Определение объема образной кратковременной памяти у учащихся детской школы искусств

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    228,03 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Определение объема образной кратковременной памяти у учащихся детской школы искусств

Содержание

 

Введение

Глава 1

Ассоциации

Процессы памяти

Индивидуальные различия памяти у людей

Четыре уровня музыкальной памяти

Глава 2

Выявление объема кратковременной памяти

Определение объема образной кратковременной памяти

Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании

Тест на долговременную память

Результаты исследования и их обсуждение

Объем образной кратковременной памяти у школьников

Результаты теста на долговременную память

Заключение

Список использованных источников

Введение


Актуальность темы. Память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всякого познания. Как известно, предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить, хотя самих предметов уже нет перед нами. Образы эти сохраняются нашей памятью. Если восприятие отражение реальности, действующей на наши органы чувств в данное время, то память также отражение объективной реальности, но действовавшей в прошлом. В психологии память часто также называют мнемической деятельностью. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важным познавательным процессом, лежащим в основе развития личности, обучения. Все другие психические процессы не могут осуществляться без участия памяти, т.е. каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект.

Все, что человек непосредственно отображает с помощью процессов ощущение и восприятие, фиксируется, упорядочивается, сохраняется в его мозгу, образовывая индивидуальный опыт, и при необходимости используется в последующей деятельности. Опыт есть рациональным элементом познания, который обеспечивает целостное восприятие объектов действительности (апперцепция) и предоставляет процессу отображения динамической характеристики. Без сохранения следов предыдущих впечатлений каждое ощущение и восприятие переживалось бы как такое, которое возникло впервые.

Нагромождение индивидуального чувственного и рационального опыта, опора на информационный опыт общества является важным условием прогрессивного развития психики человека, постепенного обогащения его деятельности. Опора на опыт дает возможность решать все более сложные задания, лучше ориентироваться в новых условиях, действовать более предусмотрительно и уверенно. Чтобы успешно оперировать понятиями и представлениями на уровне мышления, необходимо хранить их в упорядоченном и мобильном состоянии, потому что новые сдвиги в развитии психики всегда основываются на результатах предыдущего развития. Деятельность человека в большой мере зависит от богатства его памяти.

Материальной основой процессов памяти является способность мозга образовывать временные нервные связи, закреплять и возобновлять следы прошлых впечатлений. Эти следы создают возможность актуализации ситуации и соответствующего возбуждения, когда раздражителя, который его вызывал в свое время непосредственно, нет. Запоминание и хранение основываются на образовании и закреплении временных нервных связей, забывание на их торможении, воссоздание на их возобновлении.

В настоящее время, в связи с перенасыщенностью общества информацией человеку все труднее удается запомнить несущийся поток информации, даже той, что связанна непосредственно с его личной деятельности.

Хочу обратить внимание на музыкальную память, так как её роль очень важна и актуальна в процессе обучения игры на фортепиано. О важной роли музыкальной памяти во временном искусстве музыки говорил ещё Р. Дрейк. Музыкальная память, по его мнению, самостоятельная музыкальная способность.

К. Сишор придавал особое значение способности воспринимать музыку по памяти в музыкальном творчестве. Он называл её способностью к "созданию слухового образа” и связывал с долговременной памятью и работой "слухового воображения”. Б.М. Теплов считал, что "способность к слуховому представлению" образует "основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения”.Л. Мейер говорил о значении музыкальной памяти в предвосхищение процесса развития музыкального образа. Б. Гордон, А. Бентли, В. Янг, включая музыкальную память в структуру музыкальности, разделили феномены звуковысотной и ритмической памяти.

Существуют две точки зрения. Известно, что Б.М. Теплов считал, что нет оснований, говорить о музыкальной памяти как о самостоятельной музыкальной способности. В то же время ряд исследователей констатирует существование "ножниц” в уровнях развития у некоторых детей музыкального слуха и чувства ритма с одной стороны, и музыкальной памяти с другой (А.Л. Готсдинер, И.П. Тейнрихс, Г.М. Цыпин, А.К. Брыль).Г.М. Цыпин пишет: "наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности был бы невозможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти”.

