История военного мундира
История костюма представляет собой одну из интереснейших страниц
истории культуры. Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный
различать воинские части, появился в европейских армиях в XVII веке. Однако,
существование специальных цветовых сочетаний для костюмов военных встречаются и
в более ранее время. В России такая одежда была уже у стрельцов. В петровскую
эпоху с формированием регулярной армии значение форменного костюма возросло.
Следует отметить, что замена в армии традиционной для Руси одежды на
европейскую также, как и запрет дворянам носить другие виды костюма, кроме
европейского находились в ряду широких реформ Петра I, носивших
определенный знаковый характер.
Говоря о развитии военного костюма в целом, следует помнить, что двумя его
особенностями являются функциональность и традиционность, т.е. использование
того или иного вышедшего из употребления элемента в связи с определенными
историческими событиями, традициями, наконец, как видимого знака различия и
награды. Кроме того, форменный костюм играет большую роль для развития духа
корпоративности, особого чувства единства тех, кто носит мундир той или иной
воинской части.
Время правления Павла и Павловичей можно назвать временем
расцвета в России систем военного мундира. Если Петр I положил начало
унификации одежды для военных, но не успел её закончить - помешала длившаяся
более 20-ти лет Северная война, то весь XVIII век русская военная форма
менялась, согласно канонам, им заложенным. При этом, критикуя Павла I за
приверженность прусским традициям униформы, нельзя забывать, что Петр I так
же заимствовал германские образцы для привнесения их на русскую почву, в
частности, саксонские. Саксонцы были союзниками России в Северной войне. Если
проследить спектр цветов, характерных для обмундирования полков русской армии в
этот период, то можно заметить, что одним из преобладающих цветов будет
красный – цвет мундиров саксонских солдат. Да и покрой одежды петровской
армии тоже был чужд русской традиции. Можно утверждать, что Павел I лишь
повторял то, что до него делали практически все русские монархи, начиная с
Петра Великого – заимствовал наиболее популярные образцы военного костюма в
Европе. Он привнес не чуждую русской армии униформу, а наоборот, направил
развитие военной одежды в одно русло с общеевропейской, из которого она была выведена
так называемой потемкинской реформой.
Павел I, много сделавший для приведения русской армии в нормальный, с его
точки зрения, вид, был не понят современниками . Главными критиками нового
мундира оказались офицеры, но не потому, что это обмундирование им в
действительности пришлось не по вкусу, а из-за того, что это был яркий
показатель изменяющихся порядков в армии. Дворянская среда понимала, что
наступает конец прежней екатерининской вольнице. Вместе со штиблетами,
эспонтонами и буклями наступало время всеобъемлющей дисциплины и порядка.
Конечно. это насаждение новых традиций шло не без перегибов со стороны императора.
В нем сочетались дух средневекового рыцарства и палки капрала. Эти два
несовместимых состояния и привели к трагедии 11 марта 1801г., когда император
Павел I был убит собственными гвардейскими офицерами.
Со смертью Павла не умерло его дело. Уже через несколько лет, когда новый
император Александр I утвердился на троне “выпушки, погончики, петлички” вновь
стали неотъемлемой частью быта русской армии. Несмотря на изменившийся покрой
мундира, суть его оставалась все та же, павловская. Мундир, в отличие от военной
одежды в XVIII веке, становится как бы составной частью жизни русского
общества. Это можно объяснить тем, что русские императоры были военными и
получали военное воспитание и образование. Они привыкали с детства смотреть на
армию как на идеал организации; их эстетические представления складывались под
влиянием парадов, они носили фраки только путешествуя за границей инкогнито.
Нерассуждающий, исполнительный офицер представлялся им наиболее надежной и
психологически понятной фигурой. Даже среди статских чиновников империи трудно
назвать лицо, которое хотя бы в молодости, хоть несколько лет не носило бы
офицерского мундира. Другой причиной могут служить непрекращающиеся войны,
которые в те годы вела Россия. Как сказал генерал-лейтенант Я.П. Кульнев:
“Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда где-нибудь да дерутся.”. Но
с другой стороны форма постепенно становится обязательной и для гражданских
ведомств.
С военными мундирами неразрывно связана жизнь русского общества первой половины
XIX века. Военные становятся участниками всего. Они занимаются не только своими
прямыми обязанностями, но и участвуют в гражданском управлении империей.
