». Таким образом, комментарий Н.П. Чулкова к снимку с надгробной летописи преподобного Андрея Рублёва, равно как и сама запись, полностью корректны по отношению к выявленным архивным документам, поскольку в 1786 г. надпись на старой колокольне уже невозможно было переснять.
Тем не менее вопрос о могиле преподобного Андрея Рублёва в Спасо-Андрониковом монастыре всё ещё остаётся открытым. Вероятное местоположение захоронения к северо-западу от Спасского собора подтверждает монастырская традиция погребения братии именно на том месте, как, например, это указано на плане монастыря, выполненном в сентябре 1841 г. губернским секретарём Л. Томашевским. Дальнейшие археологические исследования должны пролить свет как на этот актуальный вопрос, так и на всю картину возникновения одного из старейших московских некрополей.
2. Некрополь Спасо-Андроникова монастыря
Одно из древнейших кладбищ Москвы находилось на территории Спасо-Андроникова монастыря. Здесь покоились представители виднейших дворянских семей XV - начала XX вв. - Загряжских, Лопухиных, Головиных, Салтыковых, Трубецких, Нарышкиных, Строгановых и др. Кладбище славилось и своими высокохудожественными надгробиями XVIII-XIX вв. Сейчас на его месте разбит сквер. Однако уже восстановлен крест на могиле П.В. Зубова на востоке от церкви Михаила Архангела, начаты работы по музеефикации и экспонированию уцелевших надгробий у северной стены монастыря.
Некрополь Спасо-Андроникова монастыря официально был уничтожен в конце 1920-х гг. Однако, как следует из протоколов заседаний комиссий по архитектурной реставрации, часть монументов была разрушена населявшими монастырь рабочими ещё в 1923 г. Благодаря усилиям комитета по охране могил выдающихся деятелей науки и культуры в 1928-1929 гг. была сохранена часть высокохудожественных надгробий (10 из них в настоящее время хранятся в Донском монастыре). В архив ЦмиАР Н.Д. Рудницкой-Моргуновой были переданы сделанные в 1927 г. в ходе работы комиссии 18 бесценных фотографий монастырского некрополя.
Специального уничтожения самих захоронений не производилось. В процессе земляных работ, прокладки коммуникаций, укрепления фундаментов, археологических раскопок так или иначе раскрывались захоронения, что указывает на возможность фиксации их на поверхности земли памятными знаками.
Группа сотрудников музея работает над комплексной проблемой изучения и восстановления монастырского некрополя. К ней ещё в 1947 г. обратился П.Д. Барановский, сыгравший решающую роль в деле спасения монастырских памятников от забвения и разрушения. Сохранились подписанные им в 1947 г. план Андроникова монастыря с реконструкцией некрополя, генеральный план монастыря 1950 г. в масштабе 1:250 и план соборного храма Спаса Нерукотворного с указанием мест захоронений. Для работы по восстановлению некрополя были проанализированы (помимо указанных фотографий Н.Д. Рудницкой-Моргуновой и чертежей П.Д. Барановского) архивные фонды монастыря и Московской духовной консистории (содержащиеся в них сведения о монастырском некрополе крайне скудны), опубликованные архимандритом Сергием списки некрополя, включающие и синодик 1711 г., данные археологии, современные проектные материалы по реставрации монастыря и др.
Анализ названных материалов позволил разработать научную концепцию изучения, реконструкции и практического возрождения некрополя. Был составлен план монастыря в масштабе 1:100 (архитекторы А.А. Малинов, Е.Н. Гурова, Т.Н. Кудрявцева), на который нанесены существующие архитектурые сооружения, данные археологических изысканий, проекции исторических планов, планировочная структура некрополя по чертежу П.Д. Барановского и генеральный план монастыря 1950 г.
Фотографии Н.Д. Рудницкой-Моргуновой были изучены с целью установления точки съёмки и пространственной привязки изображённых памятников. Перекрестное сопоставление памятников, сооружений, деревьев на различных снимках позволило установить более 40 мест расположения надгробий монастырского некрополя. Эти места нанесены на опорный план.
Так, например, было определено место часовни над могилами Третьяковых. Исследован участок к югу от Спасского собора, где в основном располагались надгробия второй половины XIX века; часть из них нанесена на опорный план. При прокладке газопровода в 1951 г. было обнаружено 4 склепа, также говорящих о существовании часовен в этих местах кладбища. По результатам проведённых работ можно вести разговор о восстановлении утраченных часовен и включении их в единый архитектурный ансамбль монастыря.
И вновь встаёт вопрос, уже не один год волнующий исследователей московского некрополя: что должны представлять памятные знаки на местах выявленных и атрибутированных захоронений? Мы предлагаем следующий путь научной реконструкции некрополя:
определение реальных габаритов, пропорций памятников по фотографиям, их восстановление и установка на прежних местах;
возвращение реально существующих памятников, установка их на прежних местах или в экспозиции с изготовлением копий для размещения на территории некрополя;
отмечать фамильные захоронения в Спасском соборе, в церкви Знамения и храме Михаила Архангела общими памятными знаками с выбитыми на них именами;
восстановление по натурным съёмкам начала XX в. И чертежам П.Д. Барановского планировочной структуры некрополя средствами ландшафтной архитектуры и архитектуры малых форм (прокладка дорожек, аллей, мощений и др.);
продолжение археологических изысканий на территории монастыря с целью выявления «захороненных» надгробий некрополя;
градостроительную музеефикацию белокаменных надгробий и их фрагментов XV - начала XVIII вв. из Андроникова и Георгиевского монастырей.
Разработан и план музейного экспонирования надгробий, включающий:
создание музея под открытым небом на территории монастыря;
экспонирование надгробий XV - начала XX вв.;
установку надгробий с исторически обусловленной ориентацией;
проведение комплексного научного изучения надгробий - прочтение надписей, обмеры, фотофиксация, определение исторической и мемориальной значимости - с дальнейшим информационным отражением на планах, фотографиях, экспликациях и этикетках;
создание необходимых условий хранения: защита от атмосферных осадков, устройство специальных помостов для обеспечения условий аэрации и павильонов для хранения и экспонирования наиболее ценных памятников;
проведение работ по реставрации и консервации надгробий.
Таким образом, территория кладбища может быть восстановлена по имеющимся натурным фотографиям 1920-х гг. и на основании исследований. В соборе, Знаменской церкви и церкви Михаила Архангела предлагается установить памятные доски и знаки с указанием имён погребённых. Подобный подход к воссозданию некрополя представляется реальным и научно обоснованным.
Работы в этом направлении должны завершиться исторической, научной, графической, градостроительной реконструкцией некрополя Спасо-Андроникова монастыря, а результаты могут быть использованы для возрождения утраченных некрополей других русских обителей, восстановления исторической памяти и забытых имён.
Также проводились мероприятия по паспортизации надгробий XVII - первой половины XIX вв. Надгробия XVII, XVIII и первой половины XIX вв. часто выполнены в белом кммне, потемневшем от времени и покрытом мхом. Многие надгробия этого времени заглубились в землю. Кроме того, попав в категорию «бесхозных» именно в результате своей древности, они не посещаются; в результате многие древние надгробия стали местом свалки листвы, веток, мусора. Для обнаружения старинных надгробий необходимо производить раскопки-зондажи в местах наиболее старых захоронений, на глубину 20, 30 а иногда до 50 см от поверхности земли.
