Коррекция нарушений при дезартрии

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    108,74 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коррекция нарушений при дезартрии

Коррекция нарушений при дизартрии

 

 

Оглавление

 

Оглавление...................................................................................................... 1

ГЛАВА II.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................................................................... 2

2.1. Организация исследования...................................................................... 2

2.2. Результаты исследования......................................................................... 7

2.3. Рекомендации......................................................................................... 10

БИБЛИОГРАФИЯ......................................................................................... 28

Приложение................................................................................................... 29


ГЛАВА II.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


2.1. Организация исследования.


Констатирующий эксперимент был проведен на базе дошкольного учреждения № 358 «Дубравушка» Приволжского района города Москвы. В нём применяются новые и нетрадиционные методы обучения, создана хорошая база для успешного осуществления процесса обучения и его дальнейшего совершенствования.

Работа над работой поставила перед нами один, но очень важный вопрос: как развивается речь старших дошкольников с дизартрией в результате обучения их пересказу художественных текстов?

До внедрения серии занятий по обучению пересказу в мае 2005 года была проведена диагностика состояния устной речи и навыков пересказа художественного текста дошкольников на базе дошкольного учреждения № 358. После диагностики с детьми было проведено 5 занятий по обучению пересказу. После занятий, в конце августа 2005 г., было проведено повторное исследование.

Для проведения констатирующего эксперимента была взята одна группа детей из 30 человек.

Методики обучения пересказу взяты из книги А.М.Дементьевой «Обучение пересказыванию в старших группах детского сада».

Почему выбрана именно эта программа обучения?

Сходные по направлению – программы «Детство» и «Радуга». В программе «Детство», так же, как и в программе «Обучение пересказыванию в старших группах детского сада», чётко ставятся задачи развития связной речи.

В старшем дошкольном возрасте дети с дизартрией достаточно свободно владеют устной речью. Это связано с большим (по сравнению с предыдущим периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей, умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы.

Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.

Новым приобретением ребенка становится интерес к речи как к особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Этот интерес может быть направлен на решение задач по подготовке к обучению грамоте.

В этом возрасте дети активно экспериментируют со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов.

Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитеты, сравнения, метафоры.

К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.

Главное направление в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией:

- содержательность и связность речи (диалога и монолога);

- развитие речевого творчества, выразительность речи;

- развитие индивидуальных особенностей речевой деятельности;

- подготовка к обучению грамоте.

Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является совершенствование монологической речи.

Дети с дизартрией овладевают умениями:

- пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

- понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;

- пересказывать произведения близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;

- различать литературные жанры – сказка, рассказ, загадка, пословица стихотворение;

- уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;

- читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться различными средствами интонационной выразительности, ритмом речи, логическим ударением.

В программе «Детство» очень хорошо видно значение речи и пересказа для развития ребёнка с дизартрией, почти в каждом разделе большое значение выделяют развитию словаря, а именно речи, в результате пересказывания коротких сказок.

Программа «Радуга», в отличие от других программ, не структурирована по возрастам, поэтому у детей младшего возраста с дизартрией будут возникать некоторые сложности в обучении.

На наш взгляд, эта программа наиболее сложная из всех перечисленных программ. Во-первых, ей тяжело пользоваться, а во-вторых, она ставит перед детьми более сложные задачи. На взгляд автора, «Обучение пересказыванию в старших группах детского сада» А.М. Дементьевой - наиболее подходящая для наших условий. Ей легко пользоваться, и детям с дизартрией несложно освоить объем знаний и умений, который им предлагаются в данной программе. В ней учтены все задачи для детей, в зависимости от возраста, группы и индивидуальных особенностей ребёнка.

В основу проведения вышеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня развития навыков пересказа у детей с дизартрией:

1. Выявление уровня восприятия текста.

По данному параметру анализируются следующие компоненты: насколько ребенок понял литературное произведение, его сюжет, действия героев. Могут быть следующие ошибки в восприятии: неправильно расслышал, неправильно установил логические или иные связи между сюжетом и действиями героев.

2. Выявление понимания текста, его смысла.

По данному направлению анализируются следующие компоненты: насколько ребенок понимает сюжет литературного произведения, может ли дать характеристики героям, объяснить, почему тот или иной герой совершает какие-либо действия. Возможные ошибки: неправильно определен сюжет, неправильные, неполные характеристики героев, невозможность объяснить смысл произведения, смысл действий героев.

3. Выявление объёма активного и пассивного словаря при пересказе текста.

Активный словарь – это те слова, которые ребенок употребляет при пересказе текста или беседе о тексте. Особое внимание следует обратить на те слова, которые были непосредственно в авторском тексте.

Пассивный словарь – это те слова, которые ребенок сам не употребляет, но понимает их смысл, например, при чтении произведения или при задавании наводящих вопросов.

4. Число допущенных при пересказе ошибок, их характер.

Ошибки могут быть нескольких видов.

А) пропуски частей текста. Пример: при пересказе сказки «Колобок» один из детей пропустил момент, когда колобок разговаривает с медведем.

Б) перестановки сюжетных моментов произведения относительно друг друга. Пример: при пересказе сказки «Гуси-лебеди» одна девочка сказала, что героиня сказки сначала пришла в избушку к бабе-яге, а потом к печке и к яблоньке.

