Дмитрий Ухтомский, мастер елизаветинского барокко

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    830,41 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дмитрий Ухтомский, мастер елизаветинского барокко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Дмитрий Ухтомский, мастер елизаветинского барокко <#"577726.files/image001.gif">

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88м, что на 11м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6м- колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.

Окончательный архитектурный облик, благодаря которому лаврская колокольня получила заслуженную славу красивейшей на Руси, придал ей замечательный русский архитектор Д.В.Ухтомский. Пятиярусная колокольня, отличающаяся исключительной стройностью и изяществом, изысканностью убранства, является одним из лучших памятников русской архитектуры XVIIIв.

Колокольня достойно завершила формирование уникального архитектурного лаврского ансамбля, став его высотной доминантой и объединив тем самым все другие архитектурные сооружения соборной площади.

На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, сильно пострадавшее в 1930г., когда были разбиты 25 колоколов, в том числе и самый большой на Руси - Царь-колокол, весом 4 тыс. пудов (64т.). Вес вновь отлитого в 2003г. для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72т.

 

2.2 Красные ворота (не сохранились)

 

 

Красные ворота -триумфальная арка <#"577726.files/image004.jpg">

 

Впрочем, о том, что это монастырские кельи, проходящие мимо сейчас и не вспоминают. О монастыре напоминают также названия московских улиц - Большая Никитская, Малая Никитская, Никитский переулок.

 

2.4 Храм Никиты Мученика на СтаройБасманной <#"577726.files/image005.jpg">

Одна из древнейших московских церквей, основанная великим князем Василием III, за свою многовековую историю была приходским храмом для всех сословий. Под ее сводами молились А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Ф.С. Рокотов, Марина Цветаева. После революции она - одна из немногих в Москве - не была захвачена обновленцами.

Ранняя история храма довольно туманна. Первые сведения об этой церкви относятся к правлению Василия III, отца Ивана Грозного. Из летописи известно, что в 1518 году в Москву принесли из Владимира две местные святыни - образ Спасителя и Владимирскую икону Божией Матери - для поновления и украшения серебром и золотом. Через год, в праздник святого Никиты Мученика, поновленные иконы провожали обратно во Владимир торжественным крестным ходом. За посадом великий князь и митрополит Варлаам простились с ними и передали владимирцам, пришедшим в Москву за своими святынями. И на том месте, где Василий III простился с владимирскими иконами, он повелел поставить деревянную Владимирскую церковь «во имя Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея сретения и провожания». И молился, чтобы Она защитила Москву от набегов крымского хана.

Вторая версия сложней, но, по всей вероятности, достоверней. Она гласит, что в то самое время, когда владимирские святыни пребывали в Москве, за Покровкой, на территории Басманной, иждивением великого князя строили деревянную приходскую церковь для местной слободки. В тот день, когда провожали иконы, церковь собирались освящать. Чтобы совместить два торжества - проводы икон и освящение церкви, крестный ход отклонился от обычного маршрута и направился к храму, где и были отпущены иконы. Церковь была освящена в честь Владимирского образа Богородицы, а поскольку все это произошло 15 сентября, то позднее, в XVII веке, в храме освятили придел во имя великомученика Никиты, чья память в этот день и совершается. И крестный ход в память тех проводов с участием царя и патриарха совершался в эту церковь до 1683 года.

Это был четвертый большой крестный ход в Москве из числа совершаемых с древней Владимирской иконой в дни ее празднований: в память избавления Москвы от Тамерлана в 1395 году, от хана Ахмата в 1480 году, от хана Махмет-Гирея в 1521 году и в память проводов владимирских святынь. С 1668 года он уже назывался «меньшим» крестным ходом в Басманники. Хаживал сюда и «тишайший» царь Алексей Михайлович.