При выборе объекта паспортизации следует отдавать предпочтение белокаменным надгробиям - как наиболее древним и художественно более ценным. Надгробия из чёрного полированного лабрадора или красного гранита ставились обычно во второй половине XIX в. Или начале XX в. Если кладбище располагает большим количеством таких надгробий, следует паспортизировать лишь часть из них, выбрав наиболее примечательные в художественном отношении. На все прочие надгробия достаточно составить учётные карточки, либо показать их как отдельные компоненты при составлении паспорта на кладбище.
Значительный интерес представляют надписи на памятниках. Они ценны как произведения эпиграфики и как произведения монументальной палеографии. Чтобы зафиксировать информацию, содержащуюся в надписи, достаточно её переписать. Для палеографической фиксации необходимо сфотографировать и отжать (эстампировать) надпись, так как интерес представляют и шрифт, и способ компоновки, и особенности его размещения в определённом поле, и характер композиции в целом. Если от надписи сохранились только фрагменты, то представляют интерес отдельные слова и даже буквы (как образцы шрифтов).
А. Текст паспорта.
При заполнении бланка паспорта, во избежание повторов, следует неукоснительно соблюдать тематику каждого пункта, предусмотренного соответствующим разделом паспорта.
Пункт I. Наименование памятника
Указать фамилию инициалы лица, кому посвящено надгробие.
Пункт II. Типологическая принадлежность памятника
Если надгробие имеет только архитектурный характер, то в графу «Памятник архитектуры» ставится цифра «8»; если надгробие представляет собой скульптурное произведение, то в графе «памятник монументального искусства» ставится цифра «1».
Пункт III. Датировка памятника
В том случае, когда надгробие сохранило надписи, дата смерти лица, которому посвящено надгробие, условно принимается за дату памятника. Если надписи не сохранились, то надгробие датируется по стилистическим признакам. Подробнее о вопросах датировки см. п. VI а.
Пункт IV. Адрес (местонахождение) памятника
Помимо ответов на вопросы, помещённые под строчкой (край, область, район, автономная область, национальный округ; населённый пункт, пути подъезда), следует также соотнести его с ориентирами кладбища - главным входом, колокольней, часовней, алтарной апсидой церкви, южным или северным фасадом трапезной, главной аллеей и т.д. Во всех случаях указываются расстояния (в метрах) от соответствующего ориентира до паспортизируемого надгробия.
Пункт V. Характер современного использования
В соответствующей графе бланка ставится крестик. При выборе графы следует иметь в виду, что графа «по первоначальному назначению» заполняется лишь в том случае, когда могила посещается, имеет признаки ухода и надзора, производившиеся хотя бы в последнее десятилетие. Если могила многие годы не посещалась и заброшена, то крестик ставится в графе «не используется». В том случае, если надгробие включено в туристко-экскурсионный маршрут как объект осмотра, то в соответствующей графе ставится крестик.
Приложения. Фото общего вида, фото фрагментов; генплан; обмеры: план, фасад, разрез, схематический план охранной зоны
Графы приложения, т.е. перечень сопутствующих тексту паспорта фотографий и чертежей заполняются арабскими цифрами (см. части Б и В настоящей методики).
Пункт VI а. Исторические сведения
Прежде всего сообщаются основные данные о лице, которому посвящено надгробие: имя, отчество, фамилия, чин, звание, сословная принадлежность, даты жизни. К этому добавляются (если имеется такая возможность): выписки из генеалогических книг, справочников или архивных источников, включающие сведения о похороненном и о его роде. Если надгробие посвящено нескольким погребённым, то такие сведения приводятся в отношении каждого из них.
Датировать надгробие следует по самому раннему захоронению. В случаях, когда надписи, по которым можно датировать памятник, утрачены, то паспортизируемое надгробие следует датировать с помощью аналогов; однако всегда необходимо это аргументировать и делать соответствующие ссылки. В них должны быть приведены названия надгробий-аналогов с указанием их местонахождения. В качестве признаков, которые могут быть использованы как средства для таких датировок, служит идентичность архитектурной формы надгробий, его профилировка, материал, шрифтовые и орфографические особенности надписей, характер декоративных элементов, техника исполнения. Если что-либо известно о мастерской, где изготовлено надгробие - о её местонахождении, названии и расположении карьера. ю из камня которого выполнено надгробие, то такие сведения приводятся в том же пункте.
В случае, если для паспортизации надгробия пришлось сделать шурфы, следует указать толщину культурного слоя, образовавшегося вокруг памятника и сведения относительно истории надгробия, полученные в процессе указанных работ.
Пункт VI б. Перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника
Прежде всего сообщается о крупных утратах, например6 скульптурных фрагментах, кресте, урне, крышке или венчающей плите памятника, а затем - об отдельных сколах, выбоинах, искажении надписей.
Пункт VI в. Реставрационные работы
Если работы производились, то надо сообщать, что именно было дополнено, в каком материале (в камне или в растворе); указать время производства этих работ, автора, название учреждения, производившего работы и места хранения документации.
Пункт VII а. Описание памятника
1. Описание следует вести со ссылками на соответствующие иллюстрации, которыми являются материалы Приложения (фотографии и чертежи), с указанием их порядковых номеров.
. Прежде всего указывается местоположение надгробия, помимо того, что сообщалось в п. IV (адрес): даются дополнительные сведения об ориентирах, пользуясь которыми, можно в дальнейшем найти описываемый памятник.
. Необходимо охарактеризовать существующее состояние надгробия, помимо утрат, о которых сказано в п. VI в.: «ушло в землю», «накренилось», «заросло мхом» и т.д.
. Следует указать материал (материалы), из которых выполнено надгробие, например: известняк (белый камень), песчаник (дикий камень), гранит, мрамор, чугун, железо и т.д. - с определением естественного цвета или окраски. Нужно иметь в виду, что белокаменные надгробия нередко раскрашивались, поэтому остатки цвета на памятнике должно привлечь внимание и быть упомянуто при описании. При определении цвета можно использовать колерную книжку, делая ссылку на соответствующий номер колера.
. При описании объёмной композиции надгробия необходимо указать, к какому типу относится памятник: саркофаг, стела, плита, пирамида, обелиск, налой, жертвенник, «часовня», колонна (указать ордер). Далее указать, как расположен основной объём: на земле или на постаменте и каком именно. Желательно сообщить и об утраченных фрагментах, упоминание о которых поможет установить первоначальную форму памятника. Если объёмная композиция слагается из нескольких разнородных по материалу блоков, то попутно указать, какие части и в каком материале выполнены.
В тексте описания должны быть даны основные размеры надгробия, независимо от наличия прилагаемых к паспорту чертежей. При указании размеров надо руководствоваться следующими принципами: а) дать габариты основания надгробия, если оно из отдельного блока или плиты (210*70*15) см. Первый размер - длина, второй - ширина, третий - высота. Если высоту установить нельзя (из-за сильной заглублённости), то в скобках пишется вопрос, и общие размеры будут выглядеть так: (210*70*15). Если высоту можно установить только предположительно, то она даётся ориентировочно: (210*70*10 - 12?); б) Размеры саркофага даются по тому же принципу, но обязательно с выделением размеров торцевых сторон: (восточной и западной): (200*60/50/*65) см; в) все размеры даются по максимальному выносу.
. Описание памятника должно отразить каждую сторону надгробия. При наличии одинаковых сторон необходимо описать одну из них и указать, какие именно стороны (называя по странам света) повторяют описанную композицию. Отмечаются и незначительные различия.