Музыкальная память, как и все способности, поддается значительному развитию. Педагог должен изучать свойства памяти ученика, создать благоприятные условия для ее развития, стремиться к тому, чтобы было возможно меньше срывов на эстраде, так как они могут нанести травму и подорвать уверенность в себе. Ученик с хорошей памятью значительно быстрее разучивает произведение и накапливает музыкальные впечатления, что дает ему возможность быстро двигаться вперед. Качество запоминания музыкального произведения зависит от интенсивности его эмоционального переживания, степени увлечения его красотой, от заинтересованности. Как и при решении других педагогических задач, в вопросах запоминания музыки надо исходить из конкретных обстоятельств педагогической работы и всегда учитывать индивидуальность ученика. Многочисленные опыты психологов свидетельствуют о том, что направленность на запоминание, воля выучить наизусть способствует успеху дела. Очень важно обращать внимание ученика на точное воспроизведение при игре на память текста и всех имеющихся в нотах указаний исполнительского характера.

память учащийся игра фортепиано

В связи с вышесказанным у меня, как у педагога музыкального образования, появилась потребность в изучении данного вопроса на примере учеников Детской школы искусств №3 п. Шайковка, в которой я преподаю.

Субъект: Влияние памяти на организацию и эффективность педагогического процесса обучения игры на фортепиано.

Объект исследования: Учащиеся Детской школы искусств №3 посёлок Шайковка, в возрасте от 9 до 12 лет.

Предмет исследования: Виды памяти и их влияние на организацию и успешность педагогического процесса обучения игры на фортепиано.

Цель исследования: Изучение степени влияния различных видов памяти на достижение высоких результатов в процессе музыкального образования учащихся.

Гипотеза исследования: Предполагается, что высокие характеристики памяти предполагают быстрое усвоение материала, соответственно высокие показатели и хорошие результаты.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

. Провести обзор научной литературы для обобщения теоретических положений о музыкальной памяти, рассмотреть значение памяти, и ассоциации. Описать виды памяти, основные процессы и механизмы.

. Изучить методы диагностики и коррекции музыкальной памяти.

. Провести психологическую диагностику группы детей.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, репрезентативностью исходных данных, применением адекватных целям и задачам методов исследования и обработки полученных результатов, валидных методик сбора эмпирической информации, опытной проверкой гипотезы и опорой на количественные и качественные эмпирические данные.

Глава 1


Память - это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Я выбрала тему "Память" для своей работы, так как память - это основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому я считаю, что каждому человеку необходимо как можно больше знать о своей памяти.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.

Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии, но в настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти.

Выделяют следующие теории памяти.

1. Психологические:

а) Ассоциативная теория.

б) бихевиористическая.

в) гештальт-теория.

г) смысловая

2. Физиологическая теория

. Физическая теория

. Биохимическая теория.

История изучения памяти в психологии неразрывно связана с общей историей психологии и отражает основные этапы ее развития. Родоначальником научной психологии памяти является Герман Эббингауз, представитель ассоциативной психологии. Основным предметом исследования было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций в процессе запоминания при отсутствии осмысленного содержания. Важным вкладом в науку была разработка Эббингауза и его последователями методов количественного изучения процессов памяти.

У бихевиористов (Э. Торндайк, Э. Толмен) в исследованиях произвольной памяти в качестве центральной проблемы выступает проблема заучивания наизусть, о влиянии повторений на успешность заучивания, о зависимости продуктивности запоминания от различного рода установок и мотивов.

Представители гештальт-психологии в качестве ведущего условия запоминания рассматривали целостное образование - гештальт, структуру материала. Поэтому, для запоминания бессмысленного материала необходимо дополнительное условие - намерение субъекта (интенция). Однако, они упустили из виду наиболее важную сторону процесса построение образа - деятельность человека.

