Оценка эффективности применения мультимедиа-технологий при преподавании МХК

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,93 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка эффективности применения мультимедиа-технологий при преподавании МХК

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Мультимедиа-технологии как предмет научного рассмотрения

1.1 Общая характеристика мультимедиа-технологий

1.2 Потенциал применения мультимедиа-технологий в образовании

Глава 2. Аспекты практического применения мультимедиа-технологий на уроках МХК

Глава 3. Методика оценки эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках МХК

3.1 Методы экспертной оценки

.2Оценка эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках МХК по итогам практики в школе

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития цивилизованного общества с конца XX века и по сей день в значительной характеризует процесс информатизации. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. При этом, процесс информатизации общества обеспечивает:

активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;

интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия.

Именно с этим явлением и связана актуальность данного исследования. Освоение учащимися и педагогами информационных (компьютерных) технологий и использование мультимедиа в рамках процесса обучения выходит на уровень массового, а использование компьютеров в школе в значительной степени влияет на образовательный процесс. При этом возможности, которые применение информационных технологий дает учителям, не всегда реализуются в полной мере. Здесь скрыта основная проблема, которая обнаруживается в ходе применения мультимедиа-технологий на уроках - выявление эффективных и неэффективных мультимедиа-технологий и определение критериев оценки их эффективности.

В качестве объекта исследования выступает преподавание МХК на основе мультимедиа-технологий. Предметом же является методика оценки эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках МХК.

Исходя из выявленной проблемы, разумным будет сформулировать следующую цель исследования - выявление наиболее эффективных мультимедиа-технологий и составление рекомендаций к их применению в учебном процессе.

В ходе исследования должны быть выполнены следующие задачи:

определить понятие «мультимедиа»;

классифицировать мультимедиа-технологии;

выявить потенциал применения мультимедиа-технологий в сфере образования;

выявить методики и критерии оценки эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках;

провести экспериментальное исследование эффективности использования средств мультимедиа;

выявить наиболее эффективные мультимедиа-технологии и способы их применения;

разработать рекомендации для учителей по применению мультимедиа-технологий.

На данном этапе гипотеза состоит в следующем: наиболее эффективными мультимедиа-технологиями в процессе изучения истории мировой художественной культуры являются:

обеспечивающие на уроке интерактивность - возможность нелинейного изучения материала вследствие совершения учащимся того или иного выбора (например, использование системы гиперссылок в презентации PowerPoint);

оперирующие визуальными материалами - позволяющие сохранять внимание учащихся в течение значительного времени, поддерживать высокий уровень интереса и мотивации.

ГЛАВА 1. Мультимедиа-технологии как предмет научного рассмотрения

Научное рассмотрение появившихся в прошлом столетии и распространяющихся по сей день новых информационных технологий и проблемы их практического применения в различных сферах, в том числе, в сфере образования, началось в конце XX века - вследствие, собственно, рождения этих технологий. Бурное распространение информационных технологий связано с созданием персонального компьютера. Поэтому начать стоит с небольшого обращения к его истории.

В 1981 г. состоялось официальное представление первого персонального компьютера на пресс-конференции IBM в Нью-Йорке. Это был 16-битный процессор с рабочей частотой 4.77 Мгерц, 64 килобайтами оперативной памяти, с приводом флоппи-дисков на 5.25 дюйма. Он стоил $2600 без видеокарты и монохромного дисплея. Этот год можно считать годом эпохального события - рождения персонального компьютера.

Особую роль в его создании играл Билл Гейтс. В 1980 г. он приступил к разработке операционной системы для нового компьютера. Операционная система фирмы «Майкрософт» (MS-DOS) базировалась на 86-DOS, которая была независимо разработана Т. Патерсоном и приобретена компанией «Майкрософт» в 1981 г. О выпуске IBM PC и MS-DOS было широко объявлено в августе того же года. Соглашением с IBM предусматривались выплаты за каждый экземпляр программных продуктов компании «Майкрософт», что обеспечило немалые дивиденды благодаря успеху, выпавшему на долю IBM PC в 1980-х. Успех обоих продуктов привел в дальнейшем к тому, что и архитектура «Интел», и компьютеры IBM, и программы Microsoft фактически стали отраслевыми стандартами.

Компания «Майкрософт» является ведущим разработчиком программного обеспечения для персонального компьютера Apple Macintosh (Эппл Макинтош) с его альтернативным графическим интерфейсом. В 1988 г. «Майкрософт» создала собственный графический интерфейс - Windows. К 1995-му примерно в 85% персональных компьютеров во всем мире использовалось программное обеспечение фирмы «Майкрософт». В 1995-м же году фирма выпустила новую операционную систему Windows 95, дополненную программными средствами доступа в Интернет - Internet Explorer.

.1 Общая характеристика мультимедиа-технологий

Середина 1990-х гг. ознаменована появлением ряда теоретических работ и учебных пособий, посвященных вопросам применения компьютерных технологий в сфере образования и, в частности, применению средств мультимедиа в рамках образовательного процесса.

Наибольшее распространение в литературе получают попытки дать определение понятиям «информационные технологии» и «мультимедиа», выделить их специфику и возможности.

Начать стоит с обращения к проблеме информационных технологий, как более высокого уровня изучения. И.В. Роберт в книге «Современные информационные технологии в образовании» не приводит определения непосредственно информационным технологиям, но фокусируется на средствах их реализации: «Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации».

К СНИТ автор относит: ЭВМ, ПЭВМ (персональные электронные вычислительные машины); комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии мультимедиа и систем «Виртуальная реальность»); современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.

Особое внимание И.В. Роберт обращает на уникальные возможности СНИТ, «реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого».

Среди них она выделяет:

незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ;

компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;

архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

По мнению автора, реализация вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как:

регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;

автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Ввиду того, что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, автор считает целесообразным назвать ее информационно-учебной деятельностью.

Коснувшись темы визуализации учебного материала, И.В. Роберт обращает наше внимание к мультимедиа-технологиям как особому предмету научного рассмотрения.

Особую трудность при этом составляет определение понятия «мультимедиа». В подтверждение данного тезиса, ссылаясь на словарь «Основные понятия и определения прикладной интернетики», О.В. Шлыкова пишет, что ряд специалистов полагает, что нет смысла говорить о сущности мультимедиа, так как «это туманный термин, не переводящийся на нормальный язык», достаточно знать, что данное явление есть. К тому же: «Чем больше появляется книг и исследований, посвященных мультимедиа, тем более загадочным, многообещающим, но несколько расплывчатым становится его содержание».

Автор начинает строить свои рассуждения с понятия «медиа». «Значение слова «медиа» с английского языка - средство, способ, посредник, промежуточная ступень. Поскольку обмен информацией - необходимая составляющая жизни общества, то медиатехнологии, как опосредующее звено человеческой деятельности, являются одним из способов коммуникации, условием человеческой активности».

Надо отметить, что значительная часть определений понятия «мультимедиа» строится с точки зрении техники и технологии. «В общих чертах с точки зрения развития техники и технологий мультимедиа - это особый вид компьютерной технологии, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.). При этом, более корректно определять феномен мультимедиа не столько как «многие среды» (многие медиа), сколько как «полисреду», единое пространство, в синкретичном виде представляющее различные виды и способы предоставления информации (текст, графику, звук и т.д.)».

