Ширвани Гаджи Зейналабдин
Ширвани Гаджи Зейналабдин
(1780-~1838)
Азербайджанский
путешественник и географ. Почти всю свою жизнь около сорока лет провел в
путешествиях по различным странам Азии и Африки. Путь его пролегал через хребты
Гиндукуша и Каракорума, через выжженные солнцем песчаные пустыни Аравии и
Египта, тропические леса Индии. Он прошел более шестидесяти тысяч километров,
что в полтора раза больше длины окружности экватора. Гаджи Зейналабдин
Искендер-оглы Ширвани родился 16 августа 1780 года в городе Шемахе, бывшем в те
времена одним из центров науки и культуры Азербайджана. В беседе с правителем
Бадахшана султаном Мухамедом Суфи Ширвани сообщает, что он родом из города
Шемахи, страны Ширваи. Отец его, ахунд Искендер, был известным ученым и видным
представителем местного духовенства. В 1785 году, когда Зейналабдину
исполнилось пять лет, семья ахунда Искендера переселилась в город Кербелу
(недалеко от Багдада). Там отец будущего путешественника занимался
преподаванием в медресе. У него и у других духовных лиц Кербелы Зейналабдин
обучался двенадцать лет, приобретя преимущественно духовные знания.
Естественно, что любознательного юношу с его пытливым умом подобная учеба не
могла удовлетворить. Впоследствии он запишет: Образование не давало никаких
результатов, кроме пустого времяпрепровождения; драгоценная жизнь проходила зря
и напрасно, ничего не выяснилось ни о начале мира, ни о конце вселенной, и годы
моей жизни достигли семнадцати . Единственно полезное, что он приобрел, это
знание основ нескольких языков. Кроме своего родного азербайджанского языка
Ширвани владел персидским (фарси), арабским, турецким, туркменским языками. В
дальнейшем он изучил еще и другие языки, в том числе хинди, и свободно на них
говорил. В 1796 году Ширвани направляется в Багдад для продолжения своего
образования. Багдад в те времена был одним из крупнейших культурных центров
Востока. Там Зейналабдин встречается с видными учеными, главным образом из
среды духовенства, и они помогают ему пополнить те же духовные знания. Но не только
духовные книги изучал Зейналабдин в Багдаде. Знание языков открыло ему доступ
как к произведениям классиков, так и к трудам современных ему ученых. Он
общается не только с теологами люди науки, литературы, искусства все, чем богат
духовный мир тогдашнего Багдада, попадает в его поле зрения. Но особенно
глубокое впечатление на юношу производили рассказы путешественников,
паломников, странствующих дервишей. Они пробудили в нем неодолимую жажду к
путешествиям. После сравнительно недолгого пребывания в Багдаде Ширвани
отправляется в путь. Этот путь протянулся более чем на шестьдесят тысяч
километров и продолжался сорок лет.
Он
пролег через Малую Азию, Иранское нагорье, среднеазиатские, аравийские и
североафриканские пустыни, через леса и саванны Судана, тропические леса Индии,
острова Индийского океана; он пересек горные хребты Гиндукуш, Парапамиз,
Загрос, Сулеймановы горы, Памир. Путь этот вел и во многие другие области Азии
и Африки. В своих трудах Ширвани не разделяет свои странствия на части. Однако
можно выделить три основных его путешествия. Маршрут первого из них Ширвани
указывает в книге Бустанус-сеяхе . Там перечисляются: Багдад, Ираке аджам ,
Гилян, Ширван, Муган, Талыш, Южный Азербайджан, Хорасан, Герат, Забудь, Кабул,
далее индийские области Пенджаб, Декан, Бенгал, Гуджарат, острова Индийского
океана, Синд, Мултан, затем по горным дорогам в Кашмир, Музаффарабад и по
Кабульскому пути в Тахаристан, оттуда в Туран и через Бадахшанские горы в
Хорасан, затем по Иракскому пути (имеется в виду путь к Ираку через территорию
Ирана) в Фарс. После непродолжительного отдыха Ширвани начинает второе
путешествие. Оно началось из Шираза (Фарс), оттуда в Дараб, потом к морю в
Бендер-Аббас, далее по Ормузскому пути в Хадрамаут, Йемен, затем в Эфиопию и
Судан, потом снова на Аравийский полуостров в Джидду, Хиджаз, Медину, Мекку.