Первые исследования физиологических основ памяти связаны с именем Д. Хебба. В 40-е гг. он ввел понятия кратковременной и долговременной памяти и предложил теорию, объясняющую их нейрофизиологическую природу. По Хеббу, кратковременная память - это процесс, обусловленный повторным возбуждением импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, не сопровождающийся морфологическими изменениями. Долговременная память, напротив, базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации межклеточных контактов - синапсов. Хебб полагал, что эти структурные изменения связаны с повторной активацией (по его определению - "повторяющейся реверберацией возбуждения") замкнутых нейронных цепей, например, путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре.

Достоинство этой теории в том, что она толкует память не как статическую запись или продукт изменений в одной или нескольких нервных клетках, а как процесс взаимодействия многих нейронов на основе соответствующих структурных изменений.

Современные подходы к изучению физиологических механизмов памяти в значительной степени связаны с развитием изложенных выше идей Д. Хебба.

Согласно Анохину П.К. в основе памяти лежит замкнутое рефлекторное кольцо. Согласно И.П. Павлову, физиологической основой запоминания служит условный рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и реакцией. Эти формы памяти и научения называют простыми, чтобы отличать от научения, имеющего произвольный, осознанный характер. Элементарные формы научения есть даже у беспозвоночных.

В работах Р. Галомбоса (1961 г) показано, что долговременная память связана с функцией глиальных элементов, а именно, олигодендроциты принимают участие в замыкании условного рефлекса.

Физическая теория. Прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя физический след, что выражается в электрических и механических изменениях синапсов. Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.

Биохимическая теория. Г. Хиденом. (1964, 1967 гг.) выдвинута теория о роли РНК в процессах памяти. Показаны качественные и количественные изменения в содержании РНК в процессах научения.

Коренные изменения в теоретических представлениях о памяти, возникли на основе социальной природы памяти человека и возможности социального управления ее процессами. В работах П. Жане (1928 г), Л.С. Выготского и А.Р. Лурия (1930), А.Н. Леонтьева (1931 г) процессы памяти начинают пониматься как социальная форма поведения, специфическая социально управляемая форма действия. Идея социальной природы памяти получила давнейшее развитие в отечественной психологии. Новым шагом в анализе психологических механизмов памяти явились сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, в зависимости от организации мнемической деятельности, наиболее полно представленные в работах П.И. Зинченко (1939 - 1961) и А.А. Смирнова (1948).

Виды и формы памяти:

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

. Классификация по участию воли в процессе запоминания;

. Классификация по психической активности, которая преобладает в деятельности;

. По сути предмета и способа запоминания;

. По характеру участия воли.

Память делят на непроизвольную и произвольную.

I Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение без всяких усилий, "автоматический".

II Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на:

а) двигательную;

б) эмоциональную (аффективная);

в) образную;

г) словестно-логическую.

В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком.

а) Двигательная (кинетическая) память - запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

б) Эмоциональная память - память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события более прочно откладываются в памяти, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.

в) Образная память может быть:

. зрительной;

. слуховой;

. обонятельной;

. осязательной;

. вкусовой.

г) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.

В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словестно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы.

Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. П.П. Бонский называл ее "память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.

Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы, но у большинства людей лучше развита зрительная память.

Зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны "видеть" информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память - это пример памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль - это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий.

По продолжительности сохранения информации;

) Мгновенная или иконическая память.

Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с.

Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память - образ. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

) Кратковременная память хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память "включается" когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. НАПРИМЕР: человек сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен чем позволяет его объем памяти.

Сделав сознательное усилие можно удержать ее в памяти дольше, и обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление "черпает" информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

) Оперативная память - память рассчитанная на сохранение информации в течении определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

) Долговременная память - память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Ассоциации


С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля):

) Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

) Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам.

) Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления и каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Для образования ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике, т.е. применение того, что требуется запомнить в самом процессе усвоения. Память - это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. Для работы мозга необходимы не только поступление информации, переработка, но и хранение определенного запаса ее. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти: память видовая и память индивидуальная.

Процессы памяти


Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт. Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, статическое - в долговременной памяти. При динамическом сохранении материал изменяется мало, а при статическом, наоборот, материал обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т.е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное - это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

Воспроизведение - это очень сложный процесс повторения запечатленного. Происходит реконструкция, т.е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников. Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении. Физиологическая основа узнавания и воспроизведения - оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании.