Известно, что большинство губернаторов и городничих были выходцами именно из
военной среды.
Отечественная война 1812г. является границей, разделяющей правление Александра
1 на две части. До войны были реформы, игры в либерализм, после , как отмечает
советская историография “реакция, палочная дисциплина, аракчеевщина”. Это
напрямую связано с армией. В ней все стремится к единообразию, стандарту, регламенту.
Если до войны для идентификации воинских частей применялась яркая гамма цветов,
то уже к началу войны она начинает принимать строгий вид, возвращаясь к еще Петром
Великим заложенным стандартам.
1814-1825гг. - сложное время. Это и время “хрипунов, удавленников, фаготов”, и
вместе с ними расцвет тайных обществ, основными участниками которых были
офицеры. Никакие демократические идеи не могли убить в них чувство “фрунтового
артикульства”. Известно, что полковник П. Пестель был не раз отмечаем Александром
за заслуги в деле муштрования солдат и был сторонником жесткого обращения с
ними.
Военный мундир также отражал настроение у его определяющего. Если в начале
царствования Александра 1 допускались какие-либо отклонения в его ношении, то
уже к 20-м гг. а тем более при Николае 1 любое самовольство в отношении
мундира, включая расстегнутый не вовремя воротник, становится причиной
способной привести к незамедлительному наказанию. Хотя, наказание ждет
провинившихся не слишком суровое, рассчитанное, в основном, на чувство
морального ущерба. Известно, например, что поводом для отставки
полковника лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римского-Корсакова послужил
расстегнутый на балу за ужином мундир, а П.А. Катенин был отправлен в отставку
за спор о заплате на рукаве одного из солдат его батальона.
К началу 30-х гг. происходит окончательная унификация военного мундира. Уже не
существует каких-либо разночтений в правилах его ношения. Темно-зеленый мундир
с красной отделкой - вот основные цвета николаевских солдат. Время Николая 1
апофеоз развития военного костюма. После 50-х гг. унификация и торжество
стандарта пойдут на спад. Но Александр II , тем не менее начнет и закончит свои
знаменитые реформы изменениями именно в военной сфере – начнет кардинальным
изменением в 1855г. покроя мундира во всей армии, а закончит в 1874г. проведя
закон о всеобщей воинской повинности, параллельно с этим еще раз поменяв
внешний вид военного обмундирования.
Рассматривая стиль и системы различий в военной одежде русской армии можно
разделить её историю на ряд этапов, не только традиционных - по
царствованиям, но и по господствовавшим в ней иностранным влияниям или их
отсутствию.
Практически весь XVIII
век – время подавляющего влияния прусско-голштинского стиля в военной форме.
И не обязательно речь идет о слепом копировании, а лишь о
принятии каких-либо стандартов.
В 80-е гг. весьма чужеродно вклинивается так
называемая. “потемкинская” форма, являющаяся изобретением самого Г.А. Потемкина
и шедшая вразрез всей военной моде.
В
истории отечественной военной формы период с 1756 по 1796 год занимает особое
место. Упорная и энергичная борьба между передовыми и реакционными
тенденциями в национальном военном искусстве косвенно наложила свой отпечаток
на развитие и совершенствование обмундирования и снаряжения российских войск.
Уровень развития русской экономики составил серьезную базу для превращения
русской армии в современную для той эпохи военную силу. Успехи в металлургии
содействовали расширению производства холодного и огнестрельного оружия.
