Одорико Матиуш
Одорико Матиуш
Одорико
Матиуш (~1274-1331) монах-францисканец и путешественник по Азии. В 1318-1330
годах в качестве миссионера предпринял большое путешествие по Азии. Первым из
европейцев достиг Тибета. Первые достоверные и достаточно обстоятельные
сведения о странах и народах Центральной Азии и Дальнего Востока начали
поступать в Европу лишь в эпоху монгольских завоеваний. Эти сведения приносили
купцы и католические монахи, которые по поручению папы римского и европейских
монархов отправлялись во главе дипломатических миссий в ставку монгольских
ханов в Каракоруме или к императорскому двору в Пекине. Эти миссии имели как
политико-разведывательный, так и торговый характер, поскольку в руках
монгольской феодальной верхушки находился контроль над важнейшими мировыми
торговыми путями и, кроме того, накапливалась огромная военная добыча. В их
ставки, превратившиеся в обширные рынки, спешили купцы-конкуренты со всех
концов света, особенно из стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и
Юго-Восточной Азии. Для монахов и купцов, как известно, двери легче
открывались, чем для других путешественников, поэтому их странствия завершались
более или менее успешно. Многие из этих первопроходцев благодаря собранным ими
ценным географическим сведениям вошли в историю познания Земли. Ореолом
величайшего путешественника до эпохи Великих географических открытий окружено
имя венецианского купца Марко Поло, на которого ссылаются авторы, занимающиеся
историей географического изучения Земли. В их работах часто встречается и имя
другого замечательного путешественника Одорико Матиуша. Добытые им сведения о
странах и народах Азии, очищенные от небылиц и неточностей, как и материалы
Марко Поло, были использованы в последующем знаменитыми картографами, в том
числе венецианцем Фра Мауро. Одорико Матиуш (Одерих Матиусси) родом чех.
Родился он около 1274 года (по другим данным, на 12 лет позже) в деревушке
Вилла-Нова близ города Порденоне в исторической области Фриули (ныне входит в
состав итальянской провинции Удине). От этих названий произошли и другие два
имени, под которыми он известен: Одорико Порденоне и Одорико Фриульский. Край,
где родился Матиуш, в то время принадлежал Чешскому королевству и был больше
связан со славянскими землями, чем с Италией. Отец будущего путешественника
служил в местном гарнизоне, но сына привлекала деятельность проповедника
христианства, и он вступил в ряды монашеского ордена францисканцев. Свою миссию
в качестве странствующего проповедника Матиуш начал в 1316 году или чуть позже.
Он не получил образования. В какой-то мере этим, быть может, и объясняется, что
он часто принимал на веру небылицы и легенды.
Склонен
он был и к преувеличениям. Впрочем, и то и другое в определенной степени
свойственно многим путешественникам средневековья. Но сознательных вымыслов у
Одорико нет. Известный английский историк географических исследований Бейкер
пишет, что если Одорико и пересказывал чьи-то побасенки, то отмечал и важные
реальные факты. Потому-то работы его стали важнейшим документом того периода
сношений Европы с Востоком. Маршрут Матиуша начался от стен Константинополя,
тогдашней столицы Византийской империи, стоящей на трансперсидском торговом
пути с конечным пунктом в Ормузе. От Константинополя Матиуш прошел к Трапезунду
(ныне Трабзон на северо-востоке современной Турции). Миновав затем Эрзурум,
Одорико попал в Тавриз (Тебриз в Иранском Азербайджане). Этот крупнейший в
средние века азербайджанский центр произвел на чешского путешественника большое
впечатление богатством и красочностью базаров, роскошью странноприимных домов,
великолепием мечетей и медресе. Одорико называет Тавриз лучшим городом на свете
. Отмечая выгодное положение города на большом торговом пути, он говорит, что
весь мир шлет ему товары . Следующий пункт маршрута город Кашан в центральной
части Ирана, место, где изготовлялись удивительные по красоте изразцы, которыми
до сих пор блещут самаркандские и бухарские памятники старины. От Кашана
путешественник направился на юг Ирана к городу Персеполю (по-гречески город
персов ). Сооруженный в V--VI веках до н. э., он был когда-то известен
роскошной царской резиденцией с многоколонными залами, великолепной парадной
лестницей, на скульптурных рельефах которой были изображены народы, покоренные
хеменидами. Дальнейший путь Матиуша пролегал в Багдад, тогдашнюю столицу одного
из уделов державы Хулагйдов, а затем в Ормуз, находившийся на берегу пролива,
соединяющего Персидский и Оманский заливы Аравийского моря. Ормуз был главным пунктом
торговых связей стран Среднего и Ближнего Востока с Индией. Одорико обращает
особое внимание в этом шумном и пестром восточном городе на конструкцию
кораблей, отмечая, что скреплены они только бечевками. На Одном из этих судов,
говорит путешественник, я плыл сам и не мог там найти ни кусочка железа .
