2.
Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену после революций, несущих разрушение.
Основная задача трудов Бердяева - духовное существование человека. По его мнению, духовность человека узко связана с божественной духовностью. Его учению противоположны концепции теизма и пантеизма, являющиеся выражением натуралистической религиозной философии.
В основе определенного мировоззрения, по мысли Бердяева, лежит соотношение духа и природы. Дух - это наименование для таких понятий, как бытие, воля, творческая дело, натура - это вещь, определенность, пассивное занятие, неподвижность. Дух не представляет собой ни объективную, ни субъективную действительность, его познание осуществляется с помощью опыта. Природа же - нечто объективное, множественное и делимое в пространстве. Поэтому к природе относится не только материя, но и психика.
Бог выступает как духовное начало. Божественное иррационально и сверх рационально, оно не нуждается в рациональном доказательстве своего существования. Бог находится за пределами естественного мира и выражается символически. Бог сотворил мир из ничто. Ничто - это не пустошь, а какой-то первичный принцип, тот, что предшествует Богу и миру и не содержит никакой дифференциации, первичный хаос (Ungrund). Порождение мира у Бердяева узко связано с его решением <javascript://> проблемы свободы.
Философия Бердяева представляет собой наиболее яркое выражение русской философии, в которой сделана очередная попытка высказать христианское мировоззрение в своей оригинальной форме.
2. глава Лев Платонович Карсавин
.1 Биография
Лев Платонович Карсавин (1882-1952) - русский философ. Отец - танцор, педагог Мариинского театра. Сестра - балерина Тамара Карсавина, звездочка дягилевских сезонов. Мать- племянница Хомякова. Окончил Петербургский университет, там же стал профессором. В 1922 выслан из России. С 1926 профессор университетов в Каунасе и Вильнюсе. В 1948 арестован, умер в лагере. Основные сочинения: "Восток, Запад и русская идея" (1922), "Церковь, личность и государство" (1923), "Философия истории" (1923), "О началах" (1925), "О личности" (1929)
.2 Философская концепция
Карсавин, рассматривая исторические процессы в культурологическом плане, стремился понять глубинные основы истории, которые привели его к философии и богословию, созданию философской системы, которая отворяет новый этап русского философствования. Философия, по его мнению, должна опираться на веру и в этом смысле быть «служанкой» богословию, но не его рабой. Она свободна в рациональном Богосознании и выступает как беспредпосылочное описание опыта, познающего сознания, и выделяет в нем сущностные черты, с целью достижения скрытой в нем философской истины.
Центром его учения являются онтологические принципы всеединства, которые Он стремится представить в ином аспекте по сравнению с Соловьёвым и Бердяевым, с целью приблизить эту модель к здешней реальности и выявить её динамический характер. Опираясь на идеи Николая Кузанского, Лев Платонович конструирует всеединство как бесконечную иерархию всеединств, в которой каждый последующий элемент стяженно включает в себя предыдущие. А Абсолют, то есть Бог, есть совершенное всеединство и в этом смысле непостижимое. В процессе сотворения мира Абсолют, по мнение Карсавина, передает самого себя «иному», которое является абсолютным ничто, но воспринимает божественное содержание и становится «тварным нечто». Он отвергает какую-либо особость тварности по отношению к Богу: тварь есть также Бог, Бог в его несовершенстве, активное восстановление ею Бога есть также его активное самовосстановление; в любых своих мыслях и действиях тварь единосущна Богу, но при этом сотворение твари Богом из ничего есть и ее собственное свободное самоопределение. Динамика опознания тварью себя в Боге выражена Карсавиным в фундаментальной категории его метафизики - категории триединства, выявляющей определенную упорядоченность различных бытийных состояний или действий в форме триады: перво-единство - само-разъединение - самовоссоединение. Всеединство же в этом плане выступает как статика ("покой и остановка") бытия, изменяющегося в динамике триединств. С целью раскрытия этой динамики Лев Платонович вводит в онтологию категорию личности, что делает особенно оригинальной его метафизику, строящуюся на основе трех верховных начал: Бог - Триединство - Личность. В полном смысле слова личностью является только Бог, наделенный лицом, выражает полноту бытия. Поскольку тварное бытие изначально единосущно Богу, то здешнее бытие утверждается как несовершенно личное, наделенное формою личности. Следовательно, тварь есть не сущее, но становящееся; суть этого онтологического изменения - обретение тварью личности или обожение.
Связав концепцию личности с понятием триединства, Карсавин формулирует идею симфонической (соборной) личности, т.е. всевозможных совокупностей людей, составляющих иерархию здешнего бытия. Индивид оказывается подножием этой пирамиды, подчиненным целому, коллективному; он должен заботиться лишь о том, чтобы полнее осуществить в себе высшую симфоническую личность, что явно противостоит идее стяжания благодати как личного и прямого отношения человека к Богу.
Целью исторического мышления, согласно Карсавина, является осмысление всего сотворенного всеединства как единого развивающегося субъекта или потенциально всеобъемлющей личности. Каждый отдельный элемент (субъект) целого стяженно содержит в себе в одном из аспектов всеединство (и тем самым совершенство), что делает возможным взаимопроникновение субъектов и снимает вопрос об исторической причинности. Исторический ход Он считал близким человеческому душевному развитию. Постижение истории - не субъективное переживание, а реальное проникновение в другой добросердечный ход, вживание в другую душу. Поэтому историческая наука должна быть религиозной, более того, православной. История человечества есть, следовательно, раскрытие Церкви как всеобъемлющей личности.
