Роль государства в регулировании национальных отношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,87 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль государства в регулировании национальных отношений

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Международный институт бизнес-образования»

Юридический факультет

Кафедра теории, истории права и государствоведения





КУРСОВАЯ РАБОТА №

по дисциплине «Теория государства и права»

Тема «Роль государства в регулировании национальных отношений»












Мурманск

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования национальных отношений

.1 Содержание, цели, задачи, субъект, объект и принципы национальной политики

.2 Виды национальной политики

Глава 2. Управление национальными процессами

.1 Модели государственного устройства многонациональных государств

.2 Методы, средства регулирования национальных отношений

.3 Право наций на самоопределение

Глава 3. Национальная политика России

.1 Национальная политика дореволюционной России

.2 Национальная политика СССР

.3 Национальная политика современной России

Заключение

Библиографический список

национальная политика государство

Введение

Всякое государство создается каким-либо народом, этносом или группой этносов. Можно сказать, что государство есть форма существования этносоциальных групп, поэтому логично, что функцией государства в этом случае является урегулирование внутренних противоречий, конфликтов, способствованию в развитии этнических групп, сохранение их культурных ценностей, как неотъемлемой части истории и современности государства в целом. Выполнение этих задач возложено на национальную политику (этнополитику) государства, о которой и будет идти речь в данной работе. В современности, когда глобализация стремительно набирает обороты, многие этнические группы осознают свою национальную уникальность, при этом обретая желание создать свое суверенное государство, и даже делая из этого самоцель. Иногда это играет негативную роль, т.к. нередко приводит к сепаратизму, этнических конфликтам и другим социально негативным явлением. А поскольку моноэтнических государств мало, то и проблемы национальной политики всегда будут являться актуальными для исследований.

Национальная политика на протяжении всей мировой истории была предметом исследований многих ученых, политиков, философов. В древности, когда наиболее сильная держава подчиняла и захватывала слабые народности и этнические группы, то сразу вставал вопрос об их управлении: отдать ли захваченных в рабство, установить даннические отношения, уничтожить или даровать автономию. Далее, истории известны национально-освободительные войны и движения на протяжении всего ее развития, что также подвергалось дискуссиям о способах регулирования и устранения подобных проблем. Здесь мы исходим из того, что выработка способов и методов национальной политики возложено на государство, что можно назвать одной из внутренних функций, следовательно, изучение национальной политики тесно связано с такой дисциплиной как теория государства и права.

Цель работы - комплексное изучение национальной политики, как формы участия государства в регулировании национальных отношений, рассмотрение ее целей, видов, моделей, анализ национальной политики как политико-правового явления, определение ее значения на протяжении исторического развития России, установление существующих проблем этнополитики нашего государства.

При написании работы перед нами стояли следующие задачи:

дать общие теоретические сведение о национальной политики: понятие национальной политики, ее цели, задачи, принципы;

определить субъект и объект национальной политики;

проанализировать модели национальной политики;

определение средств и методов национальной политики;

найти и проанализировать проблемные элементы национальной политики;

охарактеризовать национальную политику России в ее историческом развитии;

анализ современной национальной политики;

определить значение национальной политики в жизни государства и общества.

Объектом исследования в данной работе является национальная политика государства, как важнейшего элемента регулирования межэтнических отношений, способа развития этнических групп и реализации их интересов.

Предметом исследования является наиболее общие закономерности развития и функционирования этнополитики, ее моделей, и принципов ее реализации, в частности.

Методологическую основу исследования составили: системный анализ, формально-юридический метод, обобщение, историзм.

Теоретической базой исследования выступали научные статьи, диссертации, доклады ученых, книги и др., авторами которых являлись как представители отечественной науки, такие как В. А. Тишков, В. С. Нерсесянц, Л. М. Дробижева, Савченко И.В., Савченко В.И., так и зарубежные мыслители, например, Ч. Кукатас.

Нормативной базой работы являются: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года), указ Президента «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 года, Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» от 31 марта 1992 года, Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в редакции от 5 апреля 2009 года, Федеральный закон «О национально-культурной автономии» в редакции от 9 февраля 2009 года, Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» от 24 октября 1970 года, Конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» от 9 декабря 1948 года.

Структура работы состоит из: введения, трех глав, включающих восемь подпунктов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования национальных отношений

.1 Содержание, цели, задачи, субъект, объект и принципы национальной политики

Роль государства в регулировании национальных отношений выражается в его национальная политике. Национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Это система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Этот вид государственной деятельности включает в себя социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические аспекты. А в многонациональных государствах, таких как, например, Российская Федерация, в любой сфере общественной жизни учитывается также национально-этнический аспект.

Объектом национальной политики (на кого направлена национальная политика) являются нации, этносы, этнические общности, социальные слои, национальные меньшинства, малочисленные народы. Дадим определения данным основным объектам, опираясь на этнологический словарь.

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

Нация - исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

Этническая общность - любая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознание себя отдельной самостоятельной группой.

Социальный слой - обозначение социальной группы, выделяемой на основании некоторых общих признаков, например, квалифицированные рабочие, пенсионеры и др.

Субъект национальной политики несет функцию разработки и реализации национальной политики, это прежде всего органы государственной власти, средства массовой информации, партии и общественные организации.

Национальные отношения в условиях федерального государства имеют два основных значения. Во-первых, они выполняют связующую роль одной нации, народности с другими нациями, народностями, составляющими федеративный государственный союз. Во-вторых, национальные отношения - это общественные связи нации, народности с государством. Все это обусловливает появление в процессе правового регулирования межнациональных отношений двух основных тенденций в их развитии: государственного суверенитета и национального, народного суверенитета.

