Понятие качества в трудах Аристотеля
Понятие
качества в трудах Аристотеля
В философии сначала
разрабатывается проблематика качества, являющегося одной из основных
философских категорий. Первым категорию качества проанализировал Аристотель.
Вообще в своих трудах «Категории» Аристотель выделял десять категорий:
1) сущность - основа всех
остальных свойств;
2) качество;
3) количество;
4) отношение;
5) место;
6) время;
7) положение;
8) обладание;
9)действие;
10) страдание.
Аристотель считает, что
качеством именуется, прежде всего то, «благодаря чему предметы называются
такими-то»[1] В своих трудах Аристотель
выделяет четыре вида качеств:
1.
устойчивые,
2.
преходящие,
3.
претерпеваемые
4.
качество-очертание.
Под первым и вторым видами
качества Аристотель подразумевает устойчивые и преходящие свойства, причем преходящими
он называет свойства, которые легко поддаются колебаниям и быстро изменяются,
каковы, например, тепло и холод, болезнь и здоровье.
Третьим видом качеств - претерпеваемыми
качествами - для Аристотеля являются: сладость, горечь, смуглость, белизна,
чернота.
К четвертому виду качеств
Аристотель относит «очертания и имеющийся у каждой (вещи) внешний облик и,
кроме того, прямизна и кривизна и тому подобное. По таким качествам вещь
называют такой потому, что она именно такой формы (очертания), например,
треугольник называется так, потому что его качества характеризуются наличием
трех углов и т.д.
Еще одной характеристикой
качества для Аристотеля становится характеристика большей или меньшей
степени: «говорят, что оно более бело или менее бело, чем другое, и об
одном справедливом, что оно более справедливо или менее справедливо, чем
другое. Да и самому качественно определенному доступно приращение, ибо нечто,
будучи белым, может стать ещё более белым; однако не всегда так, а лишь большей
частью».[2]
Качество по Аристотелю не
существует отдельно. Эта категория тесно взаимосвязана с такими категориями как
«количество» и «отношение». В системе, разработанной Аристотелем, они образуют
«подсистему» с ясно определяемым логическим порядком. Так, «количество»
предшествует «качеству»: в предмете и качество его формы, и качество цвета, и
другие качественные определенности предполагают некоторую количественную
характеристику, относящуюся к протяженности. В свою очередь, категории
«количества» и «качества» предшествуют категории «отношения»: всякое отношение
предполагает» по Аристотелю, определенные количества (или качества) одних
предметов, сравниваемые с количеством (или качеством) других.
Разрабатывая учение о
качестве, Аристотель одновременно разрабатывает классификацию различных видов
качеств.
Согласно теории
Аристотеля, условием всякой деятельности и всего действительного считается возможность
этой деятельности, или способность к ней. Если способность применяется в
определенном направлении, то она переходит в свойство. Так, упражнение
способности к познанию порождает знание. Упражнение нравственной способности —
добродетель. Особый частный случай свойства — состояние. И свойство, и
состояние — виды качества, возникновению которых предшествует данная от
природы, еще не составляющая качества физическая возможность.
Еще один вид качества —
«страдательные свойства». По сути, это тоже свойства, и они также приобретаются
посредством упражнения. Но в «свойствах» главное — способность деятельности;
напротив, в «страдательных» свойствах главное — способность восприимчивости.
Первые активны, вторые — пассивны.
Далее Аристотель
рассматривает — «форму» как очередной вид качества. Характеристика «формы» как
вида качества — важная характеристика качественной определенности. Как
особенность качественной определенности Аристотель отмечает, что в отношении
нее «бывает и противоположность: так, справедливость есть противоположное
несправедливости, белый цвет — черному, и все остальное подобным же образом».
Однако наличие противоположного имеет место не во всех случаях качественных
определенностей: так, огненно-красное — качественное определение, но оно не имеет
противоположного себе.
Другая важная особенность
качественных определений в том, что им присуще быть одновременно и отношениями.
Одно белое называется в большей и в меньшей степени белым, чем другое, и одно
справедливое — более и менее справедливым, чем другое. Да и само качество
относительно в своей определенности: будучи белым, предмет имеет возможность
стать еще более белым. Впрочем, эту особенность Аристотель считает применимой
не ко всем, а только к значительному большинству качественных определений.
Литература
1.
Шибкова О.С.
Категория «качество» в учении Аристотеля и его последователей // III Международные Бодуэновские
чтения: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и
прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.): труды и материалы: в 2 т.
/ Казан. гос. ун-т; под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А.Николаева.–
Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.– С.189-191.
2.
Орлов
Е.В. Аристотель об основаниях классификации // Философия науки. −2006.-№ 2.-С.
3-31.
3.
Лукасевич Я.
Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М.,
1959.-311 с.
[1]
Шибкова О.С. Категория «качество» в учении Аристотеля и его последователей //
III Международные Бодуэновские чтения: И.А.Бодуэн де Куртенэ и современные
проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.):
труды и материалы: в 2 т. / Казан. гос. ун-т; под общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.–
Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.– С.189-191.
[2] Шибкова О.С. Категория «качество» в учении Аристотеля
и его последователей // III Международные Бодуэновские чтения: И.А.Бодуэн де
Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания
(Казань, 23-25 мая 2006 г.): труды и материалы: в 2 т. / Казан. гос. ун-т; под
общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.–
Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.– С.189-191.