Изготовить макет (фрагмент разрабатываемого участка)
Междисциплинарный подход: в курсовой работе используются теоретические основы таких дисциплин, как «Ландшафтное проектирование в дизайн среде», «История культуры и искусств», «История теории дизайна», «Основы методологии в дизайн среде».
Практическая значимость работы: материалы курсовой работы могут быть использованы в лекционных курсах по истории искусства региона, по дисциплинам «Ландшафтное проектирование», «История теории дизайна».
Источники: курсовая работа написана при помощи материалов научной литературы, методических пособий, журналов по ландшафту, электронных источников и консультаций с преподавателями специальных дисциплин художественно-графического факультета.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Всего 19 страниц текста. Приложение содержит наглядный материал, поддерживающий теоретическую часть.
1. Ландшафтное проектирование средствами малых архитектурных форм
.1 Особенности проектирования парковых территорий
В условиях современного преобразования города с точки зрения градостроительства и ландшафта особо актуальным является проблема благоустройства открытых озелененных пространств. От их привлекательности и многофункциональности во многом зависит комфортность пребывания людей в городе. Большое значение придается эстетическому оформлению парков и дизайну их внутреннего пространства. На сегодняшний момент в мире существует великое множество разнообразных вариантов парков. Это и традиционные парки, чьи истоки уходят в глубокую древность, парки, подразделяющиеся по назначению, а так же парки, опирающиеся на принципы современного беспредметного искусства. Чтобы проанализировать некоторые из видов парков необходимо их изучить, определить само понятие парка и разобрать характерные особенности.
По специфике использования парки делят на: монофункциональные и полифункциональные. В первых развит какой-то определенный вид назначения, а другие же являются многопрофильным по своему использованию.
Монофункциональные парки - это чаще всего парки прогулочные, исторические, мемориальные, этнографические, детские, парки аттракционов, зрелищ и специализированные, например дендрарии, парки выставки, зоопарки, спортивные (стадионы) и другие.
К полифункциональным паркам относят парки культуры и отдыха как городского, так и районного значения.
На одном из видов монофункциональных парков, стоит заострить внимание, так как данная информация имеет отношение к проектируемой территории.
Прогулочный парк предназначен для тихого спокойного, отдыха. Он должен быть оборудован большим количеством скамеек. Не малую роль в прогулочных парках выполняют скульптура и малые архитектурно-декоративные формы. Часто используют в прогулочных парках фонтаны, бассейны, каскады в композициях с цветочными посадками, с газонами, в окружении древесных и кустарниковых групп. Парки следует хорошо освещать для того чтобы их можно было использовать в вечернее время. Иногда применяют декоративные светильники для театрализованных решений парка, добиваясь так называемой игры света и цвета. Городское население охотно посещает такие парки и с удовольствием отдыхает в них.
Самыми распространёнными и основными видами пространственного построения парка являются регулярный и пейзажный.
Более подробно рассмотрим характерные особенности регулярного парка.
Регулярный парк (или же французский парк) - парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции [3].
Основателем регулярного стиля в садово-парковом искусстве Франции считается А. Ленорт - архитектор ландшафтный дизайнер и придворный садовник Людовика XIV. Основные принципы устройства регулярных парков были разработаны в эпоху абсолютизма в XVII веке, в период правления Людовика XIV.
Главной особенностью регулярного французского стиля, являются:
·Геометрически правильные формы всех объектов парка,
·Наличие фонтанов, беседок. галерей
·Наличие подстриженных деревьев и кустарников.
·Четкая симметрия.
Стиль отличается своей помпезностью, торжественностью. Обилием скульптур. Самым ярким примером регулярного стиля является парк Версаля- загородная резиденция короля Людовика XIV. В основе планировки парка лежала веерная композиция, в вершине которой стоял дворец.
Дворцы в регулярном стиле всегда занимали центральное место, и как правило, вся композиции строилась вокруг дворца, парадные входы которого, зачастую, выделяли при помощи клумб.
Важными элементами регулярного сада являются водоёмы (фонтаны, каскады) и боскеты - подстриженные в форме стен группы кустарников и деревьев, размещенные вдоль прямолинейных дорожек, вымощенных либо каменной крошкой, либо гравием, смешанным с песком.
Деревья и кустарники соподчинены строгой геометрии пространства , поэтому нередко кронам придают форму куба, шара пирамиды или конуса. Аллеи располагаются строго параллельно или в форме правильного многоугольника, расчлененного диагоналями в центре которого обычно размещают партер, театр, водоем.
Впервые регулярные сады в России появились в Петровскую эпоху. Усадьба «Ботик» Переславского района - одна из первых была создана в данном стиле, а пожалуй самым известным регулярным парком является Петергоф - летняя резиденция Петра I.
В основе планировки регулярных садов в Росси лежала система квадратов-партеров. Аллеи, исходя из середины сада, разделяли партеры, и располагаясь радиально, в форме звезды, пресекались под прямым углом. Центральная аллея, более широкая, чем все остальные, подчеркивала значение основной оси композиции.
·Расположение парка на ровной плоскости
·Выделение главной аллеи, отведение второстепенной роли лучевым и диагональным аллеям, ведущим в глубину парка;
·Симметричная планировка парка;
·Украшение партерной части сада цветниками с использованием песка гравия скульптур декоративных ваз.
1.2 Малые архитектурные формы
Одна из задач внешнего благоустройства это повышение разнообразия художественной выразительности застройки открытых озеленённых пространств. Решение данной проблемы заключается в придании парку и постройкам законченного вида, добиться этого можно благодаря применению малых архитектурных форм.
Малые архитектурные формы (МАФ) являются неотъемлемым, объемным элементом территорий специализированных объектов ландшафтной архитектуры и обеспечивают возможность использования территорий для разнообразных видов отдыха[5,с 65].
МАФ решают эстетические, утилитарные, функциональные задачи. Их художественные качества, тщательность изготовления, целесообразность приемов размещения и состав влияют на конечный результат - создание гармоничной пространственной среды.