Мультимедиа-технологии имеют очень широкий спектр практического применения, поэтому, как уже было сказано выше, ограничиваться одним определением трудно и порой нецелесообразно. Понятие «мультимедиа» обозначает и мультимедийную программу; и носитель информации, и продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии; и компьютерное оснащение, и комбинацию средств, и вид информационных технологий, и новую форму художественного выражения, и современное средство коммуникации, и инструмент бизнеса.

Поэтому стоит согласиться с авторами, определяющими мультимедиа как «термин-зонтик» для многих понятий, которые, «созрев под зонтиком», расползаются в разные стороны и находят свои сферы применения.

Не отрываясь от большинства специалистов, профессор В.И. Овсянников в работе «Методические рекомендации к учебному курсу Мультимедиа в образовании на русском языке» дает следующее определение понятию «мультимедиа»: «Мультимедиа - комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т. д.), которое опирается на особые технологии. Технология мультимедиа - это переход с помощью компьютера от учебного текста к наглядности, от одного наглядного средства обучения к другому; возможность совершить то же движение, но назад; параллельное прослушивание звукового комментария к учебному материалу. Порядок движения в мультимедиа-пространстве определяется преподавателем или обучающимся».

Таким образом, почти все специалисты сходятся на том, что мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные способы структурирования, интегрирования и представления в зависимости от цели и области применения.

Мультимедиа-технологии обладают особенными специфическими чертами, которые позволяют им быть использованными в разных сферах, а их пользователи могут решать различные задачи.

Одним из ключевых свойств мультимедиа является их интерактивность. Роде и Азбелл указывают три различных типа интерактивности.

Реактивное взаимодействие: пользователи проявляют ответную реакцию на предлагаемые им ситуации. Последовательность ситуаций жестко фиксирована, и возможности управления программой незначительны.

Активное взаимодействие, пользователи контролируют программу, т. е. сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта.

Обоюдное взаимодействие, пользователи и программы способны взаимно адаптироваться друг к другу, например в системах виртуальной реальности. Возможности контроля пользователем, как и при активном взаимодействии, расширяются.

Согласно концепции Римана, компьютер предоставляет пользователю широкий круг возможностей установления интерактивного взаимодействия с программами:

линейную навигацию: скроллинг вперед/назад в рамках экрана;

иерархическую навигацию: выбор подразделов с помощью меню, структур, деревьев;

интерактивные справки, вызываемые кнопками на панели навигации (наиболее эффективна контекстно-зависимая справка);

обратная связь: программа отвечает пользователю, оценивая правильность выполнения им заданий. Эти ответы видны на экране. Если дальнейшая программа курса зависит от результатов выполнения задания, то происходит автоматическая адаптация курса;

конструктивное взаимодействие: программа позволяет создавать и настраивать экранные объекты, а также управлять ими. Например, пользователи могут добавить новые узлы и гиперссылки к уже существующим, расширяя имеющуюся структуру мультимедийного приложения;

рефлексивное взаимодействие: программа учитывает действия пользователя для последующего анализа (например, для того чтобы на основе этой информации рекомендовать оптимальную последовательность изучения материала в рамках занятия);

имитационную интерактивность: экранные объекты связаны друг с другом и взаимодействуют таким образом, что настройка этих объектов определяет их поведение, имитируя реальное функционирование технических устройств, систем, социальных процессов и т. д.;

поверхностная контекстная интерактивность: пользователь вовлекается в различную деятельность, имеющую неявное дидактическое значение. Этот тип интерактивности (Сценарий 3) используется в многочисленных развлекательно-обучающих программах и дидактических играх;

углубленная контекстная интерактивность: виртуальная реальность, т. е. пользователь погружается в имитируемый компьютером и программой мир.

Особую роль во взаимодействии пользователя и компьютера играет гипертекстовая технология. Эта технология позволяет представить текст в виде нелинейной иерархической структуры, при этом весь текст делится на фрагменты. Каждый видимый на экране компьютера фрагмент дополняется связями с другими фрагментами в виде ссылок или гиперссылок. Это позволяет уточнить информацию об изучаемом объекте и двигаться в разных направлениях, выбирая интересующие обучаемых ссылки. Таким образом, можно изучать материал в любой последовательности. Текст становится открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с имеющимися. Структура текста не разрушается, поскольку у гипертекста нет предварительно заданной структуры.

Термин «гипертекст» был введен Тедом Нельсоном (Ted Nelson) в 1965 г. для описания документов (например, представляемых компьютером), которые выражают нелинейную структуру идей в противоположность линейной структуре традиционных книг, фильмов и речи. Более поздний термин «гипермедиа» близок к нему по смыслу, но он подчеркивает наличие в гипертексте нетекстовых компонентов, таких как анимация, записанный звук и видео.

Отличительными признаками гипертекста является фрагментарность информации, наличие гиперссылок и нелинейность. Иными словами, гипертекст - нелинейная организация блоков информации, объединенных между собой направленными связями.

Гипермедиа - совокупность мультимедийных объектов, обеспечиваемая направленными связями. Практически это развитие гипертекстовых технологий. Гипермедиа-программные продукты позволяют работать с нелинейной информацией, содержащей не только текст, но и двух- и трехмерную графику, видео и звук.

В заключение стоит отметить, что проблема теоретического осмысления и практического применения мультимедиа-технологий, в сфере образования, в том числе, широко освещена и глубоко изучена, создается и публикуется большое количество научных текстов и методических рекомендаций. При этом данная сфера изучения оставляет значительный простор для дальнейших исследований.

.2 Потенциал применения мультимедиа-технологий в образовании

Применение мультимедиа-технологий способно вывести учебный процесс на новый качественный уровень, позволяя изучать объект или явление в различных условиях, формировать красочный, объемный образ, развивать логическое мышление и активизировать тем самым креативный подход к обучению.

Мультимедиа как средство обучения могут быть использованы в различных образовательных контекстах, предоставляя мультимедийные продукты и информационные ресурсы Интернета для обучения, выработки практических навыков и развития критического мышления. Мультимедиа-продукты могут способствовать улучшению качества образования в отдельных предметных областях и на стыке научных направлений.

Применение образовательных мультимедиа обусловлено современными целями образования. Существуют различные подходы к концептуализации современных целей образования. Вейнерт важнейшими целями современного образования считает следующие:

выстраивание значимого и усвоенного знания, что подразумевает развитие хорошо структурированной, дисциплинарной и междисциплинарной, ориентированной на повседневность и организованной по сетевому принципу системы способностей, навыков, умений и знаний в предметной области, имеющих широкое применение;

выстраивание прикладного знания: превращение значимого и усвоенного знания в знание, применимое в практической деятельности;

выстраивание знаний об обучении (понимание процесса обучения; метапознание, рефлексия обучения) является полезным и эффективным способом создания значимого и усвоенного знания, равно как и прикладного знания.

Этот важный навык позволяет обучаемым оценивать собственный процесс обучения. Понимание того, как должно учиться, позволяет находить и применять успешные стратегии обучения в любой предметной области.

Одной из целей метапознания является развитие у обучаемого понимания цели, идеи обучения, механизмов функционирования его собственной памяти и формирования практических навыков. Обучаемые могут рефлексировать свое обучение и формировать метапознание, задавая себе следующие вопросы: «Как я могу контролировать собственное обучение?», «Как мне самостоятельно планировать учебный процесс?», «Как разделять задачи на подзадачи?», «Как оценить себя со стороны в процессе обучения?», «Что, по моему мнению, есть обучение?», «Зачем оно нужно?», «Почему разумно обучение с применением мультимедиа?»