Весной 1321 года Матиуш морским путем попадает в район Бомбея. Индия,
записывает он, оказалась не островом, а землей, сильно опустошенной татарами
(монголами) . Попытка францисканца развернуть здесь проповедническую
деятельность не увенчалась успехом. В Индии сосуществовали многие религии:
мусульманство, активно поддерживаемое фанатичными правителями, брахманизм со
свойственным ему жестоким ритуалом жертвоприношений и множество разных форм
анимизма и идолопоклонства.
Одорико
поразил здесь обычай сожжения вдов с умершими мужьями. Местные христианские
(несторианские) общины подвергались гонениям. Одорико вскоре покидает эти
места, взяв направление на юг и затем вдоль Малабарского берега, известного
своей торговлей перцем. Этот товар арабы вывозили отсюда в Аден. На Малабарском
берегу Одорико опять встретил старые несторианские центры, но и здесь он
убедился в бесполезности своей миссионерской деятельности. Всегда интересуясь
природными особенностями, он отметил, что в здешних лесах водится множество
хищных зверей и обезьян. Самую южную оконечность Индостанского полуострова
путешественник обогнул на большом корабле, вмещавшем 700 человек. Заглянув
попутно на Цейлон (Шри Ланка), он направился затем к крупному индийскому
портовому городу Мадрасу. Коромандельское побережье, где находится Мадрас,
привлекало арабских, китайских и других торговцев, вывозивших отсюда
ароматические травы, oрубины, жемчуг. Местное население тоже находилось под
властью монголов и с 70-х годов XIII века посылало им дань. Одорико привлекал в
Мадрас прах апостола Фомы, которому он, как ревностный христианин, хотел
поклониться. Любопытен в связи с этим рассказ Матиуша, представляющий собой
яркую картину жизни и обычаев того времени. Над останками христианского святого
...высился храм с множеством кумиров, из которых один, исполинского вида, весь
в золоте и драгоценных камнях, с богатейшим ожерельем, был поставлен на не
имеющем цены престоле . Далее путешественник пишет; Язычники поклоняются этому
богу, лежат перед ним в пыли, колются острым оружием, чтобы сделать ему
угодное; иные на коленях ползут из дому к удивительному идолу, жертвуя ему все,
что только дорого. Раз в году славного кумира возят на колеснице. Впереди
шествуют девственницы, богомольцы, прибывшие издалека, больные, певцы. Изуверы
бросаются под колеса повозки и гибнут . Из Мадраса после 50-дневного плавания
Матиуш прибыл на Большие Зондские острова. Он первым из европейцев упоминает
Суматру. Здесь я, говорит Одорико, начал терять из виду Полярную звезду, так
как Земля ее заслоняла . Из этой фразы нетрудно понять, что нашу планету
наблюдательный чешский путешественник средневековья представлял себе в виде
шара. Суматру он миновал морским путем с восточной стороны и оказался в порту Семаранг
на острове Ява. Он отметил пышную тропическую природу острова, роскошь построек
местных владык. Далее на пути монаха-путешествевнника оказался Борнео
(Калимантан), крупнейший из островов Большого Зондского архипелага. Рассказывая
о нем, Одорико, в частности, подробно описывает саговую пальму, из густого
клееобразного сока которой приготовляют муку и другую пищу .
Он
говорит также о духовых ружьях, которыми пользуются на охоте жители острова
(имеются в виду духовые трубки со стрелами). С Борнео Матиуш направляется в
Индокитай, но долго там не задерживается. Снова долгий морской переход. И вот
наконец сын Средиземноморья ступил на китайскую землю, высадившись, очевидно, в
Макао. Уже с первых шагов на этой земле он обращает внимание на то, что она богата
хлебом, вином, рисом, мясом, рыбой и другими продуктами. По широкой извилистой
реке Жемчужной рукаву дельты Сицзяна он поднимается к Кантону (Гуанчжоу),
одному из древнейших городов и важнейших портов страны. Долины Жемчужной и
Сицзяна густо заселенный сельскохозяйственный район. Гость из далекой Европы,
считавший Венецию образцом большого города, был поражен размерами Кантона,
который, по его оценке, в три раза больше Венеции. Монах наблюдает кипучую
жизнь города и среди прочего отмечает: Во всей Италии нет такого количества
кораблей, сколько их в одном этом городе . Он сравнивает и другие города Южного
Китая с итальянскими. Величайшим городом в мире называет Матиуш Ханчжоу
(Катусай), подобно Венеции расположенный на берегу морского залива. Город имеет
[00 миль в окружности, пишет Одорико, и насчитывает более 12 тысяч мостов . В
те времена этот крупнейший торговый и ремесленный центр Китая славился, в
частности, шелками. На побережье Южного Китая Матиуша заинтересовал любопытный
способ рыбной ловли с помощью бакланов больших водоплавающих птиц. Привязанного
веревкой баклана спускают на воду; тот ныряет, хватает рыбу, но проглотить ее
не может, так как на шею ему надето узкое кольцо. Когда птица появляется на
поверхности, улов у нее в буквальном смысле вытаскивают из горла. Одорико
посетил ряд других больших городов Южного Китая, в том числе Нанкин. Отсюда по
Великому каналу он добирается до Хуанхэ. Река проходит через самую середину
Китая, пишет он, и, когда разливается, производит громадные разрушения, подобно
реке По у Феррары . По Великому каналу Матиуш прибыл в конечный ПУНКТ своего
путешествия Пекин, тогдашний Ханбалык (город хана). В Пекине он прожил три
года, много узнал о Китае и китайцах нового, о чем не пишет даже Марко Поло. Он
рассказывает, например, о том, что признаком знатности у мужчин служат длинные
ногти, а у красивых женщин... маленькие ножки, по этой причине матери, как
только у них рождаются девочки, так сильно перевязывают им ступни, что те более
не растут . Впервые Матиуш описал и судоходство на Великом канале. Вместе с
другими католическими монахами, находившимися в Пекине, Матиуша по праздникам
приглашали в императорский дворец.
Наблюдая
придворную жизнь, он отмечает, что у престола богдыхана, проявляющего большую
веротерпимость, толпятся и молятся за него люди разных народностей и
вероисповеданий христиане, магометане, буддисты, даосисты, последователи
Конфуция и другие; Но Одорико понимал, что дело не столько в веротерпимости
хана, сколько в его хитрости. Окружая себя представителями покоренных народов,
позволяя им молиться за свыше данного владыку , формируя из них свою гвардию,
делившуюся на подразделения по языку, происхождению и религии и тем самым
разобщенную, великий хан обеспечивал прочность своего трона. Любопытна картина
тронного заседания. Одорико говорит и о порядке его ведения, и о степени
близости каждого человека из окружения богдыхана к своему владыке. Необычен
блеск их одежд, головных уборов. Четыре секретаря, сидящие у ног Хубилая,
тщательно записывают каждое его слово. Раболепно склоняется перед владыкой
тысячная придворная толпа. В столице богдыхан живет лишь зимой. Летом же весь
двор переселяется на север, в его родную Монголию. Есть у Одорико некоторые
сведения об административном устройстве страны, средствах связи, организованной
монгольскими правителями. Вся империя делится на 12 частей. Везде имеются
подставы и гостиницы. Если донесение очень срочное, гонцы передвигаются на
быстро бегающих верблюдах дромадерах, а не на лошадях. Приближаясь к подставе,
гонец трубит в рог, и из гостиницы сразу же выезжает следующий гонец. Таким
образом донесение доставлялось великому хану вместо месяца за один день.
Приносили известия и скороходы. Подставы для них располагались через каждые три
мили. (Скороходы носили пояса с колокольчиками, звон которых извещал об их
приближении.) В обратный путь Одорико отправился через провинции Шаньси,
Сычуань и через Тибет самбе высокое и обширное в мире нагорье, отличающееся
крайней суровостью климата. Жители этой страны живут в шатрах из черного
войлока , пишет он, имея в виду кочевников-скотоводов. Одорико интересуют
своеобразный быт и религия тибетцев ламаизм, то есть северная ветвь буддизма,
приближенного к местным, сходным с шаманскими верованиям. Его многое удивляет,
вызывает в душе различные чувства. Он. например, не может спокойно смотреть на
то, что людей в Тибете не хоронят, как принято у христиан, а, разрубив на
части, оставляют на съедение священным птицам грифам. Одорико, по-видимому,
посетил Лхасу (у него Гота) столицу Тибета, и если не был первым европейцем,
побывавшим в ней, как считает английский исследователь Бейкер, то по крайней
мере первым ее описал. Обобщая свои наблюдения о Лхасе, Одорико говорит: Их
главный город очень красив и построен весь из белого камня, а его улицы хорошо
вымощены .
Точных
сведений о пути Одорико на родину из Тибета нет. Из-за преждевременной кончины
он не успел ничего об этом рассказать. Предполагают, что он шел через Кабул
(Афганистан), затем Хорасан (Северный Иран), Тебриз, а оттуда прежним маршрутом
в Венецию. На родину он вернулся через четырнадцать с половиной лет изнуренным
и больным человеком . В мае 1330 года Одорико продиктовал в Падуе
собрату-монаху рассказ о своих путевых наблюдениях и приключениях, а в самом
начале 1331 года поехал с незаконченным отчетом к римскому папе. Однако на пути
14 января в Удинесском монастыре он скончался. Здесь же, в монастыре, в
присутствии множества людей его похоронили под алтарем как святого, хотя
приобщили к лику святых значительно позже. Венецианский скульптор Филиппо де
Санти изваял на его могиле мраморный памятник.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rgo.ru