. Описание текстов надгробия должно содержать их местоположение на фасадах по странам света; при этом отмечается, где надписи утрачены, а где их никогда не было. Не следует ограничиваться указанием размеров ниш, в которых размещены надписи, и, кроме того, градации ниш. Фиксация этих особенностей производится также и графическими средствами, выполняемыми в натуральную величину, поскольку никакой иной масштаб не передаёт нюансы, выраженные в натуре в два, три, пять миллиметров. Обнаруженные особенности должны быть отражены в п. VII а. При описании самого текста сначала даётся характер техники, в которой выполнена надпись: рельефная или заглублённая, с позолотой букв или чернением и т.д. Затем приводится полный текст всех сохранившихся надписей, с передачей особенностей орфографии, а также даты. Каждая утраченная или нечитаемая буква или цифра обозначаются одной точкой.
. В описании необходимо отметить все типы орнамента и резьбы, все виды символических атрибутов и скульптурных изображений; указываются ссылки на соответствующие номера изобразительных материалов, прилагаемых к паспорту (фото, графика).
. Если участок отдельного или семейного захоронения имеет железную или чугунную ограду, представляющую худодественную ценность, она тоже описывается, с указанием техники её изготовления, основных габаритов (протяжённость, высота, размеры калитки) и размеров сечения материала.
Пункт VII б. Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника
При определении общей оценки памятника следует указать, насколько он типичен в целом для своего времени, а также его индивидуальные особенности. Это могут быть архитектурные или декоративные детали, его композиции, скульптуры, орнаментики, особенности палеографии. Необходимо отметить также принадлежность надгробия к определённому типу и совершенство исполнения в пределах этого типа.
Пункт VIII. Основная библиография, архивные источники, иконографический материал
Перечисленные материалы используются по принципам, изложенным в п. VIII - Методики паспортизации кладбищ.
Пункт IX. «Техническое состояние»
Этот пункт «для памятников архитектуры и истории» следует заменить «общим состоянием блоков, из которых сооружено надгробие». Под «декором фасадов» следует подразумевать «декор поверхностей памятника». Если надгробие скульптурного характера, то к нему целиком относится графа «для памятников монументального искусства».
Пункт X. «Система охраны»
Подпункты этого раздела а, б, в, г - не вызывают затруднений при заполнении и поэтому не комментируются.
Б. Фотофиксация
При подборе и сдаче фотоматериалов желательно придерживаться следующих требований:
. Фотографии должны быть пронумерованы на обороте.
. Первая фотография должна передать не только паспортизируемое надгробие, но и территорию, к нему прилегающую.
. При изображении общего вида надгробия следует избегать попадания в кадр всех окружающих предметов, в том числе соседних надгробий, оград, деревьев и т.д. При возможности надо стремиться сфотографировать объект в три четверти, со стороны его главного фасада.
. Фотографируются все фасады надгробия. Идентичность двух фасадов документируется только фотофиксацией каждого из них.
. Если надгробие имеет очень простые формы, то фотокадр должен передать две или три (вместе с верхней) стороны надгробия. Если это не представляется возможным из-за окружающих помех, то делаются два кадра.
. Если надгробие относится к XVIII в. Или к началу XIX в. (а выполнено в традициях предшествующего столетия), то его фасады нередко оказываются насыщены декоративными элементами нескольких типов. Для передачи характера их детальной проработки иногда требуется представить несколько фотокадров, даже в случае, когда фрагменты расположены рядом, на одной стороне надгробия. Между тем фиксация всех типов каменной резьбы необходима и по причине её художественной ценности, и вследствие отражения стиля комплексом всех видов пластических искусств, заключённых в надгробии (в отличие от других объектов, по большей части не сохранивших до настоящего времени подобные сочетания). Сохранность таких комплексных элементов в надгробиях придаёт этому виду памятников особую ценность, чем и вызывается необходимость их тщательной фиксации.
. В тех случаях, когда для паспортизации надгробия пришлось произвести зондажи, сопряжённые с земляными работами и переворачиванием каменного блока с лицевой стороны, следует перед началом работ сделать один фотокадр, подтверждающий выполненные работы.
В. Графическая фиксация
Графические материалы, изображающие памятник, необходимы для передачи объективных параметров в точных размерах, пропорций объёмов и характера орнаментов всех видов. Чертёж должен фиксировать рисунок орнамента, надписи. Только средствами графики можно зафиксировать в натуральную величину, т.е. предельно документально, профилировку деталей. Надписи, даже когда они частично утрачены и нечитаемы из-за сильного выветривания, следует фиксировать способом отжима (впоследствии они могут быть прочтены). При графической фиксации надгробия желательно руководствоваться следующими положениями и требованиями.
. Следует опускать все случайные утраты и повреждения (трещины, раковины, сколы), мешающие видеть целое на чертеже.
. Все чертежи, в том числе и шаблоны натуральной величины, выполняются с указанием масштаба и одновременным показом линейного, что необходимо для сохранения документальной достоверности при фоторепродуцировании чертежей.
. Помимо чертежей и фасада надгробий, выполняемых в масштабе 1:100 или 1:5, желательны чертежи профилей в натуральную величину. Отжим профилей в натуре производится при помощи пластилина, при этом показываются сопряжения с прямолинейными поверхностями надгробия.
. В процессе вычерчивания фасадов надгробий необязательно воспроизводить в соответствующем масштабе надписи, но но непременно следует их показывать условно, соблюдая масштаб. Гладкие поля фасадов можно оставлять лишь в том случае, если надписи отсутствовали изначально.
. Фиксация надписей:
а) все виды надписей, выполненные до середины XIX в., эстампируются (отжимаются) в натуральную величину, а затем вычерчиваются в том же масштабе. Более поздние надписи фиксируются избирательно;
б) при эстампировании шрифтов все типы букв должны быть представлены в разрезе.
. Фиксация оград и зонтов. Все ограды и зонты, изготовленные до середины XIX в., фиксируются с максимальной полнотой. Чертежи должны содержать следующие данные:
а) план всей ограды с указанием цоколя, если таковой имеется, местоположением калитки. Масштаб 1:10 или 1:20;
б) фасад одной из сторон ограды (наилучшей сохранности). Масштаб 1:5 или 1:10;
в) фасад и разрез одного из повторяющихся звеньев с показом сечения материала. Масштаб 1:1;
г) ограды более позднего времени обмеряются лишь в тех случаях, если они имеют значительную художественную ценность.
Состав и характер материалов при паспортизации кладбища
А - Текст паспорта.
Б - Фотофиксация.
В-Графическая фиксация.
А. Текст паспорта
При заполнении бланка паспорта, во избежание повторов, следует соблюдать тематику каждого пункта, предусмотренную соответствующим разделом паспорта.
Пункт I. Наименование памятника
Дать современное название кладбища. В случае, если кладбище имеет второе, также применяемое ныне название, то оно даётся в скобках, справа от основного.