Формы воспроизведения:

) узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

) воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

) припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

) реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятой информации, которая казалась забытой;

) эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятой информации.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.

Забывание - естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

Забывание проявляется в двух основных формах:

а) невозможность припомнить или узнать;

б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их "уровнями памяти".

Принято выделять три таких уровня:

воспроизводящая память;

опознающая память;

облегчающая память.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них - время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

Для уменьшения забывания необходимо: понимание, осмысление информации, повторение информации. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, "забывается" то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает негативное постоянное напряжение ("мотивированное забывание").

Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменения воспринятого ранее материала могут носить и другой характер, когда забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому материалу.

Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти. Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

Индивидуальные различия памяти у людей


Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти: зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и т.п., так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладает слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими либо движениями.

"Чистые" виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике сталкиваются с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Наибольшего развития у человека достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица. Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, с его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо. "Не подлежит сомнению, - писал С.Л. Рубинштейн, - что в запоминании более или менее значительную роль играют моменты". Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.

Основатель психоанализа З. Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в "нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного". Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм не работает.

Примерами мотивированного забывания, по З. Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах. Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Ещё в своей работе хочу уделить внимание музыкальной памяти, так-так объектом исследования являются учащиеся музыкальной школы.

Музыкальная память-это запоминание музыкального произведения его прочное сохранение и максимально-точное воспроизведение даже спустя длительное время после выучивания.

Как известно, память бывает различных видов: слуховая, двигательная, зрительная, словесно-логическая и эмоциональная, каждая из которых имеет у разных людей свои индивидуальные отличия, связанные с природными особенностями нервной системы того или иного человека. Музыкальная память, как и все психические процессы, также раскрывается в практической деятельности. Именно ее характер во многом определяет и внешние проявления памяти. Если этого не учитывать, можно прийти к неверным выводам. Так, например, Дж. Россини по памяти не мог воспроизвести только что написанную музыку. Но это совсем не означало, что у него нет музыкальной памяти; просто созданная им или воспринятая музыка почти сразу "выключалась" из сознания, чтобы не мешать интенсивному процессу создания новых произведений. Не случайно Н. Паганини писал Дж. Пачини, что "плохая память указывает на способность человека к творчеству"1. В то же время известны случаи и феноменальной памяти, к примеру у А. Глазунова, Дж. Энеску. С. Рахманинов, обладая замечательной памятью, в то же время иногда допускал на эстраде ошибки при исполнении и подчас вынужден был импровизировать даже в собственных произведениях.

Уже это сопоставление заставляет прийти к выводу, что существует не один тип памяти, а по крайней мере два: память репродуктивная (механическая) и реконструктивная (творческая).

Репродуктивная (образная) память, связанная главным образом с первой сигнальной системой, особенно ярко представлена у детей пяти-шести лет. Их мозг еще недостаточно творчески перерабатывает поступающую из окружающего мира информацию.

Дети запоминают действительность целиком, как мгновенную картинку, которая сохраняется в памяти нерасчлененно (ценность ее определится впоследствии). Такое запоминание - вынужденная мера, которую выработал организм: в детском возрасте на маленького человека обрушивается около 80% всей жизненной информации. Вот почему в этот период запоминание обычно кратковременно, держится недолго, информация не столько перерабатывается, сколько образно комбинируется (в детском возрасте особый интерес представляют сказки и т.п.). У ребенка пяти-шести лет воспроизведение обычно дословно, узнавание происходит при точном повторении. Это та память, которая нужна, человеку как основа для будущей деятельности.

Работа над произведением с ребенком в этом возрасте и несколько позже имеет свои особенности. Менять штрихи, аппликатуру не всегда целесообразно, так как новый вариант заставляет ребенка в значительной мере перестраивать в своем сознании все произведение в целом. По этой же причине не стоит расчленять произведение и задавать выучивать отдельные ее фрагменты, поскольку каждый отрывок может восприниматься им как целое, отдельное произведение. Однако распространение этой системы на весь процесс обучения приводит в старших классах к натаскиванию, зубрежке, в конечном счете к заучиванию в подобном случае только одного, "жесткого" варианта трактовки, что в значительной мере сковывает творческие возможности музыканта.