Государственный суверенитет - это, как известно, верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере. Национальный суверенитет - это полновластие нации, ее политическая свобода, возможность самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории. Осознание своих национальных способностей является закономерным этапом развития нации, к которому рано или поздно придут все народы. Поэтому главная задача государства заключается в создании благоприятных условий для развития нации, народности, «мягкого» их включения в многонациональный процесс, локализации любых проявлений национализма или великодержавности.

Национальная политика в сложных современных условиях основывается на следующих научно обоснованных принципах.

Первый принцип - научный анализ и творческое осмысление осуществления национальной политики в нашей стране и за рубежом. Основные положения национальной политики - равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к шовинизму и т.д.

Второй принцип - стабильность территориальных границ национально-государственных образований.

Третий принцип - учет взаимосвязи и взаимодействия реформ в экономической, политической, духовной и национальной сферах. Основой национальных отношений является нормально функционирующая экономика и потребительский рынок, денежное обращение, сбалансированный межреспубликанский обмен.

Четвертый принцип - целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов. Развитие рыночных отношений, изменения в хозяйствовании и оплате труда, в кадровой политике, в духовной жизни, в работе средств массовой информации должны быть направлены на уважение чести и достоинства каждого человека.

Пятый принцип - оказание помощи малочисленным народам в развитии их экономики, культуры, в сохранении среды обитания.

Шестой принцип - формирование этики межнациональных отношений, исключение всех форм насилия, несправедливости.

Таким образом, национальная политика, со своим содержанием, принципами, субъектом и объектом и прочими присущими ей признаками является особым направлением, целостной системой, которая является предметом исследований и одной из функцией государства.

.2 Виды национальной политики

Национальную политику различают по следующим основаниям: цель, содержание, направленности, формам и методам осуществления, результатам.

По цели различают следующие виды национальной политики:

национальная консолидация - процесс интенсивного сближения различных этносов, в результате которого они сливаются, утрачивая свою этническую обособленность, самосознание былой этнической принадлежности;

межэтническая интеграция - заключается в экономическом, социальном и др. взаимодействии уже сложившихся этносов, что ведёт к постепенному сближению и слиянию этносов в сфере культуры и по др. этническим параметрам;

слияние.

Наряду с этим национальная политика бывает нацелена на национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защиту национального и инонационального влияния.

По содержанию национальную политику можно разделить на:

гуманистическую - заключается в том, чтобы максимально согласовывать интересы разных народов, реализовывать их с позиций уважения каждого народа, каждого человека, иначе ее можно назвать демократической;

интернационалистическую - заключается в сотрудничестве различных народов для достижения различных целей;

националистическая - такая политика по своему содержанию направлена на установление национальной исключительности, обеспечение господствующего положения своей наций, без учета интересов других народов;

великодержавно-шовинистическая - применимо к российской истории есть признание господствующего положения русского народа и власти по отношению к остальным народам России;

антигуманная.

По направлению выделяют национальную политику демократическую, миротворческую, созидательную, прогрессивную и тоталитарную, воинственную, разрушительную, реакционную.

По формам и методам осуществления национальная политика характеризуется ненасилием, толерантностью, уважительным отношением, но наряду с этим национальная политика может осуществляться в форме господства, подавления, репрессий.

По результатам национальной политика различают, с одной стороны, согласием, единением, сотрудничеством, дружбой, а с другой - характеризуются напряженностью, конфротационностью, конфликтностью.

Из такого большого разнообразия стоит заключить, что национальная политика, будь то националистическая или интернационалистическая, определяется не только государством, но и современным национальным положением дел, требованиями общества. Всякая национальная политика содержит в себе идею, которая сложилась на протяжении многих лет, т.е. исторически, или принесена извне и была принята обществом, как отвечающая интересам существующих этнических групп. Это видно на примере истории России, так в имперскую эпоху национальная политика заключалась в подчинении национальных окраин центру, ее также называли великодержавно-шовинистической, но это сложилось на протяжении многих лет. Но с приходом большевиков национальная политика вобрала в себя новую идею - интернационализма, которая развивалась не в ручье российской истории и была принесена извне.

Глава 2. Управление национальными процессами

.1 Модели государственного устройства многонациональных государств

Основными тенденциями развития этнополитических процессов в современном мире являются: стремление народов к сохранению и развитию своей самобытности, к культурному и политическому самоутверждению, участию в общественной и государственной жизни. Все это государство должно учитывать в определении своей национальной политики. А для этого берется за основу определенная модель этнополитики. В мире сложилось три таких модели, а именно: ассимиляция, мультикультурализм и экстремизм, или дискриминаторство, и некоторые другие, вытекающие из этих трех.

К определению понятия «ассимиляторская модель национальной политики» мы рассмотрим две ее составляющие. Первой является «ассимиляторство как идеология». Она предполагает культурную гомогенизацию общества, формирующегося из разнородных в этническом, расовом, религиозном отношении групп населения, превращение его в некую целостность, основанием которой становятся общие гражданские идеалы и общие культурные стандарты. Этническая идентичность в результате такой политики замещается гражданской идентичностью, и последняя становится важнейшим социальным маркером при культурном и политическом позиционировании личности. Из выше сказанного можно выделить те виды национальной политики, которые мы перечислили выше: национальная консолидация, межэтническая интеграция.

