Политический режим и его типы
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ЕГО ТИПЫ
ПЛАН:
Введение…………………………………3
1. Понятие политического
режима……4
2. Тоталитарное
государство…………..6
3. Авторитаризм………………………..9
4. Демократия…………………………..11
Заключение……………………………..14
Список
источников…………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая формы
политического режима, мы прежде всего, отвечаем на вопрос , кто и как правит в
государстве, чья и какая « кратия» или «архия» (власть) установлена в
обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего
фигурируют те или иные виды власти: автократия, охлократия, диктатура и пр.
Политический режим откладывает
отпечаток не только на характер проведения государственной политики, но и в
целом на всю политическую жизнь общества. В какой-то мере содержательные
характеристики политического режима использовались при классификации
политических систем. Когда говорят о политическом режиме , то подразумевают
наличие той или иной степени политической свободы, политико-правовое
положение личности, методы деятельности государственных
органов.
В связи с этим в данной работе ниже
и будет рассмотрены основные формы правления и методы деятельности
государственных органов при том или ином режиме.
1.
ПОНЯТИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Согласно наиболее
распространенному толкованию, режим определяется как совокупность
средств и методов осуществления экономической и политической власти
определенных групп и классов.[1]
Политический режим- это те средства и методы,
которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление
обществом.[2]
Политический режим
представляет собой способ функционирования политической системы общества,
определяющей характер политической жизни общества.[3]
Характер политического режима
зависит от следующих моментов:
- от реального функционирования
структур политической системы (государства, партий, общественных организаций);
- степени гласности в работе органов
власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного
мнения;
-процедур отбора правящих групп,
выдвижения и подбора руководителей;
-состояния законности и реальной
силы ее в обществе, особенностей политической культуры и политических
традиций.
Основные формы правления
следующие:
1.Автократия- самовластии,
неограниченная власть одного лица (монарха, президента)
2. Аристократия- власть знати,
привилегированного большинства знатных (лучших) людей
3. Плутократия – власть богатых,
господство в обществе «денежных мешков»
4. Тимократия - власть
привилегированной верхушки состоятельных людей
5. Теократия- власть церкви
и духовенства
6. Геронтократия- власть
старейшин, старшего поколения людей
7. Демократия- народовластии,
власть всего народа, широких слоев общества
8. Охлократия- власть толпы, людей с
площади, склонных к неблагоразумным действиям
9. Монархия- власть одного
правителя-монарха (шаха, султана, короля и пр.
10. Олигархия- власть немногих,
небольшой группы людей (богачей, политиков, военных и пр.)
11. Полиархия- власть многих, власть
в руках трех и более лиц: военной хунты, Политбюро ЦК КПСС и т.д.; форма
демократии , при которой на действия правительства заметно влияют различные
общественные организации (профсоюзы, союзы предпринимателей , фермеров и пр.)
12. Анархия- отсутствие власти,
безвластие, вызывающее дезорганизованность в обществе
13. Диктатура -неограниченная власть
одного лица (диктатора) , группы лиц, политической партии и т.д.
14. Бюрократия- чрезмерная власть
чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе)
Важно заметить, что в реальной
жизни многие из этих форм могут накладываться друг на друга. В частности, хорошо
«уживаются» вместе теократия и монархия. Иногда, к сожалению, совместимы
теократия и диктатура, демократия и анархия и т.д. Кроме того, иные из
перечисленных здесь форм в какой-то мере тавтологичны, т.е. повторяют друг
друга и обозначают весьма схожие ситуации правления в обществе. Все же
многообразие типов государств по политическому режиму сводится обычно к трем
формам: тоталитарной, авторитарной и демократической. Главные различия между
ними- в характере власти и степени обеспеченности прав и свобод граждан.
2.
ТОТАЛИТАРНОЕ
ГОСУДАРСТВО
Тоталитаризм как тип политической системы
возник в ХХ веке. В конце 20х годов английская газета «Таймс» писала о
тоталитаризме как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм в
Италии, но и политический строй в СССР.