Несмотря на то, что концепция знания развивалась со времен античности, мы до сих пор лишь приблизительно представляем себе, как оно приобретается и применяется людьми. Такие понятия, как обучение, навыки и человеческий потенциал, представляют собой различные попытки описать или объяснить процесс, делающий людей субъектами материального знания. Эти концепции в значительной степени зависят от принятой эпистемологической и онтологической аксиоматики. Так, согласно Алану Шенфелду, «человек чему-то научился, если он развил новое понимание или приобрел новую способность».

Различные подходы к обучению практически полностью сходятся на том, что на качество образования влияют:

социальный контакт и человеческие взаимоотношения обучаемых (с членами семьи, другими учащимися, преподавателями, друзьями), т. е. сообщества, в которых происходит получение знаний, практического опыта, общение и развитие навыков сотрудничества;

объекты обучения, т. е. учебные материалы (книги, видео-, аудиозаписи, ресурсы Интернета или мультимедиа на CD/DVD-дисках), физические и искусственные объекты, а также иные учебные ресурсы;

обучающая среда, в которой протекает учебный процесс: его структура, условия проведения, а также библиотеки, центры мультимедийных ресурсов, компьютерные лаборатории; окружающая среда и т. д.

Как правило, преподаватели и обучаемые определяют цели и задачи обучения в рамках учебной программы курса. Целью обучения является либо декларативное знание (знание того, что), либо процедурное знание (знание того, как), либо стратегическое знание (знание того, почему), либо различные сочетания знаний этих типов.

Мультимедийные приложения (программы, продукты) могут быть использованы как одна из возможных сред обучения, применимая в разнообразных образовательных контекстах, в которых обучаемые усваивают учебный материал и участвуют в диалоге с соучениками и преподавателями. Таким образом, учебные мультимедиа при определенных обстоятельствах могут быть использованы как эффективные средства обучения.

Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса. Прежде всего, мультимедиа могут:

стимулировать когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации;

повысить мотивацию обучаемых;

помочь в развитии навыков совместной работы и коллективного познания;

развить у обучаемых более глубокий подход к обучению и, следовательно, помочь в формировании более глубокого понимания предмета.

Мультимедийные продукты и ресурсы Интернета предоставляют следующие возможности для повышения эффективности процесса обучения:

одновременно использовать несколько каналов восприятия в процессе обучения, что позволяет достичь интеграции информации, доставляемой различными органами чувств;

имитировать эксперименты и сложные реальные ситуации;

визуализировать абстрактную информацию и динамические процессы;

развивать когнитивные структуры, сводить изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст и формировать системную интерпретацию изучаемого материала учащимся.

Фактически мы имеем здесь дело с давно разработанным принципом наглядности в обучении, который, однако, требует дальнейшего развития в новых условиях применения ИКТ в образовании.

Использование продуктов и средств мультимедиа в рамках образовательного процесса в школе имеет целый ряд преимуществ. Мультимедиа оказывается полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря интерактивности, гибкости и интеграции различной наглядной информации, а также возможности учитывать индивидуальные особенности обучаемых и способствовать повышению их мотивации. Интерактивность - одно из наиболее значимых преимуществ мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации.

Интерактивность подразумевает процесс представления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: пользователи могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о своих конкретных предпочтениях. Они также могут регулировать темп подачи материала и число повторений в соответствии со своими образовательными потребностями и предпочтениями. Более того, предоставление возможности взаимодействия с пользователем, направленной на удовлетворение его потребностей, отличает мультимедийный продукт от любого другого средства представления информации.

Одним из достоинств применения мультимедиа в образовании является индивидуализация процесса обучения. Средства мультимедиа позволяют обучаемым самостоятельно работать над учебными материалами и решать, как и в какой последовательности их изучать, как использовать интерактивные возможности мультимедийных программ, как организовать совместную работу в учебной группе. Таким образом, обучаемые становятся активными участниками образовательного процесса.

Учащиеся могут влиять на процесс обучения, подстраивая его под индивидуальные способности и предпочтения, т. е. они могут изучать именно тот материал, который их интересует в данный момент, повторять материал столько раз, сколько им нужно, что способствует индивидуальному восприятию учебной информации.

Использование качественных мультимедиа позволяет приспособить процесс обучения к социальным и культурным особенностям обучаемых, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.

Индивидуализация обучения при использовании мультимедиа-средств способствует реализации принципов активного, самостоятельного, творческого обучения, при котором обучаемые сами выбирают свою образовательную траекторию и решают, какие темы изучать и на какие вопросы искать ответ.

Мультимедиа могут также использоваться для организации группового обучения. Небольшие группы обучаемых могут совместно работать с одним мультимедийным приложением, развивая при этом навыки сотрудничества, ведения диалога с коллегами по учебе.

Интерактивность и гибкость мультимедийных технологий могут оказаться весьма полезными для индивидуализации обучения тех, кому требуются специальные образовательные программы:

у детей, страдающих аутизмом, при использовании мультимедиа в обучении наблюдается значительное улучшение фонологического осознания и навыков чтения;

лица со значительными нарушениями речи и ограниченными физическими возможностями также выигрывают от применения мультимедиа в учебном процессе, обладающих достаточной гибкостью, что позволяет подстраиваться под индивидуальные потребности;

у слабослышащих и глухих визуальное представление информации значительно повышает мотивацию к учебе.

Помимо неоспоримых преимуществ применения мультимедиа-технологий в сфере образования, Бент Б. Андресен выделяет и недостатки. Некоторые из них являются актуальными до сих, но определенная их часть утратила свою актуальность с ходом времени. Например, такие проблемы, как дороговизна оборудования, отсутствие доступа к сети Интернет у большинства пользователей ПК, недостаточная скорость подключения к Интернет («недостаточно быстрый канал связи в Интернет приводит к низкому качеству воспроизведения звука и изображения, к длительным задержкам при скачивании информации, что может негативно сказаться на эффективности учебного процесса») и даже портативность компьютеров, в начале XXI века уже были решены. Но значительная часть трудностей применения мультимедиа-технологий в образовании осталась, и их следует перечислить.

Самостоятельное обучение. Некоторые обучающиеся не могут воспользоваться той свободой, которую предоставляет самостоятельное обучение посредством мультимедийных материалов.

Рассеивание внимания. Часто запутанные и сложные способы представления информации отвлекают пользователя от изучаемого материала, рассеивая его внимание. К тому же нелинейная структура учебного материала «соблазняет» пользователя пройтись по всем предлагаемым ссылкам, что может отвлечь его от основной задачи. Большие объемы информации, представляемые мультимедиа, также могут отвлекать внимание учащихся.

Кратковременная память человека обладает ограниченными возможностями; как правило, обыкновенный человек способен оперировать одновременно лишь семью различными мыслительными категориями. Когда обучаемому демонстрируют мультимедийную информацию одновременно нескольких типов, его может отвлечь желание уследить за другими, в результате чего нарушается целостность усвоения учебного материала. Более того, возможности людей в одновременном использовании различных органов чувств ограничены, что может негативно сказаться на образовательном потенциале мультимедийных материалов.

Отсутствие выборочной обратной связи. Уровень интерактивности большинства мультимедийных программ по-прежнему остается очень низким. Ему, конечно, далеко до уровня взаимодействия между людьми. Возможности обратной связи с пользователем в обучающих приложениях весьма ограничены. Компьютеры не могут заменить личного общения с преподавателем, они лишь расширяют его возможности. Как правило, обратная связь большинства приложений ограничивается контролем правильности ответов учащихся. Обучающие программы не поддерживают возможности динамического выбора различных стратегий обучения, не предоставляют развернутых комментариев правильного или ошибочного ответа. Мультимедиа-приложения неспособны определить индивидуальные потребности или особенности обучаемого, поэтому они не могут реагировать подобно преподавателю.

