Святитель Димитрий Ростовский
Святитель Димитрий Ростовский
С.В. Перевезенцев
Новое
время, все настойчиво стучащееся в двери древнерусской религиозно-философской
мысли, требовало и определенной новизны в отношении к теме святости. На рубеже
XVII—XVIII веков проблема святости решалась несколько иначе, чем ранее —
подвижничество во имя Божие теперь включало в себя и просветительство, и заботу
об образовании, и, собственно, знание. Невежество, нежелание получать знания —
это, кончено, не грех, однако и не заслуга в общественном мнении. Одним из
примеров нового подхода к теме святости можно считать историю жизни и
канонизации Димитрия Ростовского.
Димитрий
Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) (1651–1709) — митрополит Ростовский и
Ярославский, проповедник и писатель. Происходил из казаков, учился в
Киево-Могилянской академии. В 1668 году, еще юношей принял монашеский постриг в
Киевском Кирилловском монастыре, и связал всю свою жизнь со служением Церкви. С
1675 по 1700 гг. Димитрий был игуменом и проповедником в различных монастырях
на Украине, в Вильне, в Минской губернии. Затем приехал в Москву и был назначен
митрополитом Ростовским и Ярославским.
Большое
значение в своей деятельности Димитрий Ростовский придавал просветительству.
Так, многие современники отмечали его талант проповедника. Будучи митрополитом,
открыл в Ростове общеобразовательную или, как он сам называл, “грамматическую”
школу, в которой обучалось 200 человек. Сам святитель был очень образованным
человеком, знал иностранные языки, имел большую библиотеку — 288 книг, из
которых 173 — на латинском и греческом языках, 96 — на церковнославянском, 12 —
на польском, 7 — многоязычные.
В
1684 году, находясь в Киево-Печерской Лавре, Димитрий Ростовский принял на себя
послушание — составление Четий Миней, т.е. сборника житий, расписанных по дням
богослужений. Именно этот труд, которому Димитрий Ростовский отдал почти
двадцать лет жизни, и прославил его имя. При составлении Четий Миней Димитрий
Ростовский использовал как русские, так и латинские, греческие, польские
источники. Он не просто переписывал известные ему жития, но зачастую, на основе
разнообразных вариантов, писал свой вариант. Поэтому многие
жития, вошедшие в его Четии Минеи, могут считаться оригинальными. Первая часть
Миней была издана в 1689 году. Затем уже после смерти святителя, в 1711–1716
гг., вышло второе издание Миней в трех частях. Далее труд Димитрия Ростовского
издавался еще несколько раз.
Перу
Димитрия Ростовского принадлежат много проповедей, драматические произведения,
стихи. Особое место занимает противостароверское сочинение “Розыск о
раскольничей брынской вере”. “Розыск о раскольничей брынской вере” был написан
в 1709 году, а издан полностью в 1745 г. Но отдельные главы издавались и ранее
— в 1714 и 1717 годах. Этот трактат состоит из трех частей, в которых автор
стремится подробно и доходчиво объяснить происхождение раскола, а также резко
выступает против сторонников старообрядчества. Интересно, что Димитрий
Ростовский рассматривает старообрядчество, в основном, через призму невежества
его последователей. “Человеку бо неучену сущу и светом разума непросвещену,
неудобно есть постизати глубину Писания святого и толковати недоведомыя того
тайны, на то токмо уповающему, яко черное по белом знает и по книгам бродит”.
Через
сорок с небольшим лет после смерти Димитрия Ростовского, в 1752 году, вскрытие
его гробницы показало, что мощи святителя остались нетленными. И уже 1757 году
Димитрий Ростовский был канонизирован.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/