Защитное и наступательное снаряжение рыцаря Священной Римской Империи Германской Нации во второй половине XV века

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,16 Мб
  • Опубликовано:
    2013-03-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защитное и наступательное снаряжение рыцаря Священной Римской Империи Германской Нации во второй половине XV века

Оглавление


Введение

Глава 1. Доспехи рыцаря Священной Римской Империи Германской Нации во второй половине XV века, 1450-1500 гг

§ 1. Готический доспех, 1460-1500 гг

§ 2. Салад

§ 3. Кираса

§ 4. Горжет

§ 5. Защита ног

§ 6. Защита рук

Глава 2. Вооружение рыцаря Священной Римской Империи Германской Нации во второй половине XV в, 1450-1500 гг

§ 1. Копьё

§ 2. Poll-axe, «поллэкс»

§ 3. Булава

§ 4. Меч

Глава 3. Воинское искусство рыцаря. Техника владения оружием

§ 1. Техника боя на поллэксах

§ 2. Техника боя на мечах XV в.

§ 3. Техника боя на копьях

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Германия конца XV в. представляла собой раздробленную страну, охваченную кризисом. Всё это началось с начала XV в., с обострения церковно-политических проблем в условиях раскола католической церкви, с появлением гуситской ереси. При Фридрихе III империя была втянута в войны с Венгрией. В это время влияние императора почти стало ровняться «нулю», на других направлениях европейской политики. Однако это способствовало появлению всеимперского представительного органа-рейхстага. Вторая половина XV характеризуется глубоким кризисом, охватившем Священную Римскую Империю Германской Нации. Кризис был вызван несоответствием её институтов тому периоду. Также отмечался развал военной и финансовой структур, освобождение региональных княжеств от власти императора. Происходит процесс формирования собственного аппарата управления, военной, судебной и налоговой системы. Возникают сословные представительные органы-ландтаги.

Говоря же об имперских рыцарях, необходимо сказать, кто же они такие. Они являлись категорией нетитулованной знати <#"601729.files/image001.jpg">

Изображение 1. Доспехи Зигмунда Тирольского, 1480 г. Мастер-Лоренц Хельшмидт.

Находятся в музее Вены. Замечательный пример Готического доспеха, стиля высокой Готики, последней трети XV в.

Изображение 2. Доспехи Гауденца фон Матша, 1490-1500 гг. Мастер-Ганс Пруннер, Инсбрук.

Ныне хранятся в Чербурге. Как можно заметить, на них отсутствует гофрирование, однако это всё же готический тип доспеха.

2. Салад (нем. Schaller)

Салад являлся самым характерным шлемом готического доспеха. Шлем пользовался популярностью как у пехоты, так и у рыцарей. С той разницей что рыцари довольно часто (но не всегда) предпочитали вариант с небольшим забралом, в то время как лучники и арбалетчики предпочитали варианты с открытым лицом, а салады носившиеся обычной пехотой нередко имели поля делавшие их похожими на айзенхуты <#"601729.files/image003.jpg">

Изображение 3. Салад, изготовленный Хельшмидтом. Типичный пример немецкого салада. Он снабжён полузабралом и пластинчатым хвостом, характерными после 1480 г.

Изображение 4. Т.н. «чёрный салад». Южная Германия, примерно 1490г.

Изображение 5. Северная Италия, около 1490 г., хранится в Коллекции Уоллеса, Лондон.

доспехи рыцарь воинский оружие

3. Кираса

К концу XIV - началу XV века кольчуга стала заменяться латами и бригантина стала носиться небогатыми воинами. Металлические пластины, составляющие бригантину, со временем увеличивались, до тех пор, пока технология позволила выковать нагрудник целиком из одной пластины. Это означало появление кирасы. В XV веке нагрудники кирас нередко шарообразно выпячивались и состояли по меньшей мере из 2 сегментов - такая конструкция, предназначенная для улучшения подвижности, называлась «рачья грудь». Наспинник поначалу состоял из 2 частей, застёгивавшихся на спине, а позднее из 2-3 частей, соединялся с нагрудником, в основном, с помощью ремней.

