Основные положения гуманистической психологии
Содержание
1. Основные
положения гуманистической психологии
2. Концепция
невроза в гуманистическом направлении
3. Экзистенциально-гуманистическая
психотерапия
Заключение
Список
использованной литературы
1.
Основные положения гуманистической психологии
Гуманистическая психология, которую
часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и
бихевиоризма), сформировалась как самостоятельное направление в 50-х годах XX столетия. Гуманистическая психология основывается на
философии европейского экзистенциализма
и феноменологическом
подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию
интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология
- описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построении,
интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному
опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основному
феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое
влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в
единое человеческое духовное начало.
Гуманистическая психология во многом
развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших
представителей этого подхода Р. Мей писал, что «понимание человека
как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере
человеческой сущности». Низведение человеческой мотивации к уровню первичных, и
даже животных, инстинктов, недостаточное внимание к сознательной сфере и
преувеличение значимости бессознательных процессов, игнорирование особенностей
функционирования здоровой личности, рассмотрение тревоги только как негативного
феномена - именно эти психоаналитические воззрения вызывали критику
представителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения,
дегуманизировал человека, акцентируя внимание только на внешнем поведении и
лишая его глубины и духовного, внутреннего, смысла, превращая тем самым
личность в машину, робот или лабораторную крысу. Гуманистическая психология
провозгласила свой подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как
уникальную, целостную систему, попять которую посредством анализа отдельных
проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку
стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными
мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются
специфически человеческие свойства - стремление к развитию и
осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации,
самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию
смысла собственного существования.
Гуманистическая психология не
разделяет психоаналитических взглядов на тревогу как негативный фактор, на
устранение которого направлено человеческое поведение. Тревога может
существовать и как конструктивная форма, способствующая личностному
изменению и развитию. Для здоровой личности движущей силой по ведения и его
целью является самоактуализация, считающаяся «гуманоидной потребностью»,
биологически присущей человеку как виду. Основные принципы
гуманистической психологии формулируются следующим образом: признание
целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли,
спонтанности
и творческих возможностей человека, способности к росту.
Ключевыми понятиями в гуманистической
психологии являются: самоактуализация, опыт, организм и конгруэнтность.
Рассмотрим поподробнее каждый из них в отдельности.
Самоактуализация - процесс, сущность которого состоит в наиболее полном
развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека,
актуализации его личностного потенциала. Самоактуализация помогает человеку
стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно,
полно и совершенно. Потребность в самоактуализации выступает высшей
человеческой потребностью, главным мотивационным фактором. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение
человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие,
потребности.
Один из основателей гуманистической
психологии А. Маслоу разработал иерархическую модель потребностей:
1-й уровень - физиологические потребности
(потребности в пище, сне, сексе и др.);
2-й уровень - потребность в безопасности
(потребности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности,
отсутствии страха и тревоги);
3-й уровень - потребность в любви и принадлежности (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба);
4-й
уровень - потребность
в самоуважении (потребность в самоуважении и признании другими людьми);
5-й
уровень -
потребность в самоактуализации (потребность в развитии и реализации собственных
способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного
совершенствования).
Согласно этой концепции, продвижение
к высшей цели - самоактуализации, психологическому росту - неосуществимо, пока
индивид не удовлетворит нижележащие потребности, не избавится от их
доминирования, которое может быть обусловлено ранней фрустрацией той или иной
потребности и фиксацией человека на определенном, соответствующем этой
неудовлетворенной потребности уровне функционирования. Маслоу также
подчеркивал, что потребность в безопасности способна оказывать достаточно
существенное негативное влияние на самоактуализацию. Самоактуализация,
психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сфер
функционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями.
Все это может увеличить тревогу и страх, что ведет к усилению потребности в
безопасности и возврату к старым, безопасным стереотипам.
К. Роджерс также
рассматривал в качестве главного мотивационного фактора стремление к
самоактуализации, которую он понимал как процесс реализации человеком своего
потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Полное раскрытие
личности, «полное
функционирование» (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса,
характеризуется следующим: открытостью по отношению к опыту, стремлением в любой
отдельный момент жить полной жизнью, способностью прислушиваться в большей
степени к собственным интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению
окружающих, чувством свободы, высоким уровнем творчества. Жизненный опыт
человека рассматривается им с точки зрения того, в какой
мере он способствует самоактуализации. Если этот опыт помогает актуализации, m человек оценивает его как
положительный, если нет - то
как негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал
значение субъективного опыта (личной» мира переживаний человека) и полагал, что
другого человека можно
понять, только непосредственно обращая и, к его субъективному опыту.