В) неточности в именах героев, придумывание новых имен, новых сюжетных линий. Пример: при пересказе сказки «Гуси-лебеди» мальчик начал рассказывать про колобка.

5. Выявление состояния грамматического строя речи детей с дизартрией при пересказе.

В данном случае анализируется правильность построения предложений, правильность словообразования, правильность воспроизведения авторских слов и словосочетаний, легкость построения предложений. 6(41)

Детям с дизартрией на пяти занятиях было прочитано 5 русских народных сказок, адаптированных А.М.Дементьевой (см. Приложение № 1). На первом и на последнем занятии были проведены контрольные срезы навыков детей по пересказу художественного текста. Все полученные данные заносились в таблицу, где можно отметить следующие характеристики уровня навыков пересказа у детей:

1) уровень понимания текста по 10-балльной шкале

2) полнота пересказа текста, количество пропусков событий по 10-балльной шкале

3) количество перестановок событий и искажения смысла текста по 10-балльной шкале

4) способность самостоятельно пересказывать текст без вопросов и помощи воспитателя по 10-балльной шкале

5) способность ребенка передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц по 10-балльной шкале.

Таким образом, оценка каждого ребенка с дизартрией составила от 0 до 50 баллов до и после формирующего эксперимента.

Первичные данные представлены в Приложении № 2.

2.2. Результаты исследования.


По результатам анализа данных, полученных до формирующего эксперимента, можно сказать, что у большинства детей с дизартрией средний уровень развития навыков пересказа (15-35 баллов). Однако, в группе имеются дети как с низким уровнем навыков (менее 15 баллов), так и с высоким уровнем (36 баллов и более). Процентное соотношение детей с разным уровнем развития навыков пересказа можно представить в виде диаграммы:

Рис. 1. Процентное соотношение детей с дизартрией с разным уровнем развития навыков пересказа до эксперимента.

Что же касается результатов эксперимента, то доля детей со средним и высоким уровнем навыков заметно повысилась. Результаты можно представить в виде диаграммы:

Рис. 2. Процентное соотношение детей с дизартрией с разным уровнем развития навыков пересказа после эксперимента.

Если сравнить результаты исследования до и после эксперимента, то можно сделать вывод, что уровень развития навыков пересказа и связной речи после формирующего эксперимента повысился (см. Приложение № 3).

Результаты исследования могут быть представлены в виде другой диаграммы.

Рис. 4. Сравнительные результаты исследования уровня развития навыков пересказа художественного текста у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Низкий уровень развития речи (20%)

Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, при рассказывании требует помощи взрослого. Словарный запас беден. Речь недостаточно выразительная.

Средний уровень (33%)

В пересказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.

Высокий уровень (47%)

Ребенок владеет речевыми умениями. Пересказывает литературные произведения самостоятельно, правильно передает содержание, выразительно воспроизводит диалоги героев, пересказывает произведения близко к тексту. Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

2.3. Рекомендации.


Формирование связной речи, изменение её функций является следствием развивающейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления: они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок отражает посредством языка.

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание, ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей с дизартрией - одна из главных задач коррекции.

Пересказ - первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей, воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Нужно подбирать сюжеты с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

 Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной логической речи состоит, прежде всего, в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Мы останавливаем ребёнка, снова обращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали. Пересказ доступен и близок ребёнку, так как получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

 Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного, то есть, развивать их речевые умения. 16(74)

 Пересказ - это также и творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например, в народной сказке будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и статистические обороты. Подготовка пересказа включает идейно-художественный (характер) анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению (идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык).

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с дошкольниками по детской литературе. Ничто так, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вчитываться, то есть видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее.

Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает, с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой – первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у читателя при ознакомлении с текстом.

При работе с детьми используется только один вид анализа – «вслед за автором», то есть тот вид, в котором соблюдается логика развития действия. Значит, ребенка можно научить следовать логике писателя, чувствовать ее и понимать ее.

Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Можно и должно научить детей правильно отвечать на них. Ребенок должен привыкнуть к тому, что надо выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, ребенок вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью взрослого особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике. 22(55)

На четвертом году жизни и далее в речь ребенка естественным образом входят вопросы «почему?» и «зачем?». Желание познать мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствуют о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения как еще один источник познания действительности. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является вопрос «почему?».

Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными для детей, а все слова – понятными, точными, оправданными. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ.

Ребенку нельзя задавать так называемые двойные вопросы: где и почему? Кто и где? И т.д., чтобы не рассеивать внимание ребенка, а нацеливать на один, но важный и глубокий ответ.

В ходе анализа необходимо обратить внимание на художественный мир произведения, формулируя вопрос так, чтобы с их помощью этот мир раскрылся перед детьми, чтобы они заметили художественное мастерство автора.

Существуют еще так называемые наводящие вопросы, т.е. те, которые дополняют главный вопрос, помогают ребенку глубоко и целенаправленно раскрыть его.

Но взрослый должен отличать наводящие вопросы от подсказывающих, которые нельзя задавать детям, так как в них фактически содержится ответ на вопрос. Он не стимулирует аналитическое мышление, а значит, не является продуктивным.