В качестве классических примеров готической кирасы конца XV века можно рассмотреть два комплекта доспехов, хранящихся в Музее оружия в Вене. Оба комплекта являются работой Лоренца Хельшмидта, и изготовлены для эрцгерцога Максимилиана и эрцгерцога Зигмунда Тирольского(Изображение 6), примерно в 1480 г. Они украшены «рябью», также края всех главных частей снабжены латунными бордюрами, края же второстепенных частей отделаны выступающими зубчиками.

Нагрудный панцирь у обоих доспехов имеет короткую юбку, которая носилась без тассетов. Плакарт состоит из двух частей, которые перекрывают друг друга снизу вверх. Края пройм, как и горловины, загнуты. Отметим, что на вершине плакарта имеется скоба, к которой крепится пружинная защелка воротника салада, который надевали с этими доспехами. Оба наспинника имеют очень широкую поясную пластину, к которой прикован кулет из трех перекрывакрывающих друг друга снизу вверх пластин и верхней пластины, состоящей из двух полос. Самая верхняя полоса на доспехах Зигмунда имеет глубокий V-образный вырез.(Изображение 7) На доспехах Максимилиана он выполнен в виде вогнутой кривой. Основание шеи закрывается пластиной, прикованной к внутренней стороне этой полосы. Доспехи Зигмунда интересны тем, что они имеют узкие неподвижные клинья на проймах нагрудного и наспинного панциря. После 1490 г. эти клинья станут подвижными. Примерно в конце 80-х гг. в Инсбруке изготовлялись нагрудные и наспинные панцири, выкованные из одного куска стали и снабженные планками для юбки и кулета. В качестве примера можно рассмотреть кирасу, изготовленную Гунсом Пруннером, примерно в 1488-1489 гг., которая снабжена самым ранним образцом подвижных клиньев на пройме нагрудного панциря, а также прямоугольными тассетами, изготовленными из множества пластин. Сами тассеты были намертво прикреплены к юбке. В конце XV века, последнем десятилетии, все эти особенности широко распространились по всей Германии и использовались до тех пор, пока существовали сами доспехи. Наспинный панцирь, использовавшийся с 1490 по 1510 г., характерный для Инсбрука, состоит из трех частей: большой центральной пластины и двух, имеющая форму усеченного треугольника, и двух боковых пластин, крепящихся на петлях, протягивавшихся под руками. Такой наспинник доходил только до талии, но на образце 1490-1495 гг., работы Каспера Ридера, к нему прикреплена поясняа пластина с кулетом готической формы.

В течении последнего десятилетия XV в. все формы нагрудной пластины заменила одна-куполообразная, лишенная срединного выреза, вероятно пришедшая в Германию из Италии через Инсбрук.

Изображение 6. Кираса из комплекта доспехов Зигмунда Тирольского, 1480 г.

Изображение 7. Наспинник из комплекта доспехов Зигмунда Тирольского, 1480 г.

4. Горжет

Горжет представлял собой стальной воротник для защиты шеи и горла. Появился в 30-х гг. XV века, обычно состоял из двух пластин, задней и передней. Они охватывали основание шеи, верхнюю часть груди и спины. К его верхним краям крепились две или три узкие пластинки, которые защищали саму шею. Верхний край воротника был загнут. Заметим, что к концу XV века он часто вставлялся в неглубокий ободок, шедший по нижнему краю шлема. Это позволяло поворачивать голову. Обе половинки прикреплялись с одной стороны петлями, а с другой имели защелку-чаще всего в форме шпильки, вставляющейся в прорезь, наподобии замочной скважины. Такие воротники часто встречаются на многих памятниках и картинах второй половины XV в.

Говоря о горжете из комплекта доспехов Максимилиана I, 1490 г., стоит сказать, что его предполагалось носить поверх кирасы. Так делали до середины XVI в. Данный тип воротника часто встречается у изделий немецкой оружейной мастерской Генриха VIII в Гринвиче. Однако, чаще всего воротник одевали под кирасу, благодаря этому вес распределялся более равномерно и сама кираса намного лучше держалась. Заметим, что в Италии воротник не носили до 1510 г., однако после 1520 г. очень редкие доспехи его не имели.