Но церковная летопись Басманной началась раньше, чем появилась эта церковь - во второй половине XV века, когда в этих краях в декабре 1469 года родился святой Василий Блаженный. В то время Владимирской церкви еще не было, но позднее летописец указывал, что святой родился в ее приходе - для уточнения местности. Родители отдали его в ученики соседу-сапожнику, но отрок уже имел чудесный дар провидения. Однажды к его хозяину пришел человек и заказал сапоги покрепче, чтобы годами носились. Ученик вдруг улыбнулся, и когда заказчик ушел, сапожник спросил, почему он улыбается. Василий ответил: «Вот человек собирается носить сапоги годами, а не ведает, что завтра умрет». И действительно на следующий день заказчик умер. А Василий в 16 лет ушел из дому совершать свой подвиг и никогда в родные места не возвращался, но словно благословил их в ожидании появления храма. И в церкви Никиты Мученика до начала XX века хранился знаменитый образ святого на фоне Кремля, напоминающий, что «близ сей церкви была родина великого угодника».

Устроитель церкви Василий III тоже хорошо знал эти места. На Старой Басманной стоял его путевой дворец (он и сейчас частично сохранился в доме № 15), где великий князь останавливался перед въездом в столицу. До правления Петра I здесь же пролегала главная царская дорога в загородные резиденции Покровское, Рубцово-Преображенское, Семеновское и Измайловское. При Иване Грозном тут стояло несколько дворов иностранцев, находившихся на русской службе. Были здесь и земельные владения кремлевского Вознесенского монастыря.

В том же XVI веке появилась загадочная Басманная слобода. Ее приходским храмом и была Владимирская церковь. Историки пока не пришли к окончательному выводу, что же означает топоним Басманная.

По легенде, местность названа по фамилии любимца Ивана Грозного опричника Басманова, будто бы здесь он имел свой дом, но это оказалось ошибкой. На сегодняшний день существуют две научные версии. Согласно первой, здесь жили царские пекари, которые выпекали для царского и патриаршего двора «басманы» - мерный хлеб строго определенного размера или же с фигурами на верхней корочке, то есть с дворцовым клеймом - басманом. К этой версии склонялся и Владимир Даль. Вторая версия, ныне более принятая, гласит, что басманниками были ремесленники, занимавшиеся художественным тиснением на коже или металле: на тончайших металлических листах выдавливали узоры и обкладывали ими деревянные кресты и оклады икон, так что спрос на их изделия был велик, и они вполне могли составить население целой слободы. Есть и примиряющая версия: поскольку «басмой» именовалась в древности ханская грамота с вытисненной печатью, то позднее под этим словом понимали рельефные изображение или клеймо, которые могли наноситься и на хлеб, и на кожу, и на металл.

В старину Басманная часто называлась Покровкой, будучи ее продолжением. Здесь, у главной царской дороги, селились знатные фамилии, и Басманная стала московским феноменом - аристократическим островом на далекой окраине за городской чертой. Приходским храмом для «басманных вельмож» стала церковь Никиты Мученика.

Первый каменный храм на месте деревянного был построен в 1685 году, уже с приделом Никиты Мученика, в память проводов владимирских святынь, и он простоял до середины XVIII века.

Строительство нового прекрасного храма, дожившего до наших дней, иногда связывают с деяниями Петра Великого. Расселив на Новой Басманной в Капитановой слободе своих офицеров, он, по легенде, собственноручно начертил проект их приходской Петропавловской церкви. Контраст между храмами Старой и Новой Басманной оказался слишком велик, и тогда старобасманцы решили тоже построить себе великолепную церковь. К тому же их храм, пострадавший во время пожара 1737 года, когда выгорела Старая Басманная, уже был ветх и тесен для разросшегося прихода.

И в 1745 году, в правление Елизаветы Петровны, священники и прихожане Никитского храма подали прошение о разборке старого и о построении на его месте нового, более просторного храма с тем же посвящением на средства местных купцов. Просьба была удовлетворена, и вместе с тем вышло разрешение освятить второй придел в честь Рождества Иоанна Предтечи по именинам одного из храмоздателей - Ивана Рыбникова. Строить храм, к счастью для прихожан, поручили князю Дмитрию Васильевичу Ухтомскому, лучшему московскому архитектору эпохи елизаветинского барокко, именем которого при советской власти спасали от сноса храмы, приписав их его авторству, как например, замосквореченский храм Климента Римского. (Отметим, что некоторые считают архитекторами Никитской церкви А. Евлашева или К. Бланка.)