Вопросы для анализа текста должны быть продуманы заранее. Чем глубже взрослый человек вникает в смысл читаемого, тем легче ему будет сформулировать не только главные, но и наводящие вопросы.

В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры

В волшебной сказке романтическая приподнятость событий, таинственность требует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика, структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примут присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий, о которой начал читать рассказчик. 22(92)

 В песенках-повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора к повтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояние персонажей.

 Концовка сказки- свидетельство завершения повествования. Интонация концовки -непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи.

В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдаемости. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь, а не процесс мышления, не размышления, не думанные вслух. Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отображать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые средства. Особенности развития мышления во многом определяет особенности детского словаря. Наглядно-действительное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих название предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает освоение детьми элементарных понятий.

 Связная логическая речь-это производная, преднамеренная речь: говорящий выбирает языковые средства- слова и грамматические конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства – отношения к предметам повествования.

 Обучение рассказыванию способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств.

 Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки детей приобретают в общении с окружающим. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. В группах детского сада систематически проводят занятия по расказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей.

 Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 4- 5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи. запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связанной речи детей.

Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем. Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка, Н.Кошниной.

 Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и качество текстов.

 Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями.

 Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

 Обязательное требование к языку произведения- выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребёнка самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово - произношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка - лексическую, грамматическую, фонетическую.

 При этом выполнение дошкольником задания по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребёнок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала чётко, ясно и достаточно громко.

«Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом такую задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь: помогать или находить нужные слова, выраженные, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.

 Занятия по пересказу включаются со средней группы детского сада. Большое внимание в программе уделено развитию устной речи детей. Для каждой возрастной группы определён уровень речевого развития детей , дана последовательность работы по овладению звуковой системы языка, лексикой, грамматическим строем. Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста, а уже во второй группе раннего возраста детей учат использовать в устной речи распространенные предложения.

 В средней группе дети должны овладевать правильным произношением всех звуков родной речи, совершенствуется их логическая речь, формируются навыки пересказывания и составных рассказов.

 В старшей группе совершенствуется развитие связной речи.

 В подготовительной группе воспитатель развивает отношение к устной речи как языковой действительности: он подводит их к звуковому анализу слов.

 Большое значение для развития речи детей всех возрастных групп имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное воспитателем, выразительно читать стихотворения. К 7 годам ребёнок должен овладеть диалогической и монологической речью.

 Во 2-ой младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводить их к воспроизведению текста.

 Со средней группы включаются занятия по пересказу. Обучение пересказыванию вводиться с декабря- января, но если у всех детей грамотная речь развита хорошо, занятия можно начинать хорошо.

 Задачи обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя: передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, использовать авторские слова и выражения.

 В подготовительной группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, неизученные детали в старшей группе.

 Дети продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуется умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

В средней, старшей и подготовительной группе на занятиях используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами моно - логической речи. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения на навыки, совершенствовать их.

 Дети очень нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях.

 Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей, при рассказе, на что обращать внимание ребёнка. Задача воспитателя – научить ребёнка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

 В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка был понятен слушателям, то есть, чтобы все его части были взаимообусловлены. Важным условием для условия связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, так как характерные недостатки детских рассказов – однообразно используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей, предложений и даже целых фраз и т.д. 22(51)

 Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением. Очень важно чтобы дети сами использовали доступные или образные средства родного языка.

 Обучение будет эффективнее лишь в том случае, если дети внимательно слушают объяснения и указания воспитателя, активно выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес.

 Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются. Прежде всего, воспитатель выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После чтения проводиться беседа, основное значение которой – выяснить, правильно ли дети содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога.

Беседа о прочитанном позволяет выявить степень и правильность понимания текста детьми, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы. Часто ребята сами вызывают воспитателя на разговор с ними. Им хочется общения, хочется поделиться мыслями или эмоциями по поводу прочитанного.

В таких беседах дети без труда учатся выделять главное, видеть логику в действиях и поступках персонажей, знакомиться со средствами выразительности, а потом используют их в своей речи, постигают искусство делать выводы, подводить итоги, формулировать вопросы, т.е. рассуждать, думать над прочитанным.

 В процессе беседы подготавливающий детей к пересказу, они активно оперируют в литературном материале.

Методы и приёмы воспитателя различные: выразительное двух и трёх кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения заданий, оценка и т.д.

Основные методы обучения, как и содержание обучения, определяется наглядно- действенным и наглядно- образным мышлением детей раннего возраста. Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществляется на основе учета особенностей всех психических про­цессов данной возрастной группы детей: необходимость опоры на нагляд­ный материал, действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира, т.е., вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов ребенка, обязательное соотнесение слова с обозначенным предметом, слова - с действием, слова - признаком, многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий детьми с пред­метами, которые обозначаются словом. Развитие речи детей осуществляет­ся в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.

Успех работы по обучению пересказу прямо зависит от положительной эмоциональной установки. В память поступают только те, что мы восп­ринимаем, а изменения, происходящие в восприятии, связаны с содержа­нием эмоций: отрицательное эмоциональное состояние ведет к негатив­ной установке. Поэтому необходимо учитывать, что при некоторых усло­виях положительные эмоции могут способствовать, снижению уровня выполняемых заданий.

