И.И. Бецкой — теоретик и организатор учебно-воспитательных заведений
И.И. Бецкой (1704–1795) является заметной личностью в России
XVIII в. Один из образованнейших людей своего времени, он впитал в себя
лучшие идеи современного ему века. Это был человек гуманный и сердечный,
одаренный деятельной натурой; он пытался проводить в жизнь мечтания лучших умов
своего времени – так оценивали И.И. Бецкого его современники.
Иван Иванович Бецкой родился в Стокгольме, где его отец – князь
Иван Юрьевич Трубецкой – находился в плену у шведов. Родившись в результате
гражданского брака, И.И. Бецкой считался в России «незаконнорожденным»
сыном Трубецкого, который наградил его усеченной фамилией: Бецкой. Первые годы
Бецкого прошли в Швеции, а затем он был привезен в Россию и воспитывался в
семье отца. В 12 лет отдан в Копенгагенский кадетский корпус, В 1721 г.
приехал в Россию и получил службу в коллегии иностранных дел. В 1728 г. он
получил чин поручика, а в 1747 г. в чине генерал-майора ушел в отставку и
отправился путешествовать в Европу. В это время он познакомился с идеями
французских просветителей: Руссо, Дидро, Гельвеция, изучил их благотворительные
учреждения; тогда же у него зародились и идеи всех тех начинаний, которые он
более или менее удачно провел в жизнь в последующие годы своей деятельности в
России. В 1762 г. И.И. Бецкой был вызван в Петербург и стал
доверенным лицом Екатерины II. Получил чин генерал-поручика, орден Св.
Александра Невского и должность главного директора Канцелярии строения домов и
садов Его величества (Петра III). Бецкой, кроме того, становится президентом
Академии художеств, шефом Воспитательного общества благородных девиц при
Смольном монастыре, открытие которого состоялось благодаря ему, и занимает
другие должности. В 1770 г. по замыслу Бецкого в Санкт-Петербурге
возникает Воспитательный дом, а при нем учреждены вдовья и ссудная казны.
Екатерина II и те, кто по ее поручению ведал школьными делами,
считали, что если человека правильно воспитывать с младенчества, то можно
создать «новую породу людей» – дворян, купцов, промышленников и ремесленников.
Просвещенные дворяне не будут озлоблять излишней жестокостью своих крестьян,
купцы, промышленники и ремесленники станут прилежно трудиться; преданные
престолу, несклонные к «вредным умствованиям», они составят общество, управлять
которым просвещенному монарху будет легко и приятно.
С этой целью в 60–70-х гг. была сделана попытка создать систему
воспитательно-образовательных учреждений. Для этого дела был привлечен Иван
Иванович Бецкой.
В «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества»
(1764), получившем силу закона, Бецкой сформулировал понятие воспитания,
которое, по его словам, должно придать известное направление воле и сердцу,
выработать характер, внушить согласное с природой человека здравое чувство,
нравы и правила, искоренить предрассудки. Результатом такого воспитания
становилось, по мысли Бецкого, создание новой породы людей, свободных от
пороков окружающего мира. Для этого маленьких детей следовало изолировать от
дурного воздействия среды, в частности семьи, в закрытых учебных заведениях,
где и выращивать совершенного человека с 6 до 18–20 лет.
Бецкой перечисляет добродетели и качества, «принадлежащие к
доброму воспитанию»: «утверждать сердце в похвальных склонностях, возбуждать в
них охоту к трудолюбию и чтоб страшились праздности как источника всякого зла и
заблуждения; научить пристойному в делах и разговорах поведению, учтивости,
благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых и отвращению от всяких
предерзостей; обучать их домоводству во всех оного подробностях и сколько в
оном есть полезного; особливо же вкоренять в них собственную склонность к опрятности
и чистоте».
При открытии учебных заведений строго проводился сословный
принцип. Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские
корпуса, «училища для благородных девиц». Для разночинцев – училище при
Академии художеств, воспитательные дома во всех губерниях.
Выйдя из училища, разночинцы должны были составить новое сословие –
«третий степень людей» – ученых, художников, ремесленников, учителей, врачей
(первые две степени – дворяне и крестьяне). Об образовании и воспитании
крестьянских детей не было сказано ничего. Крепостных ни в одно училище не
принимали.
Бецкой мечтает, открыв различные воспитательные учреждения,
создать в них «особую породу людей», свободную от пороков современного ему
общества, улучшить нравы людей. При этом задачу истинного воспитания Бецкой
видел в том, чтобы внушить человеку уважение к себе: «Человек, почитая себя
человеком… не должен допускать поступать с собою, как с животными». Он
оптимистически относится к просвещенному абсолютизму, верит в силу разумного законодательства
– все это было присуще большинству деятелей века Просвещения. И несмотря на то
что его благородное стремление – путем воспитания преобразовать весь народ,
изменить жизнь – потерпело неудачу, труд его имел большое значение, так как он
показал обществу великую силу воспитания; после него остались в России не
только идеи, но и реальное их воплощение.