Организм - сосредоточение
всего опыта переживаний (локус всего опыта переживаний). Это понятие включает
весь социальный опыт человека. В организме находит выражение целостность
человека. Я-концепция - более или менее осознанная устойчивая система
представлений индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные,
когнитивные, социальные и поведенческие характеристики, являющаяся дифференцированной частью феноменального поля, Я-концепция -
это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она
включает те характеристики, которые человек воспринимает как действительную
часть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также и
Я-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы стать). Необходимое
условие для самоактуализации - наличие адекватной Я-концепции, полного и
целостного представления человека о самом себе, включающей самые разнообразные
собственные проявления, качества и стремления. Только такое полное знание о
самом себе может стать основой для процесса самоактуализации.
Термин конгруэнтность
(неконгруэнтность) также определяет возможности самореализации. Во-первых, это соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний. Если в Я-концепции представлены
переживания, достаточно точно отражающие «переживания организма» (организм в
данном случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний), если человек допускает в сознание различные виды
своего опыта, если осознает себя тем, кто он есть
в опыте, если он «открыт опыту», то его образ Я будем адекватным и целостным, поведение -
конструктивным, а сам человек является
зрелым, адаптированным и способным к «полному функционированию».
Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или
противоречие между опытом и представлением о себе вызывает
ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам
защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению
возможностей человека. В этом смысле понятие «открытость
опыту» противоположно понятию «защита». Во-вторых,
термин «конгруэнтность» относится к соответствию
между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. И наконец,
в-третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность - это степень соответствия между
Я-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным
образами Я играет позитивную роль, так как создает
перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования.
Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для Я угрозу, приводит к
выраженному чувству неудовлетворенности и
неуверенности, к обострению защитных реакций и плохой адаптации.
2.
Концепция невроза в гуманистическом направлении
Главной человеческой
потребностью в рамках гуманистического подхода является потребность в
самоактуализации. Невроз при этом рассматривается как результат невозможности
самоактуализации, как результат отчуждения человека от самого себя и от мира.
Маслоу пишет по этому поводу: «Патология есть человеческое уничижение, потеря
или недостижение актуализации человеческих способностей и возможностей. Идеал
полного
здоровья - это человек сознательный, осознающий реальность в
каждый момент, человек живой, немедленный и спонтанный». В своей концепции
Маслоу выделял два вида мотивации:
ü дефицитарную мотивацию (дефицитарные
мотивы)
ü мотивацию роста (мотивы роста).
Цель первой -
удовлетворение дефицитарных состояний (голода, опасности). Мотивы роста имеют
отдаленные цели, связанные со стремлением к самоактуализации. Эти потребности Маслоу
обозначил как метапотребности.
Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворит
дефицитарные потребности. Депривация метапотребностей, с точки зрения Маслоу,
может вызвать психические заболевания.
Роджерс также видит в
блокировании потребности самоактуализации источник возможных нарушений.
Мотивация самоактуализации реализуема в случае, если человек имеет адекватный и
целостный
образ Я, формирующийся и постоянно развивающийся на основе
осознания всего опыта собственных переживаний. Другими словами, условием
формирования адекватной Я-концепции является открытость опыту. Однако часто
собственные переживания человека, его опыт могут в большей или меньшей
степени расходиться с представлением о Себе. Расхождение, несоответствие между
Я-концепцией и переживанием представляет угрозу для его Я-концепции.
Эмоциональная реакция на ситуацию, воспринимаемая как угроза, - тревога. В
качестве противодействия этому рассогласованию и вызванной им тревоги человек
использует защиту. Роджерс, в частности, указывал два основных защитных
механизма:
v искажение восприятия
v отрицание.
Искажение восприятия -
вид защиты,
представляющий собой процесс трансформации угрожающих переживаний
в такую форму, которая соответствует Я-концепции или согласуется с ней.