Теория тоталитаризма складывалась в
40-50х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко
использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических
стран. Первые классические теоретические исследования по проблемам
тоталитаризма- работы Ф.Хайека « Дорога к рабству» (1944) и Х.Аренд « Истоки
тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К.Фридриха и З.Бжезинского «
Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка
эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие
однотипные политические режимы.
Более поздние попытки создать
эмпирическую, построенную на базе реальных, верифицируемых фактов теорию
тоталитаризма не имели особого успеха.
Общими отличительными признаками
тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества
и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному
преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по
своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной
свободы и социальных противоречий.
Главной общей предпосылкой
тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к
созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и
организацию, сделала техниче6ски возможными систематическую идеологическую
индокринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное
«промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. Именно на этой
ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры-
монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное
взаимодействие с государством.
Тоталитаризм представляет собой
специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития
реального противоречия между усложнением социальной организации и
индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини
отмечал: « Мы первыми заявили, что чело сложнее становится цивилизация, тем
более ограничивается свобода личности».[4]
Одной из важнейших субъективных
предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность
человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением
традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей,
нарастанием социального отчуждения.
Психологическая неудовлетворенность
существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко
возрастает в периоды острых социально-экономических кризисов, вливающих
свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко
усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых
для тоталитаризма социальных предпосылок- появления значительных по
численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в
тоталитраной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую
очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и
люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма
выступают маргинальные группы- промежуточные слои, не имеющие устойчивого
положения в социальной структуре, стабильной среды обитания , утратившие
культурную и социально-этническую идентификацию.
С помощью социальной демагогии
тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных
слов. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из
социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования
крестьян о безвозмездной раздаче помещичьих земель, чтобы впоследствии
отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего
населения разрушительной войной.
В Германии социальной опорой
национал- социалистического тоталитаризма стал «новый промежуточный» класс-
многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы,
администраторы, мелкие чиновники и пр., положение которых значительно
ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих,
защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. Рядовые члены
национал- социалистического движения в первые годы его существования
были значительно беднее тред-юнионистов или членов социал-демократической
партии.
Общие предпосылки тоталитаризма
следующие:
1. индустриальная стадия
развития;
2. нарастание рациональности и
организованности в жизни общества;
3. появление монополий и их
срастание с государством;
4. этатизация общества, особенно
усиливающаяся во время войн;
5. массовое
коллективистско-механистическое мировоззрение;
6. эмоциональная уверенность в
возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных
преобразований;
7. психологическая
неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащищенность и
одиночество;
8. острый
социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения;
9. появление многочисленных
маргинальных слоев.
Суть тоталитарного
государства
в том, что власть правителей в нем является абсолютной, насильственной и
всеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно
ограничены.
3.
АВТОРИТАРИЗМ
Авторитаризм характерен как для
обществ, прошающихся с тотаритарным прошлым (двигающихся к демократии), так и
для перерастающих в тоталитарное общество (уходящих от демократии). С
тоталитаризмом его обычно роднит автократический, не ограниченный законами
характер власти, с демократией- наличие автономных, не регулируемых
государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни,
сохранение элементов гражданского общества. В целом авторитарной политической
системе присущи следующие черты:
1. Автократизм ( самовластие) или
небольшое число носителей власти . Ими могут быть один человек (монарх, тиран)
или группа лиц ( военная хунта, олигархическая группа и т.д.)
2. Неограниченность власти, ее
неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью
законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или
потенциальная) на силу.
4. Монополизация власти и политики ,
недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме
возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других
организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
6. Рекрутирование политической элиты
путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки
авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или
группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию
личности и общества во внеполитических сферах.
Авторитаризм вполне совместим с
уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в
условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных
гарантий своей безопасности и автономии.
Авторитарные политические системы
очень разнообразны. Это-монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные
хунты, популистские системы правления и пр. Авторитарные правительства могут
добиваться признания населения не только силой, с помощью массового
истребления и запугивания противников, но и более гуманными средствами.
Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке
оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и
возрождения.
Если взять теперь наше отечество,
то Россия, по мнению исследователей, во все времена в той или иной мере
«грешила» авторитаризмом. Яркие примеры-правление царя Ивана Грозного (
1530-1584), императоров Петра Великого (1672-1725), Николая 1 (1796-1855) и др.
Не случайно некоторые полагают, что российский народ по своей природе
нуждается в авторитарной власти и любит авторитарных вождей.
4. ДЕМОКРАТИЯ
В переводе с греческого
«демократия» означает «власть
народа».
Существуют три конкретные модели народовластия. Рассмотрим их.
Так, античная демократия, которая
сводилась к власти большинства населения, на деле превратилась в
охлодемократию, или охлократию,- власть возбужденной толпы, митингующей на
площади. По свидетельствам древнегреческих философов Платона (427-347 гг. до
н.э.) и Аристотеля ( 384-322 до н.э.) такой тип управления обществом
основан не на законах, а на бесконечно меняющихся прихотях толпы, попадающей
под влияние то одного, то другого сладкоголосого и крикливого
демагога-говоруна. В результате растут наглость и своеволие черни, ущемляются
права меньшинства и отдельной личности.
Другой негативный опыт
«коллективистской» модели народовластии дала социалистическая демократия в
бывшем СССР и в других странах. Она по существу представила собой
псевдодемократию ( демократию на словах), поскольку означала полное
подавление отдельной личности коллективом, обществом, государством,
господствующей политической партией и официальной идеологией. Человек был лишен
возможности реально влиять на формирование и действие властей.
Однако и «индивидуалистическая» и
либеральная демократия, нацеленная на максимально неограниченную личную
свободу граждан и минимальное вмешательство государства в их дела, тоже не
лишена недостатков. Она усиливает социальное неравенство и разлад общества и на
практике может стать олигархо- или анархо-демократией или, еще хуже,- тем и
другим вместе.
В частности, олигархическая
демократия проявляется в том, что к признакам народовластия здесь добавляется
та или иная доза олигархии- обычно в виде господства в обществе кучки крупных
бизнесменов и политиков.
В свою очередь, анархо-демократия
представляет подчас безвластие; когда на фоне соблюдения тех или иных
демократических процедур (например, выборов власти) в обществе фактически
правят вседозволенность, беззаконие, преступность.
Таким образом, понятие демократии
гораздо сложнее, чем просто «народовластие». При этом не существует какой-то
«чистой», идеальной демократии, и любая ее модель имеет свои плюсы, и минусы.
Как бы то ни было, но наиболее
развитые современные общества возглавляются демократическими государствами.
Их суть в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих
решений, а правители получают власть с согласия управляемых.
Важнейший принцип демократии
состоит в том, что источником власти в обществе является народ. Это означает,
что народ непосредственно участвует в самоуправлении, в разработке и принятии
законов, решений ( путем их открытых обсуждений, формулирования, одобрения на
референдумах и пр.)- прямая демократия; либо выбирает своих
представителей в органы власти, может контролировать и сменять их- представительная
демократия.
Обе эти системы имеют свои плюсы и
минусы. Так, прямая демократия из-за недостаточной политической грамотности и
настроя на сиюминутную выгоду избирателей, из-за их эмоциональной
неуравновешенности и подверженности внушению со
стороны конкурирующих СМИ, политиков и других людей подчас ведет у принятию
неоптимальных решений. Кроме того, проведение опросов и референдумов сложно
и дорого стоит.
Представительная демократия
(репрезентативная) в этом плане более рациональна, поскольку управлением
занимаются относительно небольшие группы профессионалов. Но тут есть и ряд
недостатков: в межвыборный период народ в основном отстранен от власти, есть
опасность отрыва народных избранников от рядовых граждан, проявлений
бюрократизации, коррупции, работы на собственные интересы и т.д.