Второй составляющей является рассмотрение ассимиляторства как политики. Заключается он в том, что создаются и формируются культурные стандарты, политические институты, национальный идеал, к которым стремился объект национальной политики. Такая модель существовала в США в XIX веке и диктовала идеал, который был направлен на иммигрантов. Суть его в том, что американским гражданином был: «белый американец англо-саксонского происхождения, исповедующий протестантизм».

Концепция мультикультурализм возникла в условиях глобализации, развития международного рынка труда, где вследствие транснациональной миграции становится всё более сложным и затратным поддержание и оправдание культурной однородности.

Главная составляющая мультикультурализма - "легитимация культурного разнообразия ". Разнообразие позиционируется едва ли не как самоцель. Сторонники данной концепции считают, что «мультикультурализм связан с индивидуалистическим подходом, охраняющим право каждого индивида «выходить» из его культурной группы. Вместо рассмотрения общества как состоящего из большинства и меньшинств, мультикультуралисты стремятся переопределить современное государство как множество культурных групп в постоянном движении и с расплывающимися границами между ними ".

Мультикультурализм есть такая форма этнополитики, при которой нетитульному населению нет необходимости идти на вынужденные культурные потери (ассимиляцию) для бесконфликтного сосуществования с доминантным большинством или замыкаться в гетто, чтобы сохранять групповую идентичность и не подвергаться дискриминации.

Третьей из возможных моделей реакции на этнокультурное многообразие общества является этническое дискриминаторство. Суть данной реакции заключается в создании таких условий сосуществования народов, при котором образовывался бы значительный разрыв в правах между ними.

Чандран Кукатас - профессор политической теории факультета государственного управления Лондонской школы экономики - дает возможные варианты развития дискриминаторства, а именно:

изоляционизм - внутри общества насаждается единообразие, доступ извне для «чужаков» - закрыт;

апартеид - присутствие «других» допускается либо «другие» насильно включаются в общество, но при этом возможность интеграции в общество для них отсутствует;

рабство - государство насильно включает «другие» народы в собственную жизнь, при этом какая - либо интеграция для «других» невозможна;

метекизм - государство относится к интеграции «чужаков» не враждебно, но не позволяет их полноценное включение в общество;

интервенционизм - государство навязывает другим народам (за своими пределами) собственный образ жизни, но не позволяет им участвовать в собственной жизни;

империализм - государство навязывает другим народам (за своими пределами) собственный образ жизни, инкорпорирует, или включает их в свой состав, распространяя на них собственные высокоинтегрированные структуры;

миллетизм - государство терпимо относится к культурным укладам «других» народов на своей территории, но не позволяет их самоопределение и выход из своего состава.

В качестве заключения стоит сказать, что, не смотря на специфические черты национальной политики любого государства, его можно отнести к одной из приведенных выше трех моделей.

2.2 Методы, средства регулирования национальных отношений

Национальная политика заключается в управлении национальными процессами. Это основное средство осуществления национальной политики. Оно представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие на развитие национальных отношений с целью достижения определенных целей.

Стоит начать с того, что отправной точкой в исследовании национальной политики того или иного государства является определение его национально-территориального устройства. История знает три основных формы государственного существования и развития наций и национально-этнических групп: унитарное государство (или просто унитаризм), конфедерацию и федерацию.

Конфедерация - это международно-правовой союз государств, в рамках которого создаются надгосударственные органы. Решения этих органов нуждаются в подтверждении со стороны органов субъектов конфедерации. Конфедерация неустойчива. Она либо распадается, когда достигаются цели союза или же выясняется неэффективность союза для достижения поставленных целей, либо превращается в федеративное государство . Следовательно, в конечном счете, приходится рассматривать национальную политику государства как суверенного федеративного или унитарного.

Унитарное государство. Унитаризм - единое, слитное, простое государство, все части которого или большинство их не имеют статуса государственных образований. Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов государственной власти; оно делится только на административно-территориальные единицы, не знающие каких-либо признаков суверенитета. Составные части унитарного государства (области, районы и др.) управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена общегосударственным законом без согласования с местными органами и местным населением.

Помимо административно-территориальных единиц, управляемых органами центрального подчинения, в унитарном государстве могут быть автономные образования. Автономия может быть территориальной и экстерриториальной. Территориальная автономия устанавливается Конституцией того или иного государства. Такое решение принимается в силу того, что определенная часть населения в силу своих особенностей способна более эффективно решать определенные вопросы социально-экономической и культурной жизни на территории проживания этой части населения.

Территориальное автономное образование создается населением, не имеющим этнических отличий, но имеющим особенности хозяйства и культуры, которые вызваны историческими или географическими факторами. Этнотерриториальное автономное образование создается этническим меньшинством на территории его компактного проживания.

Существует также понятие этнокультурной автономии. Эта Автономия имеет экстерриториальный характер. Если этническое меньшинство в стране проживает разрозненно, то государство может гарантировать ему право создавать свои представительные органы на общегосударственном уровне. Эти органы обычно обладают консультативными полномочиями в отношениях с высшими государственными органами и специальной компетенцией, позволяющей защищать интересы представителей этнических меньшинств.

Федерация. Это форма децентрализации государственной власти, предполагающая разграничение компетенции между органами власти федерации и субъектов федерации. Субъекты федерации (штаты, земли, республики, области и т. д.) - это составные части федеративного государства, в которых создаются органы законодательной и исполнительной власти (реже - суды), действующие в соответствии с разграничением компетенции между федерацией и ее субъектами.

Различаются федерации, построенные по этническому ("национальному") и по территориальному принципам.

По этническому принципу: население государства составляют несколько этносов, каждый из которых образует субъект федерации.