Реконструктивная (творческая) память связана с творческой, а не механической работой сознания, избирательной переработкой информации. С годами детская репродуктивная механическая память оттесняется на второй план, и в работу все больше вступает новая система памяти.

С накоплением словарного фонда, богатой информации, культуры у человека появляется способность к анализу, синтезу и новой работе с накопленной информацией. Память, как и деятельность человека, постоянно эволюционирует.

Реконструктивный момент связан с воображением. Вспоминая отдельные яркие мгновения, человек способен реконструировать целое. В этом процессе воссоздания прошлой информации большое значение имеет жизненный опыт человека - осознанное, пережитое, передуманное. Он во многом определяет характер и качество воспроизведения (это хорошо заметно при обращении к музыкальному произведению на разных этапах обучения). Не случайно Бруно Вальтер утверждал, что "память зависит от интенсивности, с какой человек жил, действовал, чувствовал.". Однако реконструктивная память наряду с положительным моментом творчества имеет и отрицательную сторону: если полагаться только на нее, она нередко подводит (примеры этого можно найти, в частности, в мемуарной литературе). В практике оба типа памяти у человека действуют сообща. Так, детально выучив произведение, исполнитель опирается как на репродуктивную, так и особенно на свою творческую, реконструктивную память. Ведь подлинно художественное исполнение произведения - это не репродукция его, а как бы новое воссоздание авторского замысла.

Четыре уровня музыкальной памяти


Первый связан с поведенческой, двигательной памятью, а психологически - с интересом. Чем интенсивнее интерес, чем больше ярких моментов на уроке или в домашней работе, тем крепче запоминаются нотный текст и игровые движения.

Второй связан уже не с самим запоминанием текста, а с поиском и запоминанием выразительных инструментальных средств для художественного воплощения произведения, нужного характера, штрихов, выразительных комплексов и т.д., то есть с поставленной творческой целью.

Третий связан с памятью художественно-образного решения произведения, нахождения и удержания психологически правдивой логики раскрытия образа, "лентой видения" (К.С. Станиславский), богатым кругом рождающихся художественных ассоциаций, то есть с творческой фантазией.

И наконец, четвертый связан уже не только с изучаемым произведением, удержанием всего полученного материала, его синтезированием, но и переработкой его в новую творческую программу на основе полученного опыта, то есть с общим художественным развитием личности.

Все эти уровни связаны с разным материалом, который необходимо запомнить, с различными условиями его воспроизведения - в открытой деятельности, или в сознании (или даже в подсознании). Но лишь органическая связь всех уровней в единый взаимодействующий комплекс приводит к продуктивным результатам, способствует взаимной их активизации.

По форме музыкальная память имеет несколько фаз, которые иногда носят название "кругов памяти", так как информация, получаемая и обрабатываемая мозгом, удерживается в них, постоянно возвращаясь в фокус восприятия. Они не одинаковы по длительности и выполняют разные функции в процессе деятельности. Они как бы фиксируют настоящее время (иначе оно - неуловимая грань между прошлым и будущим) и полученную информацию связывают с прежним опытом и будущими программами деятельности.

Понимание механизмов музыкальной памяти может помочь в музыкальной педагогике вскрыть неиспользованные резервы, объяснить сложные психологические процессы, происходящие во время исполнения произведения наизусть выработать современные методы изучения произведения и активизации запоминания.

Глава 2


В исследовании были применены следующие психодиагностические методики:

Методика 1. Исследование объёма кратковременной памяти;

Методика 2. Исследование объема образной кратковременной памяти;

Методика 3. Исследование объёма памяти при механическом и логическом запоминании.

Методика 4. Исследование объёма долговременной памяти.

С целью проверки выдвинутых теоретических предположений, а также для решения поставленных в ходе планирования практических задач, было проведено эмпирическое исследование, классифицировать которое можно как уточняющее.