5. Защита ног

Примерно до 1460 г. развитие защиты ног в Германии шло точно также как и в Италии. Самое главное различие заключалось в том, что немцы отдавали предпочтение более мелкому боковому крылу, чем итальянцы. А также не носили ни кольчужную бахрому ниже колен, ни кольчужные башмаки. (Изображение 8) Немецкие саботоны делались из горизонтальных железных пластин и имели весьма острый железный носок. Типичные немецкие сабатоны можно увидеть на доспехе Зигмунда Тирольского, работы Лоренца Хельшмидта.

Самые ранние немецкие ножные латы, дошедшие до нас, относятся к 1450-1460 гг., хранятся в музее Вены.(Изображение 9) По форме они очень напоминают итальянские, однако боковые крылья украшены более искусной рябью, края пластин отделаны штриховкой. Набедренники имели одну удлиняющуюся пластину, которая крепилась к внешнему краю петлями. Дополнительная пластина, расположенная сверху, соединялась с основной пластиной узкой полоской. Основная пластина имела вогнутый верхний край с резко выраженным изгибом.

Поножи обычно делались из двух пластин. Крепились изнутри посредством защелок с шпильками-крючками, в отличие от итальянских, крепившихся на ремешках и пряжках. Внизу они изгибались, защищая обе стороны ступни, имели два отверстия для крепления сабатон. Верхние края башмаков заходили под поножи.

На доспехах Зигмунда и Максимилиана, 1480 г., набедренники почти достигают бедер. В районе паха образуют арку и имеют не менее пяти пластин вверху. Также стоит уделить внимание съемным, заостренным носам сабатонов.

В 1490-х гг. набедренники приобрели свою обычную длину. В их верхней части остались одна-две пластины. Саботоны с острыми носками сменились широкими, с закругленными носками, т.н. «медвежьими лапами». Пара ножных доспехов с такими сабатонами, датируется последним годам XV в, изготовленная в Инсбруке, хранится в Чербурге под номером 23. Также в Германии XV в. часто набедренники одевали без поножей.

Изображение 8. Типичные итальянская защита ног, с характерной кольчужной бахромой.

Изображение 9. Ножные латы, 1460 гг., Инсбрук. Хранятся в музее города Вены.

6. Защита рук

В течении XV в. наручники итальянского стиля широко использовались в Германии вместе с немецкими. Обычно они были симметричны, имели боковые клинья веерообразной или сердцевидной формы. После 1460 г. края боковых крыльев стали зазубренными, сами крылья украшаются рюбью. В 1485 г. подобные наручники имели промежутки над внутренней поверхностью локтя, полностью заполненные мелкими пластинками. Мода на наручники такого типа сохранялась до второго десятилетия XVI в. Примерно в 1490-х гг., с исчезновением готического стиля, в моду входит более простая форма бокового крыла. Порой его делали овальным, с загнутым вниз краем и V-образной «складкой», расположенной посередине. Типичный немецкий наручник состоял из желобообразной верхней части, закреплённых наручей и налокотника, в форме ракушки. Всё это пришнуровывались отдельно к рукавам боевого дублета или кольчуги. Бороздками украшался весь наручник. С 1470 по 1490 г. налокотник образовывал длинный, острый оступ на сгибе локтя(Изображение 10), однако в конце XV в. появляется более округлая форма налокотников, без бороздок, использовавшиеся вплоть до XVI в.

Во второй половине XV века с появлением готического доспеха <#"601729.files/image010.jpg">Изображение 10. Наручник от доспехов Зигмунда Тирольского, 1480 г.

Глава 2. Вооружение рыцаря Священной Римской Империи Германской Нации во второй половине XV в, 1450-1500 гг.

. Копье

Наносить столь длинным копьем удары уже стало затруднительно, всадник мог только направить удар. Особенно это проявилось в XV в., когда с распространением пластинчатых лат <#"601729.files/image011.jpg">

Изображение 10. Пример поллэкса с молотом на конце.

Изображение 11. Пример поллэкса с молотом.

Изображение 12. Пример турнира на поллэксах. Датируется второй половиной XV в.