Возросла численность легкой кавалерии. Стало больше артиллерии, инженерных и
егерских команд, состоявших из метких стрелков, снабженных
"винтовальными" ружьями. Введение военной формы, удобной в боевых и
походных условиях, проходило непросто. В ходе Семилетней войны (1756-1763) и
длительное время после ее окончания мундиры офицеров и солдат русской армии в
основном мало отличались от обмундирования прусских войск. Различие состояло
главным образом в расцветке одежды. С появлением в русской армии гусаров для
них было установлено отличное от других полков обмундирование, заимствованное
у австрийских имперских войск. Изменения в покрое одежды и перемена отдельных
ее деталей до конца 70-х годов XVIII столетия в целом не меняли внешнего
облика воинов. Однако в ходе военных реформ 80-х годов, учитывавших опыт
русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в армии появилась более удобная, чем
раньше, военная форма. Инициатором ее введения стал поддерживаемый передовыми
военными деятелями страны президент государственной военной коллегии
генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин. Добиваясь введения в русских войсках
более простой и удобной одежды, он убедительно доказывал, что в результате
этих перемен "солдат будет здоровее и, лишась щегольских оков,
поворотливее и храбрее". Объясняя, почему в нашей стране появилось
неудобное обмундирование, Потемкин писал: "В Россию, когда вводилось
регулярство, вошли офицеры иностранные с педантством тогдашнего времени, а
наши, не зная прямой цены вещам военного снаряда, почли все священным и как
будто таинственным. Им казалось, что регулярство состоит в косах, шляпах,
клапанах, обшлагах, в ружейных приемах и протчем. Занимая себя таковою
дрянью, и до сего времени не знают хорошо самых важных вещей и оборотов, а
что касается до исправности ружья, тут полирование и лощение предпочтено
доброте, а стрелять почти не умеют. Словом, одежда войск наших и амуниция
такова, что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов... Красота
одежды военной состоит в равенстве и соответствии вещей с их употреблением.
Платье, чтобы было солдату одеждою, а не в тягость; всякое щегольство должно
уничтожить, ибо оно есть плод роскоши, требует много времени, иждивения и
слуг; чего у солдата быть не может... Завивать, пудриться, плесть косы -
солдатское ли это дело; у них камердинеров нет. На что ж пукли? (букли). Всяк
должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать
пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков:
что встал - то готов..." Далее Потемкин отмечал: "Когда эскадрону
или целому полку назначается строй, то до двенадцати часов употребить им
непременно должно для убирания себе взаимно кос и препроводить целую ночь в
сем безпокойстве без сна; отчего неминуемо должно последовать неизбежное
упущение в других нужных исправлениях, тем, что, препроводивши таким образом
ночь в изнурении, не имеют они силы исправить других своих дел, как,
например, вычистить и накормить своих лошадей; или если в сём упущения не
сделают, то, не будучи подкреплены сном, бывают слабы, нерасторопны и мало
способны к таким действиям, где потребны бодрость, живость и сила".
Преимущества нового обмундирования, введенного в 1780-х годах, русские
солдаты могли оценить тотчас после его появления в войсках. На смену узкому,
сковывавшему движения кафтану, пришла удобная, свободная в плечах куртка из
толстого, прочного сукна. Ее короткие полы спереди были подогнуты кверху и
пристегивались пуговицами. Сзади, в низу куртки, был разрез. Теперь ничто не
стесняло солдата на марше или при быстром беге. Цвет куртки, отворотов,
лацканов на груди, так же как и лампасов на штанах, зависел от рода войск.
Медные пуговицы, начищенные до блеска, украшали лацканы, обшлага и воротник
куртки. На левом плече у воротника также пришивалась пуговица. К ней
пристегивался погон либо эполет. Основным назначением эполета было удержать
от сползания с плеча перевязи патронной сумы. Куртка глухо застегивалась на
крючки и петли, пришитые к бортам лацканов. Зимою полы куртки отстегивались и
опускались вниз. В холодное время солдаты надевали под куртку короткий
камзольчик без рукавов. Удобными и просторными были суконные штаны
(шаровары). На обе штанины внизу для прочности нашивались кожаные краги. На
смену черным солдатским треуголкам из валяной шерсти пришли более удобные
головые уборы - каски. "Каска,- писал Г. А. Потемкин,- сверх выгоды и
способности в употреблении своем имеет перед шляпой ту предпочтительность,
что вид дает пригожий солдату и есть наряд военный характеристический".
Каски делались из кожи, а также были поярковыми и фетровыми. Они состояли из
круглой тульи и козырька. По верху каски шел поперечный гребень (плюмаж) из
шерсти, волоса или перьев. Сзади, в нижней части каски, крепились две
суконные лопасти, которые летом служили украшением, а зимою, в мороз,
скрещивались спереди на шее, прикрывая при этом уши. Солдатская прическа
стала гигиеничной и простой, так как отныне волосы следовало стричь коротко,
по народному выражению, "в скобку". Новая летняя форма также не
была обременительна для солдат, так как "строилась" из полотна. В
1788 году во всех пехотных полках армии, которой на юге России командовал Г.
А. Потемкин, штаб- и обер-офицерам было приказано носить куртки и каски по
образцу солдатских. Однако каски были без лопастей с золотым галуном у
козырька и большой бляхой, на которой красовался вензель Екатерины II. В
остальных частях российских войск мундиры генералитета, штаб- и обер-офицеров
остались без изменений. Свою прежнюю форму сохранили гвардия и гусарские полки,
Удобная и практичная "потемкинская" форма сохранялась недолго -
всего десять-двенадцать лет. Она была полностью отменена Павлом I -
фанатичным поклонником Фридриха II, инициатором и организатором
"опруссачивания" российских войск. В данную подборку наряду с
редкими рисунками русской военной формы 1756-1762 годов включены
малоизвестные изображения солдат и офицеров в "потемкинской"
военной форме. Значительная их часть была исполнена молодым талантливым
рисовальщиком и гравером Х.-Г. Гейслером (1770-1844) в последней четверти
XVIII века. Эти работы позволяют сегодня представить, как выглядели славные
защитники Отечества Российского - герои Кинбурна, Очакова, Фокшан, Рымника и
Измаила. С документальной достоверностью переданы как военная форма, так и
типажи изображенных здесь людей. К сожалению, эти работы лишь в известной
мере могут заменить нам не созданные в свое время именные портреты рядовых
участников русско-турецкой войны 1787-1791 годов, прославивших себя отвагой,
мужеством и самоотверженностью.
|
Справедливости
ради следует отметить, что эта униформа не получила большого распространения в
армии не смотря на её практичность и функциональность именно из-за её большой
унифицированности и простоты.
Павел 1 вернул развитие военной одежды “на круги своя”, продолжив торжество
прусского стиля. Этотпериод продолжался до 10-х гг., когда ему на смену пришла
мода на французскую армию.
В период 1796-1807гг. произошла большая смена покроя всей русской военной формы
в связи с вошедшим в моду в Европе фрачным покроем. Этот покрой был еще и
экономичен, т.к. на пошив такого мундира требовалось меньше материала. Мода на
“французский” стиль продолжалась до 20-х гг., смешавшись после Отечественной
войны 1812г. с незначительным английским влиянием. Его привнес в Россию сам
император после поездки его в Англию. В свою очередь английская армия
позаимствовала ряд деталей униформы у русской армии.
Основы системы создания военной формы, заложенные Александром 1 , были
продолжены и даже очень успешно развиты его братом, Николаем, возведшим мундир
в абсолют. При нем происходит как бы борьба между традиционно русскими (или
давно ставшими таковыми) канонами и продолжающимся прусским влиянием. Здесь
также уместно упомянуть что с 20-х гг. оно уже стало взаимовлиянием, т.к.
заимствовала не только Россия, но и Пруссия. Консерватизм Николая и его стремление
оставить русской армии внешний облик “победительницы Наполеона” не позволили
ему вовремя сменить покрой мундира во всей армии на входящий в моду в Европе
т.н. полукафтан. Это произошло только в 1855г. после его смерти, вместе с
приходом в европейскую моду французских образцов. Проигравшая в Крымской войне
Россия начинает копировать одежду победившей Франции. Это должно было
ознаменовывать начало серии реформ в русской армии.
Александр III, царь-миротворец, не собирался воевать,
и военную форму он ввел соответствующую его эстетическим вкусам - скромную и
однообразную, берущую корни в народной, как казалось императору, одежде. Этот
“народный” стиль господствовал в одежде русской армии до 1907г., когда под
влиянием поражения в русско-японской войне правительство введением новой
военной формы пыталось поднять боевой дух армии .Новые образцы были симбиозом
различных типов мундиров, использовавшихся в русской армии с 1812 по 1881гг.
При этом, кроме яркой парадной формы вводилась еще и полевая, защитного цвета,
единая для всех родов войск. Ее предназначением для использования при ведении
военных действий. В 1913г.была произведена последняя попытка совместить
парадную и полевую формы, при помощи настегивания на последнюю ярких деталей
типа лацкана или эполет, но из-за начала 1 Мировой войны эта идея полностью так
и не была реализована.
16 января 1919 года РВСР
приказом № 116 ввел нарукавные знаки различия командного состава: под красной
звездой красные суконные треугольники для младшего комсостава, квадраты для
среднего и ромбы для старшего и петлицы с расцветкой по родам войск:
И вот разноцветье формы 18-19-х веков, когда каждый полк одевался
по-своему, было нарушено на первый взгляд однообразно зелёной советской формой.
