Дезидерий Эразм Роттердамский
Дезидерий Эразм Роттердамский
Перевезенцев С. В.
Имя
Эразма Роттердамского (ок.1469—1536 гг.) стало своего рода символом Эпохи
Возрождения. В самом деле, человек выдающегося литературного таланта и огромнейшего
трудолюбия, Эразм Роттердамский еще при жизни был назван "королем
гуманистов", став как бы общеевропейским лидером гуманистического
движения.
Настоящее
его имя — Герхард Герхардс (Дезидерий Эразм — это латинское прочтение). Родился
он в нидерландском городе Роттердаме и был незаконнорожденным сыном священника
и его служанки. Еще в молодости он принялся серьезно изучать теологию,
философию, литературу, историю. В 1492 году он был возведен в сан священника,
обязанности которого исполнял в течение восьми лет.
В
конце XV века Эразм оказался в Лондоне, где встретился с членами
гуманистического кружка Джона Колета. Участие в этом кружке несомненно оказало
значительное влияние на становление мировоззрения нидерландского мыслителя.
Впоследствии
Эразм Роттердамский проживал в различных европейских странах. Практически все
свое время он посвящал литературным занятиям. Одним из важнейших результатов
его трудов стало издание Нового Завета: в 1519 году — на греческом языке, а в
1519 — в переводе Эразма на латинский язык. Новый перевод Эразма Роттердамского
заменил старый латинский перевод ("Вульгату"), изобилующий
многочисленными ошибками. Столь же большое значение имели и новые исправленные
издания сочинений Отцов Церкви — Аврелия Августина, Дионисия Ареопагита,
Василия Великого, Оригена и других, чем Эразм занимался в течение последних
двадцати лет жизни (с 1516 по 1536 гг.).
И,
конечно же, важную роль в развитии европейской общественной мысли сыграли
произведения самого Эразма, ставшие очень популярными — "Оружие
христианского воина" (1503 г.), "О свободе воли" (1524 г.) и
другие. А наибольшую известность получила его знаменитейшая "Похвала
глупости" (1509 г., издана в 1511 г.).
Дезидерий
Эразм Роттердамский никоим образом не вписывается в классический образ
философа-ученого, всего себя отдающего познанию мудрости этого мира. Наоборот,
можно сказать, что его философская деятельность посвящена была поиску ответа на
вопрос, заданный еще апостолом Павлом — "Не обратил ли Бог мудрость мира
сего в безумие?" (1 Кор., 1:20). И практически вся предшествующая традиция
схоластической философии, которая пыталась с помощью разума трактовать вопросы
веры, Эразму и представляется тем самым "безумием".
Поэтому
в большинстве своих сочинений, а особенно в "Похвале глупости", Эразм
Роттердамский с присущими ему сарказмом и иронией выводит образы
философов-схоластов, "почитаемых за длинную бороду и широкий плащ, которые
себя одних полагают мудрыми". "А ведь природа посмеивается свысока
над всеми их догадками, — горестно заключает Эразм, — и нет в их науке ничего
достоверного".
По
мнению Эразма мудрость заключается вовсе не в многознании, к которому стремится
человеческий разум, но в возвращении в простоте Христовой Благой Вести,
заключенной в Евангелие. Из этого убеждения и рождается идея "философии
Христа" (или "христианский гуманизм"), которую проповедовал
"король гуманистов".
В
"философии Христа" Эразм Роттердамский напрямую связал
гуманистические взгляды своих предшественников с христианским вероучением,
считая, что истинный смысл гуманизма Эпохи Возрождения — обновление
человеческой природы путем возрождения Христовых заповедей в душе всякого
человека. "Что есть философия Христа, которую Он Сам называет
возрождением, если не обновление природы, сотворенной благой? — спрашивает
Эразм. Следовательно, искренняя вера, истинная христианская любовь, истовая
надежда на спасение — все это и составляет суть "философии Христа".
С
другой стороны, Эразм наполняет христианским содержанием многие гуманистические
лозунги. Так он толкует популярную в Эпоху Возрождения "апологию
наслаждения". Для Эразма истинное наслаждение состоит в отказе от
удовольствий земных, телесных. Более того, речь у нидерландского мыслителя идет
об иноческой жизни, монашеском презрении к миру, как об идеале земного
существования. А смысл борьбы с мирскими наслаждениями в одном — надежда на
обретение неизмеримо больших, а именно, духовных, наслаждений. Ибо единственное
истинное наслаждение состоит в духовном воссоединении с Богом.
Наиболее
ярко философский дух концепции "христианского гуманизма"
прочитывается в "Похвале глупости". Зачастую эту работу Эразма
трактуют очень прямолинейно, находя в ней критику чуть ли не самой христианской
веры. На самом деле, вся "Похвала глупости" проникнута только одним
пафосом — пафосом осмеяния "безумия" мира сего во имя "немудрого
Божиего".
Впрочем,
истинный смысл слов Эразма увидеть не так уж просто. Дело в том, что он с
истинно сократической иронией показывает читателям всю многомерность и
неоднозначность понятия "глупость". Само это сочинение Эразма и
написано от лица "Глупости", которая как бы похваляется своей
распространенностью в мире. Более того, создается впечатление, что именно
"глупость" миром-то и правит.
И
тем не менее, после чтения "Похвалы", становится вполне понятно, что,
в толковании Эразма, под "глупостью, в принципе, понимаются два разных
явления. С одной стороны, "глупость" — это желание человека познать
весь мир в его полноте и стать чуть ли не выше Бога. В сочинении Эразма
выведены удивительные образчики таковой "глупости" — это и ученые, и
правители, и священнослужители, и даже сама Церковь . И в данном случае
"глупостью" можно считать все, что стремится быть выше и лучше Бога,
но растворяется в безумии мира сего.
Но
есть другая "глупость" — "глупость" искренней веры.
"Среди глупцов всякого города наиболее безумными кажутся те, кого
воодушевляет христианское благочестие..." Что же это такое, если не
помешательство?" — спрашивает Эразм. Но оказывается, что эта
"глупость" может считаться помешательством только тогда, когда на нее
смотрят с позиции мирского "безумия". И недаром высшим проявлением
таковой "глупости" становится "глупость небесная",
"когда человек в краткие миги беспамятства и безумия вдруг соединяется с
Богом", а потом, вернувшись в сознание, скорбит "о том, что снова
образумился".
В
принципе, главной идеей Эразма был призыв к очищению — гуманистический идеал
человека воплотим в жизнь лишь тогда, когда сам человек в простоте и
искренности веры максимально приблизится к образу Христа. Именно этот тезис
лежал в основе критического отношения Эразма и к социально-политической
действительности тогдашней Европы, и к нравственному состоянию людей, и к роли
Церкви, которая, по мнению Эразма, слишком отдалилась от идеала первой,
апостольской Церкви .
Эразм
Роттердамский оказал столь многомерное влияние на западноевропейское сознание
своего времени, что уже при своей жизни вызывал различную реакцию. Церковь и
преследовала его, и привечала, научный мир и спорил с ним, и восхищался его
талантом. Мартин Лютер, с его идеей реформации веры и Церкви , очень близкой по
сути идеям Эразма, жестоко и жестко спорил с "королем гуманистов". Да
и до сих пор, сочинения Эразма оцениваются неоднозначно.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/