Структура занятий по обучению пересказу детей строится на типичных методиках по дошкольному образованию Тихеевой Е.И., Ушаковой О.С., Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В.10,14.

1.   Организационный момент.

2.   Чтение литературного произведения.

3.   Беседа по содержанию произведения.

4.   Повторное чтение произведения.

5.   Пересказ произведения.

Целесообразно и эффективно использовать такую структуру занятия:

1.   Вводная часть.

2.   Введение в тему.

Целесообразно использовать в этой части игры, отгадывание и загадывание загадок о персонажах, активизация лексического материала.

При пересказе детьми рассказа В.Бианки «Чей хвост» можно использовать игру «Угадай чей это хвост?; Чья это голова?». Используется дидактический материал. На картинках изображены отдельно хвосты и отдельно морды животных. Перед ребенком ставится задача: «Животные играли и растеряли все свои хвосты. Помоги им найти каждому свой хвост». Ребенок должен отыскать нужную морду, при этом назвать ее, а затем соответствующий хвост. Соединяя картинки вместе, ребенок еще раз повторяет притяжательные имена прилагательных.

3.   Подготовка к воспроизведению нового произведения, главным образом к его идеи.

4.   Чтение текста педагогом.

Очень важно выразительно прочитать или рассказать текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц.

Перед первичным чтением произведения не следует делать установку на запоминание текста, для будущего пересказа, так как это может отвлечь ребенка от целостного воспроизведения художественного произведения.

Небольшой по объему текст, следует читать два раза в целях организации восприятия, направления внимания на важные смысловые моменты, а так же на некоторые языковые особенности.

При повторном чтении использовать прием завершения детьми отдельных незаконченных воспитателем предложений. Дети должны закончить предложение нужным словом или словосочетанием. Для этого, как правило, отбираются предложения, содержащие обозначения вводимых в действие рассказа новых персонажей, существенных предметов изображаемой обстановки, тех или иных действий.

Также при повторном чтении идет использование наглядного изображения текста. Развитие действий в произведении можно демонстрировать на фланелеграфе или с помощью отдельных картинок, изображение на которых играет в рассказе важную роль или сюжетные картинки по ходу главных действий. Можно использовать силуэты персонажей.

5.   Лексический разбор текста.

Вопросы, задаваемые детям должны быть четко продуманы. Кроме вопросов выявляющих понимание ребенком того, о чем говорится в данном произведении, что он узнал нового, каковы основные черты главного героя и чем они ему понравились. Необходимы и такие вопросы, которые раскрывают художественную форму литературных произведений. Это вопросы, выявляющие как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какие интересные слова и выражения больше всего запомнились и понравились детям, показались им необычными.

Такая беседа закрепляет целостность восприятия литературного произведения в единстве содержания и художественной формы.

Помимо этого проводится специальный лексически разбор текста, при котором внимание детей сосредотачивается на языковом материале произведения. Сюда входит выделение из текста и воспроизведение в ответах детей слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов, а также языкового материала, содержащего обозначения последующих действий персонажей, функций предметов и другое.

Ткаченко утверждает, что «воспроизведение детьми слов и словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает детям последующее составление пересказа».

Примеры:

- Назвать, какими словами можно обозначить предмет высказывания.

- Заменить в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо, событие, другими словами (синонимами или местоимениями).

- Определить какие в тексте слова, помогают связать предложения друг с другом.

- Закончить предложение, которое начинается со связующего слова (а; поэтому; вот так; потом; наконец и др.)

- Добавить соединяющие два соседних предложения текста.

6.   Планирование рассказа.

При пересказе художественно-литературного текста используют методику моделирования сюжета произведения с помощью условно-наглядной схемы.

При моделировании сюжетного содержания блоки последовательно заполняются условными силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому фрагменту эпизода.

Ткаченко Т.А. в своей методики использует опорные сигналы, это схематические картинки. Для изготовления этих картинок. Воспитателям не понадобятся художественные способности. Любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивают текст рассказа .

Мы в качестве обучения детей действиям планирования предлагаем использовать фланелеграф. Это позволяет варьировать задание в процессе подготовки и составления пересказа, распределение заданий между двумя детьми на моделирование сюжета, установление основных смысловых звеньев рассказа, их последовательности и взаимосвязи. Также способствует развитию ориентировка в пространственной компоновке элементов наглядного содержания, формированию пространственных представлений.

7.   Работа над интонацией.

Предлагаются различные задания по формированию интонации. Используется инсценировка, драматизация. Это позволяет более полнее и точно понять и раскрыть характерные черты главных героев.

Этот этап занятия можно использовать в вечернее время. Педагог еще раз прочитывает произведение, раздает детям роли, используя сценические костюмы или маски, делает первые попытки пересказа произведения. Педагог должен очень четко следить не только за правильностью пересказа, но и поощряет тех детей, кто интонационно отразил в своей речи то или иное качество героя и показал это мимикой, жестами, голосом, уча при этом как лучше это сделать.

В структуру второго занятия по обучению детей пересказу литературного произведения входит.

1. Организационная часть.

В эту часть занятия мы рекомендуем включать психогимнастику по прочитанному на предыдущем занятии худлжественно-литературному произведению.