Целью уточняющего исследования является установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.

В ходе исследования было использовано четыре вида тестов для определения:

объема кратковременной памяти;

объема образной кратковременной памяти;

возможности памяти при разных способах запоминания;

тест на долговременную память.

Выявление объема кратковременной памяти


В течение 1 минуты я читаю ученикам тест из 25 слов. Затем в течение 5 минут испытуемые записывают все слова, которые им удалось запомнить в любом порядке. Слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.

Каждое слово 1 балл. По сумме балов определяем, к какой категории относится объем памяти испытуемого.

Число баллов Характеристика памяти

6 и меньше Объем памяти низкий

13-17 Объем памяти хороший

18-21 Объем кратковременной памяти отличный

Свыше 22 Память феноменальна


Определение объема образной кратковременной памяти


Испытуемому предлагается в течение 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой ему таблицы. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ).

Тест, используемый для определения объема образной памяти, представлен на рисунке.

Тест для определения объема образной памяти


По сумме балов определяем, к какой категории относится объем памяти испытуемого.

Число баллов Характеристика памяти.

и меньше Объем кратковременной памяти ниже нормы.

Свыше 6 Объем кратковременной памяти в норме.

Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании


Я зачитываю испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова. Через 3-4 мин я вновь зачитываю испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.

Слова для логического запоминания - сон, умывание, завтрак, дорога, школа, урок, звонок, перерыв, зачет, дискотека.

Слова для механического запоминания - квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

В результате сравнивается какой из способов запоминания преобладает.

Тест на долговременную память


На уроке мы с детьми выучили короткую не сложную песенку ранее им не знакомую, а затем через неделю я проверила результаты.

%

Запоминание мелодии.

Запоминание слов.

От 70% до 100%

феноменальная память.

Феноменальная память.

От 50% до 70%

Высокий уровень долговременной памяти.

Высокий уровень долговременной памяти.

От 30% до 50 %

Средний уровень долговременной памяти.

Средний уровень долговременной памяти.

Низкий уровень долговременной памяти.

Низкий уровень долговременной памяти.


Результаты исследования и их обсуждение


Исследование проводилось В Детской Музыкальной школе искусств №3 (Калужская область, Кировский район, поселок Шайковка). В качестве испытуемых выступали учащиеся в возрасте от 9 до 12 лет. Всего было обследовано 10 человек, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Обработку данных проводили с дифференцировкой по видам памяти и полу.

Для представления общего состояния объема кратковременной памяти у учащихся на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы.


Из диаграммы видно, что объем внимания почти у всех учащихся низкий (48%) и средний (49%). Высокий объем внимания всего лишь у 3% учащихся. Для изучения соотношения объемов кратковременной памяти у учащихся, в зависимости от их пола, данные представлены в виде диаграммы:


Из диаграммы видно, что у большей половины (57%) учащихся объем кратковременной памяти ниже среднего. На втором месте (31%) объем памяти хороший. Объем памяти низкий, отличный и феноменальную память имеют 5%, 6% и 1% учащихся соответственно.

Для объяснения данной ситуации необходимо проанализировать показатели объема внимания у этих же учащихся, представленные в виде диаграммы:


Из диаграммы видно, что как у мальчиков, так и у девочек преобладает объем кратковременной памяти ниже среднего, но мальчиков с данным объемом памяти на 1,3% больше, чем девочек.

На втором месте так же как у мальчиков, так и у девочек объем кратковременной памяти хороший, но у девочек с данным объемом памяти на 2,7% больше, чем мальчиков.

У мальчиков на третьем месте объем кратковременной памяти низкий, что на 4,1% больше, чем у девочек. А у девочек на третьем месте объем кратковременной памяти отличный, что на 3,4% больше, чем у мальчиков.

Проанализировав полученные данные можно сделать вывод, что у девочек кратковременная память лучше, чем у мальчиков. Но, несмотря на это, единичный случай с феноменальной памятью был отмечен у мальчика.