Пункт II. Типологическая принадлежность памятника
Если кладбище паспортизируется как: а) архитектурно-планировочный комплекс города; б) территория, создающая необходимую архитектурно-пространственную среду для церкви, стоящей на кладбище или около кладбища; в) территория, сохранившая надгробия, имеющие архитектурную ценность, - то во всех случаях кладбище следует отнести к памятникам архитектуры. В графе «Памятник архитектуры» ставится цифра 4, обозначающая кладбище, и цифра 8, под которой значатся архитектурные надгробия. В том случае, когда на кладбище имеются надгробия с фигурной скульптурой (обменной или в виде рельефа), то в графе «памятник монументального искусства» ставится цифра 1, обозначающая «скульптурные памятники, рельефы…» Если на кладбище имеются надгробия с декоративными резными каменными вставками, деталями, орнаментами, то в той же графе ставится цифра 3, обозначающая «памятники декоративного искусства». Если на кладбище сохранились образцы монументальной палеографии XVIII в. Или более ранних периодов, в той же графе («памятник монументального искусства») ставится цифра 4.
При наличии на кладбище могил или надгробий, имеющих значительную мемориальную ценность, в графу «памятник истории» ставится цифра 5, обозначающая «мемориальные памятники и памятники, связанные с развитием культуры, науки, искусства». Существование на кладбище могил или надгробий известных военачальников или воинских захоронений отражается в графе «памятники истории» цифрой 4, обозначающей «памятники и памятные места, связанные с жизнью и деятельностью героев воинской славы».
После заполнения граф типологической принадлежности целесообразно заполнить индекс памятника (вверху, справа, на обложке паспорта). Первая цифра обозначает типологическую принадлежность, где 1 - памятник археологии; 2 - памятник истории; 3 - памятник монументального искусства. Вторая цифра обозначает вид памятника, а именно: 4 - кладбище; 8 - архитектурное надгробие; 1 - скульптурные памятники, в том числе и рельефы; 3 - памятники декоративного искусства и т.д. В случае неоднозначности типологической принадлежности памятника указывается индекс, характеризующий наиболее существенную сторону значения памятника. Третья цифра указывает порядковый номер по списку памятников соответствующей области. Если паспортизируемый памятник ещё не включён в соответствующий список, то третья цифра не указывается.
Вторая группа цифр, отделённая от первой знаком тире, последовательно обозначает: первая цифра - порядковый номер республики, в которой находится памятник, вторая цифра - порядковый номер области, третья цифра - порядковый номер района внутри области.
Пункт III. Датировка памятника
Если кладбище закрыто, то его следует датировать двумя датами. Первая - время основания, вторая - год закрытия. В том случае, когда кладбище продолжает использоваться по прямому назначению, указывается дата его основания, а в скобках справа помечается (действующее).
Пункт IV. Адрес (местонахождение) памятника
Помимо ответов на вопросы, содержащиеся в скобках бланка паспорта (край, область, район, автономная область, национальный округ, населённый пункт, пути подъезда), следует указать название улицы, на которой находится кладбище, номер дома, под которым значится главный вход или контора кладбища. Если кладбище находится за пределами населённого пункта, то следует указать, на каком расстоянии от его окраины или главной площади оно находится при соответствующей ориентации по странам света.
Пункт V. Характер современного использования
В соответствующей графе ставится крестик. Если кладбище служит также объектом туристско-экскурсионного осмотра, то помимо первой графы, заполняется крестиком и третья.
Приложения. Фото общего вида, фото фрагментов, генплан; обмеры: план, фасад, разрез; схематический план охранной зоны
Графы приложения (перечень сопутствующих тексту паспорта фотографий и чертежей) заполняется арабскими цифрами (см. части Б, В настоящей работы).
Пункт VI. Исторические сведения
1. Для памятников архитектуры и монументального искусства - автор, строитель, заказчик, история создания
В начале пункта приводятся все старые названия в исторической последовательности, с указанием дат или хотя бы примерного времени переименования.
Указанная в п. III «Датировка памятника» в настоящем пункте излагается более развёрнуто и аргументируется ссылкой на источник. Если кладбище расположено в городе, то в качестве одного из способов датировок могут быть использованы старые генеральные планы города как изданные, так и хранящиеся в архивах. Следует установить, имеется ли паспортизируемое кладбище на планах городов дорегулярного периода или оно появилось лишь после перепланировки городов, начатой с 80-х гг. XVIII в. В случае невозможности работы с архивными планами необходимо использовать план города, изданный в числе других планов городов в «Своде законов Российской империи» (Книга чертежей и рисунков - СПб, 1839).
Кладбище возможно датировать по аналогии с близ стоящей церковью, что, однако, далеко не всегда гарантирует достоверные результаты. Существующее здание церкви может быть не первоначальным, а сменившим более старое, стоявшее на том же месте. Все соображения, послужившие основанием для датировки, должны излагаться в этом пункте (VI а), с соответствующей ссылкой на использованный материал (литература, архивы и прочее).
В случае, если кладбище расширялось или сокращалось, указываются даты таких изменений. При отсутствии точных сведений дата указывается ориентировочно, но обязательно с соответствующей аргументацией. В этом же разделе сообщаются даты всех основных построек кладбища: церкви, часовни, ограды, ворот и т.д. Желательно указать имена заказчиков, строителей и т.п.
Кладбище в сельской местности. Необходимо указать, близ какого населённого пункта оно расположено; дать описание окружающего ландшафта: низменный или возвышенный рельеф, основные перепады рельефа; у какой реки, ручья или долины реки, озера, пруда; прилегающие лощины, овраги, лес, пашня.
2. Планировочная и композиционно-пространственная структура
Описание должно содержать планировку кладбища - систему его основных и второстепенных аллей и площадок, их взаимосочетания, местоположение главного въезда и второстепенных входов; необходимо также указать принципы объёмно-пространственной композиции: наиболее характерные элементы ландшафта - одиночные деревья, группы деревьев; архитектурные объёмы - церковь, часовня, ворота, ограда, усыпальницы, обелиски, стелы и особенно значительные надгробия.
3. Основные габариты, почва, растительность
Дать общие габариты кладбища, ширину главных аллей. Если есть возможность, то следует сказать о почвенном слое (глина, чернозём, песок), охарактеризовать состав пород деревьев и кустарников, отметив преобладающие и редко встречающиеся. В случае затруднения или невозможности определить возраст основной массы деревьев достаточно указать два - три диаметра наиболее характерных по своим размерам стволов.
4. Здания и сооружения кладбища
Перечислить все здания и сооружения кладбища, указывая номера, под которыми они значатся на генплане и тут же, в скобках, дать номера их фотографий. Сооружения, имеющие ранее заполненные пасопрта, только упоминаются, с отсылкой к ним. Постройки же, не имеющие отдельных паспортов, описываются с той же степенью подробности, которой они заслуживают.
5. Основные комплексы, образующие ансамбль кладбища
При исследовании кладбищенского ансамбля следует установить его главные архитектурно-планировочные компоненты: либо кладбище представляет единое неделимое пространственное образование, либо его ансамбль образуется несколькими комплексами, расположенными на определённых участках. При разделении кладбища на комплексы и описании участков, или занимаемых, следует руководствоваться прежде всего архитектурно-планировочными и историческими особенностями. Наряду с описанием границ каждого комплекса необходимо дать и общую его объёмно-пространственную композицию. Необходимо перечислить и охарактеризовать все участки, составляющие кладбище, с указанием их особенностей и границ. Если не представляется возможным назвать каждый участок в соответствии с его местоположением, например, «участок вдоль дороги», «у оврага», «к югу от церкви» и т.д., то ему присваивается номер, под которым он фигурирует и на генплане. Если кладбище уже разделено администрацией на участки, что зафиксировано в документах и указателях, то целесообразно учитывать такое деление.