Уже в 1751 году новая церковь была освящена. По приделу она осталась известной как храм Никиты Мученика, но ее главный престол был по-прежнему освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. Ухтомский сотворил настоящее чудо. Он бережно отнеся к наследию старины: вместо того, чтобы разобрать старый храм, мастер не тронул древние стены, а перестроил их в трапезную с двумя приделами. С востока он на одной оси построил храм, а с запада - нарядную ярусную колокольню, так что храм вышел традиционно «кораблем», как это было принято с петровской эпохи. Колокольня завершена небольшим изящным шпилем. Храм кажется огненным от контраста белоснежного декора красных стен и сверкающей позолоты куполов. Он стал жемчужиной редчайшего в Москве елизаветинского барокко, но в то же время выглядит совсем по-московски «пряничным».

Никитский храм стал, бесспорно, лучшим московским произведением Ухтомского, хотя этот замечательный архитектор сделал Москве еще много хорошего. Он принадлежал к обедневшему, но славному и древнему княжескому роду, происходившему от самого Рюрика и князя Всеволода, сына Юрия Долгорукого, а фамилия была получена от Ухтомской волости, что на реке Ухтоме. Родиной архитектора было село Семеновское Ярославской губернии - то самое Пошехонье, которое Салтыков-Щедрин аллегорически описал как символ духовного и материального убожества, мелочности, скудости. Однако именно отсюда вышел лучший мастер самого роскошного архитектурного стиля. Учился он в знаменитой Школе математических и навигационных наук, что тогда находилась в Сухаревой башне, и затем был отдан в команду архитектора И.В. Мичурина, возводившего по проекту Растрелли киевскую церковь Андрея Первозванного. Командами назывались ученические школы при маститом архитекторе, которые создавались по указу Петра I для обучения на практике: учащиеся должны были помогать учителю на стройках и набираться опыта.

В 1745 году, когда начала строиться Никитская церковь, Ухтомский создал свою команду, и на ее базе - собственную архитектурную школу в Охотном ряду. Это была первая в России школа, где началось профессиональное архитектурное образование, поскольку строительная практика сочеталась с теоретическими занятиями и углубленным изучением архитектурной теории по античным трактатам. В то же время Ухтомский с учениками (а среди них были М. Казаков, А. Евлашев, И. Старов) вел огромную практическую работу, например по обмерам и укреплению зданий Московского Кремля. Сам он был очень плодовитым архитектором, возводивший символы старой Москвы. В 1755 году именно он перестроил здание Главной аптеки на Красной площади для открытия в нем на первых порах Московского университета. Он же построил знаменитый Кузнецкий мост через Неглинку, так как прежний деревянный затопляло в паводки, и предложил разместить там первый в Москве деловой купеческий центр в едином архитектурном ансамбле.

Пожар 1812 года почти не тронул Никитский храм и прилегающую застройку. К тому времени СтараяБасманная превратилась в столь аристократический уголок Москвы, что ее иногда сравнивали с Арбатом и Пречистенкой. На «барской улице» селились и многие знаменитости. Все они были прихожанами церкви Никиты Мученика, которая процветала и славилась именами тех, кто молился под ее сводами.

Летом 1905 года в храме случился пожар от непогашенного кадила, как сообщали газеты, и тогда сгорел чтимый образ святого Василия Блаженного - словно в знак грядущих испытаний. А вход в церковь осенял Иверский образ Божией Матери.

В начале XX века в Никитском храме служил знаменитый протодиакон Михаил Холмогоров, чей необыкновенный бас собиралась слушать вся Москва. В поклонниках у него была Нежданова. Скульптор Меркуров лепил его голову, художник Павел Корин запечатлел его в портрете к картине «Уходящая Русь» а Михаил Нестеров - в картине «На Руси» в центральном образе московского царя. Он окончил филармонию с золотой медалью, ждали, что он будет артистом, но мать отсоветовала ему идти на сцену: «Куда тебе, Миша, в артисты, с твоей-то простотой? Заклюют тебя за кулисами. Иди уж ты в диаконы - послужи Господу». Когда он служил диаконом в Никитском храме, его приглашал к себе Зимин, владелец известной частной оперы, спеть у него пушкинского Пимена, уговаривая: «Ведь Пимен-то лицо духовное!».