Отрицание есть процесс полного
исключения из сознания угрожающих переживаний и
неприятных аспектов действительности. Когда переживания целиком не согласуются
с образом Я, тогда уровень внутреннего дискомфорта и тревоги слишком высок,
чтобы человек мог с ним справиться. В таком случае развиваются либо
повышенная психологическая уязвимость, либо различные психические расстройства,
в частности, невротические нарушения. В этой связи возникает
вопрос: почему у одних людей Я-конценция достаточно адекватна и человек
способен переработать новый опыт и интерпретировать его, а у других этот
опыт представляет угрозу для Я? Как уже указывалось, Я-концепция формируется в
процессе воспитания и социализации и во многом с точки зрения Роджерса,
определяется потребностью в положительном принятии (внимании). В
процессе воспитания и социализации родители и окружающие могут
демонстрировать
ребенку условное и безусловное принятие. Если они своим
поведением дают ребенку почувствовать, что они его принимают и любят независимо
от того, как он себя сейчас ведет («Я тебя люблю, но твое поведение
сейчас мне не нравится», - безусловное принятие),
то ребенок будет уверен в любви и принятии и в дальнейшем окажется менее уязвимым в отношении
несогласующегося с Я опыта. Если же родители ставят любовь и принятие в
зависимость от конкретного поведения («Я тебя не люблю, потому что ты плохо
себя ведешь», что означает: «Я буду любить тебя только в том случае,
если ты будешь хорошо себя вести», - условное принятие), то
ребенок не уверен в своей ценности и значимости для родителей. Он
ищет в
себе, в своем поведении нечто лишающее его родительской любви и
принятия. Проявления, не получающие одобрения и вызывающие негативные
переживания, могут исключаться из Я-концепции, что препятствует ее развитию. Человек
избегает ситуаций, потенциально чреватых неодобрением и негативной оценкой. Он
начинает руководствоваться в своем поведении и жизни чужими оценками и
ценностями, чужими потребностями и все дальше уходит от самого себя. В итоге
личность не получает полного развития. Таким образом, отсутствие безусловного
принятия формирует искаженую Я-концепцию, не соответствующую тому, что
есть в опыте человека. Неустойчивый и неадекватный образ Я делает человека
психологически уязвимым в отношении чрезвычайно широкого спектра собственных
проявлений, которые также не осознаются (искажаются или отрицаются), что усугубляет неадекватность
Я-концепции и создает почву для роста внутреннего дискомфорта и тревоги,
способных стать причиной манифестации невротических расстройств.
В. Франкл, основатель
«третьего венского направления психотерапии» (после Фрейда и Адлера), считает, что каждое время имеет свой невроз и должно иметь свою
психотерапию. Современный невротический пациент страдает
не от подавления сексуального влечения и не от чувства
собственной неполноценности, а от экзистенциальной фрустрации, которая
возникает в результате переживания человеком чувства бессмысленности
собственного существования. Одну из своих книг Франкл так и назвал - «Страдание
в жизни, лишенной смысла». Согласно Франклу, воля к смыслу является основной
человеческой потребностью, а невозможность удовлетворения этой потребности
ведет к «ноогенному» (духовному) неврозу.
Таким образом,
гуманистический или «опытный» подход считает психические нарушения, в
частности, невротические расстройства, результатом невозможности
самоактуализации, отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможности
раскрыть смысл собственного существования.
3.
Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
Гуманистическое направление в
психотерапии включает в себя разнообразные подходы, школы и методы, которые в
самом общем виде объединяет идея личностной интеграции, личностного роста,
восстановления целостности человеческой личности. Этого можно достичь путем
переживания, осознания, принятия и интеграции опыта, уже существующего и
полученного в ходе психотерапевтического процесса. Но представления о том,
каким должен быть этот путь, за счет чего пациент в ходе психотерапии может
получить новый, уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, у
представителей данного направления различаются. Обычно в «опытном» направлении
выделяют три основных подхода:
§
Философский
подход
§
Соматический
подход
§
Духовный подход
Философский
подход. Его
теоретической основой являются экзистенциальные взгляды и гуманистическая
психология. Главная цель психотерапии - помочь человеку в становлении самого
себя как самоактуализирующейся личности, помощь в поисках путей
самоактуализации, в раскрытии смысла собственной жизни, в достижении аутентичного
существования. Это может быть достигнуто посредством развития в процессе
психотерапии адекватного образа Я, адекватного самопонимания и новых ценностей.