По территориальному принципу: население - преимущественно этнос или этнически однородная общность - живет на исторически обособившихся территориях. Население каждой такой территории образует субъект федерации.

Федерации, построенные по этническому принципу, - это редкое исключение. В эпоху индустриального развития суверенная государственность самоценна для этносов.

В существующей федерации одним из методов управления является так называемая «федеральная интервенция». Суть ее в том, что федеральный центр в установленном конституцией или иным законом порядке вмешивается в дела субъекта федерации в случае: нарушения властями последнего федеральной конституции или федеральных законов, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушений прав человека, серьезных беспорядков, возникновения угрозы целостности государства, задержки налоговых и других платежей. Стоит, также заметить, что Конституция РФ не предусматривает таких мер.

Мы уже сказали выше, что с наступлением индустриальной эпохи этносы нацелены на свою «суверинизацию», а так как федерация не подразумевает союз суверенных государств, то, следовательно, такой метод является признанным государствами-федерациями.

Предоставление государством возможности этническим группам, или этносам, иметь свое самоуправление нашло свое выражение в юридической науке, и именуется как «право народов на внутреннее политическое самоопределение». Более подробно «право народов на самоопредление» будет рассмотрено ниже.

Определившись с ролью национально-территориального деления обратимся к такому понятию как «механизм управления национальными процессами». В сфере национальной политики он играет ключевую роль, так как он имеет назначение осуществления требований законов, является непосредственным регулятором национальных отношений.

Структура механизма управления национальными процессами имеет сложную структуру, которая во многом зависит от конкретной сферы их проявления, от конкретного объекта управления. Например, в механизм управления языковой жизнью кроме традиционных структурных компонентов включаются лингвистические учреждения, в механизм управления духовной культурой народов - творческие союзы, в механизм урегулирования межнациональных конфликтов - средства массовой информации, общественные организации, научные институты. В общую структуру механизма входят следующие компоненты:

управляемая система - объект управления (национальные процессы);

управляющая система - субъект управления (государство, политические партии, общественно-политические организации);

принципы, комплекс рычагов, методов, средств, приемов управления, система нормативов деятельности управляющей системы необходимых для взаимодействия между управляющей и управляемой системами;

управленческий процесс, его стадии, функции, оценка эффективности и др.

Таким образом, определяемый сущностью, требованиями объективных законов общественного развития, механизм управления национальными процессами - это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему (национальные отношения) для достижения конкретных целей. С помощью механизма управления обеспечивается последовательность (цикличность) деятельности управляющей системы, ее взаимодействие с управляемой системой.

Другой метод, или средство, национальной политики - это, конечно же,

нормотворчество. Законодатель имеет возможность выработать концепцию своей национальной политики и создавать направленные на ее реализацию законы, структуры и т.д. Примером может служить Российская Федерация, а точнее указ Президента «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». На основании этого документа органы власти, которые имеют своей функцией управление национальными процессами будут ориентироваться именно на него, так как он определяет общие положения национальной политики и ее цели для государства.

Также, результат национальной политики определяет ее научность, а следовательно, правильность, успех национальной политики обеспечивают научно-исследовательские институты, центры, фонды и т. п. (В нашей стране работают, например, Институт этнологии и антропологии РАН, Институт славяноведения и балканистики РАН, Институт востоковедения РАН, Центр этнополитических исследований и др.). Они помогают выявлять закономерности и тенденции, действующие в сфере национальных отношений. Результаты их исследований учитываются при разработке концепций политики, могут скорректировать деятельность в той или иной сфере органов власти.

Также, стоит рассмотреть методы дискриманационной национальной политики. Одним из способов является сегрегация - политика принудительного отделения одних этнических групп от других, переселения гонимых на специально выделенные территории (резервации, гетто).

Другой крайней формой национальной дискриминации, практиковавшейся, в частности, сталинским режимом в 40-е годы, является депортация (изгнание, высылка) целых народов с мест их традиционного проживания.

Но особенно одиозное выражение национального вопроса и этнополитики - геноцид (этноцид). Юридический смысл этого понятия заключен в международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», подписанной 9 декабря 1948 года в Париже и ратифицированной всеми странами - членами ООН. Геноцид означает действия, совершаемые с целью полного или частичного уничтожения какой-либо этнической, расовой или религиозной группы.

Из вышесказанного стоит заключить, что методы национальной политики многообразны, полный перечень не представляется возможным представить, т.к. государства сами создают эти способы, опираясь на исторические, этнокультурные, экономические особенности объекта регулирования.

.3 Право наций на самоопределение

Вопрос о праве народов и наций на самоопределение является одним из основных принципов международного права. Он закреплен в Уставе ООН и многих других международно-правовых документах. При этом формы самоопределения могут быть различными. Так, в Декларации ООН о принципах международного права 1970 г. говорится: Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

К этому следует добавить, что предоставление народу широкой национально-государственной и культурной автономии в рамках многонационального государства является еще одной формой его самоопределения, но, как говорилось ранее, это может привести к желанию народа-этноса создать независимое, суверенное государство.

Право наций на самоопределение имеет как внутреннюю, так внешнюю формы.

Первое, т.е. право наций на внутренне политическое самоопределение, о чем говорилось выше и сейчас будет рассмотрено подробнее, - это право их меньшинств на политическое самоопределение без сецессии - в рамках того государства, в котором они существуют как меньшинства. Цель такого самоопределения - обретение этническим меньшинством регионального самоуправления в рамках существующего государства. В данном контексте региональное самоуправление означает формирование этническим меньшинством на территории его компактного проживания органов государственной власти, самостоятельных в отношениях с центральными органами государственной власти.