Второй важный принцип
демократии-выборность основных органов государства. Он предполагает действие
в обществе специальных юридических норм (избирательного права), регулирующих
участие граждан в выборах, их право избирать и быть избранными в
различные органы власти, порядок проведения свободных, честных, альтернативных
и контролируемых общественными организациями выборов.
Следующий демократический принцип-
подчинение меньшинства большинству при принятии и выполнении решений. Однако
наряду с этим меньшинство всегда вправе иметь и отстаивать свое особое
мнение.
Четвертый принцип- самый главный
для демократии. Это-гарантия основных прав и свобод для каждого члена
общества и равноправие граждан. Главный он потому, что демократия- не
самоцель. Она нужна лишь как средство обеспечения свободы и жизненно важных
прав каждого человека. Иначе, зачем демократия, если в обществе кто-то угнетен
или страдает?
Наконец, еще одна существенная
черта демократии- открытый характер общества. Характерные черты открытого
общества:
- это общество со свободной
конкурентной и рыночной экономикой, интегрированной в остальной
хозяйственный мир;
- это общество с самобытной
национальной культурой, гостеприимно открытой для взаимообмена с культурами
других стран;
- это общество, в котором уважают и
соблюдают права людей, поощряют развитие гражданского общества;
- нет запретов на честную и полную
информацию;
- нет закрытых социальных элит; успех
каждого зависит от его личных усилий и трудолюбия.
Опыт многих стран показывает, что
демократия успешно развивается лишь в тех обществах, которые готовы к ней-
материально, интеллектуально и психологически.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы можно
сделать следующие краткие выводы:
1. Политический режим представляет
собой способ функционирования политической системы общества, определяющий
характер политической жизни в государстве.
2. Характер политического режима
зависит от реального функционирования структур политической системы
(государства, партий, общественных организаций) , степени гласности в работе
органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны
общественного мнения, процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора
руководителей, состояния законности и реальной силы ее в обществе.
3. Различают тоталитарные,
авторитарные, либеральные и демократические режимы.
4. Общими отличительными признаками
тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества
и полному контролю за личностью.
5. Тоталитаризм представляет собой
специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития
реального противоречия между усложнением социальной организации и
индивидуальной свободой.
6.Авторитарный режим по своим
качественным признакам во многом схож с тоталитарным режимом.
В то же время авторитарное
государство отличают такие недемократические признаки, как:
- неограниченная власть (диктатура)
одного лица (вождя, монарха, военачальника, президента) или группы лиц (военной
хунты;
-недопущение (или строгое
ограничение и контролирование) политической оппозиции;
-жесткий контроль политической сферы
общества (госбезопасность, охрана установленного порядка, внешняя политика,
оборона);
-опора на силу и принуждение к
повиновению властям (на армию и другие «силовые» структуры);
- отстранение граждан от реального
влияния на власть и ограничение их прав и свобод.
7. Либеральный режим более
прогрессивен, чем авторитаризм и тоталитаризм.
8. Понятие демократии гораздо
сложнее, чем просто
«народовластие».
Суть демократического государства в том, что граждане имеют право участвовать в
выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия
управляемых.
9. Демократия представляет собой
форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно
выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс
компромиссные решения.
10. Существует прямая демократия
– народ непосредственно участвует в самоуправлении и принятии законов и представительная
демократия- народ выбирает своих представителей в органы власти,
контролирует и сменяет их.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Борисов Л.П. Политология: Учебное
пособие.-М.: Белые альвы, 1996
2. Политология. Энциклопедический
словарь. М., 1991
3. Политология. Энциклопедический
словарь. М., 1991
4. Пугачев В.П., Соловьев А.И.
Введение в политологию: Учебник.-М.: Аспект Пресс, 1997
5. Хайек Ф.А. Дорога к рабству//Новый
мир.1991. №7.
[1] Политология. Энциклопедический словарь. М., 1991-С.340
[2] Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие.-
Финансы и статистика, 2005.-С.182
[3] Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие.- М.: Белые альвы,
1996.-С.51
[4] Хайек Ф.А. Дорога к рабству// Новый мир. 1991. №7. С.197