Ограниченность компьютерного моделирования. Во многих случаях для обучаемых важно проведение опытов своими руками, реальное ощущение экспериментального процесса. Например, для изучения насекомых на занятиях по биологии необходимо организовывать выезды на природу, чтобы видеть жизнь насекомых в их естественной среде обитания.

Отсутствие навыков у обучаемых и преподавателя. Многие обучаемые, особенно взрослые, не умеют пользоваться компьютером. Поэтому необходимо обучить их основам компьютерных технологий, прежде чем приступать к использованию мультимедиа-программ. У преподавателей также может не быть многих навыков, необходимых для эффективной работы с мультимедиа-приложениями.

Сложность создания материалов. Создание аудио-, видео- и графических материалов для мультимедийных приложений намного сложнее и дороже, чем подготовка обычного учебника.

Назначение. Обучаемый может использовать мультимедиа-приложения и как конечный пользователь, и как его создатель.

Итак, практически любой мультимедиа может быть использован для представления и обработки знаний различных типов. Применение этих продуктов может поощрять обучаемых к формированию собственных знаний и навыков. Например, они могут развивать мотивацию к обучающей активности, возможности коммуникации, общественного сознания, а также обучающую компетентность и этику.

Помимо описания мультимедиа-технологий и общей оценки их применения в сфере образования, Бент Б. Андресен предлагает оригинальную классификацию способов взаимодействия обучаемых с мультимедиа, где он выделяет четыре группы стратегий преподавания, называя их Сценариями:

Сценарий 1: мультимедиа с линейным представлением учебных материалов;

Сценарий 2: гипертекстовые мультимедиа (с нелинейным представлением учебных материалов);

Сценарий 3: мультимедийные учебные пособия и руководства;

Сценарий 4: инструменты и компоненты создания мультимедиа.

Линейная структура представления информации в Сценарии 1 знакомит с материалом последовательно. При этом некоторые программы обеспечивают навигацию в рамках всего приложения. Особенностью линейного представления мультимедиа является то, что после выбора требуемого источника информации пользователь способен весьма ограниченно влиять на ход непоследовательность его изучения. Он может перемещать материал вперед и назад, останавливать его или менять темп просмотра, однако при этом нельзя изменять содержание материалов, включенных в изучаемый мультимедиа-продукт. Поэтому линейная последовательность изложения особенно рекомендуется в тех случаях, когда обучаемые имеют весьма ограниченные знания (или совсем их не имеют) в изучаемой области, нуждаясь в обзорном изложении изучаемого материала. Такую методику изложения также можно рекомендовать при формировании начальных знаний в какой-то области.

Гипертекстовые интерактивные приложения часто используются как источники дополнительной справочной информации, т. е. как энциклопедии, атласы, руководства и т. д. Пользователь может самостоятельно искать именно ту информацию, которая необходима ему для решения стоящей перед ним задачи.

Если Сценарий 1 применяется для получения обучаемыми информации справочного характера, помогая им понять сложные моменты учебного материала, то в Сценарии 2 основной задачей обучаемых является поиск информации. Поскольку в Сценарии 2 рассматриваются обычно мультимедийные приложения, основанные на гипертексте с интегрированными мультимедиа-элементами, то наиболее распространенными примерами таких информационных ресурсов могут служить сайты Интернета или электронные энциклопедии на компакт-дисках.

Таким образом, Сценарий 2 в значительной мере способствует созданию индивидуальной траектории получения знаний, Обучаемые могут искать именно ту информацию, которая им нужна в данный момент, и изучать ее так, как им удобнее. Сценарий 2 используется, прежде всего, когда обучаемые уже имеют необходимые знания для того, чтобы самостоятельно ставить перед собой вопросы и решать задачи.

Но при реализации Сценария 2 могут возникнуть следующие трудности:

Недостаток времени. При использовании Сценария 2 в качестве источника информации многие обучаемые ощущают недостаток времени, стремясь найти как можно больше информации.

Недостаточное владение методикой поиска информации. Многие обучаемые сталкиваются со сложностями при поиске адекватной информации, так как недостаточно знакомы с методикой эффективного поиска.

Проблемы, Связанные с программным или аппаратным обеспечением. В некоторых приложениях, работающих ПО Сценарию 2, наблюдались определенные недостатки интерфейса. Так, например, часто обучаемым бывает трудно вернуться в главное меню из отдельных тем, так как отсутствует прямая ссылки на стартовую страницу, вследствие чего для возврата к началу нужно было пройти обратный путь через все открытые уровни структурного дерева.

Проблемы, связанные с содержанием. В некоторых случаях обучаемые сталкиваются с поверхностным освещением каких-либо тем в приложениях. Например, один обучаемый сказал по этому поводу: «Иногда нам хотелось узнать немного больше о теме, но представленная информация не устраивала нас: она была слишком скудна».

Коротко сравнивая линейный и нелинейный способ организации учебного материала, следует отметить, что мультимедийные приложения Сценария 1 отличаются небольшим набором последовательных связей изучаемой темы со следующими темами, а приложения Сценария 2 содержат обильную навигацию по связанным темам.

Приложения, используемые в Сценарии 3, предоставляют обучаемым руководство по освоению учебных материалов, помогая им разбивать крупные учебные вопросы на более мелкие и структурировать работу с ними, представляя, таким образом, учебную цель в виде совокупности микроцелей. Сценарий 3 часто включает в себя элементы Сценариев 1 и 2. Во многих случаях его материалы оформляются в виде таких мотивационных элементов, как деловые игры, дискуссии, разбор учебных ситуаций, в которых учебное содержание представляется в игровой форме.

Особенностью приложений Сценария 3 является то, что мультимедиа-продукты содержат не только учебную информацию, но и включают в себя упражнения для самоконтроля, средства реакции приложения на ответы пользователя, тесты, основанные на принципе множественного выбора, а также в случае необходимости дополнительные ссылки на интернет-сайты. Часто обучаемым не предоставляется возможность свободного перехода с одного урока на другой, а предлагается строгое следование логике изложения содержания учебного материала.

Самостоятельное обучение по Сценарию 3 иногда может оказаться затруднительным. Отличие от печатного учебника состоит в гибком подходе к последовательности изучения отдельных глав. Часто предоставляется специальный экскурс в использование мультимедиа-приложения, в котором авторы рекомендуют, на их взгляд, наилучшие в определенных ситуациях приемы управления приложением (например, если у обучаемого нет знаний по изучаемой тематике).

Сценарий 3 предоставляет множество возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучаемых. В Сценарии 3 используются, помимо прочих, такие стратегии, как обучение с применением компьютера (Computer-based training, СВТ), стратегии самообучения, а также совместное обучение при посредстве компьютера (Computer-supported cooperative learning, CSCL). Мультимедиа-приложения, выполненные в рамках Сценария 3, должны обеспечивать поддержку таких стратегий; часто в приложениях для этого предлагается много различных уроков, и обучаемые могут сами решатъ, какие разделы им нужно изучить глубже, а какие - нет, поскольку у них уже есть необходимые знания.

Работая по Сценарию 4, обучаемые становятся авторами и создателями мультимедиа-приложений (а не конечными пользователями, как в модели Сценариев 1-3). Они используют мультимедиа, как правило, для создания и представления знаний, а также трансляции созданных ими знаний и как средство коммуникации.