6. Общая характеристика надгробий, расположенных на кладбище
Общая характеристика надгробий кладбища включает описание хронологического периода основной массы надгробий; если они относятся к нескольким периодам, следует указать, к каким именно, отметив преобладание той или иной группы. Необходимо также указать основной материал надгробий, габариты, преобладающие типы, общую сохранность.
7. Характерные надгробия на отдельных участках, т.е. в составе отдельных комплексов кладбища
В том случае, если паспортизировать отдельные надгробия по каким-либо причинам не представляется возможным, то желательно дать их краткие описания в тексте вкладыша к прилагаемому пункту (VII а) - 7) паспорта. На одном листе вкладыша могут содержаться описнаия нескольких надгробий. При необходимости вкладыш может состоять из нескольких страниц, в зависимости от имеющегося материала. По каждому надгробию должны содержаться следующие данные:
а) порядковый номер надгробия на генплане и номера фотографий, относящихся к нему;
б) тип памятника (саркофаг, плита, подиум, стела, крест, колонна, аналой, часовня);
в) материал, из которого изготовлен памятник (белый камень, гранит, мрамор, чугун и т.п.);
г) габариты памятника (дина, ширина, высота);
д) краткое описание западной, восточной, южной, северной сторон памятника, его верхней части. Привест тексты, имеющиеся на них с сохранением орфографии источника.
Примеры заполнения вкладыша сведениями по одному надгробию: Надгробие №12. Саркофаг из белого камня; длина 185 см, ширина 60 см, высота 51 см. Стоит на цокольной плите из белого камня; длина 210 см, ширина 70 см, высота 17 см. На западном фасаде, в овальной рамке, декорированной резными цветами, имеется надпись (не читается). С южной стороны, посередине в орнаментальной рамке расположена надпись: «под сим камнем…» (текст приводится полностью). Справа и слева от надписи находятся рельефы в виде букетов цветов. С северной стороны в орнаментальной рамке надпись: «…помяни мя…» (текст приводится полностью). Восточная сторона оставлена гладкой. Крышка саркофага утратила первоначальный декор, имевшийся в центре.
Надгробие №13. Одна цокольная плита из белого камня; длина 173 см, ширина 72 см, высота не менее 20 см. Саркофаг не сохранился.
Надгробие А - 16 (9). Памятник в виде нижней части тосканской колонны; диаметр 35 см, высота 110 см, с квадратной муфтой посередине (50*50 см, высота 35 см). Колонна на цокольной плите; её размеры 100*90 см, при толщине 20 см. Памятник выполнен из белого камня. На западной стороне квадрата муфты имеется надпись, которая не читается.
Пункт VII б. Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника
При заполнении этого пункта необходимо иметь в виду следующие аспекты: место кладбища в планировочной системе города или населённого пункта, его роль в организации окружающей среды; архитектурно-планировочная ценность самого кладбища (включая его постройки и ландшафт); имеющиеся на кладбище захоронения, их художественная, архитектурная, мемориальная или историческая ценность.
Пункт VIII. Основная библиография, архивные источники, иконографический материал
Материалы располагаются по степени важности, в хронологической последовательности, фиксируемой порядковыми номерами. При ссылке на документы и литературу в п. VI а название дела, книги или статьи не указываются, а даётся лишь их порядковый номер и страницы. Однако независимо от наличия ссылок на источники в п. VI а, в разделе VIII следует указать страницы книг и статей или листы архивных дел, имеющих прямое отношение к данному объекту.
Пункт IX. Техническое состояние для памятников архитектуры и истории - конструкций, стен, покрытий, потолков, пола, декора и фасадов, интерьеров
Все представленные подпункты раздела следует сответственно заменить следующими:
«Техническое состояние для городского и сельского кладбища как памятника архитектуры - территории и ландшафта, объёмно-планировочной структуры, ограды, ворот и калиток, церкви и прочих построек, деревьев, надгробий».
Пункт X. Система охраны
Такие подпункты этого раздела, как а, б, в, г, д - не могут вызвать затруднений при заполнении и потому не комментируются. При заполнении п. X в. «Границы охранной зоны и зоны регулировнаия застройки (краткое описание со ссылкой на утверждённый документ)» - в случае отсутствия утверждённых зон желательно дать свои предложения по охранной зоне и зоне регулирования, пользуясь графическими и фотоматериалами составленного паспорта, посредством ссылок на соответствующие номера фотографий и пункты экспликации ситуационного чертежа.
Б. Фотофиксация
Во время фотофиксации, проводимой при натурном обследовании кладбища, необходимо руководствоваться определённой программой и последовательностью работ, чтобы обеспечить наиболее полную характеристику памятника. Все фотографии должны быть пронуменрованы; принцип нумерации - от общего к частному. В том случае, когда уже после завершения работы над паспортом возникает необходимость дополнить его фотофиксацией, вновь сделанные фотографии получают тот номер, который имеет ближайшая по теме фотография, но с добавлением буквенного индекса в виде дроби.
Фотофиксация памятника слагается из общих видов и фрагментов.
1. Общие виды кладбища с внешней стороны
1 - а. Местоположение кладбища в окружающем ландшафте, городском или сельском
Если кладбище находится в городе, надо показать его в окружающей среде. Такой кадр в условиях города можно сделать с холма, с колокольни, с крыши высокого дома, расположенного на одной из ближайших улиц. Если кладбище сельское, то фотоизображение должно передать кладбище в окружающем природном ландшафте. Необходимо показать рельеф, близлежащие овраги, реку, дороги, лес, ручей. В случае особого разнообразия ландшафта следует выполнить фотофиксацию с различных сторон кладбища.
1 - б. Границы кладбища
Исключая окружение кладбища, необходимо передать характер его границ, ограды и всякого рода ограждений, а также их протяжённость вдоль каждой стороны. Для выполнения этого требования в условиях города достоточно, как правило, четырёх кадров; при сложной конфигурации территории может понадобиться и большее число кадров. При фиксации сельских кладбищ, расположенных на открытой местности, желательно объединить в одном кадре две пограничных стороны. Иногда границей кладбища могут служиьлишь ров и вал, порой совсем небольшие (глубина и высота их может быть около полуметра). В некоторых случаях границей кладбища служит склон оврага или берег пруда.
1 - в. Фрагменты ограждений
В случае, если ограда или ворота кладбища представляют архитектурный, художественный или исторический интерес, а специального паспорта для них не создаётся, необходимо выполнить фотографию одного из звеньев ограждения и ворот. Если ограда состоит из нескольких архитектурно-различных частей, то фиксируется по одному звену каждого типа имеющихся ограждений. При различии внешней и внутренней сторон ограды или ворот выполнятся также кадр с видом из кладбища.
2. Виды кладбища в пределах его границ
Эти кадры должны охарактеризовать внутреннее пространство кладбища. В подборе фотоматериала и его расположении желательно соблюдать последовательность: закреплённую на каждой фотографии порядковым номером:
- а. Основные аллеи и дорожки кладбища, образующие его планировочную структуру;
- б. Перспективы и виды внутренние и наружные, открывающиеся из аллей и отдельных участков кладбища;
- в. Основные комплексы кладбища.
При выполнении кадров надо выявить характер каждого комплекса, на которое делится кладбище; границы между комплексами обычно совпадают с аллеями и дорожками кладбища. Если одним негативом охватываются сразу два комплекса, то кадрировку следует производить так, чтобы границы между комплексами или их участками была хорошо видна. В случае, если это выявить трудно, следует избегать таких фотграфий, где есть фрагменты соседних комплексов на смежных участках.
