Джигарханян Армен Борисович
Джигарханян Армен Борисович
Народный артист СССР
Родился 3
октября 1935 года в Ереване. Армен Джигарханян - армянин по крови, по рождению,
воспитанию. Его родственные корни уходят в глубинные пласты этой древней земли.
Он знает и любит историю своего народа, в высокой степени обладает национальным
самосознанием.
Отца он совсем
не знал: когда Армену было два-три месяца, отец оставил семью, и Армен впервые
увидел отца в шестнадцать-семнадцать лет. Армена воспитывал отчим, мудрый и
добрый человек.
Актером Армен
мечтал стать с детства. Любовь к театру, если искать какие-то наследственные
корни, у Армена от мамы, Елены Васильевны. Она была заядлой театралкой и не
пропускала ни одного драматического или оперного спектакля. С ранних лет стала
водить в театр и Армена. Театр и футбол - эти две привязанности у Армена
сохранились на всю жизнь. К моменту окончания школы сформировалось твердое
решение стать артистом. Маму его решение не удивило. Она сказала, что Армен с
детства всегда кого-то изображал. Детство его прошло, как теперь говорят, в
русскоязычной среде. Его бабушка много лет прожила на Кубани, Армен рос у нее
на руках. Мама хорошо владела русским, она отвела сына в русскую школу.
Армянский язык "пришел" через улицу, а потом и институт. Армен хотел
играть на русской сцене. После школы в 1953 году он поехал в Москву поступать в
ГИТИС, но дело ограничилось собеседованием - не понравился сильный акцент. Была
огромная обида и огорчение. Армен уехал, и год проработал в родном городе
осветителем на киностудии. Одновременно готовился поступать в Ереванский
театрально-художественный институт. В 1954 году он поступил в институт на курс
к знаменитому режиссеру Вартану Аджемяну, руководителю театра имени Г.Сундукяна.
Набор оказался
слишком велик, и группу пришлось поделить на две части. Аджемян оставил себе
тех, кого считал наиболее способными, остальных отдал другому педагогу. Армен
попал во вторую группу. Там он встретился с Арменом Карапетовичем Гулакяном -
своим учителем в искусстве, уроки которого помнит и по сей день. Гулакян научил
Армена относиться к профессии как к ремеслу, как к мастерству; он часами
рассказывал о Москвине, Тарханове, Михаиле Чехове; а в Армении он был одним из
верных проповедников "системы" Станиславского, может быть, в
национальном преломлении. Работа Армена в театре началась с первого курса
института. Его знакомый актер, работавший в Русском драматическом театре имени
К.С. Станиславского, куда-то ненадолго уезжал и попросил Армена сыграть два-три
эпизодика. Его взяли в спектакль "Иван Рыбаков" (по пьесе В.Гусева).
Роль была всего из четырех слов, но они запомнились на всю жизнь, потому что
это был первый выход на сцену в его жизни. Через месяц, когда друг вернулся,
Армену предложили остаться в театре и зачислили в штат с окладом в 69 рублей. В
институт ходил, в основном, на занятия по мастерству. На втором курсе Гулакян
предложил Армену роль Ленина в пьесе М.Шатрова "Именем революции".
Ему едва исполнилось двадцать лет, только еще учился ступать по сцене, - и
такая роль! Да еще на армянском языке, которым Армен тогда владел не вполне
свободно. После долгих трудов роль получилась, зрителям спектакль нравился, он
шел на сцене несколько лет. В Русском театре Армен сразу стал много играть, в
самых разных пьесах. Получал удовольствие просто от самого пребывания на сцене.
Особенно нравились сказки. Одна из первых крупных ролей - Сергей в
"Иркутской истории". Работа памятна еще и тем, что довелось быть
партнером большого мастера столичной сцены, лучшей исполнительницы роли Вальки
- Юлии Борисовой. Потом Армену посчастливилось играть с А.Н.Грибовым в
спектакле "На дне". Участие в спектаклях с такими мастерами стало
серьезной школой, и вместе с тем помогало сопоставить и оценить собственные возможности.
Театр в то время выпускал в год не менее шести-семи спектаклей, и Армен в
каждом был занят. Роли оказывались самыми разнообразными - от комедийных и
острохарактерных до трагических, от эпизодических до главных, от современных до
классических. В Русском театре Армен проработал тринадцать лет. Наиболее
крупные и важные роли Армен сыграл в спектаклях, поставленных О.Аветисян:
"Иркутская история", "Двое на качелях", "Ричард
III". "Ричард" стал последней ролью в ереванском Русском театре,
в котором прошла почти половина актерской жизни Джигарханяна. Как каждый актер,
особенно молодой, он хотел сниматься в кино. Сделал несколько попыток - не
взяли. После двух-трех проб ему дали роль молодого рабочего Акопа в фильме
"Обвал", потом - учителя Александра в фильме "На рассвете",
затем - роль в картине "Воды поднимаются", потом были еще фильмы, но
своим кинодебютом Армен считает фильм "Здравствуй, это я". Все
увидели интересную, неординарную личность, талантливого физика, нашего
современника. Как говорит сам Армен Борисович, в пьесе, сценарии, роли он ищет
прежде всего глубину, человечность характера, а потом уже профессию и прочие
проявления этого характера. В 1967 году Джигарханян из Еревана переезжает в
Москву и начинает работать в театре имени Ленинского комсомола, у А.В.Эфроса.