Подводя итог сказанному выше, необходимо сказать, что потенциал применения продуктов и средств мультимедиа в рамках образовательного процесса крайне высок. Интерактивный характер мультимедиа-технологий выводит на новый уровень взаимодействие учащегося как пользователя и компьютерной программы, особенно в условиях индивидуализации образования. Оперирование несколькими каналами чувственного восприятия и возможность включить учащегося в активную деятельность способны повысить эффективность и глубину усвоения учебного материала, а также выработать и закрепить новые навыки и умения. Наличие выбора стратегий преподавания дает учителю возможность по-разному структурировать и преподносить материал, организовывать новые и оригинальные формы взаимодействия с учащимися. Конечно, реализация этого потенциала требует должного уровня подготовки и преподавателей, и учащихся, но результаты могут в значительной степени превосходить ожидания.

Глава 2. Аспекты практического применения мультимедиа-технологий на уроках МХК

Как было сказано выше, применение мультимедиа-технологий в школе обладает колоссальным потенциалом и способно вывести преподавание дисциплин на новый качественный уровень, а также повысить эффективность усвоения школьниками учебного материала. Но практика преподавания истории МХК осложняется несколькими аспектами.

Во-первых, особое внимание необходимо уделить техническому оснащению школьного кабинета. Формальный подход к определению средств мультимедиа, используемых в школе, говорит о том, что ими могут являться практически любые средства, способные привнести в обучение и другие виды образовательной деятельности информацию разных видов. В таком случае под понятие средств мультимедиа могут попасть и ставшие традиционными устаревающие аналоговые средства обучения.

Однако чаще всего к средствам мультимедиа относят компьютеры и их соответствующее периферийное оборудование. Вместе с тем, имеет смысл перечислить основные средства, использование которых в школе позволяет учителям и ученикам иметь дело не только с текстом или изображениями, но и с аудио-, видео- или иной прямой информацией.

В настоящее время в российских школах можно встретить:

средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели);

системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи);

системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели);

оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы, эпидиаскопы);

полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (ротапринты, ксероксы, ризографы, системы микрофильмирования);

компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители);

телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации).

В ряде случаев, эти средства оказываются сложными в техническом и технологическом отношении. Разумеется, не каждый учебный класс оборудован таким набором технических устройств, но даже персональный компьютер и подключенные к нему проектор и аудиоаппаратура позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение.

Во-вторых, не должны остаться без рассмотрения специализированные средства мультимедиа и их использование. Как правило, большинство педагогов и учеников, так или иначе знакомых с компьютерной техникой, к числу аппаратных мультимедиа-средств безошибочно относит акустические системы (колонки), звуковую карту (плату) компьютера, микрофон, специальную компьютерную видеокамеру и, возможно, джойстик. Все эти приборы, действительно, являются распространенными компонентами мультимедиа аппаратуры, достаточно просты в использовании, имеют достаточно понятное предназначение и не требуют какого-либо детального. Гораздо больший интерес представляют специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор. Она одновременно работает и как обычный экран, и как устройство управления компьютером: с любой открытой в данный момент на компьютере программой можно работать прямо на интерактивной доске.

Интерактивная доска также предоставляет возможности анимации, перемещения объектов, изменения и выделения элементов при помощи цвета, шрифта, которые позволяют задействовать визуальные, аудио-, а также кинестетические каналы усвоения информации.

Важной характеристикой интерактивной доски является ее «безразмерность», т.е. фиксируемая информация может располагаться на площади неограниченного размера, при этом всё, что записывается на этой доске, может храниться бесконечно долго. Вся информация, отображаемая на доске, может использоваться в течение всего урока. Учитель или ученик может в любой момент возвращаться к предыдущей информации. Кроме этого вся информация текущего урока может использоваться на последующих занятий, при этом для их проведения не требуется дополнительной подготовки.

Еще одной особенностью интерактивной доски является возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма. Например, можно зафиксировать решение задачи таким образом, чтобы впоследствии просматривать не статичный конечный результат, а сам процесс решения задачи от начала до конца, причем с любой скоростью.

Таким образом, можно условно выделить следующие свойства интерактивной доски, которые и определяют все возможные приемы ее использования:

неограниченная площадь;

расширенный набор инструментов для фиксации информации и графического комментирования экранных изображений;

возможность сохранения фиксируемой информации в электронном виде и ее дальнейшее неограниченное тиражирование;

возможность сохранения информации в динамической форме (в видеофайле).

В-третьих, использование перечисленных технических средств предполагает наличия пользовательских умений у учителя. Среди таких умений Г.К. Селевко выделяет несколько групп.

Работа с текстами. Создание и редактирование текста - одно из основных направлений использования компьютера. Каждый доступный учителям компьютер является рабочим местом для создания текста. Для печати текста на бумаге служит принтер. Сохраняют текст либо в компьютере (в виде файла), либо выводят на внешний носитель (CD-диск, дискету), что позволяет легко переносить его на другой компьютер.

Работа со статическим изображением. Статические изображения - пока самый распространённый вид наглядных средств обучения в массовой школе.

Компьютерная техника позволяет:

подбирать нужные иллюстрации (из сети Интернет, с CD-дисков, банков данных);

сканировать иллюстрации с бумажных носителей;

составлять коллажи, рисунки, схемы (с помощью программ Paint Brush, Corel Draw);

соединять изображение со звуком;

конструировать программы просмотра иллюстраций (презентации) с помощью программ Power Point.

Работа со звуком. Звук воспроизводится с носителей (дискет, компакт-дисков, внешний HDD) с помощью встроенных программ. Для записи и сохранения звука используется любой современный компьютер с установленной звуковой картой и колонками, приводом для компакт-дисков, подключенным микрофоном и наушниками.

Работа с видеоинформацией. Источниками видеоизображения могут служить компакт-диск, вэб-камера, цифровая видеокамера и другие. Для сохранения и преобразования видеоинформации на компьютере требуется специальное оборудование и программное обеспечение (программы монтажа (Premier и др.); плата видеозахвата (Miro, Pinnacle и др.)). Имея всё это, можно монтировать собственные короткометражки и видеоклипы.

Получение информации из сети Интернет. Компьютер, подключённый к Интернет, позволяет получить информацию из Всемирной сети. Преподаватели могут воспользоваться полученной информацией при подготовке к урокам и проектировании творческих работ. Для этого надо уметь осуществлять:

вход в Интернет, навигацию;

поиск информации;

получение информации из Интернета;

поиск компьютерных программ;

представление информации.

В-четвертых, аспектом, столь же важным, сколь и компетентность учителя, являются навыки владения информационными технологиями учащимися.

По мнению Б. Андресена, понятие грамотности включает комплекс способностей понимать и использовать фундаментальные системы символов определенной культуры. И в настоящее время концепция грамотности расширяется и включает, помимо прочих, навыки владения информационными технологиями.

Быть функционально грамотным означает быть способным воспринимать и воспроизводить фундаментальные символы культуры разнообразными средствами, включая средства информационных технологий.

Грамотность в области ИКТ предусматривает умение организовать доступ, анализ, создание и оценку информации с помощью разнообразных средств. В навыки владения ИКТ также входит умение управлять оборудованием, искать информацию, выбирать используемые программы, а также осознание преимуществ и недостатков электронной формы подачи знаний.