-г. Надгробия.
При фотофиксации отдельных комплексов кладбища, желательно передать общий отличительный характер преобладающих в нём надгробий и степень насыщенности ими территории данного участка. В тмо случае, если надгробия не паспортизируются как отдельные объекты, а включены в материалы паспорта на кладбище только как его составные элементы (с соотвествующим отражением на чертежах и вкладышах, в п. VII а), то фотофиксация каждого может проводиться в том же объёме, что и при единичной пасопртизации.
3. Общие замечания по фотофиксации кладбищ
При фотографировании следует одновременно помечать на генплане кладбища точки, с которых проводилась фотофиксация, чтобы к моменту сдачи паспорта можно было выполнить «План фотофиксации». Последний выполняется следующим образом: на специально для этого сделанную копию генплана наносятся точки, с которых проводилась фотофиксация. Рядом с каждой точкой ставится порядковый номер фотокадра, а из точки проводятся две линии, соответствующие сектору охвата изображаемого. Линии - границы сектора показывают объекты, как вошедшие в кадр (внутри сектора), так и не вошедшие (за пределами сектора).
В. Графическая фиксация
Все виды чертежей, независимо от их масштаба, сопровождаютсяч линейным масштабом, в целях документальности при пользовании и фоторепродуцировании. Принимая во внимание удобство хранения графических материалов, следует систематизировать все листы планов: их размеры доджны быть кратными одному развороту бланка паспорта. Одна сторона листа должна быть равна 30 см, а другая сторона - кратна 21, чтобы складывание листа можно было производить только в одном направлении. Указывается размеры площади, охватываемой планами в 1 форматку, 2 форматки, 3 форматки, чтобы можно был выбрать необходимый масштаб ситуационного или генерального планов в соответствии с размерами кладбища и окружающей местности.
1. Ситуационный план территории, прилегающей к кладбищу. Масштаб 1:5000, 1:2000.
Ситуационный план необходим для того, чтобы показать место кладбища, если сельского-то в окружающем его природном ландшафте, если городского-то с целью определения его места в окружающей застройке, его взаимосвязи с прилегающими улицами, кварталами, рельефом. План включает кладбище и окружающую местность в радиусе до 1 км. Если кладбище находится в городе, то на чертеже должны быть показаны все прилегающие кварталы и улицы с названиями. Кроме того, следует особо выделить улицу (или улицы), ведущую к центру города, а также улицы, направленные из города и переходящие в дороги, ведущие в другие города. В конце каждой улицы - дороги, на «выходах» из города надо указать название города, куда дорога направлена. Если кладбище находится в сельской местности, необходимо показать близлежащий населённый пункт, реку, мост через неё, овраги, лес, дороги, тропы, а также постройки на территории, охваченной планом. При затруднительном показе всего населённого пункта целиком можно нанести лишь его часть, приближённую к территориям кладбища.
2. Генеральный план кладбища
Масштаб 1:1000, 1:500, 1:200.
План выполняется в пределах границ собственно кладбища. На этот чертёж наносятся также ограда, калитки в ней, ворота, церковь, часовни, сторожки, усыпальницы в виде павильонов, все площадки, аллеи, дорожки и основные перепады рельефа.
3. Фрагменты плана
Масштаб 1:500.
При вычерчивании участков кладбища даже в масштабе 1:500 практически невозможно показать отдельные налгробия (обычного типа саркофаг в этом масштабе имеет протяжённость в 4 мм, а в изголовье - около 1 мм; кроме того, учитывая, что интервалы между надгробиями в натуре нередко не превышают 5 - 10 см, многие памятники на чертеже указанного масштаба могут быть показаны только условно). Вследствие этого, на чертежах в М 1:100 и 1:500 следует отказаться от фиксации отдельных надгробий, но ограничиться показом наиболее крупных, редко расположенных ориентиров, среди них: церковь, часовни, павильоны-усыпальницы, аллеи, дорожки, вековые деревья, ограды вокруг могил и групп захоронений (если они выполнены из долговечного материала - камня, чугуна, железа). Все перечисленные объекты нумеруются на чертеже и перечисляются в экспликации под соответствующими номерами (например: 1 - главная аллея, 2 - старый дуб, 3 - усыпальница неизвестного лица, 4 - захоронение семьи Морозовых, 5 - часовня в северо-западной части кладбища (если известно название - указать), 6 - группа белокаменных надгробий (засыпанных мусором и землёй).
Большое кладбище показывается с расчленением его на участки, которые нумеруются и перечисляются в экспликации плана, с указанием названий. Каждому номеру, имеющемуся на генплане, сопутствует описание границ сооответсвубщего участка. Согласно пункту VII а - 5, помещённому в части «А» (текст паспорта), на чертеже генплана нужно нанести границы участков, определяемых на основании объёмно-планировочной структуры кладбища. В качестве границ между участками могут быть использованы аллеи, дорожки, ручей, овраг и другие характерные особенности рельефа или ландшафта, но не следует применять линии сложной ломаной конфигурации, образованные проходами между могилами.
Протяжённую территорию больших кладбищ (планы М 1:1000 и 1:500), не имеющую естественных разграничений, в целях фиксации местоположения надгробий, представляющих художественную или историко-культурную ценность, желательно разделить на геометрически правильные квадраты размером 50*50 м, стороны которых ориентированы по странам света. Отдельные такие квадраты больших кладбищ, насыщенные ценными надгробиями, а также участки, ограниченные чёткими природными (и другими) ориентирами и генпланы малых кладбищ должны иметь размеры в натуре не более чем 50*100 м; чертежи, их изображающие, должны вычерчиваться в масштабе 1:200. помимо того, что изображено в М 1:100 и 1:500, на плагн в М 1:200 не показывается:
а) все надгробия или их основания;
б) ограды семейных и индивидуальных захоронений, представляющих художественную или историко-культурную ценность.
Надгробия, имеющие основания размерами менее 200*100 см, показываются условными знаками:
а) для вертикально ориентированных памятников это квадрат размером на чертеже 0,5*0,5 см;
б) для горизонтально ориентированных памятников - прямоугольник размером 0,5*1 см.
Направление этих знаков по странам света должно соответсвовать натуре. Внутри знака вписывается номер памятника, под которым он значится в экспликации. Экспликация делается на то же листе чертежа, с использованием оставшегося свободного места. Помимо порядкового номера, в ней указывается фамилия погребённого с инициалами и дата установки надгробия.
Прочие данные о надгробии заносятся в паспорт при его паспортизации; если таковая не проводится, то данные заносятся на лист вкладыша к паспорту на кладбище (см. раздел «А», п. VII а). Ограды памятников обозначаются прямоугольниками с дугами по углам, в левом верхнем углу которых расположен номер (под тем же номером они значатся в экспликации и в тексте паспорта). Деревья и кусты указываются условными знаками, без обозначения породы и размеров.
На планы масштаба 1:200 в случае необходимости наносится координатная сетка с шагом в 10 метров, вписанная в квадраты 50*50 м. Нумерация квадратов выполняется: вверху слева направо арабскими цифрами и сверху вниз заглавными буквами русского алфавита.