После этого по морскому пути в страну Сеидов (иначе говоря, в эс-Саид местность
вдоль Нила, из Египта через Ближний Восток в Шам-Рум (Анатолию) в Диярбакыр,
Караман и Айдын. Третье путешествие Ширвани к Атлантическому океану и обратно
проходило по следующему маршруту: острова Бахре Ахзар (что означает зеленое
море так восточные географы называли Атлантический океан) Рум-Эли (или Румелия,
как именовали европейскую часть Османской империи) Анатолия Азербайджан Тегеран
Хамадан Исфахан Керман Шираз Багдад. Все эти путешествия были связаны для
Ширвани с большими трудностями и сопряжены с немалыми лишениями. Но вместе с
тем они дали ему возможность собрать огромный материал, на основе которого он
создал свои труды, знакомящие нас с географией, хозяйством, историей посещенных
стран, культурой, бытом и обычаями многих населяющих их народов. Помимо
названных трех основных путешествий Ширвани многократно совершил небольшие
поездки по Ирану и Азербайджану. Многие из них были вынужденными. Долголетние
путешествия, встречи и беседы с деятелями науки и культуры, с простыми людьми,
с правителями народов и стран Востока стали большой школой жизни для Ширвани.
Он
видел, как страдают простые люди крестьяне и ремесленники; большая часть
населения жила в нищете, а кучка помещиков, ханов, беков купалась в роскоши и
богатстве. В своих книгах и в личных беседах он говорил об этом, призывая
власть имущих быть справедливыми. Он замечает при этом, что Аллах тоже требует
от своих подданных людей земли справедливости по отношению друг к другу. Годы
странствий принесли путешественнику славу одного из умнейших и образованнейших
людей своего времени. Неудивительно поэтому, что знакомства с ним ищут многие
видные деятели включая правителей государств. Не стал исключением и шах Ирана.
В 1815 году Ширвани побывал в Тегеране. Узнав об этом, Фатали-шах дважды
приглашает его к себе. Он сулит Зейналабдину всякие блага, предлагая остаться у
него при дворе. Однако тот отказывается от заманчивых предложений, предпочитая
вести жизнь вольного странника. В Тегеране Ширвани встречается с виднейшими
учеными и писателями, везде его ожидают почет и уважение. В то же время
духовенство, считая Ширвани атеистом, всячески чернило его в глазах Фатали-шаха
и немало в этом преуспело. Фатали-шах, поверив духовенству, впал в гнев и
приказал изгнать Ширвани из Тегерана. Много мучений выпало после этого на долю
путешественника в Иране. Начались скитания, полные тревог и лишений. Это были
едва ли не самые тягостные страницы в биографии Гаджи Зейналабдина Ширвани. Он
едет в столицу Фарса город Шираз, а оттуда вместе с семьей в Керман. Правитель
этой области Ибрагим-хан также под влиянием духовенства гонит путешественника
из города. Однако далеко Ширвани со своими попутчиками уйти не успел: их настиг
новый приказ хана. Скитальцев возвращают и три месяца держат в городе в ужасных
условиях. Впоследствии Ширвани запишет: Правитель Кермана был очень жестоким. В
жестокости он превосходит всех других мучителей... Заболевает жена Ширвани, а
затем и другие его спутники. Хан смилостивился, и с его разрешения Ширвани
отвозит жену в Шираз. Оттуда он едет сначала в Иезд, а потом в Исфахан. По
дороге путешественника настигла весть, что в Ширазе вспыхнула эпидемия холеры.
Ширвани срочно возвращается туда, забирает семью и отправляется с ней в поселок
Гумша, где останавливается в местном караван-сарае. Здесь Ширвани и его семью
ждут новые злоключения. Правитель области Гасым-хан (сын Фатали-шаха) решил
покончить со своевольным пришельцем и издает приказ о его казни. Прослышав об
этом, влиятельный ученый-теолог Маджзубалишах, в прошлом один из учителей
Ширвани, ставший ему близким другом, срочно пишет письмо путешественнику и
пересылает его со своим приближенным Рахматалишахом в Гумшу.
Ширвани
немедленно покидает караван-сарай. Люди Гасым-хана, приехав за ним и не
обнаружив его, арестовывают его жену и Рахматалишаха. Узнав об этом,
Маджзубалишах отправляется к Гасымхану и добивается освобождения пленников. А
затем помогает семье Ширвани вернуться в Шираз. Туда же, бежав из Гумши, прибыл
и Ширвани. На сей раз, пребывая в Ширазе, он оказался свидетелем сильного
землетрясения. Это было в 1239 году хиджры (1824), 27-го дня месяца тавас .
