Марийцы
Марийцы
Cамоназвание
мари, марий ("человек", "мужчина"), внешнее название
черемисы. Живут в Республике Марий Эл (автономия с 1929 г.), а также в
Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Кировской, Свердловской и Пермской областях.
Марийцы
делятся на три основные субэтнические группы: горные (правобережье Волги),
луговые (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточные (территория Башкирии, куда
они переселились в XVI- XVIII вв.).
Относятся
к субуральскому типу уральской расы. В марийском языке, относящемся к
волжско-финской группе финно-угорских языков, выделяются горное, луговое,
восточное и северо-западное наречия. Распространен также русский язык.
Письменность создана на основе русского алфавита.
Ядром
формировавшегося в 1 тыс. н. э. в Волго-Вятском междуречье древнемарийского
этноса были финно-угорские племена. В Х в. марийцы упоминаются в хазарском
документе как ц-р-мис (черемисы). Большую роль в развитии этноса играли тесные
этнокультурные связи с тюркскими народами. Значительное влияние, особенно
усилившееся после вхождения марийцев в состав Русского государства (1551-1552),
оказала русская культура.
Основное
традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение имели
огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота,
лесные промыслы (заготовка и сплав леса. смолокурение и др.), бортничество, а
позднее - пасечное пчеловодство, рыболовство. Развиты художественные промыслы:
вышизка, резьба по дереву, ювелирное дело.
Традиционная
одежда: богато вышитая рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний
кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. Мужские головные уборы:
войлочная шляпа с небольшими полями и шапка; для охоты, работы в лесу
использовался убор типа накомарника. Обувь - лапти с онучами, кожаные сапоги,
валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные
платформы. Для женского костюма характерны передник и обилие украшений из
бисера, раковин каури, блесток, монет, серебряных застежек-сюльганов, а также
браслеты, кольца.
Очень
разнообразны женские головные уборы - конусовидные колпачки с затылочной
лопастью; сороки, заимствованные у русских, головные полотенца с очельем,
высокие лопатообразные уборы на берестяном каркасе. Верхней одеждой были прямые
и отрезные на сборке кафтаны из черного или белого сукна и шубы. Традиционные
виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной
обрядности.
Основная
традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творога, вареная колбаса из
сала или крови с крупой, слоеные блины, творожные сырники, напитки - пиво,
пахта, крепкий медовый напиток.
Семьи
- преимущественно малые, встречались и большие неразделенные. Женщина в семье
пользовалась хозяйственной и правовой самостоятельностью. При заключении брака
родителям невесты платили выкуп, а они отдавали за дочерью приданое.
Обращенные
в XVIII в. в православие, марийцы сохраняли языческие верования. Характерны
общественные моления с жертвоприношениями, устраиваемые в священных рощах перед
началом сева, летом и после уборки урожая. Среди восточных марийцев есть
мусульмане.
В
народном искусстве наиболее своеобразна резьба по дереву и вышивка. Богатством
форм и мелодичностью отличается марийская музыка (инструменты - гусли, барабан,
трубы). Из фольклорных жанров выделятся песни, среди которых особое место
занимают "песни печали", сказки, предания.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru