Будда
Будда
Гаутама Будда, чье первоначальное имя было
принц Сиддхартха Гаутама, был основателем буддизма, одной из величайших религий
мира.
Сиддхартха был сыном царя, правившего в
городе Капилавасту, расположенном на севере Индии на границе с Непалом.
Сиддхартха, происходивший из царского рода Гаутама племени шакьев,
предположительно, родился в 563 году до н.э. в городе Лумбини, расположенном в
пределах современных границ Непала. В шестнадцать лет он женился на своей двоюродной
сестре, которой было столько же лет, сколько и ему.
Принц Сиддхартха рос в роскошном царском
дворце, однако он не стремился к материальному комфорту. Он чувствовал глубокую
неудовлетворенность своей жизнью. Он видел, что большинство людей вокруг были
бедны и постоянно страдали от нужды. Даже те, кто был богат, часто были
разочарованы в жизни и несчастливы, и все вокруг были подвержены болезням и в
конце концов умирали. И, естественно, Сиддхартха начал задумываться о том, что
в жизни должно быть нечто большее, чем временные наслаждения, которые слишком
быстротечны перед лицом страданий и смерти.
Когда ему исполнилось 29 лет, это было
вскоре после рождения его первого сына, Сиддхартха решил, что он должен
покончить с той жизнью, которой он жил, и целиком и полностью посвятить себя
поискам истины. Он покинул дворец, оставив там свою жену, новорожденного сына,
все свои земные сокровища, и стал странником, у которого в кармане не было ни
гроша. Какое-то время он учился у некоторых известных святых того времени, но,
овладев всеми тонкостями их науки, он понял, что она не является панацеей для
решения проблем, которые ставит перед человеком сама жизнь.
В то время было широко распространено
мнение, что чрезмерный аскетизм является путем к истинной мудрости. Поэтому
Гаутама попытался стать аскетом и в течение нескольких лет подвергал себя
голоду и умерщвлению плоти. В конце концов он, однако, понял, что, истязая свое
тело, он только затуманивает свой мозг и что это ни на шаг не приблизило его к
истинной мудрости. Поэтому он снова начал нормально питаться и покончил с
аскетизмом.
Ведя уединенную жизнь, он пытался решить
проблемы человеческого существования. В конце концов в один из вечеров, когда
он сидел под гигантским фиговым деревом, все части головоломки, казалось,
сошлись в одно. Сиддхартха провел всю ночь в глубоком раздумье, а когда
наступило утро, он осознал, что нашел ключ к решению проблем и что он стал
"Буддой", т.е. "человеком просветленным".
В это время ему было 35 лет. На протяжении
оставшихся 45 лет своей жизни он путешествовал по северной Индии, проповедуя
свою новую философию всем, кто хотел его слушать. Когда он умер, а это
случилось в 483 году до н.э., у него были тысячи новообращенных. Хотя его слова
не были записаны на бумаге, его ученики сумели запомнить многое из его учения,
и оно передавалось последующим поколениям в устной форме.
Главное учение Будды можно суммировать в
том, что буддисты называют "Четыре благородных истины": первая -
человеческая жизнь по своей природе - несчастливая жизнь; вторая - причиной
несчастливой жизни являются человеческий эгоизм и желания; третья - с эгоизмом
отдельного человека и его желаниями можно покончить; конечная стадия, когда
сводятся на нет все желания и стремления, носит название "нирвана" (дословно
"затухание", "угасание"); четвертая истина - способ, с
помощью которого можно избавиться от эгоизма и желаний, называемый "Путь
восьми дорог": правильные убеждения, правильное мышление, правильная речь,
правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное
отношение к обязанностям, правильная медитация. Можно было бы добавить, что
буддизм - религия, открытая для всех, вне зависимости от расы, и что в отличие
от индуизма он не признает разделения на касты.
Какое-то время после смерти Гаутамы новая
религия распространялась медленно. В III веке до н.э. великий индийский
правитель Ашока был посвящен в буддизм. Его поддержка обеспечила быстрое
распространение влияния буддизма и его догм в Индии, а также в соседних
странах. Буддизм распространился на юг - на Цейлон и в восточном направлении -
в Бирму. Оттуда он распространился на всю Юго-Восточную Азию, Малайзию и
территорию, которая сегодня является Индонезией. Буддизм распространился также
на север, непосредственно в Тибет, и на северо-запад - в Афганистан и
Центральную Азию. Он получил наибольшее распространение в Китае, а потом
распространился в Корее и Японии.
В самой Индии новая вера начала приходить
в упадок после 500 года до н.э. и совсем исчезла после 1200 года н.э. В Китае и
Японии, напротив, буддизм остался в качестве главной религии.
В течение многих столетий он остается
основной религией в Тибете и странах Юго-Восточной Азии.
Учение Будды не нашло письменного
отображения еще в течение нескольких столетий после его смерти, и нетрудно понять,
что его движение раскололось на различные течения. Двумя основными ветвями
буддизма являются ветвь Тхеравади, доминирующая в Южной Азии и рассматриваемая
большинством западных ученых как самая близкая к первоначальному учению Будды, и
ветвь Махаяны, получившая широкое распространение в Тибете, Китае и Северной
Азии.
Будда, как основатель одной из главных
религий мира, безусловно, претендует на одно из первых мест в нашем списке. Но
поскольку в мире насчитывается только около 200 миллионов буддистов по
сравнению с 500 миллионами мусульман и миллиардом христиан, вполне очевидно,
что Будда оказал влияние на меньшее число людей, чем Иисус или Магомет. Однако
различие в численности может ввести в заблуждение. Одной из причин, почему
буддизм постепенно сошел на нет в Индии, является то, что индуизм вобрал в себя
многие его идеи и принципы. В Китае, аналогично, большое число людей, которые
не называют себя буддистами, находятся под сильным влиянием буддистской
философии.
В буддизме заложено гораздо больше
пацифистских идей, чем в христианстве или исламе. Ориентация на ненасилие
играет значительную роль в политической истории буддистских стран.
Часто говорят, что если бы Христу пришлось
вернуться на землю, он был бы шокирован многим из того, что вершилось его
именем, и его бы ужаснула кровавая борьба между различными религиозными
сектами, члены которых называют себя его последователями. Будда также, без
сомнения, поразился бы, узнав, сколько различных доктрин представляют себя в
качестве буддистских. Несмотря на то, что в буддизме много направлений и между
ними имеются существенные различия, в буддистской истории нет ничего, что хотя
бы отдаленно напоминало кровавые религиозные войны, которые велись в
христианской Европе. В этом отношении, по крайней мере, учение Будды оказало
гораздо большее воздействие на своих последователей, нежели христианское
учение.
Будда и Конфуций оказали приблизительно
равное влияние на мировое развитие. Оба они жили примерно в одно и то же время
и число их приверженцев не слишком отличается одно от другого.
Я склонен оценить Будду выше Конфуция по
двум причинам. Первая из них - приход коммунизма в Китай, как мне это
представляется, значительно ослабил влияние Конфуция. И вторая причина: то, что
конфуцианство не получило широкого распространения за пределами Китая,
свидетельствует о том, насколько тесно идеи Конфуция переплелись с
существовавшими ранее в Китае представлениями. С другой стороны, буддистское
учение ни в каком отношении не является повторением предшествующей индийской
философии, и буддизм распространился далеко за пределами Индии благодаря
оригинальности концепции Гаутамы Будды и большой притягательной силе его
философии.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zvezdi-oriona.ru/