Вскоре приказом РВСР № 628 от 8 апреля 1919 года были утверждены первые образцы
обмундирования: головной убор в виде шлема, пехотная и кавалерийская шинели с
тремя нашивками-хлястиками на груди ("разговоры") из цветного сукна
по роду войск, летняя рубаха с тремя полосками сукна на груди цветом по роду
войск и кожаные лапти.
Знаки
различия, установленные приказом РВСР № 116, нашивались на левом рукаве шинели
и рубахи. Приказом Реввоенсовета Республики № 572 от 3 апреля 1920 года
вводились нарукавные знаки родов войск. Так, знаком пехоты был ромб из
малинового сукна, на нем вышивался круг — в верхней части желтого цвета, с
расходящимися лучами, в центре круга изображалась звезда, низ знака представлял
собой зеленое поле, под звездой на поле прикреплялась металлическая эмблема —
скрещенные винтовки. Рисунок на знаке у всех родов войск был одинаковый, только
под звездой крепилась эмблема соответствующего рода войск, знаки отличались по
форме и цвету поля. Так, у военнослужащих инженерных войск знак имел форму
квадрата из черного сукна, кавалерии — подковы из синего сукна и т. д.
31 января 1922 года приказом
РВСР № 322 вводится новая форма одежды с единым покроем шинели, гимнастерки,
шлема, новыми знаками различия:
К рукаву пришивался
суконный клапан по цвету рода войск, в верхней части которого была заезда алого
цвета, под ней — знаки различия, над клапаном — знак рода войск. Обмундирование
командного состава ничем не отличалось от обмундирования красноармейца.
В 1924 году, когда проводилась
военная реформа, армия перешла на новую форму одежды, более упрощенную.
Отменялись нагрудные клапаны и нарукавные знаки различия, на шинели и
гимнастерке нашивались петлицы; в пехоте — из малинового сукна с черной
окантовкой, в кавалерии — из синего сукна с черной окантовкой, в артиллерии —
из черного сукна с красной окантовкой, в технических войсках — из черного сукна
с синей окантовкой, в Военно-Воздушных Силах — из голубого сукна с красной
окантовкой, у административно-хозяйственного состава — темно-зеленые с красной
окантовкой. На петлицах крепились металлические знаки различия, покрытые
красной эмалью: для высшего командного состава — ромбы, старшего —
прямоугольники, среднего — квадраты и младшего — треугольники. У красноармейцев
на петлицах указывались номера полков.
К 1935 году, претерпев несколько
изменений, сложилась такая система обозначения родов войск.
Она включала в себя петлицы определенного цвета и эмблемы к ним. Знаками
отличия командного состава помимо треугольников, квадратов и т.д. стали ещё и
нарукавные шевроны, у комиссаров вместо них помещались красные вышитые звёзды.
Вообще у РККА в то время была одна из самых многообразных систем идентификации,
включавшая в себя такие элементы, как золотые углы в петлицах для сверхсрочно
служащих, индивидуальные петлицы для высших военноучебных заведений,
традиционная форма казачьих частей. Это настолько обширный и интересный
материал, что заслуживает отдельного сайта, здесь же я остановлюсь на
нескольких примерах. Повседневная форма одежды включала в себя гимнастёрку и
бриджи защитного цвета (у офицеров синие галифе с кантами по роду войск).
Исключение составляли авиаторы - полностью синяя офицерская форма и танкисты -
форма серостального цвета.
Технические войска помимо повседневной носили ещё и специальную форму
для работы с машинами - это кожанные куртки и пальто (т.н. регланы)
хлопчатобумажные и меховые комбинезоны, шлемы, краги. Наибольшие отступления от
уставной формы одежды позволяли себе лётчики ввиду специфичности своей
профессии и привелигерованного положения.
В
1943 году в армии была установлена единая система воинских званий для всего
командного и начальствующего состава и введены погоны. Таким образом военная
форма Советской армии приобретает современный вид
Введенная в 1943 году система знаков различия воинских
званий в целом так и осталась неизменной вплоть до времени распада СССР,
превращения остатков Советской Армии в Российскую армию в 1992-94 годах.
Происходили лишь частичные изменения.
Первое довольно заметное изменение произошло в 1955
году. Приказом МО ССР № 225 в декабре 1955 года были отменены цветные канты на
полевых погонах солдат и сержантов. Вместо этого были введены для них эмблемы
родов войск зеленого цвета, которые размещались не в центре погона, а чуть ниже
пуговицы. В связи с этим нашивки по званиям сместились немного ниже по погону.