Личностная интеграция, рост аутентичности и спонтанности, принятие и осознание
себя во
всем своем многообразии, уменьшение расхождения между Я-концепцией
и опытом рассматриваются как самые значимые факторы
психотерапевтического процесса.
Первая - эмпатия - это
способность психотерапевта встать на место пациента, почувствовать его
внутренний мир, понимая его высказывания так, как он сам это понимает.
Вторая - безусловное положительное
отношение к пациенту, или безусловное положительное принятие, - предполагает
отношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной ценностью,
независимо от того, какое поведение он демонстрирует, как оно может быть
оценено, какими качествами он обладает, болен он или здоров.
Третья - собственная конгруэнтность, или
аутентичность, психотерапевта
- означает истинность поведения психотерапевта, соответствие тому, какой он
есть на самом деле.
Все три параметра,
вошедшие в литературу под названием «триада Роджерса», непосредственно вытекают
из взглядов на проблему личности и возникновение расстройств. Это, по сути
дела, «методические приемы», способствующие изучению пациента и достижению
необходимых изменений. Сложившиеся таким образом отношения с психотерапевтом
пациент воспринимает как безопасные, ощущение угрозы при этом редуцируется,
постепенно исчезает защита, вследствие чего пациент начинает открыто говорить о
своих чувствах и переживаниях. Искаженный ранее по механизму зашиты опыт теперь воспринимается
более точно, пациент становится более «открытым
опыту», который
ассимилируется и интегрируется в «Я», а это способствует увеличению конгруэнтности между
опытом и «Я-концепцией». У пациента возрастает позитивное
отношение к себе и другим, он становится более
зрелым, ответственным и психологически приспособленным.
В результате этих изменений восстанавливается и приобретает
возможность дальнейшего развития способность
к самоактуализации, личность начинает
приближаться к своему «полному функционированию».
В психотерапевтической теории
и практике в рамках философского подхода наиболее известны
клиент-центрированная психотерапия Роджерса, логотерапия Франкла,
дазайн-анализ
Бинсвагера, разговорная психотерапия А.М. Тауша, а также психотерапевтические
технологии Р. Мэя.
Соматический
подход. При этом подходе
новый опыт,
способствующий личностной интеграции, пациент приобретает
за счет общения с самим собой, с различными
аспектами своей личности
и своего актуальною состояния. Используются
как вербальные, так и невербальные методы, применение которых
способствует интеграции «Я» благодаря концентрации внимания и
осознавания
различных аспектов (частей) собственной личности, собственных
эмоций,
субъективных телесных стимулов и сенсорных ответов. Делается акцент
и на двигательных
методиках, способствующих высвобождению подавленных
чувств и их дальнейшему осознанию и принятию.
Примером этого подхода является к гештальт-терапия Перлса.
Духовный
подход. При таком подходе новый опыт
способствующий
личностной интеграции, пациент приобретает
благодаря приобщению к высшему началу. В центре внимания находится утверждение
«Я» как трансцендентального или трансперсонального омыта, расширение опыта
человека до космического уровня, что по мнению представителей данного подхода,
ведет к объединению человека со Вселенной
(Космосом). Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной
медитации) или духовного синтеза, который может осуществляться различными
приемами самоидисциплины, тренировки воли и практики деидентификации.
Таким образом, опытный подход
объединяет представления о целях психотерапии как личностной интеграции,
восстановления целостности человеческой личности, что может быть достигнуто за
счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического
процесса. Пациент может получить новый, уникальный опыт, способствующий
личностной интеграции, различными путями: этому опыту могут способствовать
другие люди (психотерапевт, группа), непосредственное обращение к ее закрытым
аспектам собственного «Я» (в частности,
телесного) и соединение с высшим началом.
Заключение
Таким образом, гуманистическое
направление рассматривает личность человека как уникальную целостную систему,
стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту. Гуманистический
подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном
уважении к его уникальности и автономии. Основная цель психотерапии в контексте
гуманистического направления - личностная интеграция и восстановление
целостности человеческой личности, которая может быть достигнута за счет
переживания осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе
психотерапевтического процесса.
Список использованной
литературы
1. Братченко С.Л. "Экзистенциальная
психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала".
2. Настольная книга практического
психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – Спб.: Сова, 2008 г.