3. Булава

В конце XV века булава превращается в красиво оформленное оружие. В период между 1440-1510 гг. большая часть холодного оружия приобрела не только красивую форму - самую красивую за все время своего существования, - но и непревзойденное великолепие отделки. Оружейники и кузнецы в то время достигли пика своего мастерства. Булавы этого периода были легким оружием с фланцованными головками. Фланцы(ребристые продольные выступы) имели острый режущий край, в отличие от более ранних тупых образцов. Однако такая форма имела и существенный недостаток. Если булава с тупыми кромками наносила тупой удар и отскакивала от доспехов, то булава с острыми краями разрезала доспехи и застревала в них, буквально выворачиваясь из руки своего владельца. В начале XVI века острые края фланцев снова делали тупыми, головки булав богато украшались. Помимо этого, булавы стали больше. Маленькая легкая булава с острыми фланцами весила около двух с половиной фунтов и была в употреблении в 1465-1490 гг. До и после фланцы были тупыми, а вес достигал четырех - шести фунтов. До 1450 г., рукоятки булав изготовляли из дерева, после 1450 г., их стали делать исключительно из стали.

На иллюстрациях исторических книг и на изображениях рыцарей мы часто видим булаву круглой формы, шар которой усеян длинными острыми шипами. Хотя образцы таких булав действительно сохранились до наших дней, они, так же как и похожие на цепы орудия с тремя подвешенными на цепях шарами, тоже усеянными металлическими шипами, были оружием пехоты.

4. Меч

Меч относится к холодному оружию. Типичный меч состоит из прямого металлического клинка и рукояти. Клинки мечей  обычно обоюдоострые, реже заточенные только с одной стороны. Мечи бывают рубящие, рубяще-колющие, колюще-рубящие, колющие. Деление обоюдоострого рубяще-колющего оружия на мечи и кинжалы довольно условно, чаще всего меч отличается более длинным клинком (от 40 см). Масса меча колеблется от 700 г (гладиус <#"601729.files/image014.jpg">

Изображения 13-14. Слева типичный эспадон с прямым клинком, распространённый в XV-XVI вв., справа же типичная германская форма меча, снабжённая контргардой и рикассо, получившая наибольшее распространение с появление ландскнехтов. Самый конец XV-XVI вв.

Глава 3. Воинское искусство рыцаря. Техника владения оружием

. Техника боя на поллэксах

Техника боя дуэльными топорами или молотами была простой и эффективной. Одной стороной топора можно было рубить противника, зубцом или молотом обуха можно было наносить тупые удары, а длинным острием колоть соперника. Оружие держали широко расставленными руками за древко, что позволяло наносить сильные удары, стремительно манипулировать оружием и с большой силой парировать удары противника. Правой, доминирующей рукой топор держали за древко на расстоянии приблизительно восемнадцати дюймов от топора. Эта ведущая рука часто была защищена круглой гардой, напоминающей гарду копья. Вторая рука оставалась незащищенной, так как по этому месту древка удары не наносились. Удары парировали так же, как дубиной или как старой доброй винтовкой во время штыкового боя. Удары наносили, как правило, довольно медленно - в самом деле, каждый удар должен был наноситься неторопливо и весьма расчетливо.

Вот название частей поллэкса:(колющий шип на верхушке)(головка в виде молотка)

bec de faucon (изогнутый шип)

la croix (верхняя часть древка и вся головка)(шип на нижнем конце древка)hache (средняя часть древка)

Также можно выделить пять видов защит-верхнее, внешнее, внутреннею, нижние внешнею, нижние внутреннею. Также существует четыре основных стойки-средняя, обратная, нижняя обратная подвешенная. Ниже будут подробно рассмотрены данные стойки. Средняя стойка является основной «копейной стойкой. Обратите внимание, что croix поллэкса держится крестообразно, чтобы было легче блокировать удары maillet. Ведущая атака из этой позиции - укол верхним шипом. Обратная стойка популярна у бойцов, предпочитающих рубящую технику. Она очень агрессивна и позволяет нанести как верхний удар топором, так и укол нижним концом, обеспечивая при этом хорошую защиту. Кроме того, она не позволяет «связать» croix вашего оружия. Нижняя обратная стойка встречается в нескольких иллюстрациях у Талхоффера. Она выглядит обманчиво открытой и незащищенной. Однако, из нее удивительно легко как стремительно атаковать, к примеру посредством укола нижним концом и ударом молотка(лезвия) сбоку, так и переместиться в обратную позицию, просто подняв заднюю руку. Подвешенная стойка является примером превосходной защитной стойки, предлагающей боковые удары maillet и уколы нижним шипом в качестве предпочтительных атак. Из подвешенной стойки можно быстро перейти в среднюю стойку, опустив заднюю руку к бедру. Если при этом передняя рука пойдет вверх, движение головки по большому кругу завершится мощным ударом молотком сверху.

