Эдуард Уильям Элгар (Elgar)
Эдуард Уильям Элгар (Elgar)
(1857–1934)
Английский
композитор-симфонист, крупнейший композитор Англии после Генри Пёрселла (ум.
1695). Элгар родился 2 июня 1857 в Бродхите (в Вустере). Отец служил органистом
католического храма св. Георгия в Вустере и играл на скрипке в оркестре на
ежегодных хоровых фестивалях. Элгар иногда заменял отца в церкви, а позже и в
фестивальном оркестре.
Будущий
композитор занимался скрипичной игрой и пробовал свои силы в сочинении. В 1883
его интермеццо было исполнено в Бирмингеме. Как музыкант Элгар, в сущности,
самоучка, и его вкус воспитывался в основном на сочинениях К.Ф.Э.Баха, Гайдна,
Моцарта, Мейербера и на старой английской церковной музыке; в литературе он
предпочитал Шекспира и Вольтера.
Характерный
позднеромантический стиль, который делает музыку Элгара моментально узнаваемой,
формировался постепенно. Только к сорока годам композитор получил признание и
обрел уверенность в своих силах. Важным событием на этом пути стала женитьба
Элгара в 1889 на Кэролайн Элис, дочери генерала Робертса: все лучшие сочинения
появились на свет в годы их совместной жизни, подобно поэту Дж.Мейсфилду, Элгар
был обязан своим вдохновением жене. После ее смерти в 1920 ему уже не удалось
создать ничего выдающегося.
Известность
принесли Элгару в 1890-е годы вокальные сочинения, но настоящий успех пришел к
нему после 1899, когда стала исполняться его оркестровая музыка (первыми
прозвучали "Вариации на собственную тему" – Variations on an Original
Theme, или "Энигма-вариации", Enigma Variations). Успех был закреплен
ораторией "Сон Геронтия" (The Dream of Gerontius, 1900): сначала
сочинение признали в Германии, а когда английские хормейстеры освоились с новым
музыкальным языком этого опуса, то и на родине автора. За первой ораторией
последовали еще две: "Апостолы" (Apostles, 1903) и "Царство
Божье" (The Kingdom, 1906); Первая симфония ля-бемоль мажор (1908);
скрипичный концерт си минор (1910); Вторая симфония ми-бемоль мажор (1911) и
шедевр Элгара – симфонический этюд "Фальстаф" (Falstaff, 1913). Эти
произведения, а также интродукция и аллегро для струнных (1905) и концерт для
виолончели с оркестром ми минор (1919) в полной мере обнаружили масштабы
дарования композитора. В широкой слушательской среде Элгара знали прежде всего
по его великолепному маршу "Страна надежды и славы" (The Land of Hope
and Glory) из цикла "Торжественные и церемониальные марши" (Pomp and
Circumstance marches).
Хотя
английские меломаны не спешили с признанием Элгара и Бернарду Шоу (выступавшему
в печати в качестве концертного и оперного рецензента) не нравилась музыка
этого композитора, пришло время, когда ситуация изменилась. В 1904 впервые в
театре «Ковент-Гарден» состоялся Элгаровский фестиваль; Элгара избрали также в
члены престижного литературного клуба «Атеней», и в июле того же года он был
возведен в рыцарское достоинство. Позже Элгар получил еще ряд почетных наград и
звание профессора. В годы Первой мировой войны им был написан ряд сочинений
камерно-инструментальных жанров и трагический виолончельный концерт. В конце
жизни Элгару было пожаловано звание Королевского музыканта (Master of King's
Music), а в 1931 – титул баронета.
Оркестровки
органной фантазии и фуги до минор Баха (1921–1922) и увертюры ре минор Генделя
(1923), "Колыбельная сюита" (The Nursery Suite, 1931) и произведение
для духового оркестра под названием "Строгая сюита" (Severe Suite,
1930) свидетельствуют о том, что Элгар продолжал работать и после 1920. К
75-летию со дня рождения композитора радиостанция Би-би-си заказала ему новую
симфонию, однако это сочинение, как и задуманная опера "Испанская
дама" (The Spanish Lady), остались незаконченными.
Умер
Элгар в Вустере 23 февраля 1934.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/