Психогимнастика позволяет еще раз вспомнить отдельные моменты текста, активизировать в памяти чувства и состояние героев, а также настроиться на нужный лад произведения.

2. Повторное чтение текста.

Воспитатель читает текст с установкой детей на пересказ и на самостоятельное составление наглядной схемы.

3. Пересказ детьми.

Пересказ проводится с опорой на наглядность или без нее, по одному-двум фрагментам или целиком рассказу. Очень важно, с каким настроением воспитатель слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное настроение и отношение взрослых удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику. И наоборот – недовольное, напряженное выражение лица педагога могут парализовать выступление самого способного ребенка.

4. Анализ и обсуждение детских пересказов.

При анализе отмечать такие качества составленного пересказа, как полнота, последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту. Особенно обращать внимание детей на удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов творчества.

В ходе коллективного обсуждения пересказа дети по указанию педагога могут вносить свои дополнения, указывать на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний. Таким образом создавать дополнительные возможности для упражнения детей в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.

5. Рисование.

Этот этап занятия я считаю очень эффективным в обучении пересказу. После пересказывания текста детям предлагается выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения. Вспомнить, как был описан в рассказе этот предмет или место действие, которое они хотят изобразить. После этого дети самостоятельно, еще раз могут составить фрагмент пересказа с опорой на свой рисунок.

Итак, мы считаем, что такое построение занятий для детей покажет положительный результат, повысит их самостоятельность при составлении пересказа художественно-литературного произведения, существенно улучшит показатели связности, последовательности, информативности повествованиям с выраженными сдвигами в лексико-грамматическом формировании высказываний.

В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному. Мы хотим предложить при обучении пересказу детей использовать следующие виды занятий, по мере усложнения:

- пересказ рассказа с использованием сюжетных картин,

- пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картины,

- пересказ рассказа с использованием опорных сигналов,

- творческое рассказывание, которое тоже имеет свои виды:

1. Восстановление деформированного текста с последующим пересказом.

2. Составление творческих пересказов с заменой действующих лиц, места действия, изменение времени действия, изложением событий рассказа от первого лица и другие.

3. Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту.

Постепенно структура и языковой материал текстов для пересказа усложняются.

Дети овладевают навыками составления рассказов по наглядной опоре и у них формируется представление об основных элементах высказывания. Дети учатся воспринимать и воспроизводить текст, у них развивается интерес к книге.

Тщательно разработанная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок. Хорошая программа та, которая даст ребенку возможность продвинуться вперед и добиться успеха.

Слишком трудная программа не позволит ребенку проявить себя. Слишком легкая не будет стимулировать его психическую активность. Программа должна основываться на анализе данных из истории развития ребенка, на объективной оценке уровня и темпа развития ребенка, его поведенческих реакций.

Программа также должна решать задачи адаптации малыша к условиям воспитания; профилак­тики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; ранней коррекцией отклонений в развитии на основе создания оптималь­ных условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка.

На основании выше изложенного можно определить общую схему коррекции:

- подготовительный этап. Нет собственно коррекции, идет подготовка к постановке звуков.

- формирование умения по опознанию и различению звука изолированно, в речевом потоке и т.д.;

- формирование артикуляторных умений и навыков, т.е. развитие мышц артикуляторного аппарата. Проводится в виде артикуляционной гимнастики;

- развитие дыхания, голоса.

-  формирование первичных произносительных умений и навыков

- собственно постановка звука;

- автоматизация (закрепление) изолированного произношения, в слоге, слове, фразе, тексте, спонтанной речи;

- дифференциация (различение звуков, близких по своим характеристикам).

- формирование коммуникативных произносительных умений и навыков. Т.е. знания, приобретенные у логопеда, должны активно использоваться в повседневном общении.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. – «Вопросы психологии», № 1, 1991.

2. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. – 1987. – N 1.

3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.

4. Волкова Л.С. Логопедия М.,1989

6. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.

7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М., 1991

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б.  Преодоление общего недоразвития речи М., 1990

9. Коваль В.В.. Коррекционные игры во вспомогательной школе. – «Дефектология», № 5, 1991.

10. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

11. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

12. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993.

13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Лиса и Волк.

Жили волк и лиса. У волка избушка хворостяная, у лисички — ледяная. Пришла ростепель, у лисы избушка растаяла. Явилась лиса к волку на ночлег проситься:

— Пусти меня, куманёк, обогреться!

— Мала моя избушка, — говорит волк. — Одному повернуться негде. Куда тебя пущу?

Не пустил волк лису.

Явилась лиса другой раз, явилась третий. Заладила каждый день к волку ходить:

— Хоть на приступочку, куманёк, пусти!

Сжалился волк, пустил лису. Первую ночь лиса на приступочке спала, на вторую забралась в избу, а на третью на печи развалилась. Волк спит под печью внизу, а лиса на печи. И всю-то ночь сама с собой разговоры разговаривает.

Услыхал волк, спрашивает:

— Кто у тебя, кума?

— Никого, куманёк, нету.

Легли спать, а лиса знай лапкой в печную трубу стучит: "Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!"

Проснулся волк:

— Выйди, кума, спроси: кто там стучится?

Вышла лиса в сени за дверь. А из сеней забралась в кладовушку, где волк запасы берёг. Стала в кладовушке сметанку да маслице слизывать. Лижет и приговаривает:

— Хороша Волкова сметанка! Вкусное маслице!