Нашивки цветов бордо и коричневый были заменены на единые красные. Эти погоны
стали называться - повседневно-полевые.
Повседневные цветные погоны солдат и сержантов с
декабря 1955 года также утратили цветные канты, эмблема также переместилась к
пуговице, а нашивки золотистого (желтого) цвета для командного состава и
серебристого (серовато-белого) для всех остальных также несколько сместились вниз.
Эмблемы по родам войск, которые в 1955 году несколько изменили свой вид
носились цветом, одинаковым с цветом нашивок. Эти погоны остались только на
парадных мундирах и шинелях. Отменены синие погоны в связи с ликвидацией
кавалерии как рода войск.
С декабря 1956 года полевые погоны офицеров утратили
цветные канты, а просветы на полевых погонах вместо цвета бордо (командного
состава) и коричневых (всех остальные) стали едиными для всех категорий
офицеров, но цветом по роду войск (малиновые для мотострелков и общевойсковые,
красные для артиллерии и танкистов, черные для всех технических войск, голубые
для авиации). Синих просветов введено не было в связи с ликвидацией кавалерии
как рода войск.
В 1970 году с введением новой формы одежды для солдат,
сержантов и курсантов было оставлено всего три цвета погон: алый -для
мотострелков и как общевойсковой, голубой- для авиации и ВДВ, и черный для всех
остальных родов войск. Для просветов офицерских погон было оставлено только два
цвета: голубой для авиации и ВДВ, и алый для всех остальных родов войск. Также
и окантовка погон и одежды генералов сохранила только два цвета - голубой и
алый.С января 1973 года на погоны солдат и сержантов были введены две литеры
"СА"(металлические на парадные мундиры и пластиковые на шинель и
повседневную форму) для отличения солдат и сержантов армии от матросов,
сержантов и старшин флота (литера "Ф" или по флотам
"СФ","ТФ","БФ", "ЧФ"), а также
военнослужащих внутренних войск, погранвойск и частей КГБ ("ВВ",
"ПВ", "ГБ"). Несколько позднее литера "К" была
введена на погоны курсантов военных училищ. Погоны и петлицы на парадной и
повседневной форме солдат, сержантов и стали цветные с нашивками желтого
(золотистого) цвета. Погоны цвета хаки с красными нашивками остались только на
полевой солдатской и сержантской форме. У курсантов погоны одинаковые на всех
видах формы.
В 1985 году вводится новая полевая форма, получившая
обиходное название "афганка"(Приказ МО СССР №145-84г.). На новой
форме, одинаковой для всех категорий военнослужащих, погоны являлись элементом
самой куртки (так называемые погоны-хлястики). Цвет таких погон имел цвет самой
формы (серый, хаки, камуфляжный, песочный и т.п.). Нашивки зеленого цвета были
введены для сержантского состава, зеленые звездочки для прапорщиков и офицеров.
С осени 1991 года в нарождающихся национальных армиях
бывших союзных республик СССР вводятся свои собственные знаки различия. В
России создание Российской Армии официально будет провозглашено Указом
президента России № 466 от 7 мая 1992 года. Однако прежние форма и знаки
различия юридически просуществуют до Указа президента России № 1010 от 23 мая
1994 года о введении формы одежды и знаков различия Российской Армии.
В реальности же в 1994 -96 годах Российская Армия по
прежнему носила форму и знаки различия Советской Армии. Только с 1997 года
начнется медленный процесс перехода на новые знаки различия и новую форму. Если
к 2000 году офицеры носят в основном уже новые знаки различия и форму,
прапорщики и курсанты в значительной мере, то сержанты и солдаты в большей
степени все еще носят знаки Советской Армии. Очень часто можно встретить смесь
старого и нового. Например, на погонах советского образца с литерами
"СА" новые сержантские знаки различия. Или же на погонах нового
образца советские сержантские нашивки. Смесь старых и новых знаков различия в
2000 году встречается самая разнообразная.
Таким образом, так же как неразрывно судьба армии
связана с судьбой общества, так же армия связана с её военной одеждой. Изучая
историю мундира не только на бытовом уровне, но и как развитие системы военной
регламентации или знаковой системы, можно увидеть еще одну грань в изучении
истории русской армии и Российского государства в целом.