2. Техника боя на мечах в XV в.

В течение XV в. на основе изучения принципов боя мечом одной рукой была создана теория такого боя; на эту тему написаны многочисленные «боевые книги», полные живых изображений способов владения оружием.(Изображение 15) Во многих приемах использовались элементы акробатики, хотя удары парировали мечами. Кроме того, в бое сохранилось много элементов чисто силового единоборства. Рыцарь должен был уметь захватить руку противника, держащую меч, захватить своей рукой, держащей меч, противника за шею и ударить его головкой рукоятки в ухо. После этого рыцарь пропускал крестообразную гарду между коленями противника и резким рывком валил его наземь. Очень часто рыцарь перехватывал меч за клинок, сближался с соперником и бил его головкой эфеса шпаги или меча в лицо. Иногда рыцарь пользовался для парирования ударов маленьким круглым щитом, надевавшимся на левую руку, в иных случаях для этого пользовались взятым в левую руку кинжалом, а иногда рыцарь просто обматывал левую руку полой плаща. Такой способ фехтования получил особенно широкое распространение в Испании, где начиная с шестидесятых годов XV века на рукоятках мечей появляются дополнительные приспособления для защиты пальцев от клинка противника. В Испании родилось и выражение, которому мы обязаны появлением слова «рапира». Во второй половине XV в. новый способ фехтования сделал возможным и даже необходимым ношение оружия без доспехов. В 70-х гг. XV в. в испанской литературе появляется новое выражение «espada de ropera», что в дословном переводе означает «костюмный меч», то есть меч, который носят с обычной одеждой. Французы переняли слово «ropera», обозначив им способ ношения оружия, которое и назвали «rapiere». Обычай этот распространился и в Англии, где оружие было названо рапирой. В германских странах колющий меч всегда называли «degen», что, собственно, и означало «колющий меч», и там никогда не употребляли испанское по происхождению слово «рапира». В поединках соперничавшие между собой рыцари должны были сражаться одинаковым оружием - копьем против копья, мечом против меча, топором против топора и т. д. Но в сражениях все обстояло по-другому. В битвах мечу могли противостоять и булава, и топор или что угодно другое. Перипетии битвы были таковы, что иногда рыцарь оказывался вооружен одним лишь кинжалом. Поэтому в подготовке воина большое внимание уделяли тому, чтобы он умел владеть всеми возможными видами оружия и мог отражать удары любого вида оружия.

Изображение 15. Фрагмент из книги Талхоффера, 1467 г.

3. Техника боя на копьях

Длинное копье слишком велико и слишком много весит, чтобы можно было держать его в руке на весу. Оружие приходится держать под правой рукой и крепко прижимать древко к груди. Форма грудной клетки такова, что прижатое к ней и направленное вперед копье отклоняется влево под углом тридцать градусов, таким образом, если держать копье крепко, а иначе держать его нельзя, оно не будет направлено точно вперед от правого бока рыцаря. В Средние века копье держали именно так-наискось, по диагонали, так что его острый конец был направлен в промежуток между корпусом воина и шеей коня, при этом острие копья было повернуто влево. Рыцарю следовало позаботиться о том, чтобы этот угол не был слишком тупым, так как в этом случае сила, переданная на расположенный справа тупой конец копья, грозила при столкновении вышибить его из седла. Мы уже не говорим о противнике, который изо всех сил старается сделать то же концом своего копья в момент сшибки. Сила удара при столкновении двух тяжеловооруженных и одетых в доспехи всадников была огромной, и вся скорость и вес концентрировались в крошечном кончике копья. Часто при ударе древко ломалось. Когда на смену кольчуге пришли металлические латы из закаленной стали, щиты перестали использоваться в рыцарских поединках. Гладкие, отполированные, скругленные стальные пластины великолепно отклоняли и отражали самые сильные удары. Перекрывания отдельных металлических пластин выполнялись таким образом, чтобы при любом направлении удара кончик копья не попал в промежуток между пластинами и не разорвал латы.