Нумерация самих надгробий и оград для каждого квадрата 50*50 м своя, чтобы можно было дополнять её, не пронумеровывая вновь при обнаружении ранее неизвестных объектов паспортизации. Планы отдельных участков кладбища размером 10*10 м в соответствии с координатной сеткой, принятой для чертежей масштаба 1:200, вычерчиваются в более крупном масштабе 1:50 с сохранением той же нумерации, которую они получили на чертеже в М 1:200.
На планах в М 1:50 проводится точная фиксация положения и размера памятников с графической прорисовкой основных деталей надгробий и оград, а также растительности, желательно с указанием породы (берёза, липа, сирень и т.д.) и основных размеров, например: 0,5/12, где числитель - диаметр ствола в метрах, а знаменатель - высота в метрах.
Отдельные части разрушенных памятников и оград нумеруются тем же номером, что и памятник на плане в М 1:200 с добавлением буквенного индекса на каждый фрагмент; например: 17а, 17б, 17в, 17г и т.д.
Все надгробия, нанесённые на чертеж, помечаются в экспликации тем же номером. В ней указывается, кому посвящено надгробие и даты жизни умершего. Если надпись прочесть не удалось, то отмечаются основные признаки надгробия, например, «стела из чёрного гранита», «белокаменный барочный саркофаг», «тосканская колонна из красного гранита», «плита из дикого (серого) камня» и т.д.
Список погребённых в Спасо-Андрониковом монастыре
В Собор Спаса Нерукотвореннаго образа:
1) Андрей Рублевъ, иконописецъ † 1430, погребенъ вмъстъ съ сопостникомъ своимъ Данiиломъ Чернымъ.
) Андроникъ, преподобный, первый игуменъ Спасо-Андронiева монастыря † 13 iюня 1395.
) Даниiлъ Черный, иконописецъ †1430, погребенъ вмъстъ съ сопостникомъ своимъ Андреемъ Рублевымъ.
) Лихарева, Наталiя Степановна, дочь маiора Степана Степановича Медведева, жена гвардiи Измайловскаго полка сержанта Ивана Александровича Лихарева; † 14 апръля 1755, въ 6 час. По-полудни, на память св. Мартына Исповъдника; въ замужествъ была 3 г. 9 м. Жила 25 л. 10 м. Погребена 16 апръля.
) Лопухина, Анна Алексъевна, рожд. Жеребцова, жена Н.А. Лопухина; р. 1733 † 19 мая 1793. Жила 60 л.
) Орлова-Чесменская, графиня Евдокiя Николаевна, рожд. Лопухина, р. 17 декабря 1761 † 20 августа 1786, на 25 г.; погребена съ сыномъ.
) Орловъ-Чесменскiй, графъ Iоаннъ Алексъевичъ, младенецъ, р. 20 августа 1786 † въ 1790 г.; съ матерью своею, графиней Е.Н. Орловой-Чесменской.
) Савва, преподобный, второй игуменъ Спасо-Андронiева монастыря † между 1410-1420 гг.
В Знаменской церкви:
1) Бальшъ, Татьяна Александровна, младенецъ, р. 28 марта 1860 † 19 iюля 1861.
) Боде, баронесса Елизавета Сергъевна, рожд. Мусина-Пушкина †14 января 1887; съ барономъ Л.А. Боде.
) Боде, баронъ Левъ Андреевичъ, р. 26 февраля 1815 † 14 iюня 1897.
) Головкина, графиня Екатерина Ивановна, штатсъ-дама, дочь князя Ивана Федоровича Ромодановскаго, р. 22 ноября 1702; въ супружество вступила въ 1722 г. съ вицъ-канцлеромъ, сенаторомъ и разныхъ орденовъ кавалеромъ графомъ Михаиломъ Гавриловичемъ Головкинымъ; вдовствовала съ 1755, итого 35 л. † 20 мая 1791, въ 6 часовъ по-полудни; жила 89 л. 5 м. 28 д.
) Голохвастова, Варвара Федоровна, рожд. Лопухина, жена тайн. сов., сенатора, Ивана Ивановича Голохвастова; р. 21 февраля 1753 † 19 iюня 1814, 61 г. 3 м. 28 д.
) Григорiй, Спасо-Андронiева монастыря настоятель, священно-архимандритъ, блаженно почилъ 1 августа 1896.
) Дионисiй, бывшiй епископъ Пермский и Екатеринбургский † 24 апръля 1848; тезоименитство его 3 октября.
) Заборовская, Елизавета Ɵедоровна, рожд. Лопухина, жена д. тайн. сов. Ивана Александровича Заборовскаго; р. 4 апръля 1743 † 23 марта 1820, 76 л. 11 м. 11 д.; тезоименитство 24 апръля; въ супружество вступила 3 февраля 1776.
) Заборовскiй, Иванъ Александровичъ, д. тайн. сов. и разныхъ орденовъ кавалеръ, р. 18 мая 1735 † 17 сентября 1817, 87 л. 4 м.; тезоименитство 25 мая; въ супружество вступилъ 3 февраля 1776.
) Лопухина, Анастасiя Федоровна, дочь бригадира Федора Андрiановича Лопухина; р. 2 января 1804 † 1 iюня 1809, 5 л. 5 м.
) Лопухина, Анна Федоровна, жена д. ст. сов. Андрiана Андрiановича Лопухина, дочь покойнаго тайнаго советника и кавалера св. Анны Федора Авраамовича Лопухина; р. 9 октября 1737 † 5 мая 1800, 63 л. 6 м. 27 д. Въ замужеств была 40 л. 11 м. 10 д.
) Лопухина, Анна Федоровна, дочь бригадира Федора Андрiановича Лопухина; р. 9 мая 1797 † 9 марта 1810, 12 л. 10 м.
) Лопухина, Вера Борисовна, жена тайн. сов. и кавалера Федора Авраамовича Лопухина; р. 4 сентября 1716 † апреля 1789, 73 л. (sic!) 7 м. 21 д.
) Лопухина, Дарья Петровна, жена болярина Василiя Авраамовича Лопухина; † въ 5 часу ночи противъ 18 января 1696, 40 л. 11 м. 10 д.
) Лопухина, Дарья Федоровна, дочь бригадира Федора Андрiановича Лопухина; р. 18 iюня 1809 † 27 декабря 1810, 1 г. 5 м. 5 д.
) Лопухина, Василiя Авраамовича, сожительница Екатерина Павловна † 18 октября 1738, 27 л. 11 м. 18 д.
) Лопухина, Ирина Петровна, дочь князя Петра Тимофеевича Козловскаго, жена Стефана Васильевича Лопухина; † въ 5 часу ночи противъ 27 мая 1714, 24 л. 21 д.
) Лопухина, Марья Федоровна, вдова стольника Сергiя Авраамовича Лопухина; † 14 мая 1711, 51 г. 1 м. 7 д.
) Лопухина, Софья Андрiановна, рожд. Лопухина же, жена д. ст. сов. Николая Андрiановича Лопухина; р. 12 мая 1762, тезоименитство 17 сентября, въ замужествъ прожила 23 года † 29 сентября 1813, въ 6 часовъ по-полудни, въ г. Тулъ, 51 г. 11 м.; погребена 8 октября 1813.
) Лопухина, Татьяна Алексъевна, дочь ближняго стольника князя Алексъя Борисовича Голицына, жена ближняго стольника Авраама Ɵедоровича Лопухина; † 1 ноября 1714, 23 л.
) Лопухина, Татьяна Петровна, вдова боярина Петра большого Авраамовича Лопухина; † 21 ноября 1708, 67 л.
