Великие женщины Русской Америки
Великие женщины Русской Америки
Ландышева И. В.
Земля
Печорская – один из центров русского православия, святой источник Духовности,
Высшей истины и Добра. На уроках географии мы стараемся приобщить детей к этим
вечным вопросам.
География
– особая наука, уводящая детей в мир путешествий, исследований, иногда
неожиданных и необычных. Вот тому доказательство – Русская Америка. Звучит
необычно!
"Русская"
потому, что открыли русские мореплаватели.
"Русская"
потому, что жёны русских первооткрывателей принесли сюда истоки Православия,
Веры, Истины.
Рассматривая
карту северо-запада Северной Америки – территорию Аляски, Алеутских островов,
Северной Калифорнии, ребята с чувством гордости читают на ней русские имена:
остров Прибылова, остров Куприянова, пролив Шелехова, пролив Фердинанда
Петровича Врангеля – их десятки. А русских названий – сотни: Лисьи острова,
острова Адмиралтейства и т.д.
В
музеях бывшей Русской Америки сохранились материалы о многих русских
путешественниках и правителях этой территории. В некоторых из этих материалов
встречаются строки и о русских женщинах, послуживших процветанию Русской
Америки. На старинных русских кладбищах до сих пор можно на памятниках и
крестах рассмотреть имена русских женщин, положивших "живот свой" во
славу Родины. О многих из них мы теперь вряд ли узнаем, но вот о некоторых
жёнах славных первопроходцев и правителей Русской Америки история всё же
донесла до нас кое-что.
Рассказ
о них мне бы хотелось начать словами Николая Алексеевича Некрасова:
"Пленительные
образы! Едва ли
В
истории какой-нибудь страны
Вы
что-нибудь прекраснее встречали,
Их
имена забыться не должны".
И
первая женщина, о которой мне хочется сейчас рассказать, Наталья Алексеевна
Шелехова.
Наталья
Алексеевна была богатой молодой вдовой из Иркутска, когда познакомилась с
приказчиком Григорием Шелеховым, талантливым и отважным человеком. Выйдя за
него замуж, она не только предоставила ему свои денежные средства на открытие
новых земель в Америке, но и сама приняла участие во всех его трудных и опасных
плаваниях. Рядом с супругом она мужественно терпела холод, жестокие штормы,
нехватку пресной воды и пищи, зимовала на островах и в землях не всегда
гостеприимных индейцев и алеутов.
Шелехова
была на удивление отважная женщина, подстать своему мужу. И это был брак,
воистину благословенный Богом.
Сейчас
нам трудно представить проблемы начала XVIII века в этом регионе. Этих
территорий вообще не было на карте, и Григорий Шелехов открыл, обследовал эти
территории и составил карту, не уступающую современным картам. И он же заложил
основы Российско-Американской кампании. И, конечно, нужно сказать детям, что
Шелеховы несли сюда и первые семена русского Православия, стремились внушить
индейцам и алеутам духовные истины православной веры, веры в Триединого Бога,
веры в Христа Спасителя. В разных местах устанавливались большие деревянные
кресты как символы того, что честь первого посещения и освоения данных мест
принадлежит русским людям. Именно по представлению Григория Ивановича Святейший
синод назначил в 1793 году в Аляску первую православную миссию.
И
я думаю, не будь рядом с Шелеховым такой преданной и самоотверженной женщины,
вряд ли он смог бы исполнить все то, что в своей жизни исполнил. Она как бы
соавтор всех его достижений и источник святой веры.
Другая
женщина Русской Америки – Екатерина Прохоровна Кускова, жена основателя форта
Росс. Екатерина Кускова не менее талантливая женщина, чем Наталья Алексеевна
Шелехова, но талант ее был особого рода – любовь к различным языкам и
диалектам. В короткий срок она выучила язык местного племени индейцев и
основала для них школу. Причем, преподавание там шло на двух языках: русском и
местном. Индейцы любили Кускову, и если до основания форта Росс у русских
первопроходцев с индейцами были частые столкновения и кровопролитная война, то,
благодаря дипломатическим способностям Екатерины Прохоровны и ее неподдельной
любви к аборигенам, у русских установились самые дружеские взаимоотношения с
индейцами.
До
сих пор у индейцев сохранились позаимствованные у русских некоторые привычки,
такие, например, как посиделки, игра на гармошке, ношение коромысла и другие. И
сейчас у них в обиходе много русских слов: молоко, порох, пшеница, ложка,
икона, свеча, Бог и др.