Его называли вторым Шаляпиным. Только если Шаляпин был прежде всего артист, то «Холмогоров был весь молитва», как вспоминал один его современник, рассказывая, что «Верую» он пел лучше Шаляпина. «Когда он возглашал: “Им же вся быша”, делалось страшно. Казалось, что молящимся открывается тайна творения». Его величественный образ напоминал апостолов в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Во время ареста патриарха Тихона Холмогоров дал слабинку и присоединился к «живой церкви», но скоро покаялся и был лично прощен святителем Тихоном. В марте 1925 года отец Михаил участвовал в панихиде по усопшему патриарху в соборе Донского монастыря. А на своей квартире, в доме причта на Старой Басманной, № 14, он устраивал домашние музыкальные вечера, на которые приходили почитатели его певческого дара. Среди них были великий химик Н.Д. Зелинский и дирижер Н.С. Голованов, а однажды дом посетил митрополит Дмитровский Трифон (Туркестанов), который когда-то рукополагал Холмогорова в сан диакона.

В 1929 году он оставил Москву и вернулся только в 1943 году, но уже в другой храм - апостола Филиппа на Арбате, где служил до кончины, последовавшей в 1951 году. Но перед тем он принял участие в торжественной интронизации патриарха Алексия (Симанского) в Богоявленском соборе, возгласив ему многолетие.

Никитский храм тоже остался верным святому патриарху Тихону и Православной Церкви. Этим он привлек к себе множество прихожан из других районов Москвы, чьи приходские церкви захватили обновленцы. Храм держался стойко во многом благодаря его последнему настоятелю протоиерею Иоанну. Служба здесь по-прежнему велась по каноническому уставу, хотя власти не раз покушались и на настоятеля, и на храм - таких в Москве оставалось немного.

В 1930-х годах вся правая сторона Старой Басманной, уже носившей имя Карла Маркса, была предназначена к сносу с целью расширения улицы, а на участке, где стоял храм, собирались строить Дом Советов Бауманского района. В марте 1933 года президиум Моссовета принял решение: «церковь так называемого Никиты» закрыть и снести. Сохранились тяжелые воспоминания о закрытии храма, явственно напоминающие известную историческую сцену времен Ивана Грозного. Когда протоиерей Иоанн завершал литургию, в храм вошли вооруженные сотрудники НКВД, сорвали с него облачение и поволокли к выходу. Отец Иоанн хотел благословить паству, но его столкнули с солеи. Тогда он обратился к царским вратам, троекратно перекрестился и сам направился к выходу. Немногие прихожане, кто был тогда в храме, оцепенели от ужаса. На паперти отец Иоанн хотел обернуться, чтобы еще раз осенить себя крестным знамением, но его штыками вытолкали из храма. Не оставляли и мирян: 17 февраля 1938 года на Бутовском полигоне был расстрелян мученик Василий Иванов, староста Никитской церкви, не побоявшийся заявить на допросе о своих православных и монархических убеждениях.

Храм был разграблен и разорен (хотя есть предание, что священники успели спрятать святыни в особый тайник), но не снесен: то, что случилось дальше, иначе как чудом, назвать нельзя. Президиум Моссовета изменил свое решение, вероятно потому, что сектор науки Наркомпросса, пытавшийся спасти Никитский храм от сноса, предложил использовать для «нужд города» соседнюю церковь Вознесения на Гороховом поле, так как она не имела столь ценного стильного убранства. Уже летом 1933 года власти отказались от сноса Никиты Мученика, но факт его ценного убранства при этом проигнорировали, рекомендовав передать его здание Лесотехническому институту. И про Дом Советов на этом месте тоже почему-то забыли. Барочное убранство было уничтожено, демидовская ограда частично разобрана, но здание церкви уцелело.

Оно побывало учебным залом районной бригады ПВО, складом министерства культуры СССР, общежитием и прочими службами для «нужд города», и даже получило частичную реставрации как памятник, состоящий на государственной охране, пока в наши недавние дни его не вернули Церкви.