Для того чтобы правильно провести поединок, требовалась постоянная практика и сноровка-самая большая, нежели во всех других видах боя. В последний момент перед столкновением-надо было сгруппироваться, привстать на стременах и в момент нанесения удара всем телом стремительно податься вперед. При этом крепко держать щит под таким углом, чтобы копье противника скользнуло по нему и отклонилось влево. Кроме того, необходимо было в последний момент уловить, куда именно хочет соперник нанести удар. Если удар был нацелен в голову, то надо было так ее наклонить, чтобы копье скользнуло по шлему. Все это требовало невиданной сноровки и великолепной реакции.

Способы обучения бою копьем были просты. Основное, что требовалось-это на скаку верно поражать мишени копьем. Самым лучшим из известных упражнений было упражнение со столбом-мишенью, который являлся довольно хитроумным приспособлением. Он представлял собой вертикально врытый в землю столб, на котором горизонтально вращалась доска, к одному концу которой была прикреплена мишень, обычно в виде сарацина, а к другому-мешок с песком. Высота, на которой располагалась такая горизонтальная, вращающаяся вокруг оси столба перекладина, равнялась приблизительно семи футам. Если мишень поражали правильно, то есть в нужное место, то перекладина вращалась на четверть окружности и останавливалась, если же удар был нанесен неправильно, то перекладина описывала полуокружность и мешок с песком бил проезжавшего мимо рыцаря по спине.

Менее хитроумным, но более практичным способом тренировки была тренировка с петлей; на ветку высокого дерева подвешивали петлю из веревки или какого-либо иного материала. Надо было на полном скаку поразить концом копья петлю. То же самое делали с куском материи. Если вы захотите попробовать сделать это теперь, то можно воспользоваться пустой консервной банкой или любой другой мелкой мишенью, в которую трудно попасть копьем и которая останется на наконечнике в случае удачного удара.

Заключение

В этот период оружейники достигают своего апогея, пика мастерства. Доспехи становятся, словно произведения искусства, одновременно красивые и обеспечивающие надёжную защиту. Оружие же, стало смертоносно красивым, предназначенным для того, чтобы пробивать такую «красоту». Своего рода «гармония», делавшая германского рыцаря второй половины XV в. поистине грозным противником.

Вторая половина XV в. и начало XVI в. являлись наполненными войной и кровопролитием периодами. Тяжёлая ситуация внутренняя ситуация, феодальная раздробленность, войны с внешними врагами и церковный раскол.

В заключение можно сказать о доспехах, оружии и технике лишь то, что они полностью оправдывали свою цену, т.к. были передовыми на тот момент. Таким образом, эта работа является и опровержением стереотипа, что латные доспехи стесняли движения и мешали подвижности. Говоря же о технике, то Ганс Талхоффер также опровергает всякие стереотипы. Такой техникой могли овладеть настоящие солдаты и воины, тренировавшиеся с малых лет. Так что рыцарь прежде всего был проффесиональным воином. А идеально сбалансированное оружие более чем соответствовало этой задаче.

Список источников и литературы

Hans Talhoffer Fechtbuch 1459 и 1467 г.(т.н. «боевые книги»)

Арсенальные книги Императора Максимилиана I(начало XVI в.)

Прим. Также использовались в написании работы экспонаты из музеев Великобритании и Германии, а также современные реплики германских и итальянских доспехов позднего средневековья.

Блэр, Клод «Рыцарские доспехи Европы. Универсальный обзор музейных коллекций.»-М.:Центрполиграф, 2008.

Окшотт, Эварт «Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение.»-М.:Центрполиграф, 2007.

Brown, Terry «English Martial Arts»-Anglo-Saxon books, december 1997.(Терри Браун, Английские Боевые Искусства),Gustav «Talhoffers Fechtbuch von 1467»-Prague 1887.

Журнал «Новый Солдат». №129, «Немецкие рыцари 1300-1500», под редакцией Киселёва В.И., Артемовск, 2002.

Похожие работы на - Защитное и наступательное снаряжение рыцаря Священной Римской Империи Германской Нации во второй половине XV века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!