благослови, душе моя, Господа". У С.В. Рахманинова он несёт и эпическое, и лирическое начало. Эпичность песнопения обогащена колокольностью. Для большей монументальности С.В. Рахманинов расширил протяженность хорового номера, насытил фактуру многослойностью, придав звучанию как бы оркестровую насыщенность.
В основу текста 4-го номера положены "Блаженны" - фрагменты Нагорной проповеди, зовущей к любви и истине. Композитор отражает его духовное изложение, придающее звучанию пространственно акустический эффект "соборности". В мелодике главенствует повествовательность. Отмечается диатоническая ладовая основа параллельного мажора-минора (но иногда композитор вводит экспрессивные хроматические интонации, раскрывая смысл слов "плачущие", "жаждущие"), вариационное и вариантное развёртывание голосов.
Если 1-й и 4-й номера относятся к эпической линии, то 3-й и 5-й развивают лирическое начало. Остро экспрессивны "Единородный Сыне" (№3) и "Приидите, поклонимся" (№5). Звучащие в них драматические, оперно-ариозные речитативные фразы, такие, например, как в кульминации третьего хора на словах "вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже", казалось бы не согласуются с богослужением. Но если вдуматься в глубинный смысл этих песнопений - принесение Христом себя в жертву во имя победы над смертью, то становится оправданным подобное эмоциональное отражение реальных земных мук Господа.
Завершает литургию оглашенных "Трисвятое". В его многоголосной аккордовой фактуре обнаруживается и "знаменность" основной мелодической линии, и особенности стиля ранних партесных композиций, включавших знаменные распевы в качестве основы. Заметны и подголосочные расщепления голосов, идущие от народной песенности. В кульминации последние девять тактов "Трисвятого" - все средства: уплотнение ткани, разрастание фактуры, крещендирование, темповое расширение, ведут к укрупнению, монументальности образа.
Литургию верных начинает песнопение "Иже Херувимы". Перенесение во время обряда Святых Даров с жертвенника на престол символизирует присутствие Христа среди молящихся. Эпическая линия находит своё развитие в следующих песнопениях цикла. Здесь (№11-13) пение чередуется с анафорами - читаемыми в алтаре молитвами. Основной темой становится благодарение и прославление Господа как творца всего сущего. Два самых крупных хоровых номера "Литургии" - символ веры "Верую" (№10) и молитва "Отче наш" (№14). Эти песнопения оказываются кульминациями в развитии соборного эпического начала, и как говорилось ранее "Верую" является общей кульминацией всего цикла.
В "Хвалите господа с небес" (№16), имеющем лирико-эпическое направление, господствует картинность. Хор "Видехом свет истинный" (№17) отмечен напряженной выразительностью, причастие даёт новые силы, источник которых в Свете Веры. Мелодика благодарственной песни "Да исполнятся уста наши хваления" (№18) близка к лирическим темам П.И. Чайковского и самого С.В. Рахманинова.
Завершается "Литургия" С.В. Рахманинова в гимнической манере - хорами-славлениями "Буди имя Господне благословенно" (№19) и "Слава Отцу и Сыну" (№20).
Если рассматривать "Литургию" С.В. Рахманинова с музыкальной точки зрения, то можно прочувствовать в этом сочинении даже личные мотивы тоски по родине, но в то же время ощущается объективизм: обращение к народу, колокольность, массовость, ораториальность, театральность, сценическое действо.
В ритмической специфике произведения ощущается живая пульсация, которая не стоит на месте на протяжении всего цикла и развивается до конца. Разумеется, свою роль здесь сыграли сложные размеры.
Все паузы тоже являются своеобразным дыханием, которые привносят в музыку напряжённое ожидание, лирический драматизм, но в то же время сдержанное внутреннее спокойствие.
Рахманиновская гармония насыщенна, придаёт музыке особую острую интонацию светлой печали, например, в номере "Иже Херувимы" или интонацию торжественности. Сюда можно отнести вторую часть номера "Милость мира" ("Свят, свят Господь Саваоф")
Подводя итог этой главы, надо отметить, что в целом "Литургия" С.В. Рахманинова трактовалась композитором как цельное масштабное произведение концертного плана. Здесь опять можно обратиться к Ю. Келдышу: "В культовом обиходе сочинение это не закрепилось, не получив признания церковных властей. Даже при исполнении в концертах некоторые его части исключались по требованию духовной цензуры, так как музыка их не была найдена недостаточно соответствующей смыслу "священных слов". [3. C.389]
Заключение
Подводя итог данной работе, следует отметить, что духовная музыка в ХХI веке - это актуальное явление в современной цивилизации и все произведения, которые были запрещены в ХХ веке, подвергаются сейчас глубокому изучению. Исключением, конечно, не является и духовная музыка Сергея Васильевича Рахманинова.
Цель исследования, которая заключалась в изучении духовной музыки С.В. Рахманинова на примере его "Литургии", была достигнута. В ходе исследования были решены следующие задачи: изучена история создания "Литургии" С.В. Рахманинова, а также проанализированы её структура и содержание. Также были изучены особенности духовной музыки С.В. Рахманинова, его интерпретирование знаменного распева в "Литургии".
Хоровые произведения композитора - ценнейший вклад в русскую музыку древнейшей профессиональной традиции - придали духовно - хоровому творчеству композиторов рубежа веков (в его лучших образцах) значение органической части отечественной музыкальной классики. Хоровое наследие a cappella П.И. Чайковского, А.Д. Кастальского, А.К. Лядова, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснокова и С.В. Рахманинова служило упрочению национальных основ русской художественной культуры во второй половине прошлого и в начале нового столетия. Историческая весомость достигнутого обнаруживается в отражениях древнерусской образности и стилистики в русской музыке последующих десятилетий вплоть до нашего времени. При этом уже в сфере светского, а не духовного искусства. Рахманиновская древнерусская интонационность и колокольность прослушиваются в "Симфонии псалмов" И.Ф. Стравинского, в произведениях Н.Я. Мясковского и С.С. Прокофьева, у Г.В. Свиридова, в творчестве Н. Сидельникова, В. Гаврилина.
Хоровые произведения a cappella, относящиеся к области культового искусства, не занимают видного места в творчестве русских композиторов-классиков. Под таким углом зрения до сравнительно недавнего времени рассматривалась и духовная музыка С.В. Рахманинова. Между тем эта часть наследия композитора связана с историческими глубинными пластами русской музыкальной культуры. Древние обиходные напевы, сплетаясь с выразительными приёмами и средствами современного музыкального искусства, образуют целостную музыкальную ткань произведения, в которой древний напев не только рельефно выделяется, но выявляет, проясняет мелодическое, интонационное богатство и красоту первоисточника. Вместе с тем, автор раскрывает стилистическое своеобразие, заложенное в первоисточнике, обогащает эпическую основу древнего распева подлинным симфонизмом, оперным богатством образов и напряжённостью драматургического развития.
В творчестве же С.В. Рахманинова духовная музыка играла немаловажную роль. "Литургия святого Иоанна Златоуста" С.В. Рахманинова - это произведение, которое будет актуально в музыкальном искусстве во все времена.
Список используемой литературы
1.Алексеев А.Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность - М.: Музгиз, 1954.
2.Асафьев Б.В. С.В. Рахманинов, [М.], 1945.
.Брянцева В. С.В. Рахманинов. М., 1976
.Кандинский А. "Всенощное бдение" Рахманинова и русское искусство рубежа веков" в нотном сборнике
5.Кандинский А. Литургия Иоанна Златоуста Рахманинова. Музыкальная академия - 1993№3 - с.148-156
.Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М., 1973
7.Паисов Ю. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып.2. М., 2004
.Рахманинов в художественной культуре его времени: Тезисы докладов научной конференции. - Ростов - на-Дону: РГК, 1994
.Рахманинов С.В. Сборник статей и материалов под редакцией Т.Э. Цытович. Музгиз. Москва, 1947, Ленинград
.Романовский Н.В. Хоровой словарь. М., 2005
.Скафтымова Л.А. Вокально-симфоническое творчество С.В. Рахманинова и русская кантата начала ХХ века. Л.А. Скафтымова. - СПб. Изд-во Политехн. ун-та, 2009