Кристофер Абботт (Королевский колледж, Великобритания) считает, что понятие грамотности изменялось и развивалось под влиянием ИКТ и сейчас играет ключевую роль во многих определениях образования». Понятие «грамотность» нельзя «более рассматривать только в рамках слова или текста. Под грамотностью сегодня понимается, прежде всего, умение пользоваться информационными средами, включающими текст, изображения, звук и видео.

Обучаемые, использующие мультимедиа в обучении, должны владеть соответствующими технологиями. Люди, уже знакомые с технологиями, обладают достаточными навыками решения программно-аппаратных проблем и не нуждаются в посторонней помощи, когда оборудование работает неправильно. Поэтому для обучения с применением мультимедиа как преподаватели, так и обучаемые должны также свободно владеть информационными технологиями, как, например, иностранным языком.

В-пятых, особую важность представляет рассмотрение специфических форм представления информации с помощью мультимедиа-технологий. Мультимедиа продукты представляются самыми разнообразными форматами. Наиболее часто используются слайд-шоу, мультимедиа-презентация, мультимедиа-доклад и др. Мы же остановим своё внимание на двух основных формах.

Слайд-шоу - это последовательная смена экранов с разнообразной информацией. В слайд-шоу находят применение различные эффекты перехода от экрана к экрану. Как разновидность слайд-шоу можно использовать видео, анимационные блоки. Слайд-шоу может содержать фрагменты компьютерной графики: различные диаграммы, схемы, графики, в сочетании с звуковым сопровождением и голосовыми комментариями.

При создании слайд-шоу возможно создание интерактивных слайдов. Интерактивное слайд-шоу позволяет выбрать необходимый блок изображений и эффектов перехода. Добавление, удаление, изменение изображений и видео роликов производится стандартными способами.

Мультимедиа-презентация. Создание мультимедиа-презентации позволяет использовать широкий спектр технологий для представления информации.

Для достижения намеченной цели активно используются все составляющие мультимедиа: видео, 3D-анимация, визуализация процессов, графические изображения, текст, звуковое и голосовое сопровождение. Мультимедиа-презентации, как правило, сочетается с демонстрационным оборудованием (проектор, экран, интерактивная доска).

На данный момент в литературе не существует общепризнанной классификации презентаций, но можно выделить несколько групп по двум основным критериям.

Во-первых, презентации бывают линейные, интерактивные и смешанные:

линейные презентации представляют собой последовательность слайдов, иногда со сложной графикой, видео вставками, хорошим звуковым и голосовым сопровождением, которая после запуска проигрывается целиком. Пользователь при этом не может влиять на порядок просмотра презентации;

интерактивные презентации обладают системой навигации, то есть позволяют пользователю самому выбирать интересующие его разделы и просматривать их в произвольном порядке. Этим они напоминают интернет-сайты, но в отличие от них, мультимедиа-презентации позволяют работать с большими объемами текста, видео, звука и графики;

смешанные презентации представляют собой совмещение презентаций двух описанных выше видов.

И, во-вторых, с точки зрения постановки и решения образовательных и воспитательных задач, решаемых с помощью презентаций, их можно классифицировать по содержанию на следующие типы: информативно-проблемные, образные, презентации-аргументы:

образные презентации - представление «образа», какого-либо события, явления, эпохи или выражение субъективного отношения к ним, в случае подготовки презентации данного вида учащимися. На основе образных презентаций подготовленных учащимися можно определить их ценностные установки, оценки, личностное отношение к персоналиям, артефактам. Для создания слайдов таких презентаций основой их формирования могут служить самые разнообразные источники, например, репродукции произведений живописи или музыкальные произведения. Авторы таких презентаций более свободны в определении структуры работы: она может быть более сложной, чем в информационной презентации; в выборе оформления работы: каждый слайд может иметь собственное оформление; в соотношении текста и видеоряда, анимационных эффектов. Тем не менее, и в таких презентациях должна присутствовать логика понятная тем, кто её будет смотреть;

в учебной работе презентации может создаваться как способ представления позиции и системы аргументов при проведении дискуссии или дебатов. В этом случае каждый заголовок слайда должен содержать утверждение, а содержание слайда - аргументы, подтверждающие или опровергающие данное утверждение. Иногда в презентациях данного вида противоположные стороны используют одинаковые заголовки слайдов, но предлагают содержание слайдов, отражающее противоположные аргументы. В случае подготовки презентации учащимися в конце каждой презентации должны быть кратко сформулированы основные аргументы, приведённые авторами. Такой тип презентаций предполагает для использования очень широкий набор анимационных эффектов.

Организация различных форм работы на уроках с материалами мультимедиа позволяет решать образовательные и воспитательные задачи в комплексе: повышение мотивации к изучению материала, развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской работы, а также развитие критического мышления.

Последним - шестым - аспектом применения мультимедиа-технологий в школе является оценка их эффективности. При этом важно отметить, что данный аспект связан не столько с непосредственным преподаванием, сколько с рефлексией, которая происходит после проведения урока. Вопрос оценки эффективности использования продуктов и средств мультимедиа в рамках учебного процесса является центральным для данного исследования, поэтому будет рассмотрен в отдельной главе.

Подводя же итоги, необходимо отметить, что применение мультимедиа-технологий на уроках истории МХК является средством формирования, закрепления и контроля знаний, умений и навыков, но имеет целый ряд аспектов, которые стоит учитывать. Среди них выделены три основные группы:

)технико-технологическая база для использования мультимедиа-технологий;

)пользовательская компетентность субъектов педагогического процесса;

)методическая подготовленность педагога.

мультимедиа презентация учебный образование

Глава 3. Методика оценки эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках МХК

Применение мультимедиа-технологий и продуктов мультимедиа в рамках учебного процесса должно сопровождаться последующей экспертизой. В этой связи, рассмотрение данного аспекта будет основано на изучении двух подходов к оценке продуктов и средств мультимедиа - А.В. Осина и И.В. Роберт, а также на основании результатов прохождения практики в Гимназии №56.

3.1 Методы экспертной оценки

В основу технологии экспертизы и критериев оценки электронных изданий и ресурсов (ЭИР) А.В. Осина положен опыт Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России, опыт проведения российских фестивалей и конкурсов CD-ROM, а также принятые в мире критерии оценки на международных мероприятиях («Milia», «Festival Audiovisuel International» и др.). В части содержательной экспертизы использовался также многолетний опыт работы Федерального экспертного совета по учебному книгоизданию Минобразования России.

В результате разработана технология, при которой ЭИР подвергается комплексной экспертизе, включающей:

техническую экспертизу;

содержательную экспертизу;

экспертизу дизайн-эргономики.

Таким образом, каждое ЭИР должны исследовать, по меньшей мере, три эксперта разных профилей (на практике по 2-3 эксперта каждого профиля, всего от 6 до 9 человек). Каждый из них заполняет соответствующий Аттестат экспертной оценки, дает оценку рассмотренных качеств продукта в баллах.

Техническая экспертиза оценивает работоспособность ЭИР на программно-технических комплексах различных (по меньшей мере, трех) конфигураций. При этом рассматриваются:

установка/удаление продукта в системе (требуемая память, вторжение в предустановки ОС, корректность автоматической установки стандартного ПО, восстановление предустановок ОС при деинсталляции, удаление собственных элементов и пр.);

функциональное тестирование (работоспособность активных зон, всех заявленных функций, логических переходов, ресурсоемкость и пр.);

качество программной реализации (поведение при провокациях, при запуске параллельных приложений, скорость отклика на запросы и пр.).