Способы реализации государством права народов на внутренне самоопределение было описано выше. Скажем кратко: федерализм и создание автономных территориальных единиц есть компромисс между многонациональным государством и национальными меньшинствами.

Важно заметить, что реализация этносом право на внутреннее самоопределение не должна противоречить определенным условиям, а именно:

внутреннее политическое самоопределение не должно преследовать такие цели, которые несут в себе нарушение индивидуальных прав человека;

не должны нарушаться права других этнических групп, если таковые живут на территории, на которой происходит внутреннее политическое самоопределение этнического меньшинства;

Другой формой самоопределения является внешнее самоопределение, которое подразумевает, что этнос вправе либо создавать свое независимое, суверенное государство, либо не создавать и войти в состав уже существующего государства. Следовательно, право на внешнее политическое самоопределение особенно актуально для тех народов, которые еще не создали свое национальное государство. В этом случае также требуется выполнение вышеперечисленных условий.

Вместе с тем существующие государства не вправе вообще отрицать право этнических меньшинств на политическое самоопределение. Практика же такого отрицания порождает терроризм на этнической почве, войны за национальную независимость, сепаратизм. В этом случае компромиссным вариантом будет реализация суверенным государством права на внутреннее самоопределение.

Между тем в последние годы в международных политических и научных кругах все большее распространение получает точка зрения, согласно которой право самоопределение не может быть безусловным правом каждого народа. В использовании права народов на самоопределение, в особенности права на отделение и образование самостоятельного государства, нередко проявляется больше политических амбиций отдельных лидеров и групп, нежели политической и тем более экономической необходимости. Сегодня международная общественность все больше склоняется к тому, что вопрос о самоопределении «нуждается в корректировке», что самоопределения «можно добиться и без возникновения новых суверенных государств».

Таким образом, право наций на самоопределение хоть и является проявлением гуманистических идей имеет свои недостатки, это право, которое может стать самоцелью этноса-народа, но в то же время, оно является проявлением демократических идей. Важно подчеркнуть два момента: прежде всего самоопределение не обязательно означает образование независимого государства, возможны разные формы его реализации, и, кроме того гибкость понимания права на самоопределение должна быть соотнесена с утверждающейся в политологии вариативностью понимания суверенитета (разделенный, частичный, функциональный суверенитет). Это делает возможным не интерпретировать каждую попытку самоопределения как сецессию, отделение, как нарушение целостности государства.

Глава 3. Национальная политика России

3.1 Национальная политика дореволюционной России

Так называемый национальный вопрос, как составная часть политики Российской империи по отношению к нерусским народам на её территории сложился ко 2-й пол. 19 в. В целом колониальная политика России была более лояльной по отношению к местному населению и характеризовалась терпимостью и своего рода прагматизмом. Правовая дискриминация по этнокультурному признаку как таковая в России отсутствовала; ограничения и льготы для отдельных групп населения касались не их этнической, а сословной или религиозной принадлежности.

Российская колониальная политика не препятствовала, но даже временами стимулировала упрочение этнокультурных общностей через сохранение и поддержку местных форм самоуправления. Некоторые народы вовлекались в российскую политическую систему в качестве особого рода военных сословий, подобных казачьему (так, в 1798 в Башкирии введена кантонная система управления и было создано башкирское войско для охраны юго-восточных границ России; ранее особые контингенты в русское войско поставляли касимовские татары, калмыки и др.). Особый статус, обеспечивавший значительную степень самостоятельности, получали провинции, присоединённые к империи, уже будучи сложившимися государствами или на правах протектората (Царство Польское, Великое княжество Финляндское, государства Закавказья, Хивинское ханство, Бухарский эмират). Русификаторская политика и репрессивные меры по отношению к местному населению (ссылки, правовые ограничения и др.) вызывались региональным сепаратизмом (Царство Польское, Кавказ).

Правовым документом, регулирующим отношения государства с нерусским населением, был составленный в 1822 М.М. Сперанским Устав об управлении инородцев, который касался коренного населения Сибири. Он впервые в мировой практике определял статус аборигенов, исходя из необходимости защиты их образа жизни и наиболее важных сторон их жизнедеятельности. В 1892 на основе Устава 1822 было составлено Положение об инородцах. К этим документам восходит политика в отношении народов Севера и в первые десятилетия советской власти.

Однако на практике эти цели достигались лишь отчасти. Действия администрации на присоединённых землях, стремление вовлечь коренное население в новые экономические отношения часто приводили к нарушению их традиционного образа жизни. Целенаправленная земледельческая и военная колонизация, переселенческая политика, новые формы управления и повинности, принудительная христианизация вызывали недовольство, доходившее иногда до восстаний и вооружённого сопротивления.

Также, национальной политики Российской империи было свойственно насильственное переселение людей и стимулирование колонизации экономически перспективных территорий было традиционным средством государственной политики в России. Прежде всего переселение коснулось наиболее многочисленного из народов России - русских. Потоки русских переселенцев в приказном порядке или добровольно направлялись во вновь присоединённые южные и восточные районы. Особенно возросла миграция в пореформенной России.

К концу 19, началу 20 века национальная политика России приобретает реакционных характер, который вызван Польским восстанием 1863-1864 гг., в целом она была направлена на западные территории империи, и заключалась в насильственной русификации и христианизации населения.

Кризис Российской империи в начале 20 в. усилил центробежные тенденции на её национальные окраинах. Национальный фактор, сопровождавшийся ростом национальным самосознания, пробуждением политической активности, превратился в одну из причин распада государства.