Город был почти полностью разрушен, имелось много человеческих жертв, к тому же
снова вспыхнула эпидемия холеры. Но даже в этой ситуации недруги Ширвани не
оставляют его в покое. Правитель Шираза изгоняет путешественника из города.
Друзья поселяют его за городом. Однако сановники из среды духовенства не успокаиваются,
и под их нажимом Ширвани выдворяют из провинции Фарс. Следует отметить, что
враждебное отношение Ширвани встречал главным образом со стороны духовенства. У
всех других слоев общества, включая большинство властителей стран, Ширвани
пользовался почетом и величайшим уважением. Сам Ширвани писал о почете, каким
было отмечено его пребывание в Индии. Он рассказывает о беседе с правителем
одной из областей Керим-ханом. В ответ на вопрос Ширвани о причинах великого
гостеприимства, с которым его встречают, Керим-хан ответил: Я оказал вам только
одну сотую долю дани уважения, которого вы достойны. Я уважаю вас по восьми
причинам: одна из них это ваше человеколюбие, люди должны уважать друг друга;
другая причина вы приехали как гость нашей страны, а гостей надо уважать. И еще
потому, что вы ученый, а ученых нужно уважать. И наконец, еще одна причина та,
что вы мудрый и многознающий человек помогаете бедным людям, а тот, кто
помогает беднякам и обездоленным, тот достоин уважения... Вот за это я вас
уважаю и люблю от всего сердца . В Каире Ширвани встречается с Ибрагимбеком
правителем Египта. Ибрагимбек, плененный глубиной ума и широтой взглядов
Ширвани, прилагает все усилия, чтобы оставить его у себя: он даже предложил
Ширвани в подарок целый район с семьюдесятью деревнями, лишь бы тот остался
служить у него. Но и от такого заманчивого подарка Ширвани отказывается,
заявляя, что он предпочитает продолжать путешествовать и познавать мир. Точно
так же отнесся Ширвани и к не менее лестным предложениям турецкого султана
Махмуда, последовавшим во время бесед в Стамбуле. Любопытно, что Ширвани
отклонил приглашение австрийского консула в Константинополе (Стамбуле) посетить
его родину. Сколько же лет продолжались путешествия Ширвани? Сам Ширвани
пишет:"Тридцать семь лет я путешествовал по семи континентам, встречая
различные препятствия и невероятные трудности, общался с представителями каждой
веры, с простыми людьми каждого народа, с учеными различных направлений, с
многими мыслителями, с великими деятелями каждой страны и со знающими людьми
каждой провинции.
Я
встречался и беседовал с исследователями каждого направления науки, с людьми,
которые глубоко во всех подробностях разбирались в каждой религии... с мудрыми
людьми каждого континента, с правителями каждой страны . Следует отметить, что
после двадцатилетнего путешествия в 1237 году хиджры (U?21-1822) в городе Кум
Ширвани написал первую часть книги Риязуссеяхе ; после тридцатилетнего
путешествия в 1242 году хиджры (1827-1828) в Ширазе Хадаигус-сеяхе , а после
тридцатисемилетнего путешествия в 1248 году хиджры (1832) Бустанус-сеяхе .
После написания последней книги он путешествовал еще три года, то есть
путешествия Ширвани продолжались около сорока лет. Наиболее достоверные
сведения о последних днях жизни можно найти в книге Масумалишаха Пути правды .
Масумалишах передает рассказ своего старшего дяди Гаджи Мухаммедтаги; согласно
этому рассказу, когда Ширвани в последний раз с женой приехал в Аравию, он тоже
был с ними; далее он говорит, что Ширвани заболел и умер по дороге в Мекку
вблизи города Джидда; и тогда он, а также другие его спутники и жена
путешественника привезли его тело в Джидду и похоронили на городском кладбище
Умана-Гава. По календарю хиджры-гамары год (лунный) начинается с марта. Точная
дата месяц и число смерти Ширвани неизвестны. Но вероятнее всего, он умер в
1838 году. Ширвани был не только географом-землепроходцем. В его трудах
содержатся интересные сведения по истории, этнографии, философии народов
Востока. Ширвани был также поэтом. В литературе он выступает под псевдонимом
Темкин, что значит в переводе сдержанный , терпеливый . Труды Ширвани высоко
оценены учеными России, Индии, Англии, Франции, Ирана, Турции, Афганистана и
других стран. В Индии и Индонезии его имя носят музей и библиотека, в Саудовской
Аравии (в Мекке и Джидде) географическое общество; в Ширазе (Иран) есть улица
имени Ширвани.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rgo.ru