Содержательная экспертиза направлена на оценку полноты содержания в предметной области, педагогических качеств ЭИР в традиционной интерпретации. Рассматривается позиционирование издания по виду, предмету, составу материала, характеристики по сравнению с ближайшими аналогами. Аттестат содержательной экспертизы включает:

оценку объема материала и степени разработки темы (соответствие обязательному минимуму по Федеральным стандартам, актуальность, новизна, оригинальность и пр.);

оценку содержания в целом (фактографическая, идеографическая, прагматическая содержательность, фоновое культурное знание, формирование целостной картины и пр.);

педагогическую оценку (соответствие интересам преподавателя, обучаемого, организация материала, культурологическая составляющая и пр.);

методическую состоятельность продукта (оценка используемых методик, системы контроля, соответствие принципам вариативности и пр.).

Экспертиза дизайн-эргономики электронного издания отвечает на главный вопрос: эффективно ли данное издание/ресурс в электронном исполнении? Иначе говоря - нужно ли было делать электронное издание или проще и лучше было бы выпустить книгу. Основное по существу этой экспертизы - искусство разработчиков, их умение использовать новые педагогические инструменты компьютерных технологий обучения - интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность в тех или иных сочетаниях.

Аттестат экспертизы дизайн-эргономики включает оценку:

аудиовизуальных средств и моделинга (полнота использования и гармония средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа компонентов, уровень моделирующих программ и пр.);

организации интерактива (способы передачи реакций сторон, оригинальные приемы, интеграция интерактива с мультимедиа и моделингом и пр.);

эргономики, комфортности для пользователя (интуитивная ясность, дружественность, удобство навигации и пр.);

простоты использования.

Все более очевидной становится необходимость переосмыслить все составляющие образовательного процесса - от разработки содержания обучения до оценки результатов. В этом плане целью апробации является идентификация положительных и отрицательных эффектов и определение наилучших сценариев применения образовательных ЭИР в динамике развития компьютерных технологий обучения.

В ходе апробации должны решаться следующие основные задачи:

поиск путей наиболее эффективного использования образовательных электронных изданий и ресурсов;

практическая оценка используемых в ЭИР новых педагогических инструментов;

создание набора новых педагогических сценариев и приемов работы преподавателя в образовательной информационной среде;

внедрение в учебный процесс тренингов и игровых ситуаций с целью развития активно-деятельностных форм обучения;

разработка новых методик обучения при дистанционной работе с учащимися;

конструирование и коллективное обсуждение критериев оценки качества обучения.

Не следует смешивать апробацию с тестированием и экспертизой. Тестирование проводится разработчиком на заключительных стадиях создания продукта с целью выявления и устранения технических неполадок, проверки качества реализации компонентов и соответствия содержания принятому сценарию. Таким образом, тестирование является составной частью собственно разработки ЭИР.

Экспертиза осуществляется независимыми, внешними по отношению к производителю специалистами. Это относительно кратковременная процедура, дающая достаточно объективную оценку ЭИР в комплексе.

Апробация - это сравнительно длительные испытания образовательного продукта в динамике применения конечными пользователями. Заключение по итогам апробации может включать дополнения к результатам экспертизы, но, подчеркнем, главные задачи апробации иные. Их можно сформулировать, как конкретизацию оптимальных, наиболее эффективных путей внедрения издания/ресурса в учебный процесс, определение необходимых методических и организационных мероприятий, обеспечивающих полноценное использование возможностей ЭИР. Решение этих задач в целом направлено на изменение педагогических технологий, адаптирующих ЭИР с конечной целью повышения эффективности и качества образования.

И.В. Роберт в работе «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования» пишет, что в современных теоретических и практико-ориентированных исследованиях существует несколько подходов к проблеме оценки качества программных средств учебного назначения:

критериальная оценка их методической пригодности, основывающаяся на использовании критериев оценки качества;

экспериментальная проверка педагогической целесообразности их использования, основанная на практической апробации применения в процессе обучения в течение определенного периода;

экспертная оценка качества, основанная на компетентном мнении экспертов, знающих данную область и имеющих научно-практический потенциал для принятия решения;

комплексная оценка качества, интегрирующая все или некоторые из вышеперечисленных подходов.

В связи с вышеизложенным была предложена экспертно-аналитическая оценка психолого-педагогического и программно-технического качества ПС (программного средства) учебного назначения и целесообразности его использования в процессе обучения, основанную па трехэтапной деятельности эксперта (анализ, экспертиза, формирование рекомендаций по доработке) с последующей апробацией экспертируемого ПС в учебном процессе (возможны циклы).

Экспертно-аналитическая деятельность по оценке психолого-педагогического и программно-технического качества ПС учебного назначения и целесообразности его использования в процессе обучения предполагает осуществление определенных этапов работ:

поиск аналогов экспертируемого ПС учебного назначения;

анализ на адекватность психолого-педагогическим и программно - техническим требованиям к ПС;

анализ на педагогическую целесообразность использования ПМО.

Используемыми при этом средствами являются:

фонд ПС учебного назначения;

база данных аннотированных каталогов ПС учебного назначения;

методические рекомендации но проведению экспертизы ПС учебного назначения.

Экспертиза программных средств учебного назначения с сопроводительными учебно-методическими и инструктивными материалами проводится на основе использования оценочного листа качества ПС учебного назначения.

3.2 Оценка эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках МХК по итогам практики в школе

Описанные выше виды экспертизы и оценки различных аспектов применения продуктов мультимедиа в рамках учебного процесса, безусловно, необходимы и способны дать существенный объем данных, но они не отражают эффективность непосредственного применения мультимедиа-продуктов с помощью соответствующих технологий, так как нацелены на изучение продуктов мультимедиа (изданий, программ и т.д.). Вероятно, наивной, но эффективной формой оценки эффективности мультимедиа-технологий на уроках истории МХК может послужить анкетирование учащихся с использованием опросника, составленного специально для изучения данной проблемы (см. Приложение 2). Таким образом, мы можем получить оценку от тех, для кого эти технологии были разработаны, и с ориентацией на кого они применяются.

Анкетирование было проведено среди учащихся старших классов Гимназии №56, где каждый учебный класс оборудован по последнему слову техники, и где мультимедиа-технологии применяются практически всегда, когда это необходимо. Подавляющее большинство учащихся считает, что мультимедиа-технологии являются эффективным педагогическим средством и обладают значительным потенциалом в сфере образования. Также школьники считают, что на данном этапе информатизации общества и сферы образования, в частности, отказаться от мультимедиа-технологий невозможно.

Как было указано выше, значительное число специалистов выделяет группы продуктов мультимедиа по формальному признаку, то есть по типу представления информации. Среди них выделяют визуальный (изображения, анимация, видео) и звуковой ряд, а также символические формы представления информации (текст, схема, таблица). На счет выбора наиболее эффективных и удачно воспринимаемых форм мультимедиа-продуктов мнения учащихся разделились: примерно по 50% высказались «за» и «против» текстовых форм, включая таблицы и схемы; более 2/3 опрошенных выделили необходимость применения изображений в рамках проведения занятий курса истории МХК; некоторые учащиеся особо выделили ценность и легкость восприятия видеороликов; касательно использования звукового ряда суждений выдвинуто не было.

