Пейзажное направление в паркостроении России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,87 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пейзажное направление в паркостроении России

Сады и парки допетровской Руси

Сады существовали на Руси с древнейших времен. Начало их устройства связано с переходом славян к земледелию. В Новгороде, Киеве и в других русских городах многочисленные деревянные постройки утопали в зелени садов и огородов. Слово "сад" обозначало участок земли, засаженный деревьями, кустарниками и цветами. Сады древней Руси сочетали в себе декоративные и утилитарные черты. Так, плодовые и ягодные деревья и кустарники, так же как и пруды, в которых разводили рыбу, были основными элементами садовых композиции.

С приходом православия (X в.) устанавливаются более тесные связи с Византией. Одним из следствий этого явилось изменение облика садов при русских монастырях. Большие плодовые сады при этом лолучили распространение за стенами святой обители, а малые, декоративные - внутри ее. Последние имели прямоугольную разбивку с крестообразной схемой плана. Несколько позже это нашло отражение в устройстве садов таких монастырей как Валаамский, Соловецкий, Толгский, Новодевичий и др., где до сих пор частично сохранились кедровые и лиственные рощи, аллеи, пруды, каналы и дороги, отдельные постройки, с большим искусством включенные в пейзаж. Сначала в городах Киевской Руси, а потом и в Москве появляются "висячие сады", которые устраивались на уровне верхних этажей жилых домов. Это традиция Византии. Наибольшую известность получили Верхний и Нижний Красные Набережные сады, устроенные в Кремлевском дворце. Планировка этих садов была регулярной, в них был устроен также пруд, выложенный свинцом. Здесь преобладали цветочные растения, иногда в них добавлялось небольшое количество плодовых деревьев.

Однако с самого начала все приемы садового искусства, пришедшие в Россию из других стран, творчески перерабатывались, а в большинстве случаев и полностью изменялись. Русские архитекторы и садовники всегда придавали композиции свое "лицо", отражавшее как национально-психологические, так и климатические особенности Руси. К сожалению, достоверных документов, изображений, чертежей русских садов, датированных Х-ХУ вв. не сохранилось. Существуют лишь данные археологических исследований и летописные сведения. Это позволило установить культурный облик Москвы первой половины ХУП в. Это был очень красивый город, утопавший в зелени. Практически каждый городской усадебный дом имел свой сад. Многочисленные зеленые массивы в сочетании со златоглавыми куполами церквей отличали русскую столицу от европейских средневековых городов с их узкими улочками и тесной застройкой. Даже у стен Кремля располагался огромный луг, с которого ежегодно собирали до 600 возов сена.

Известность получила подмосковная усадьба царя Алексея Михаиловича (1645-1676) в Измайлово. Измайловские сады - прекрасный пример сочетания эстетических и практических целей в композиции русской допетровской усадьбы. Декоративные увеселительные сады Измайлово с плодовыми деревьями и кустарниками, цветниками, беседками, прудами и рощами, были как бы вкраплены в нетронутый пригородный пейзаж. Красота окружающего ландшафта не вызывала необходимости благоустраивать большие пространства. Небольшие сады возникали постепенно, по мере необходимости. Устроители Измайлова не ставили также задачу создания единого паркового ансамбля. К самому дворцу примыкал плодовый сад. Недалеко находилась березовая роща. К северо-западу от дворцового комплекса располагался "Виноградный сад", имевший своеобразную планировку. Здесь пытались разводить виноградную лозу. К югу простирался массив заповедного леса, к западу примыкал зверинец, в котором содержались медведи, леопарды, рыси и другие животные. В различных частях Измайловской резиденции в лесном массиве располагались также Круглый, Просянский, Тутовый, Малиновый сады, "Земляничная роща" и, наконец, замечательный сад, который носил название "потешные палаты с садом". Самое интересное устройство сада допетровских времен. В нем заметна своеобразная трактовка приемов планировки западных европейских садов периода Возрождения. Композиция Потешного сада была строго уравновешена. Она состояла из системы квадратов, засаженных декоративными и плодовоягодными растениями. В центре находился лабиринт, по дорогам которого были высажены кусты смородины, а в середине "ключ, из чего вода бежит".

Похожие работы на - Пейзажное направление в паркостроении России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!