3.2 Национальная политика СССР

После свержения монархии в России в февр. 1917 независимость обрели Финляндия и Польша. Декларация прав народов России 2(15).11.1917 провозгласила равенство и суверенность народов России и право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. В первые годы после прихода к власти большевиков независимость провозгласили Украина, республики Закавказья (Грузия, Армения, Азербайджан, Абхазия) и балтийские страны (Литва, Латвия и Эстония). Автономистские движения развернулись среди крупных народов Поволжья (татар и башкир).

Декларации большевиков были поддержаны националистическими движениями на периферии и обеспечили новой власти поддержку среди нерусского населения. Однако в ходе Гражданской войны 1917-1922 распад быв. Российской империи был остановлен, и большевики сохранили контроль над всей территорией, за исключением Прибалтики, Польши и Финляндии. Вместо признания права на сецессию (выхода из состава страны) был взят курс на реализацию принципа самоопределения на основе социалистического федерализма в форме создания этнотерриториальных автономий различного уровня для разных народов, которые были объявлены социалистическими нациями. В янв. 1918 на 3-м Всероссийском съезде Советов была провозглашена Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) как федерация советских национальных республик.

Новый этап национальной политики в СССР начался с принятия конституции СССР в 1936 г., а также ряда сопутствующих ей постановления и законов. С этого момента курс на учет национальной специфики сменился на унификацию национальной жизни, но это не насильственная русификация. Речь шла скорее о всемерном повышении роли титульных этносов союзных республик в культурной и политической жизни, усиление роли русского языка в жизни страны, сужение функций родного языка и вела к свободному владению вторым - русским языком, который постепенно становился основным в СССР.

Середине 30-х до середины 50-х: возвращение в состав государства территорий Прибалтики, Зап. Украины и Зап. Белоруссии, а во-вторых, депортацией народов и ликвидация ряда национальных автономий в период войны. В 50-х годах результаты депортации были устранены, но не все (возвращение крымских татар и турок-месхитинцев). Также, к этому периоду относится массовые насильственные депортации, были затронуты огромные этнические группы (например, финны-ингерманладцы, эстонцы, Узбекистан, Таджикистан и др.), но в 1964 и 1972 были подписаны указы о восстановлении прав депортированных народов, что явило собой некоторую компенсацию.

С кон. 1940-х гг. возрождается антисемитская политика (борьба с космополитизмом, дело Еврейского антифашистского комитета, дело врачей). В то же время проводилась политика коренизации применительно к недавно вошедшим в состав СССР территориям. Специальные пленумы ЦК компартий Литвы, Белоруссии, Молдавии и др. республик (1953) принимали решения об интенсивном привлечении на руководящие должности представителей титульных национальностей, что усиливало проявления национализма на бытовом уровне и дискриминацию русского населения.

В период с 1956-1957 гг. в области национальной политики господствовали тенденции предвоенных лет. На фоне некоторой либерализации общества, реабилитации репрессированных стала появляться тенденция к «сворачиванию» культуры и языка титульных наций автономных республик, а также «нетитульных» национальных меньшинств при усилении роли русского языка, языков и культур титульных этносов союзных республик (школьное образование).

После прихода к власти М.С. Горбачёва в союзных республиках было усилено внимание со стороны государства к этническим проблемам. В аппарате ЦК КПСС создаётся отдел по национальным отношениям, куда были приглашены работники с мест, представляющие разные национальности, сформирован круг консультантов из академической среды. Было признано необходимым расширение прав союзных и автономных образований и разграничение компетенции Союза ССР и советских республик, передачи на места ряда управленческих функций, усиления самостоятельности и ответственности в сфере экономики, социального и культурного развития, охраны природы.

Однако эти решения были в значительной степени запоздалыми. В обществе всё более обострялись межэтнические противоречия. В 1990 Верховный Совет СССР принял также закон о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, что было запоздалой реакцией на заявление Литвы о своём выходе, за которым последовали аналогичные заявления Латвии, Эстонии, Грузии, Армении. Этнические и политические конфликты охватывали всё большее пространство Советского Союза, что впоследствии привело к распаду государства и образованию новых суверенных государств, в том числе и Российской Федерации, которая имеет свои характерные черты национально-этнической политики.

3.3 Национальная политика современной России

На современном этапе развития государства и права России столкнулась с множеством проблем в национальной политике. Если в период Российской империи этнические группы находились в подчинении власти на основе сложившихся традиций и обычаев, а советский период благодаря идеологическим и силовым методам национальные отношения урегулировались центром, то сейчас, Россия пробует новые методы, ведь с распадом СССР начался национальный подъем народов, что привело, как известно, к различным последствиям. Национальная политика современной России является предметом множества дискуссий и исследований, поэтому не представляется возможным рассмотреть ее в полном объеме, затронем наиболее важные моменты.

С принятием Конституции РФ и подписанием Федеративного договора изменилось отношение к национально-этническим группам, подобное положение закреплено в Преамбуле Основного закона: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…». А Федеративный договор признает национальное достоинство народов РФ, и ставит своей целью «достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания».

Точкой отсчета при исследовании национальной политики России есть рассмотрение существующих проблем в сфере межнациональных отношений, рассмотрим некоторые из них:

отсутствие четкой и эффективной системы мероприятий по решению возникающих межэтнических проблем;

продолжающийся отток русского населения из большинства регионов России, нарушающий сложившийся баланс этнополитических сил и интересов;

рост националистических настроений среди населения;

отсутствие четкой миграционном политики;

отсутствие эффективных институтов, цель которых учет и реализация культурно-этнических интересов;

неразвитость системы стимулов для государственных служащих, в целях демократического регулирования, реализации прав, поддержке развития традиционно-культурных ценностей малочисленных народов;

тенденция к чрезмерной централизации в экономической и политической сферах, что влечет проблемы в диалоге между центром и субъектами;

неурегулированность порядка и источников средств для возмещения ущерба понесенного малочисленными народами;

отсутствие эффективных программ по формированию толерантности среди населения и др.