Показатели объема внимания в зависимости от пола:


Как видно из диаграммы, у мальчиков преобладает низкий объем внимания (60%), что на 25% больше, чем у девочек. В отличие от мальчиков, у девочек преобладает средний объем внимания (65%), что на 30% больше, чем у мальчиков.

Однако высокий объем внимания был выявлен только у мальчиков (5%).

Следовательно, полученные данные по уровню внимания у учащихся полностью объясняют соотношение объемов кратковременной памяти у девочек и мальчиков.

Объем образной кратковременной памяти у школьников


Для анализа объема образной кратковременной памяти у учащихся на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы.

Из диаграммы видно, что почти у всех школьников (99%) объем образной кратковременной памяти в норме, что подтверждает литературные данные.

Проанализировав полученные данные, представленные на рисунке, можно сделать вывод, что в процессе обучения преподавателю необходимо больший упор делать именно на образную память школьников.


На диаграмме представлены данные по распределению различных способов запоминания у девочек и мальчиков. Распределение различных способов запоминания у мальчиков и девочек:


Из диаграммы видно, что как у девочек, так и у мальчиков логический способ запоминания преобладает над механическим (у 76% девочек и у 64% мальчиков). Преобладание механического способа запоминания над логическим у 21% мальчиков и 13% девочек. Равенство логического и механического запоминания у 15% мальчиков и 11% девочек.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что девочек с логическим способом запоминания на 12% больше, чем мальчиков. Следовательно, у девочек этот способ запоминания развит лучше, чем у мальчиков.

Результаты теста на долговременную память


Через недельный перерыв после выучивания музыкального произведения получены следующие результаты:

из 10 испытуемых материал в полном объёме (100%) вспомнил только один мальчик (что составляет 10% от общего количества тестируемых детей) - это говорит о феноменальной долговременной памяти;

испытуемых (40%) вспомнили музыкальное произведение на 60% что говорит о отличных результатах;

ребёнка (40%) вспомнили произведение на 40% - это средний уровень, один мальчик (10%) вспомнил менее 30% материала - это говорит о низком уровне долговременной памяти.

Из поученных результатов можно составить таблицу:

Испытуемые

Запоминание мелодии и слов

Вывод

1. Виталий П.

100%

Феноменальная долговременная память.

2. Эвита С.

60%

Отличная долговременная память.

3. Ксюша К.

60%

Отличная долговременная память.

4. Вероника С.

60%

Отличная долговременная память.

5. Дима Р.

60%

Отличная долговременная память

6. Злата З.

40%

Средний уровень запоминания.

7. Алелия Д.

40%

Средний уровень запоминания.

8. Сергей Н.

40%

Средний уровень запоминания.

9. Вадим Ф.

40%

Средний уровень запоминания.

10. Никита М.

Менее 30%

Низкий уровень запоминания.


Из этой таблицы можно сделать вывод, что лучшая долговременная память преобладает всё-таки в большей степени у девочек чем у мальчиков, девочки более усидчивы и внимательны, серьезно относятся к заданию и к требованиям преподавателя, хотя феноменальная долговременная память проявилась у мальчика.

Итак, в конце второй главы я хочу дополнительно рассмотреть вопросы успеваемости протестированных учащихся для подтверждения влияния памяти на эффективность обучения. Я проследила за оценками моих учеников на это полугодие по всем предметам и составила табель оценок:

Учащиеся.

Фортепиано (специальность.)

Сольфеджио.

Хор.

1. Виталий П.

5

5

5

5

2. Эвита С.

5-

5-

5

5

3. Ксюша К.

5-

5

5-

5

4. Вероника С.

5

5-

5

5

5. Дима Р.

5-

4

4

5

6. Злата З.

4

4-

4-

5-

7. Алелия Д.

4

4

4-

5-

8. Сергей Н.

4-

4-

4

4-

9. Вадим Ф.

4

3

4-

5-

10. Никита М.

3

3

3

4-


Из предоставленного табеля оценок можно сделать вывод:

что учащиеся, у которых в ходе тестирования показатели памяти были на высоком уровне, количество оценки "5" равняется 100%.

ученики со средними показателями имеют: 6% - оценка "3", 25% - "5" и 69% - "4".