22) Лопухина, Устинья Богдановна, жена болярина Ɵедора Авраамовича Лопухина; † 11 мая 1691. Погребена патрiархомъ 14 мая 1691. Мать царицы Евдокiи Ɵедоровны.
23) Лопухинъ, Авраамъ Авраамовичъ, который именовался Ɵедоромъ, тайн. сов., ордена св. Анны кавалеръ, р. 30 апръля 1697 † 1757 г., 60 л. 6 м. 11 д.
) Лопухинъ, Авраамъ Ɵедоровичъ, младенецъ, сынъ бригадира Ɵедора Андрiановича Лопухина и жены его Дарьи Николаевны, рожд. Павловой; р. 8 iюня 1798 † 15 августа 1799, въ мъстечкъ ихъ Шполъ, Кiевской губ.; жилъ 1 г. 2 м. 7 д. Погребенъ 2 сентября.
) Лопухинъ, Александръ Петровичъ, стольникъ, р. 7 марта 1683 † 29 декабря 1728, 49 л. 9 м. 12 д.; погребенъ 2 января 1729.
) Лопухинъ, Андрiанъ Андрiановичъ, д. ст. сов. и кавалеръ; р. 30 iюня 1734 † 28 августа 1816, 82 л. 1 м. 28 д.
) Лопухинъ, Василiй Авраамовичъ, генералъ-аншефъ, орденовъ св. Александра и св. Анны кавалеръ, р. 5 августа 1711 † убитъ на баталiи Прусской 19 августа 1757, 46 л. 14 д.; погребен въ 1764 г.
) Лопухинъ, Дмитрiй Николаевичъ, генералъ-маiоръ; день рожденiя 9 января † 1 iюля 1803.
) Лопухинъ, Иванъ Петровичъ, полковникъ, сынъ боярина Петра большого Авраамовича Лопухина; † 1734, 55 л.
) Лопухинъ, Николай Андрiановичъ, д. ст. сов. р. 26 февраля 1755 † въ Москвъ 29 iюня 1821, на 66 г.; въ супружествъ жилъ 23 г.
) Лопухинъ, Николай Ɵедоровичъ, сынъ бригадира Ɵедора Андрiановича Лопухина; р. 12 марта 1800 † 17 октября 1801, 1 г. 7 м. 5 д.
) Лопухинъ, Петръ большой Авраамовичъ, бояринъ † 12 мая 1701, 65 л.
33) Лопухинъ, Ɵедоръ Авраамовичъ, ближнiй бояринъ † въ 7 часу ночи марта противъ 21 дня 1713, 75 л. Отецъ царицы Евдокiи Ɵедоровны.
34) Лопухинъ, Ɵедоръ Андрiановичъ, бригадиръ, сынъ д. ст. сов. Андрiана Андрiановича Лопухина; р. 28 iюня 1768 † 18 сентября 1811, 43 л. 2 м. 20 д.
) Лопухинъ, Ɵедоръ Андреяновичъ, штабсъ-капитанъ, р. 30 апръля 1835 † 4 iюня 1865.
) Мертенс, фонъ - Марɵа Петровна, рожд. Голохвастова, генералъ-маiорша † 18 сентября 1833, 69 л. «Воспитываемые сироты въ Училищъ ордена св. Екатерины, въ Домъ трудолюбiя и другихъ богоугодныхъ заведенiяхъ, призреваемые на твой капиталъ, молятъ Отца Всевышняго объ успокоенiи души твоей». Памятникъ устроенъ въ 1838 г.
) Мусина-Пушкина, Екатерина Дмитрiевна † 4 апръля 1883; съ С.П. Мусинымъ-Пушкинымъ.
) Мусинъ-Пушкинъ, Сергъй Петровичъ, гвардiи капитанъ и кавалеръ, р. 3 октября 1783 † 17 iюля 1821, 36 л. 9 м. 13 д.
) Остафьева, Прасковья Ɵедоровна, рожд. Лопухина, д. ст. совътница, р. 19 iюля 1754 † 12 августа 1810; тезоименитство 26 iюня.
) Пахомiй, епископъ бывшiй Великоустюжскiй † 5 мая 1789.
) Серафимъ, iеромонахъ Спасо-Андронiева монастыря, блаженно почилъ 20 октября 1885.
В церкви Архангела Михаила:
1) Бибиковъ, Иванъ Ивановичъ, надв. сов., погребенъ 20 ноября 1758.
) Буевъ, Яковъ Алексъевъ, каменныхъ и штукатурныхъ дълъ подмастерье, погребенъ 27 августа 1754 г.
) Волынская, Ɵедосья Ивановна, погребена 26 декабря 1727 г.
) Вороновъ, Алексъй, придворный лакей, погребенъ 21 августа 1753.
) Головина, Въра Петровна, въ инокиняхъ Варсонофiя † 27 апръля 1728.
) Головина, Прасковья Ɵедоровна, дъвица, погребена 11 января 1757.
) Головинъ, Василiй Сергъевичъ, премьеръ-маiоръ, погребенъ 24 апръля 1762 г.
) Головинъ, Петръ Ивановичъ, морского флота капитанъ, погребенъ 12 августа 1742 г.
) Головинъ, Сергъй Ивановичъ, морского флота поручикъ † 1700.
) Дионисiй, священно-архимандритъ Спасо-Андронiева монастыря, погребенъ 15 iюня 1724 г.
) Калининъ, Лука Аврамовичъ, Московскiй 1-й гильдiи купецъ, погребенъ 6 мая 1771 г.
) Колесницкая, Настасья Семеновна, дочь служащаго въ Государственной Коллегiи Иностранныхъ Дълъ, погребена 20 апръля 1771.
) Ласунская, Александра, дочь дъйствительнаго камергера, лейбъ-гвардiи Измайловскаго полка капитана Михаила Ефимовича Ласунскаго, дъвица, погребена 8 апръля 1753 г.
) Ласунскiй, Михаилъ Еɵимовичъ, генералъ-поручикъ и кавалеръ † 21 iюля 1787, на 49 г. Жена и дъти. На доскъ - двойной герб: лъвый раздъленъ вертикально на двъ части: въ лъвой - угломъ кверху полоса, на коей три разрывающiяся бомбы; надъ этимъ - двъ звъзды, внизу - одна; въ правой - обращенный рогами кверху полумесяцъ, на коемъ, между двухъ, торчащихъ кверху перьевъ, - четырехконечный крестъ; правый гербъ раздъленъ на четыре части, на коихъ, въ центръ, въ щиткъ - двухглавый орелъ, въ верхней лъвой четверти - две скрещивающiяся и проходящiя черезъ корону сабли; въ правой - корабль, въ лъвой нижней - якорь, въ правой нижней - звъзда. Оба щита соединены внизу лентой, на коей написано: «За върность и ревность».
) Лопухина, Анна Степановна, болярыня, дъвица, погребена 23 марта 1766.
) Лопухина, Наталья Ɵедоровна, болярыня, погребена 11 марта 1763.
) Лопухинъ, Авраамъ Ɵедоровичъ, боляринъ, ст. сов., р. 17 iюля 1706, тезоименитство 21 августа; погребенъ 23 мая 1748 г.
) Лопухинъ, Василiй, боляринъ, погребенъ 9 сентября 1745 г.
) Любисткова, Евɵимiя, полковница, погребена 10 марта 1789.
) Любистковъ, Михаилъ, поручикъ, погребенъ 12 сентября 1762.