Что касается государства, то оно должно стремиться к тому, чтобы стать личностью внутри церкви. Концепция личности и истории, стремление понять судьбу России в контексте православия закономерно привели Карсавина к участию в евразийском движении с его оправданием большевистского тоталитаризма. Но Он довольно быстро порывает с ним, потому что не принимает большевизм этически. Однако участие его в теоретическом обосновании евразийской утопии наглядно показало возможность тоталитарной интерпретации учения о всеединстве при отсутствии в нем идеи стяжания благодати.
«Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, - тот потеряет её лишь вместе с жизнью»[8].
Марина Цветаева
философский бердяев карсавин
«Густой, пахучий вешний клей
Московских смольных тополей
Я обоняю в снах разлуки
И слышу ласковые звуки
Давно умолкших окрест слов,
Старинный звон колоколов.
Но на родное пепелище
Любить и плакать не приду:
Могил я милых не найду
На перепаханном кладбище.»9]
Вячеслав Иванов
Приведенные выше высказывания Марины Цветаевой и Вячеслава Иванова иллюстрируют два характерных типа эмигрантского ощущения Родины. Первый - «оптимистический» - это сознание непрекращающейся близости с Россией, готовность с воссоединение с ней, можно сказать славянофильское направление. И второй - «пессимистический», в котором выражена не только любовь к родному, но и безысходность возвращаться к «перепаханному кладбищу». Ностальгические чувства, сложным образом перемешанные в мироощущении русских люде, оказавшихся после революции в эмиграции, имеющие евразийский взгляд.
И Карсавин и Бердяев строят свои учения на идее всеединства, только если Николай Александрович за основу берет «свободу», то Лев Николаевич отрицает её главность.
Бердяев, отказываясь от онтологии, становится предвестником постмодернистского конца метафизики, а Карсавин - провозвестником сегодняшнего возврата к метафизике и религии. Бердяев стремится преодолеть бытие и деонтологизировать реальность, тем самым отказываясь от триединства как основы сущего и его деперсонализацию. Тогда как фундамент философии Карсавина строится на неразрывности бытия и мышления с идеей триединств, тем самым «растворяет» понятие личность.
В философии Бердяева личность выступает фундаментальным принципом онтологии. В то время как Карсавин, не может примирить личность с всеединством, что якобы свидетельствует о том, что персонализм не может основываться на монистической метафизике.
Бердяев ищет путь преодоления бытия, преодоления телесности как детерминированности и пути одухотворения. В этом коренится и его социальная концепция революционных преобразований. Он объявляет войну всем формам объективации, и в первую очередь иерархическому порядку бытия. Карсавин, напротив, считает, что единство личности и бытия возможно и это двуединство должно быть личностью.
Для Бердяева личность есть живое противоречие, для Карсавина - телесно-духовное существо (лицо). Последний подчёркивает значимость бытийности твари, рассматривая свободу не только как проблему обожения, но и как проблему олицетворения. Божественность, как условие тварного бытия, а не тварь как таковая, определяет Божественный замысел, человек же свободен сделать Божий замысел своей целью.
Заключение
В конце XIX начале XX существовало несколько течений в российской философии, которые отображали всю действительность того времени. Философия т никогда не была статична и постоянно уточнялась духовными «воителями» нации, развивалась ими, впитывая чаяние и упование простых людей.
Бердяев и Карсавин в своих работах затрагивали не только личность и историю, но и говорили её о месте в обществе. Показывали нам то, как люди живущие в эмиграции верили в свою страну, даже не имея надежды в неё вернуться. Да, у них разные понятия личности и человека, но они оба говорят о необходимости веры. Они оба стали великими представителями российской философии и доказали нам, что развитие общество должно идти эволюционным путем, а не революционным.
Список литературы
[1] Бердяев Н.А. Философия свободного духа.//[Электронный ресурс <http://www.vehi.net/berdyaev/fsduha/index.html> ]
[2] Бердяев Н.А. Философия свободы. // [Электронный ресурс <http://www.vehi.net/berdyaev/filos_svob/index.html> ]
[3] Бердяев Н.А. Смысл истории.// [Электронный ресурс <http://lizard.jinr.ru/~tina/world/history/berdiaev/1923_019_1.htm> ]
[4] "Вехи" (Сборник статей о русской интеллигенции, 1909)// [Электронный ресурс <http://lib.ru/POLITOLOG/XX/wehi.txt> ]
[5] Мелих Ю.Б. Сущее личности и личностность единосущего. К вопросу о спорности персонализма у Л.П. Карсавина и Н.А. Бердяева.// Вопросы философии. 2008. №8. С. 145-157.// [Электронный ресурс <http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/novosti_na/n1292.html> ]
[6] Новейший философский словарь.// [Электронный ресурс <http://www.otrok.ru/teach/phil/txt/11/page16.html> ]
[7] Учебник философии по редакцией профессора В.Н. Лавриенко, профессора В.П. Ратникова. Юнити, Москва,2004. С 297- 307.
[8] Ответ на анкету «СВОИМИ ПУТЯМИ».// [Электронный ресурс <http://lib.rus.ec/b/139405/read> ]
[9] Вячеслав Иванов. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3.// [Электронный ресурс <http://www.v-ivanov.it/brussels/toc_vol_3.htm> ]