Во
всем этом была, конечно, заслуга Екатерины Кусковой, и в этом нет сомнения, но
нужно сказать, что на этом поприще она трудилась в контакте с одним чрезвычайно
одаренным человеком – митрополитом Иннокентием, который составил букварь для
алеутов и даже перевел на их язык несколько священных книг, что помогало
аборигенам становиться настоящими православными христианами и подданными
Российского государства.
Из
всех аборигенов наиболее ревностными верующими были именно алеуты. А один из
них, Петр Чуганак, даже причислен к лику святых как мученик. Испанские иезуиты
пытками старались заставить его перейти в их веру, но он перед смертью заявил:
"Я православный христианин и не предам своей веры!".
Но
настоящей первой леди Русской Америки была баронесса Елизавета Васильевна
Врангель, жена легендарного путешественника и мореплавателя, участника двух
кругосветных плаваний барона Фердинанда Петровича Врангеля, с 1830 по 1835 год
служившего главным правителем Русской Америки. Ей было всего 20 лет, когда она
с мужем прибыла к месту его службы в столицу русской Америки, в город
Ново-Архангельск. Если сказать, что Елизавета Врангель прибыла с мужем в
Русскую Америку, значит, не сказать ничего. Нужны пояснения. Это сейчас любые
дальние путешествия ассоциируются либо с круизами по морю, либо с полетом с
одного континента на другой в самолете.
Перенесемся
в XVIII-XIX века. Как добирались в то время русские первопроходцы до русских
владений на Аляске? Из Петербурга до Урала ехали в экипажах, от Урала через всю
Сибирь, в основном по бездорожью, тоже на лошадях, но чаще верхом, а иногда и
пешими. Навьюченные лошади тащили груз. К тому же, чтобы добраться до окраины
России на Тихом океане, надо было преодолеть десятки великих и малых сибирских
рек и озёр, что само по себе представляло огромную трудность, так как
переплывали реки не на теплоходах, анна простейших лодках-дощаниках.
Переправлять приходилось не только себя и груз, но и лошадей.
В
пути наших путешественников мучали комары и гнус. Серьезную проблему
представляли таежные хищники. Особенно от них приходилось беречь продукты и
лошадей.
Претерпев
все лишения, добравшись до Охотска, путешествующие вынуждены были ещё
дожидаться редкого попутного судна, идущего в сторону русских владений на
Аляске.
На
этот путь уходил, в лучшем случае, год. Путь очень трудный для мужчин, не
говоря уже о женщинах, решивших разделить тяготы судьбы со своими мужьями.
Обладала
ли таким мужеством 20-летняя бароннеса фон Врангель? Скорее всего нет! Думаю,
что ею двигало не мужество, а совсем другое. Она была настоящей православной
христианкой. А долг женщины-христианки – быть рядом с супругом там, где ему
будет труднее всего.
Елизавету
Врангель не остановило даже то, что она ждала ребенка, которого и родила в
глубине Сибири во время этого вояжа на Восток.
Прибыв
с мужем в Ново-Архангельск, Елизавета Васильевна, благодаря своей культуре,
общительности и весёлости, сделала всё, чтобы грубую и скупую на радости
колониальную жизнь превратить в жизнь достойную, интересную и похожую на жизнь
в России. Её любили все: и аристократы, и простой люд, и даже индейцы–тлинкиты,
с которыми она была всегда приветлива и ласкова.
По-человечески
жизнь в Русской Америке наиболее оживилась именно при Елизавете Васильевне
Врангель. В то время, как мужчины строили корабли, открывали новые земли,
создавали новые поселения и форты, охотились на морского зверя и отправляли
пушнину в Россию, торговали с испанцами и Китаем; их жены создавали библиотеки,
обучали детей русских поселенцев и аборигенов грамоте и специальностям,
прививали им любовь к знаниям, музыке, Слову Божьему.
Огромное
уважение питали к Елизавете Васильевне американские купцы, даже корабли
называли её именем "Леди Врангель".
Женщины,
о которых я рассказала, это, без сомнения золотой фонд Русской Америки и
Великой России. Мужественные, благородные, невзирая на все трудности и лишения,
пошли они за своими мужьями в необжитые места. В испытаниях, выпавших на их
долю, проявилась сила духа настоящих христианок, подражающих своему Духовному
Учителю.
Завершить
своё выступление мне хотелось бы такими словами:
Блаженны
мы, когда идём
Отважно,
твердою стопою
С
неунывающей душою
Тернистым
жизненным путем,
Когда
к Создателю, как дым
Кадильный,
возносясь душою,
Неутомимою
борьбой
Себя
самих мы победим.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/