Сейчас государство пытается использовать различные современные методы национальной политики, так, например, нормотворчество и выработка стратегий стало важным элементом национальной политики. В качестве примера рассмотрим указ Президента «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», заменивший указ президента Ельцина «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». Документ признает существование значительных проблем, и на этой основе сформулированы различного рода задачи. К числу «неотложных» задач относятся, например:

реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;

реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;

совершенствование законодательства Российской Федерации для гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

стимулирование государственных служащих и органов, направляя их на решение этнокультурных задач, и др.

Решение данных задач должно быть построено на основополагающих принципах, таких как:

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

учет взаимосвязи и взаимодействия реформ в экономической, политической, духовной и национальной сферах, т.к. основой национальных отношений является нормально функционирующая экономика и потребительский рынок, денежное обращение, сбалансированный межреспубликанский обмен и др.

В то же время, не смотря на огромное количество проблем в этнополитической сфере, справедливо будет упомянуть, что к моменту подписания указа уже имелась некоторая база развития этнических групп. В сфере законодательства существуют основополагающие законодательные акты, устанавливающие гарантии прав этнических групп и т.д. Например: Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральный закон «О национально-культурной автономии» и др. Также, развитие институциональной основы национальной политики: создание Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. В экономической сфере: субсидирование бюджетов субъектов РФ в целях поддержки и развития коренных народов.

Что же касается нашего края, то здесь работает Министерство регионального развития Мурманской области, который реализует национальную политику РФ в нашей области, и «Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера», целью которого является реализация программ направленных на повышение уровня жизни малочисленных коренных народов Севера, защиту их прав, социально-экономическое развитие. На данный момент действует целевая ведомственная программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Мурманской области», задачей которой является улучшение материально-технической базы народов, поддержание и освещение национально-культурных традиций, обеспечение деятельности Совета представителей коренного малочисленного народа Севера при Правительстве Мурманской области

В качестве заключения скажем, что Российская Федерация молодое государство, которое, отойдя от абсолютно-централизованной системы регулирования национальных отношений, пробует новые методы, при этом столкнувшись со значительными проблемами, и, как видно, государство видит эти проблемы и пытается их решить. И, конечно же, нашему государству стоит решать эти проблемы не по мере поступления, а еще до момента их возникновения, предупреждать их, и прогнозировать все возможные последствия.

Заключение

В настоящей работе мы рассмотрели национальную политику, как форму участия государства в регулировании национальных отношений.

Национальная политика - важный элемент политики государства, значение которого сложно переоценить. Она обладает своим субъектом, в лице государства, и объектом, где могут выступать различные народности, этнические группы. Здесь, государство призвано учитывать и реализовывать интересы этнических групп, посредством системой различных мер, способов, которые и составляют национальную политику, причем эти меры строятся на научно-обоснованных принципах, без которых государство может нанести вред как этническим группам, так и, как следствие, себе, ибо они составляют государство, его население.

В работе мы определили, что национальную политику можно классифицировать, для каждого государства она разная, в зависимости от ее целей, содержания, направленности, формам и методам осуществления. В то же время, не смотря на значительный перечень видов этнополитики она определяется не только желанием государства, но и положением дел в обществе, где формируется основная идея национальной политики, ее стержень, который может иметь гуманистическую или националистическую окраску, но в то же время государство может провести идеологизацию общества, направив его на сотрудничество, единение, толерантность или настроить на конфликтность по отношению к другим народам. Для этого государства используют различные методы управления национальными процессами, опираясь на существующую модель. К таким моделям мы отнесли: ассимиляторство, мультикультурализм и дискриминаторство. Каждая из них обладает своими специфическими чертами, так, например, мультикультурализм отличается признанием и верховенством этнического разнообразия. Из это идеи можно выделить и возможные виды национальной политики, например, гуманистическая. В то же время дискриминаторство являет собой полную противоположность, здесь этнические группы могут быть подвергнуты ущемлению своих прав и свобод, для них закрываются возможности к интеграции в общество, а возможно, что государство будет идти по пути изоляционизма, не впуская никого в свои пределы и насаждать единообразие среди своего населения. Но, не смотря характерные черты разных государств, их можно отнести к одной из этих моделей.

Собственно, национальная политика заключается в управлении национальными процессами, и мы сказали, что важным элементом в определении национальной политики является территориальное устройство того или иного государства. Мы подробно рассмотрели в этом отношении федерацию и унитарное государство. Для первого характерна возможность деления страны по этническому и территориальному признаку, наделяя органы субъектов теми или иными полномочиями и, тем самым, давая возможность решать этнические проблемы с учетом характерных особенностей этнических групп на местах. В то же время, государство создает представительства субъектов для связи их с центром. Например, Совет Федерации РФ. Что же касается унитарных государств, то здесь возможно создание автономных территориальных образования, который могут эффективнее решать различные вопросы и, как правило, не имеющих этнических отличий. В то же время, если тот или иной этнос проживает разрознено на территории унитарного государства, то государство может гарантировать ему право создавать свои представительные на общегосударственном уровне, так автономия именуется этнокультурной и имеет экстерриториальный характер.