Эфрос ввел его сразу в три спектакля - "Судебная хроника",
"Снимается кино" и "Мольер". Потом была роль Карцева в
"104 страницах про любовь", Басаргина - в "Дыме отечества".
Но после ухода Эфроса жизнь в театре стала вялой, неинтересной. Андрей
Александрович Гончаров увидел Армена в спектакле "Мольер" и передал
приглашение встретиться. Встреча и переговоры с Гончаровым прошли успешно, и
после летних гастролей Армен перешел в театр имени Маяковского. Будучи
человеком жадным на таланты, Гончаров очень обрадовался приходу Джигарханяна.
Первой работой в этом театре стала роль Левинсона в спектакле
"Разгром". Ставил его Марк Захаров. Спектакль имел успех, покатилась
новая волна разговоров о Джигарханяне. Он вновь громогласно заявил о своем появлении
на московских подмостках. Гончаров отдал его в чужие режиссерские руки только
один раз - все свои последующие роли артист готовил с Гончаровым. Именно с
Джигарханяном режиссер поставил три пьесы, о которых мечтал многие годы:
"Трамвай "Желание"", "Бег", "Закат".
Первая
совместная работа режиссера и актера оказалась плодотворной. Артист считает
роль Стенли в пьесе "Трамвай "Желание"" одной из наиболее
для себя интересных; спектакль с успехом шел более двадцати лет. Дальше была
роль в пьесе Г.Боровика "Три минуты Мартина Гроу", Э.Радзинского
"Беседы с Сократом", "Кошка на раскаленной крыше",
"Театр времен Нерона и Сенеки". Фильм "Здравствуй, это я"
явился для Джигарханяна как бы визитной карточкой и в какой-то степени путевкой
в Москву и на всесоюзный экран. Из киноролей того времени очень интересен
Артузов в телефильме "Операция "Трест"", Костомаров
("Эхо далеких снегов"), Манагаров ("Здесь наш дом"),
Стышной ("Журавушка"), Кобозев ("Чрезвычайный комиссар"),
Азария ("Ущелье покинутых сказок"). К концу 70-х годов Армен
Борисович снялся более чем в пятидесяти фильмах. Особенно ярко выделялись роли
Овечкина ("Неуловимые мстители"), Д'Артаньяна ("Двадцать лет
спустя"), Фроловского ("Премия"), Левона Погосяна ("Когда
наступает сентябрь"), судьи Крикса ("Здравствуйте, я ваша
тетя"). Армен Борисович любит кинематограф за новое, неожиданное, за
радость человеческого общения с замечательными партнерами, но театр считает
более близким себе. "Для меня всегда домом был и остается театр",
говорит он.
В его активе более
трехсот кинематографических ролей, десятки премьер на телевидении и радио,
многие образы, созданные им на сцене и на экране, стали заметным явлением нашей
духовной жизни. Зрители и критика по праву относят их к лучшим достижениям
российского искусства.
Джигарханян
обладает широким эстетическим кругозором. Он много читает, следит за новым в
музыке, живописи, смотрит те произведения зрелищных искусств, которые несут в
себе нечто принципиально новое.
Среди людей, с
которыми Армен Борисович связан с самых ранних лет надо назвать Левона
Бадаляна, крупного ученого, интересного человека; Хорена Абрамяна, актера и
режиссера; Эдмона Кеосаяна, Никиту Симоняна... С большой симпатией он относится
к Гарри Каспарову. Всего лишь две встречи были с Уильямом Сарояном, но они
восприняты Арменом Борисовичем как целый пласт в его жизни.
Он обожает
футбол. Считает, что игрок, актер, художник и т.д. - участник спортивного
действа, своеобразного спектакля, где бушуют подлинные страсти, конфликты
возникают импровизационно, в сюжете нет заданности, а финал, в отличие от
многих театральных пьес, далеко не предугадан. Такой театр безусловно
захватывает Джигарханяна, импонирует ему.
Любимые его
актеры - Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Михаил Ульянов, Олег Ефремов,
Сергей Шакуров, Станислав Любшин, Александр Калягин. Из актеров зарубежного
кино - Анни Жирардо и Жан Габен...
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/