В июле 1997 года Святейший Патриарх Алексий II совершил его освящение. И ныне этот сверкающий позолотой, огненный храм в белокаменных узорах напоминает изящный, но величественный корабль, плывущий по историческим водам Старой Басманной.

При подготовке текста частично использованы материалы В.Б. Муравьева, С.К. Романюка, В. Любартовича и А. Алиева.

2.5 Кузнецкий мост <#"577726.files/image006.jpg">

 

Кузнецкий мост-древний каменный мост в Москве через реку Неглинную <#"577726.files/image007.jpg">

Дом Апраксиных-Трубецких находится в городе Москве на улице Покровке. За свой характерный внешний вид дом получил прозвище «дом-комод». Дом Апраксиных-Трубецких является единственным памятником русского барокко, который относится к московской жилой частной архитектуре. Современники называли этот дом московским миниатюрным зимним дворцом. И ведь на самом деле, «дом-комод» имеет огромное сходство со знаменитым Зимним дворцом Растрелли. Но имя архитектора дома Апраксиных-Трубецких точно установить до сих пор не удалось, хотя большинство историков склонны считать, что архитектором был Д. В. Ухтомский.

История дома-дворца началась с того, владельцем его был сподвижник Петра І, граф М. Ф. Апраксин, которым сначала были куплены просто несколько не очень больших владений. На одном из этих приобретенных владений, которые раньше принадлежали поручику Крюкову, стоял довольно длинный корпус, построенный из камня (на восточной стороне).

Дом Апраксиных был построен в 1766 году и представлял собой существующий и по сей день трехэтажный каменный дом. На протяжении следующих трех лет, около главного здания создавались хозяйственные постройки, которые представляли собой два одноэтажных флигеля и были расположены вдоль боковых границ усадьбы, причем флигель с восточной стороны, видимо включил в себя старый корпус, которым еще владел поручик Крюков.

В 1700 году усадьба была выкуплена князем Д. Ю. Трубецким. После этого, владельцев дома стали называть «Трубецкие-комод», ведь Трубецкие довольно известная и именитая фамилия, а приставка была придумана для отличия от большого количества однофамильцев Трубецких в Москве и Петербурге.

Дом продолжил достраиваться в 1774-1775 годах. Оба флигеля были надстроены вторыми этажами, а также возведены переходы, которые соединяли флигели с домом. Западный флигель, к тому же был удлинен. В восточном флигеле поместили парадную лестницу.

В 1783 году в глубине был построен двухэтажный корпус (в наше время представляет собой трехэтажный, поскольку был надстроен). В самом корпусе был сделан в центре проезд, поскольку корпус замкнул двор.

В результате усадьба приобрела вид сложного объема с оригинальной выпукло-вогнутой формой фасада. Такие изогнутые формы характерны и для декора здания: колонны коринфского ордера, разорванные фронтоны, крупные наличники, которые были украшены пышной лепниной, которая характерна для стиля рококо и имеет характерные мотивы раковин. Вот это и стало причиной того, что усадьбу стали сравнивать с Зимним дворцом в Петербурге.

Однако следует отметить, что дом Апраксиных-Трубецких значительно отличается от всех дворцов, датированных серединой XVIII столетия. А в «доме-комоде» основу планировки составляют криволинейные помещения разного размера и формы, к тому же изгибы их стен выражены непосредственно в самом объеме здания.

Особый парадный вид всему ансамблю придают флигели несколько ниже основного здания и продольные фасады, которые обработаны в стиле раннего классицизма и более сдержаны. Во внутреннем интерьере дома Апраксиных-Трубецких сохранилась отделка овального центрального зала, а также дверей ХІХ века, а также чугунные лестницы и изразцовые печи второй половины ХІХ столетия.

Весь внутренний облик «дома-комода» отличается большим количеством помещений. Эти помещения соединяются и составляют сложную систему, второстепенную роль здесь отыгрывает анфиладная связь. Стоит сказать, что в ХІХ веке в доме был пожар после которого интерьеры были изменены, а в сохранности осталась только основная планировка.