Говоря непосредственном о методах национальной политики, то мы называли такие как:

федеральная интервенция - вмешательство государства в дела субъектов в определенных случаях;

управление через специализированные структуры, которые образуют механизм управления, в целях регулирования национальных процессов, создания новых методов, способов и комплекса мер национальной политики;

нормотворчество - законодательное регулирование национальных отношений, создание определенных концепций, стратегий в целях решения национальных проблем, утверждение бюджета, создавая тем самым финансовую основу развития этнических групп, создание различных программ по развитию народов;

сегрегация - политика принудительного отделения одних этнических групп от других, переселения их на специально выделенные териитории, например, резервации и гетто;

депортация - насильственное изгнание, высылка целых народов с мест их традиционного проживания;

геноцид - действия по полному или частичному уничтожению той или иной этнической группы.

Также, национальная политика имеет свои значительные проблемы, одной из которых является право народов на самоопределение. Оно имеет как внешнюю, так и внутреннюю форму. Как мы говорил, народы могут быть настроены на создание своего суверенного государство, что иногда приводило к национально-освободительным войнам и сепаратизму. Также, это право в некотором смысле вступает в противоречие с общепринятыми принципами национальной политики, а именно с принципом стабильности территориальных границ национально-государственных образований. И, опираясь на такие противоречия, многие исследователи приходят к выводу, что современная международно-правовая трактовка понятия «самоопределения народов» нуждается в корректировке.

Касательно России можно сказать, что ее национальная политика до распада СССР носила во многом силовой характер. Период царской власти можно охарактеризовать как великодержавно шовинистическую национальную политику, а период существования СССР, хоть и были возведены в идеологию идеи интернационализма, преобладал тоталитарный, антигуманный вид национальной политики. В современной же России национальная политика коренным образом изменилась. С принятием демократических ценностей отношение к национальным меньшинствам изменилось в соответствующую сторону. Основным методом национальной политики стало нормотворчество: создаются концепции, стратегии, реализуются различные программы по социально-экономическому развитию, сохранению и развитию традиционных ценностей групп. Но стоит учесть, что Российская Федерация - молодое государство, поэтому перед властью стоит множество проблем, решение которых занимает большую роль.

Как видно из проведенного нами исследования, национальная политика является сложным элементом государства, без которого не возможно стабильное его существования, особенно в случае полиэтнических государств. Наличие своих проблем, возможные социально-негативные явления, проблемы с правовой стороной вопроса делают тему «национальная политика» актуальной и требующей постоянного развития.

Библиографический список

. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Текст] // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 65-73.

. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Заключена 09.12.1948) [Текст] // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 68-71.

. Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] // Рос. газ. - 1993. - 25 дек. - № 237.

. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 30 апреля 1999 г., № 82-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 марта 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 марта 2009 г. // СЗ РФ. - 1999. - 3 мая.

. О национально-культурной автономии [Текст]: федеральный закон от 17 июня 1996 г., № 74-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. 5 июня 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - 17 июня.

. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Текст]: указ Президента РФ: [19 декабря 2012 г., № 1666 ] // СЗ РФ. - 2012. - № 52. - Ст. 7477.

. Арутюнян, Ю. В., Дробижева, Л. М., Сусоколов, А. А. Этносоциология [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1999. - 57 с.

. Абдулатипов, Р. Г. Этнополитология [Текст]: учебное пособие / Р. Г. Абдулатипов. - СПб.: Питер, 2004. - 313 с.

. Жукова, В. И., Краснова, Б. И. Общая и прикладная политология [Текст]: учебное пособие / В. И. Жукова, Б. И. Краснова. - М.: Союз, 1997. - 992 с.

. Исаев, Б. А., Баранов, Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России [Текст]: учебное пособие / Б. А. Исаев, Н. А. Баранов - СПб.: Питер, 2009. - 395 с.

. Ирхин, Ю. В., Зотов, В. Д., Зотова, Л. В. Политология [Текст]: учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - М.: Юристъ, 2002. - 511 с.

. Козлова О. В. Национальная политика Российской Федерации в 90-е годы XX века: исторический аспект [Электронный ресурс] // dissercat. - Режим доступа: #"justify">. Коновалов, В. Н. Словарь по политологии [Текст]: учебное пособие / В.Н. Коновалов. - Ростов н/Д: РГУ, 2001. - 285 с.

. Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма [Электронный ресурс] // inliberty.ru. - Режим доступа: #"justify">. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристь, 2002. - 512 с.

. Нерсесянц, В С. Проблемы общей теории права и государства [Текст]: учебное пособие / В. С. Нерсесянц. - М.: Норма, 2004. - 832 с.

. Савченко И. В. Принципиальные модели национальной политики [Электронный ресурс] // sociograd. - Режим доступа: #"justify">. Садохин А. П. Этнология. [Электронный ресурс] // Страны мира. - Режим доступа: #"justify">. Тавадов, Г. Т. Политология [Текст]: учебное пособие / Г. Т. Тавадов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 416 с.

. Тишков, В. А., Шабаев, Ю. П. Этнополитология: политические функции этничности [Текст]: учебное пособие / В. А. Тишков, Ю. П. Шабаев - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 376 с.

. Тишков В. А. этнокультурные процессы и этническая политика [Электронный ресурс] // Блог В. А. Тишкова. - Режим доступа: #"justify">. Хамаганов А. И. Федеральная интервенция: российская и зарубежная практика [Электронный ресурс] // Молодой Ученый. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/40/4812/ (дата обращения: 30.03.2013).

Похожие работы на - Роль государства в регулировании национальных отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!