Вылизала всё маслице и сметанку, муку рассыпала. Вернулась на печь, облизывается.

— С кем ты, кумушка, в сенях разговаривала? — спрашивает волк.

— Это за мной послы приезжали, — отвечает лиса. — Звали меня на свадьбу, на почетный пир. Да отказалась я ехать.

Поверил волк лисе.

Утром задумал волк блины печь. Говорит лисе:

— Я буду дрова носить, печку топить. А ты сходи, кумушка, в кладовушку, посмотри там хорошенько. Было у меня и маслице и сметанка, была и мучица. Печку затопим, напечём блинков.

Пошла лиса в Волкову кладовушку. Явилась из кладовушки, волку говорит:

— Я под старость слеповата стала, вижу плохо—ничего не нашла в твоей кладовушке. Сходи, куманёк, сам.

Пошёл волк сам в свою кладовушку. На полочки посмотрел, под полочки поглядел: всё в кладовушке подлизано! Вернулся, спрашивает у лисы:

— Не ты ли у меня, кумушка, сметанку и маслице слизала да муку рассыпала?

Стала отрекаться лиса:

— Я слепа и убога. Не видала маслица, не лизала сметанки, не рассыпала твоей муки!

Ещё раз поверил волк хитрой лисе, оставил в избушке жить до весны.

Жила лиса до весны, жила до холодной осени.

И теперь у волка в избушке живёт.

Колобок

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить

Жил-был старик со старухою. Просит старик: "Испеки, старуха, колобок". - "Из чего печь-то? Муки нету". - "Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется".

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней .на крыльцо, с "рыльца-на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: "Колобок, колобок! Я тебя съем". - "Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою", -сказал колобок и запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
У тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел!.. Катится колобок, а навстречу ему волк: "Колобок, колобок! Я тебя съем!" - "Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!"
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
У тебя, волка, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только волк его и видел!.. Катится колобок, а навстречу ему медведь: "Колобок, колобок! Я тебя съем". - "Где тебе, косолапому, съесть меня!"

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
М у волка ушел,
У тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!.. Катится, катится "олобок, а навстречу ему лиса: "Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький". А колобок запел:
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У медведя ушел,
У тебя, лиса, и подавно уйду!

"Какая славная песенка!-сказала лиса. - Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче". Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. "Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок", - сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса - ам его! и скушала.

Гуси-лебеди
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца? Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава - что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
- Съешь моего ржаного пирожка - скажу.
- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше - стоит яблоня.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего лесного яблочка - скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся... Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего простого киселька с молочком - скажу.
- У моего батюшки и сливочки не едятся... Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
- Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
- Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
- Пряду, бабушка... Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:
- Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.
- Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...
- Яблоня, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
- Печка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице .
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.