По разработанным Бецким докладам и уставам были открыты:
·
Воспитательный дом в Москве (1764) и позже в Петербурге.
·
Училище при Академии художеств для мальчиков (с 5–6 лет) всякого
звания, исключая крепостных (1764).
·
Такое же училище при Академии наук (1765).
·
Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре
(Смольный институт благородных девиц) (1764).
·
Мещанское отделение при нем (1765).
·
Преобразован Сухопутный шляхетский корпус (1766).
·
Коммерческое училище (1772).
·
Все это строго сословные закрытые учебно-воспитательные заведения,
открытые при Екатерине II.
Сам Бецкой был главным директором Сухопутного корпуса, директорствовал
в Воспитательном доме и Смольном институте.
Согласно проектам Бецкого, разработанным в 60–70-е гг., в России
должна была возникнуть целая сеть закрытии учебно-воспитательных учреждений,
которая включала бы низшие и средние учебные заведения для дворян (благородного
сословия) – пансионы, а для лиц третьего чина (мещан и купцов) – воспитательные
дома, педагогические, художественные, медицинские, коммерческие и театральные
училища.
Обучение имеет в виду развитие умственных сил; оно необходимо
потому, что дает средства для добывания куска хлеба. Успешным обучение будет,
если в начале оно будет носить характер игры; если будет идти на родном языке.
Закон Божий, чтение и рисование – вот предметы начального обучения. Большую
роль Бецкой придавал наглядности обучения.
Особо важным Бецкой считал хорошее воспитание и образование женщин
как будущих жен, матерей, воспитательниц. В семье и семейных обязанностях
женщина, по его мнению, должна искать смысл и содержание своей жизни.
Осуществление идей Бецкого на практике происходило в различных, основанных
по его проекту и при его участии учебно-воспитательных заведениях.
На примере одного из учреждений можно увидеть конкретные
направления воспитания детей.
Одним из начинаний Бецкого было создание им Воспитательного дома в
Москве, затем в Петербурге и других городах для сирот и подкидышей.
Развитие детей в этих домах Бецкой представлял себе так: до 2 лет
дети находятся на попечении кормилиц и нянек; с 3 до 7 лет мальчики и девочки
живут вместе и приучаются к легкой работе; с 7 до 11 – вместе ходят каждый день
в школу; учатся читать и постигают основы веры. В эти же годы мальчики
обучаются вязать чулки, колпаки, сети, привыкают к садовой работе, а девочки
упражняются в прядении и вязании, плетении кружев и т.п. От 11 до 14 лет
мальчики и девочки учатся письму и цифири, а также изучают катехизис,
арифметику, географию и рисование и продолжают заниматься бытовым трудом и
ремеслами: девочки шьют, стряпают, гладят, мальчики привыкают к огородной,
дворовой и другим работам. Когда воспитанникам исполняется 14–15 лет,
образование заканчивается и они начинают заниматься тем ремеслом, которое
выберут сами.
Сообразно с природными дарованиями воспитанников предлагалось
разделить на три группы: первая – лица, способные к наукам и искусствам; вторая
– способные лишь к ремеслам и рукоделию (наибольшее число лиц), третья – способные
лишь к самой простой работе.
Главный принцип обучения должен был состоять в том, чтобы вести
детей «играя и с приятностью»; заставлять же детей целые часы сидеть за книгой –
значит расслаблять и притуплять их. «Быть всегда веселу и довольну, петь и
смеяться – есть прямой способ к произведению людей здоровых, доброго сердца и
острого разума». Лучше всего наставлять детей примерами, а не правилами,
которые малопонятны в юном возрасте. Следует укоренять в детях склонность
повиноваться без досады, препятствовать им бить животных, обнаруживать злость к
сверстникам.
Бецкой отдает преимущество нравственному воспитанию перед
умственным. Главное его средство – удаление всего порочного от ребенка, так как
сама добродетель есть не что иное, как полезные и добрые дела, совершаемые нами
для самих себя и для близких. Добродетель не исключает удовольствий. Бецкой
настаивает на том, чтобы детям отводилось достаточное время для игр, при этом
чтобы воспитатели не вмешивались, так как по приказанию веселиться невозможно;
взрослым нужно лишь наблюдать, чтобы в играх не было никакой
«неблагоприятности».
Что касается отвлеченных наставлений в нравственности, то, по
мнению Бецкого, небесполезно было бы над всеми дверьми Воспитательного дома
написать:
1. Не делай другим того, чего себе не желаешь. 2. Поступай с
другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали. 3. Не делай зла и не досаждай
никому. 4. Не вреди никакому животному и не озлобляй его. 5. Не лги. 6. Никогда
не будь празден.
Наказания представляются излишними при хорошем воспитании. Под
влиянием наказаний дети становятся мстительными, притворными, угрюмыми и
нечувствительными, сердца их ожесточаются. Но в случае необходимости
взысканиями могут служить: стояние на одном месте час или два; запрещение
прогулки с другими детьми; выговор наедине; публичный выговор; хлеб и вода на
12 или 24 часа и т.п. Никогда и ни за что не бить детей. Прежде чем применить
наказания, нужно обстоятельно разъяснить провинившимся, в чем заключается их
проступок. При этом следует помнить, что нет врожденных пороков, но дурные
примеры их внушают.