В некоторых из помещений сохранились декоративные колонны, которые относятся к разному времени. На некоторых дверях можно увидеть рисунки в стиле ампир, а угловые печи (вогнутые и прямые) облицованы изразцами второй половины ХІХ века. В то же время на чугунные заменили деревянные лестницы. Одна из чугунных лестниц была винтовой и до недавнего времени существовала в юго-западной части здания.

Замыкающий корпус сохранил только центральный проезд сводчатой формы, к тому же сохранился горизонтальный руст, а боковые здания, которые находятся на узком заднем дворе, уже полностью перестроены.

В 1861 году Трубецкие продали усадьбу Московскому университету, который разместил здесь 4-ю мужскую гимназию.

После 1917 года в усадьбе Апраксиных-Трубецких располагались разные учреждения и были обустроены коммунальные квартиры. С середины 1950-х годов особняк занимал научный институт (ВНИИГеофизика), и именно тогда была проведена первая реставрация памятника (научная) и его фасадам был придан первоначальный облик, который был в середине XVIII столетия.

Владелец дома <#"577726.files/image008.jpg">

 

Владельцы усадьбы: Трубецкие, Е.Н.Вяземская, В.Н.Зубов, Шаховские.

Архитектор усадьбы:

Местоположение усадьбы: Ленинский проспект, 14-20.

Сохранность усадьбы:

Усадьбу посещали:

(1)"Композицию жилых усадеб Москвы Ухтомский использовал в подмосковной усадьбе Трубецких (1750-1753), расположенной на высоком берегу Москвы-реки близ Нескучного сада. Это был небольшой, искусно разработанный усадебный ансамбль, включающий жилые строения, регулярный парк с различными садовыми устройствами и природный ландшафт - лес, пруд, реку, широкие просторы с виднеющейся вдали Москвой. "

(2)Т. 159-34-22,236-14-62. Ленинский пр-т, 30. М. "Ленинский проспект", выход к магазину "Спартак", далее 5 мин. пешком к Ленинскому пр-ту: м."Октябрьская"(кольцевая), далее авт. 111,196, тролл. 4, 33, 62 до м. "Ленинский проспект". Зона тихого отдыха ИПКиО им. Горького (от Зеленого театра до Окружной железной дороги) занимает почти 50 га. Он образован слиянием трех усадьб XVIII века. Нескучный сад террасами спускается к Москве-реке. В нем растут тополя, липы, березы, дубы, клены, разбито множество цветников. В саду сохранились: Летний домик графа Орлова (1796 г.), используемый как библиотека и читальный зал, на берегу Елизаветинского пруда - домик с ротондой (Нижняя ванна), спуски - марши. К Пушкинской набережной ведет трехпролетный арочный мост, сложенный из камня. На территории находится детский парк "Юность", а ближе к Гагаринской площади - летний цирк "Веселая арена". Территория сада - с цветочными клумбами, зелеными насаждениями, пешеходными дорожками, скамейками - великолепное место для прогулок и отдыха.

Приписываемое

§ Храм Одигитрии Смоленской вТроице-Сергиевой лавре <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0>

§   Основной (пятиглавый) объёмцеркви Климента папы Римского <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0_%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D1%8B_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE>на Пятницкой улице в Москве

§   Свято-Покровский собор <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%90%D1%85%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%BA%D0%B0)&action=edit&redlink=1>(Ахтырка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%85%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%BA%D0%B0>)

§   Свято-Никольский собор (Крапивна <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0_(%D0%A2%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)>)

Неосуществлённые постройки

§ Триумфальная башня у Воскресенских ворот Китай-города

§   Дом Инвалидов с собором южнее Симонова монастыря в Москве

барокко постройка архитектор ухтомский

Литература

1. Михайлов А. И. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. (Серия «Мастера русской архитектуры»). - М., Госстройиздат, 1954. - 372 с.

. Архитектор Д. В. Ухтомский. 1719-1774: Каталог. - М., Стройиздат, 1973.

. Памятники архитектуры Москвы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B>. Земляной город. - М., Искусство, 1989. - с.271.

 

Похожие работы на - Дмитрий Ухтомский, мастер елизаветинского барокко

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!