Деревянный орел
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у царя множество слуг. Да не простых прислужников, а разных мастеров: и столяров, и гончаров, и портных. Любил царь, чтобы и платье у него лучше, чем у других, было сшито, и посуда хитрее расписана, и дворец резьбою украшен. Мастеров в царском дворце видимо-невидимо было. Все они по утрам собирались к царскому выходу и ждали, кому какое дело царь на сегодня назначит. И вот случилось раз, что столкнулись у царского порога золотых дел мастер и столяр. Столкнулись и заспорили - кто из них свое ремесло лучше знает и чья работа труднее.
Золотых дел мастер и говорит:
- Твое мастерство невелико, ты над деревом сидишь, деревянные вещи режешь. То ли дело моя работа: я все из чистого золота делаю - любо-дорого поглядеть.
А столяр отвечает:
- Не хитро дорогую вещь сделать, коли золото само в цене. Ты вот из простого древа сделай такую штучку, чтобы все кругом диву дались. Вот тогда я поверю, что ты мастер.
Спорили они, спорили, чуть до драки не дошло, да в это время царь выходит. Услыхал он этот разговор, усмехнулся и приказал:
- Сделайте вы мне оба по диковинке: один из золота, другой - из дерева. Погляжу на них и решу, кто из вас лучший мастер.
С царем не поспоришь, коли жизнь дорога. Пошли мастера из дворца каждый к себе, оба крепкую думу думают, как бы друг друга перегнать в мастерстве. Дал им царь неделю сроку. Через неделю приходят оба мастера во дворец, Становятся в ряд с другими, ждут царского выхода. И у каждого по свертку в руках.
Вышел царь и говорит:
- Ну, молодцы, показывайте ваше искусство, - а сам в бороду усмехается.
Приказал он позвать в палату и царицу, и молодого сына-царевича.
- Пусть они на вашу работу поглядят. Сели царь с царицей на лавку, а царевич рядом встал. Вышел вперед золотых дел мастер:
- Прикажи, царь-батюшка, большой чан воды принести.
Принесли большой чан, воды налили. Развязал мастер свой узелок, вынул оттуда золотую утку и пустил ее на воду. Поплыла утка, словно живая: головой вертит, крякает, носиком перышки обчищает.
Открыл царь рот от удивления, а царица кричит:
- Да это живая утка, а не золотая! Он, видно, живую утку золотом покрыл!
Обиделся мастер:
- Какая же она живая? Прикажите мне ее разобрать по частям и опять на винтики собрать. Вынул он утку из чана, сначала ей крылышки отвинтил, потом голову, а после и всю на кусочки разобрал. Разложил на столе, да и давай снова свинчивать. Свинтил, пустил на воду. И поплыла утка лучше прежнего.
Захлопали все придворные в ладоши:
- Ну и мастер! Ну и чудо сделал! Век такого не видывали!
Обернулся царь к столяру: - Теперь ты свое искусство показывай.
Поклонился столяр:
- Прикажи, ваше царское величество, окошко в этой горнице отворить.
Отворили окошко. Развернул столяр свой сверток, вынимает из него орла деревянного. Да так этот орел хорошо сделан был, что от живого не отличить. А столяр и говорит:
- Утка-то золотая только по воде плавает, а мой орел в облака подымается.
Сел столяр на орла и повернул винтик. Поднял его орел и мигом вылетел по воздуху из царской палаты. Кинулись все к окнам, смотрят, рты разинули, а столяр над царским двором в воздухе разные круги делает. Влево повернет винтик - орел книзу летит, вправо повернет - подымается. У царя от удивления корона на затылок съехала, глядит он в окошко, оторваться не может. А все кругом словно замерли. Такого мастерства никто не видывал.
Покружил столяр по воздуху и обратно в палату влетел. Поставил орла в сторонку и к царю подходит:
- Ну как, царь-батюшка, доволен ли ты моим искусством?
- Слов не нахожу, так доволен, - царь отвечает. - Да как же ты этак умудрился? Да как же ты ему этот винтик пристроил?
Начал столяр "царю объяснить, а в это время царица как ахнет, как закричит:
- Куда ты? Куда? Ах, ловите, остановите!
Обернулись все на ее голос - и видят: пока царь столяра расспрашивал, царевич молодой вскочил на орла, повернул винтик - и вылетел из окна на двор.
- Вернись скорей! Куда ты? Убьешься! - кричат ему царь с царицей.
А царевич махнул рукой, да и полетел через забор серебряный, которым дворец огорожен был. Повернул он винтик вправо - поднялся орел за облака и скрылся из глаз.
Царица без памяти лежит, а царь на столяра гневается.
- Это, - говорит, - ты нарочно такую шутку придумал, чтобы нашего сына единственного сгубить. Эй, стражники! Схватить его и бросить в темницу. А если через две недели царевич не вернется, вздернуть столяра на виселицу.
Схватили стражники столяра и кинули в темное подземелье.
А царевич на деревянном орле все дальше и дальше летит.
Любо царевичу. Просторно, вольно кругом. В ушах ветер свистит, кудри развеваются, под ногами облака проносятся, и сам царевич - словно птица крылатая. Куда хочет, туда в небе и поворачивает. К вечеру прилетел он в неведомое царство, опустился на край города. Видит - стоит избушка маленькая.
Постучал царевич в дверь. Выглянула старушка.
- Пусти, бабушка, переночевать. Я тут чужой человек, никого не знаю, остановиться не у кого.
- Отчего не пустить, сынок. Входи, места много. Я одна живу. Развинтил царевич орла, связал в сверток, входит к старушке в избушку.
Стала старушка его ужином кормить, а царевич расспрашивает: что за город, да кто в нем живет, да какие в городе диковинки.
Вот и говорит старушка:
- Есть у нас, сынок, одно чудо в государстве. Стоит посреди города царский дворец, а подле дворца - высокая башня. Заперта та башня тридцатью замками, и охраняют ее ворота тридцать сторожей. Никого в ту башню не пускают. А живет там царская дочь. Как родилась она, так ее с нянькой в той башне и заперли, чтобы никто не видел. Боятся царь с царицей, что полюбит царевна кого-нибудь и придется ее замуж на чужую сторону отдавать. А им с ней расставаться жалко: она у них единственная. Вот и живет девушка в башне, словно в темнице.
- А что, и верно хороша царевна? - спрашивает царевич.
- Не знаю, сынок, сама не видала, а люди сказывали - такой красоты во всем свете не сыщется. Захотелось царевичу в запретную башню пробраться. Лег он спать, а сам все раздумывает, как бы ему царевну увидеть.
На другой день, как стемнело, сел он на своего деревянного орла, взвился в облака и полетел к башне с той стороны, где окошко в тереме было. Подлетел и стучит в стекло. Удивилась царевна. Видит - молодец красоты неописанной.
- Кто ты, добрый молодец? - спрашивает.
- Отвори окно. Сейчас все тебе расскажу. Открыла девушка окно, влетел деревянный орел в комнату. Слез с него царевич, поздоровался, рассказал девушке, кто он таков и как попал сюда.
Сидят они, друг на друга глядят - наглядеться не могут.
Спрашивает царевич, согласна ли она его женой стать.
- Я-то согласна, - говорит царевна, - да боюсь, батюшка с матушкой не отпустят.
А злая нянька, которая царевну сторожила, все выследила. Побежала она во дворец и донесла, что так, мол, и так, к царевне кто-то прилетал, а теперь этот молодец в доме старушки скрывается.
Прибежала тут стража, схватила царевича и потащила во дворец.
А там царь на троне сидит, гневается, дубинкой о пол стучит.
- Как ты, такой-сякой, разбойник, осмелился мой царский запрет нарушить? Завтра казнить тебя прикажу!
Повели царевича в темницу, бросили одного и крепкими замками заперли. Наутро весь народ на площадь согнали. Объявлено было, что казнить станут дерзкого молодца, который в башню к царевне проник.
Вот уж и палач пришел, и виселицу поставили, и сам царь с царицей на казнь глядеть приехали. Вывели царевича на площадь. А он обернулся к царю и говорит:
- Ваше величество, разрешите мне последнюю просьбу высказать.
Нахмурился царь, а отказать нельзя.
- Ну, говори.
- Прикажите гонцу сбегать в дом, к старушке, где я жил, сверток мой принести.
Не мог отказать царь, послал гонца. Принесли сверток.
А царевича в это время уже к виселице подвели, на лесенку поставили. Подал ему гонец сверток. Развернул его царевич, вскочил на деревянного орла - да и был таков. Взвился он над виселицей, над царем, над всей толпой.
Ахнул царь:
- Лови его! Держи! Улетит!
А царевич направил орла к башне, полетел к знакомому окошку, царевну подхватил и перед собой на орла посадил.
- Ну, - говорит, - теперь нам с тобой никакая погоня не страшна.
И помчал их орел в государство царевича. А там бедный столяр в подземелье сидит, глаз с неба не сводит - не летит ли царевич обратно? Завтра две недели кончаются, висеть столяру на веревке, коли царский сын не воротится.
И вдруг видит - летит по небу орел деревянный, а на нем царевич, да не один, а с девушкой-красавицей. Опустился орел посреди царского двора. Снял царевич с него невесту, к отцу с матерью повел. Рассказал им, где он пропадал две недели. Те от радости тревогу свою ему простили, а столяра из подземелья выпустили.
Великий пир царь устроил. Три месяца свадьбу праздновали.