Теория воспитания Бецкого гуманна, от нее веет бодростью, доверием
к людям, радостным настроением. Она призывает к уважению человеческой личности,
признает необходимость удовлетворения всем ее требованиям. Свет, жизнь,
теплота, сердечное чувство исходят от Бецкого. Не надо забывать, что он имел в
виду прежде всего воспитание подкидышей, брошенных своими родителями, хотя те
же начала считал необходимым применять и в воспитании других детей.
Блестящие педагогические идеи Бецкого, однако, слабо
реализовыва-лись в практике воспитательных домов. Недостаток средств,
отсутствие хороших воспитателей существенно отразились как на положении детей,
так и на их воспитании. Скученность, плохое питание и уход, отсутствие
медицинской помощи имели печальные последствия. Была высокой заболеваемость и
смертность детей, особенно в грудном возрасте.
За первые 15 лет существования московского Воспитательного дома в
нем сменилось 9 главных надзирателей: подобрать воспитателей, удовлетворявших
высоким требованиям, было нелегко. Ратуя за то, чтобы воспитатели были из
«природных россиян», Бецкой тем не менее обращался к иностранцам.
Бецкой очень болезненно переживал недостатки в Воспитательном
доме. В 1775 г. он писал Екатерине II о воспитателях: «…Ни один из них не
проявил надежного умения; ни один не постигает настоящей цели учреждения; ни
один не понимает его духа; они только заботятся о личных выгодах… ссорятся
между собой и сплетничают…» Но замену им он намеревался искать опять-таки среди
иностранцев.
Мастера, которые обучали детей рукоделиям, педагогических навыков
вовсе не имели, плохо обращались с детьми. На фабриках, куда отдавали
воспитанников для обучения, их били, унижали.
В 1779 г. Бецкой, потрясенный неудачей своих замыслов в
отношении воспитательных домов, признался: «Я никогда и подумать не мог, что до
такой позорной крайности сие главнейшее дело… приставниками было пренебрежено».
В первых воспитанниках он не нашел «ни малейшего послушания, никакой склонности
к упражнениям и трудолюбию; ничего, кроме невежества, неповиновения и
упрямства».
Судьба питомцев московского Воспитательного дома была такова.
Отдельные из них, наиболее способные, обучались латинскому языку, готовясь к
изучению аптекарского дела. Некоторые воспитанники учились рисовать и потом
отправлялись в специальное училище для мальчиков разных сословий, открытое по
плану Бецкого при Академии художеств. Наиболее одаренные мальчики учили
иностранные языки и некоторые науки и потом единицы учились в Московском
университете, а девочки – на мещанском отделении Смольного института.
Большинство питомцев дома становились ремесленниками, земледельцами, шли в
прислуги в богатые дома, а девочки – няньками, кормилицами.
Мысль Бецкого, что семья неспособна воспитывать хороших людей и
граждан, не только не была отвергнута в последующие годы, но была возведена в
степень педагогического догмата; открывались новые казенные воспитательные
закрытые заведения – и мужские, и женские – для разных сословий.
Заведуя канцелярией строений, Бецкой много сделал для украшения
столицы. Исторические памятники, с сооружением которых связано имя Бецкого:
Петру Великому на Сенатской площади, решетка Летнего сада, Дом Академии
художеств в Санкт-Петербурге и др.
Из педагогических сочинений И.И. Бецкого следует особенно
выделить: «Генеральный Императорского Воспитательного дома»; «Генеральное
учреждение о воспитании обоего пола юношества»; «Устав воспитания 200
благородных девиц»; «Устав Академии художеств»; «Физические примечания о
воспитании детей от рождения до юношества» и др.
Как видим, деятельность Бецкого состояла прежде всего в
составлении законопроектов, касающихся воспитания и обучения русского
юношества. «…Одобрение честных людей будет моя награда; а успехи юношества
будут венцом наших трудов», – писал Бецкой.
Несмотря на то что осуществить свою программу во всей полноте
Бецкому не удалось, прежде всего из-за нехватки образованных педагогов, но и
то, что он смог сделать, вызывает большое уважение.
С усилением дворянской реакции после восстания Пугачева идеи И.И. Бецкого
были признаны слишком либеральными, и он был отстранен от руководства
учебно-воспитательными учреждениями.
воспитание педагогический бецкой
Литература
1.
Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.
2.
Демков М.И. История русской педагогики. – М., 1963.
3.
Сапунов Б.В. Истоки русской школы // Сов. педагогика.
– 1989. – №6. - С. 100–106.
4.
Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.
5.
История педагогики /Под ред. А.И. Пискунова М., 1998.
6.
Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в
дореволюционной России. – М., 1978.
7.
Латышина Д.И. История педагогики-М., 1998.