ученик с низкими показателями: 25% - оценка "4", 75% оценки "3".

Следовательно можно сказать, что мои утверждения по поводу влияния памяти на организацию учебного процесса и успеваемость учащихся подтвердились. Действительно, хорошая память непременно помогает в процессе обучения на протяжения всего обучения в музыкальной школе.

Заключение


Любое проявление прошлого и будущего в настоящем связывают с памятью. Это самое широкое (философское) понимание памяти - влияние прошлого на настоящее (мое знание, навыки, знание о себе и самоопределение) и будущее (прогнозирование, основанное на заранее построенном плане на прошлых знаниях).

В узком смысле представление о памяти зависит от принимаемой концепции (образование и всплывание ассоциаций, формирование схемы и реконструкция своего опыта, процессы переработки информации, включающие кодирование, хранение и извлечение).

Память как психическая функция способна не только к запечатлению, хранению и воспроизведению информации о внешних воздействиях на носителя психической реальности, но она обладает способностью к запечатлению, хранению и воспроизведению своих собственных внутренних состояний. В этом смысле память представляет собой не просто отдельную психическую функцию наряду с другими, но носит сквозной характер, является свойством психики в целом.

В своей курсовой работе я провела обзор научной литературы, для обобщения теоретических положений о музыкальной памяти, определила значение памяти и ассоциации, рассмотрела виды памяти и их влияние на успешность педагогического процесса.

После проведённых мной исследований, моя гипотеза подтвердилась о том что, высокие характеристики памяти предполагают быстрое усвоение материала, соответственно высокие показатели и хорошие результаты.

Испытуемые, у которых высокие характеристики памяти по моим наблюдениям имеют хорошие показатели и успеваемость на уроках фортепиано и по всем предметам в целом (сольфеджио, слушание музыки, хор).

Итак, как писал Рубинштейн: "Без памяти мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом". Я полностью согласна с этим изречением, изучение и значение памяти очень актуально в наши дни, поэтому я и выбрала эту тему для своей курсовой работы.

Список использованных источников


1. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для вузов по непедагогич. специальностям / Г.В. Бороздина. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 384 с.

. Вундт, В. Введение в психологию / В. Вундт. - СПб.: Питер, 2002. - 125 с.

. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л. С Выготский. - М.: Эксмо, 2004. - 1136 с.

. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: учеб. пособие для вузов / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2005. - 336 с.

. Денисова, О.П. Психология и педагогика: учебное пособие / О.П. Денисова. - М.: Флинта, 2008. - 240 с.

. Дорманов, Ю.Б. Психология внимания: учебно-методическое пособие / Ю.Б. Дорманов, В.Л. Романов. - М.: Флинта, 2002. - 376 с.

. Дубровина, И.В. Психология: учебник для учрежд. среднего педагогического образования / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 464 с.

. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2005. - 624 с.

. Изюмова, С.А. А.А. Смирнов и его школа исследования памяти: продолжение поиска / С.А. Изюмова // Психологический журнал. - 2008. - №1. - С.13-15.

. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии: учебное пособие / Л.Б. Ительсон. - Мн.: Харвест, 2000. - 896 с.

. Каменева, И.П. Память как иерархическая система организации знаний / И.П. Каменева // Психология и соционика межличностных отношений. - 2007. - №7. - С.5-10.

. Климов, Е.А. Основы психологии: учебник / Е.А. Климов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 462 с.

. Козубовский, В.М. Общая психология: учебное пособие для вузов / В.М. козубовский. - 2-е изд. - Мн.: Амалфея, 2007. - 448 с.

. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие для вузов / В.М. Козубовский. - 2-е изд. - Мн.: Амалфея, 2005. - 256 с.

. Котова, И.Б. Психология / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - С. 202.

. Краснов, А.Н. Общая психология: учебное пособие для вузов / А.Н. Краснов, Е.В. Мензул, Н.М. Рязанцева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 384 с.

. Крысько, В.Г. Общая психология / В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2007. - С.133.

Похожие работы на - Определение объема образной кратковременной памяти у учащихся детской школы искусств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!