Журавль и цапля
Журавль остался один и подумал: "Напрасно я не взял цаплю замуж: скучно жить одному. Пойду к ней, скажу, что передумал, и женюсь на ней".

Построили журавль и цапля себе избушки на разных концах болота.
Журавлю стало скучно жить одному, и решил он жениться.
"Пойду к цапле свататься! Она на меня похожа: и нос у нее длинный, и ноги".
Пошел журавль к цапле - тяп-тяп! Семь верст по болоту шел, пришел и говорит:
- Цапля, ты дома?
- Дома.
- Я пришел к тебе свататься, выходи за меня замуж!
- Нет, журавль, - отвечает ему цапля. - Не пойду я за тебя замуж, ноги у тебя длинные, а платье короткое! Бедно живешь. Нечем тебе меня кормить будет.

Пошел журавль домой ни с чем. Ушел он, а цапля стала думать: "Скучно жить одной, лучше выйду замуж за журавля!"
Пошла к журавлю. Приходит и говорит:
- Журавль, я передумала, возьми меня замуж!
- Нет, цапля, не хочу на тебе жениться, не возьму тебя замуж.
Заплакала цапля от стыда и вернулась домой.
А журавль остался один и подумал: "Напрасно я не взял цаплю замуж: скучно жить одному. Пойду к ней, скажу, что передумал, и женюсь на ней".

Пошел журавль к цапле - тяп-тяп! Пришел и говорит:
- Цапля, передумал я, решил жениться на тебе. Выходи за меня!
- Нет, долговязый, не пойду я за тебя замуж!

Пошел журавль домой, а цапля стала опять думать: "Зачем я не согласилась выйти за него замуж! Одной жить невесело, лучше пойду я замуж за журавля!"

Пошла к журавлю. Приходит, а журавль не хочет брать ее в жены.
Вот так они и до сих пор ходят один к другому свататься, да никак не женятся.

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Результаты формирующего эксперимента.

№№

Фамилия, имя ребенка

Оценка уровня навыков пересказа до эксперимента

Оценка уровня навыков пересказа после эксперимента

1

Андреев Диннас

41

47

2

36

42

3

Аскарова Алина

18

23

4

Бареева Айгуль

42

44

5

Валетдинова Зарима

21

29

6

Ганеева Лилия

30

36

7

Ганеев Руслан

4

13

8

Ибрагимов Тимур

43

49

9

Идрисова Диляра

14

18

10

Каримова Регина

31

36

11

Кабирова Аделя

7

11

12

Махмудова Фатима

29

38

13

Махмудова Райхана

44

47

14

 Облизин Марат

28

40

15

Саетгараев Аскар

9

18

16

Тихонова Алина

19

25

17

Уфимова Карина

4

17

18

Фаттахов Тимур

40

42

19

Фёдоров Валерий

5

18

Фахрутдинова Марина

27

38

21

Хамзин Ренат

2

7

22

Хайрулин Аскар

28

33

23

Хабибулина Диана

47

49

24

Шарипов Рафаэль

16

22

25

Шакиров Александр

8

14

26

Щукина Лейсан

26

36

27

Юсупова Лиля

11

25

28

Яковлева Настя

40

46

29

 Яруллина Рената

6

9

30

Якушев Олег

4

10



Приложение № 3.

Сравнение процентного соотношения детей с разным уровнем развития навыков пересказа до и после эксперимента.




Похожие работы на - Коррекция нарушений при дезартрии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!