Отдельный вопрос был посвящен оценке эффективности различных форм работы с учащимися. Наибольшую популярность получил вариант «проведение лекционных занятий с использованием презентаций». Учащиеся отметили потенциал использования презентаций Microsoft PowerPoint в связи с возможностью представления информации различных видов, возможности возвращаться к предыдущим слайдам или переходить к нужным посредством гиперссылок. На уроках истории МХК, по мнению учащихся, презентации должны быть применены из-за возможности представления репродукций произведений изобразительного искусства и музыкальных фрагментов с соответствующими подписями. Также тесты, составленные в презентациях, могут быть использованы как хороший метод контроля фактологических знаний. Помимо использования презентаций учителем, учащиеся также могут создавать их как способа оформления творческих работ или сопровождения выступлений визуальным рядом. При этом, учащиеся отмечают, что фокусироваться лишь на создании и демонстрации презентаций, и оперировании мультимедиа-технологиями вообще, не стоит - учитель должен проводить беседы в рамках занятий, включать учащихся в общий для классного коллектива педагогический процесс.

Если же переходить к критериальной оценке, следует обратиться к зарубежному опыту выявления эффективности применения мультимедиа-технологий в образовании. Основными полюсами критериев являются, грубо говоря, полезность представленной информации и легкость её восприятия. Преподаватели Университета Мельбурна (Австралия) Г. Кеннеди, Т. Петрович и М. Кеппелл, ссылаясь на Т. Бойла (Boyle, T. (1997). Design for multimedia learning, Prentice Hall), выделяют несколько критериев, которые можно применить при оценке и полезности информации, и степени её удобоваримости. На основании их подхода учащимся гимназии было предложено заполнить следующие таблицы (результаты мини-исследования уже занесены в соответствующие графы таблиц).

Оценка по пятибалльной шкале видов представления информации:

Вид представления информацииГрафикаАнимацияВидеоЗвукТекстКритерий оценкиУдобство использования, практичность4,744,345Связность4,344,74,25Ясность4,74,354,54,3Релевантность (уместность)4,54,24,744,7Полезность (пригодность)54,3554,5Структура444,745

Оцените по пятибалльной шкале форму представления информации согласно таблице:

Форма представления информацииДокладСлайд-шоуВоспроизведение звукаРаздача печатных материалов, демонстрация текстаПрезентация (как синтетическая форма)Критерий оценкиУдобство использования, практичность4,54,3354,9Связность55455Ясность4,553,74,54,7Релевантность (уместность)4,34,74,24,25Полезность (пригодность)54,754,35Структура54,944,74,9

Таким образом, каждый из видов информации и способов её репрезентации имеет свои преимущества и недостатки: например, текст сам по себе не всегда ясен, а презентация PowerPoint может иметь сложную или непонятную для зрителя структуру. С другой стороны, устный комментарий к тексту и, соответственно, система гиперссылок способствуют лучшему пониманию материала и его использованию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В финальной части данной работы не следует возвращаться к различным возможностям мультимедиа-технологий и преимуществам их применения, потому что эти аспекты рассмотрены выше, поэтому наиболее целесообразным будет составление методических рекомендаций по созданию продуктов мультимедиа и применению мультимедиа-технологий на уроках истории МХК. Можно выделить несколько аспектов в данных рекомендациях: создание продукта мультимедиа, организация учебного материала и применение продукта мультимедиа с помощью особых технологий.

Создание продукта мультимедиа. Главным принципом, которому нужно следовать при создании мультимедиа-продукта, - целесообразность. Создание любого мультимедийного продукта, будь то презентация к уроку или учебно-методический комплекс, рассчитанный на целый курс, должно иметь цель, и эта цель должна быть ориентирована на обучение, развитие и воспитание учащихся.

Не менее важным является подбор материала при создании продукта. При подборе информации должны быть соблюдены следующие принципы:

природосообразность - адекватность уровня сложности материала целевой аудитории;

соответствие цели - подбор материала, с помощью которого возможно достижение определенного заранее спланированного результата;

соответствие теме - подбор материала, освещающего только одну определенную проблему;

репрезентативность - подбор материала, наиболее ярко отражающего основные черты культуры определенного региона в определенный период или специфику конкретного художественного течения;

достаточность - подбор необходимого количества материалов при создании мультимедиа-продукта.

Повышение эффективности учебного процесса при применении технологий мультимедиа происходит за счет следующего: восприятие учащихся активизируется при одновременном использовании зрения и слуха и выделении главных положений выступления на экран. Следовательно, как было замечено в главе 3, лучше подбирать информацию, представленную в различном виде, и создавать синтетические продукты, сочетающие в себе преимущества текста, графики, анимации, звука и видео.

Организация материала. При организации содержания мультимедиа-продукта необходимо заранее сформулировать основной принцип - региональный, хронологический или проблемный, на выбор создателя. Но, каким бы ни был принцип построения содержания, основным требованием будет следование определенной логике, понятной, в том числе, воспринимающему зрителю. Структура содержания должна быть стройной и аргументированной.

При создании презентации Microsoft PowerPoint можно в некоторой степени пойти на поводу у технических возможностей - создать систему гиперссылок внутри файла для того, чтобы навигация могла осуществляться быстрее и эффективнее. В главе 2 были рассмотрены основные виды презентаций, и выделена важная проблема при их создании и использовании - навигация в море материала. К линейным презентациям это относится в меньшей степени, но большим преимуществом любой презентации будет слайд основного содержания и, если необходимо, слайды с промежуточным делением материала на модули. Также важно добавить элементы, с помощью которых можно будет перейти из любого раздела к основному содержанию.

Применение мультимедиа-продукта. Этот аспект, пожалуй, самый сложный для описания, потому что применение мультимедиа-технологий и мультимедиа-продуктов могут широко варьироваться в зависимости от целей и предпочтений конкретного педагога. Но и тут есть основное положение, которым не следует пренебрегать.

Учащиеся старших классов считают, что учитель XXI века должен в полной мере использовать мультимедиа-технологии, но не должен становиться их заложником. Иначе говоря, мультимедиа-технологии выступают не в качестве цели, а лишь как средство для достижения другой цели - образования школьников. В этой связи целесообразным будет использование или создание интерактивных методов работы с учащимися, чтобы они принимали активное участие в учебном процессе, а не оставались зрителями, которые смотрят презентации PowerPoint.

БИБЛИОГРАФИЯ

Abbott C. ICT: Changing Education. London: RoutledgeFalmer, 2001, I. R., Foster, W. H., and Richardson, J. T. (1998). Improving Student Learning Using the Personalized System of Instruction. Higher Education, 35, D. H. (1992). Hypertext/Hypermedia. Educational Technology Publications. Englewood Cliffs, New Jersey, D.M. & Azbell, J.W. (1985). Designing interactive video instruction professionally. Training and Development Journal, 39(12), A. H. (1999). Looking toward the 21 Century: Challenges of Educational Theory and Practice. Educational Researcher. 28 (J)Development of Multimedia Evaluation Criteria and a Program of Evaluation for Computer Aided Learning. Gregor Kennedy, Tom Petrovic, Mike Keppell, Biomedical Multimedia Unit, University of Melbourne, Australia, 407-415F.E. (1999) Concepts of competence (Contribution within the OECD project Definition and selection of competencies: Theoretical and conceptual foundations (DeSeCo)). Neuchatel: DeSeCo

Андреев АЛ. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. 2001. № 3

Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: РАО, 1994

Вернер И. Все о мультимедиа. - Киев: BHV, 1996. - 352 с.

Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2012 года. - Пенза - Ереван - Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 388 с.

Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. URL: #"justify">1.

Похожие работы на - Оценка эффективности применения мультимедиа-технологий при преподавании МХК

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!