Развитие личности ребенка в трудовой деятельности
РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды крестьянского труда
Прежде чем приступить к
знакомству с детским трудом, вспомним вкратце о крестьянском труде в целом.
Основу всей
крестьянской жизни, как известно, издревле составляло земледелие, которое во
многом определяло уклад общественной и семейной жизни, взгляды на окружающее, взаимоотношения
людей и воспитание детей. Земледелие развивалось в различных и сложных природноклиматических
зонах, требовало огромного труда, наблюдений и накопило богатые традиции.
Главной и надежной
сельскохозяйственной культурой была рожь, которая почти всегда давала урожай;
выращивались также ячмень, пшеница, просо, горох, лен, конопля и др. Главным
орудием обработки почвы являлась соха (XIII—XX вв.), которая со временем
совершенствовалась, в отдельных регионах пользовались плугом с металлическим
лемехом. Главное рабочее животное — лошадь. На подворье содержались коровы,
козы, овцы, куры, гуси. Сельскохозяйственные орудия - коса, серп, борона. Все
это были атрибуты аграрной культуры, сохранявшейся на протяжении многих веков.
Успех земледелия во
многом зависел от природы, в частности, погода для земледельца значила очень
много, поэтому за ней тщательно наблюдали, а результаты наблюдений позволяли
определиться с сельскохозяйственными работами. Так, если на Сретенье (15
февраля) было холодно — жди поздней весны, значит, готовься в определенные
сроки сеять хлеб и т.п.; если курочка в день Евдокии (14 марта) воды напьется
из лужи, то овечка на Егория (6 мая) травы наестся, т.е. будет хорошая весна. О
многом говорили и другие природные особенности: период цветения черемухи,
распускание листьев у дуба; много снега зимой — много хлеба, если снег таял "дружно"
— сеяли яровые рано. Метель, вьюга на день Евдокии предвещали — скот придется
держать в хлеву весною дольше, что было трудно для небогатого кормами
крестьянского хозяйства. Так, наблюдая за приметами в определенные дни,
крестьяне составляли долгосрочный прогноз, что позволяло им соответствующим
образом подготовиться к предстоящим сезонным земледельческим работам.
Специфика
природно-климатических условий России отразилась и в названиях русского
народного календаря, возникшего в древности.
Были и другие варианты названий:
жарник, страдник — июль, изюк июнь и т.п. При этом на каждый месяц и день
имелись свои приметы: коли в декабре снег привалит вплотную к заборам — плохое
будет лето; май холодный - год хлебородный; в ноябре снегу надует - хлеб
прибудет и т.п.
Земледелие в
крестьянских хозяйствах было тесно связано со скотоводством, которое требовало
также неустанного внимания и много труда как летом, так и зимой.
Отметим характерную
особенность крестьянского труда: несмотря на повторяемость из сезона в сезон,
из года в год одних и тех же работ, в нем отсутствовала рутина. Может
показаться, что однообразие дел не требует ничего, кроме механических навыков,
но нет: погодные условия, состояние семян для посева, состояние здоровья
скотины, норов каждого животного и многое другое требовали живости ума,
сообразительности, наблюдательности и каждодневного приспособления крестьянина
к этим особенностям. Даже маленькие дети приучались выполнять работу
по-разному, с учетом неодинаковых обстоятельств; так, девочка-нянька, стараясь
успокоить ребенка, прибегала к разным мерам: с одним говорила строго, другого
ласкала, кого-то развлекала. Также и в обращении с животными требовался разный
подход: мальчик-подпасок мог одну корову осадить грозным криком, а другую
приласкать, т.е. труд постоянно требовал проявления творческого начала.
Труд детей
С самого раннего
детства ребенок погружался в трудовую атмосферу семьи, становился участником
разнообразных дел, втягивался постепенно в систему трудовых обязанностей и
отношений.
Как только ребенок
подрастал, начинал твердо стоять на ногах и понимать речь окружающих, он легко
и естественно включался в работу. Его не принуждали родители, не заставляли
трудиться, а заинтересовывали делом, позволяли делать что-то самому, помогать
старшим, ведь известно, что ребенок по природе своей активное существо. Детская
жажда подражания, активность, пример окружающих были самыми действенными побудителями
к труду. Уже в четыре-пятъ лет девочка помогала сестре сматывать нитки, кормить
кур, мальчик подавал лыко отцу, плетущему лапти и т.п. Мальчик начинал гонять
скотину на водопой, учился ездить верхом. Шести-семилетнему
ребенку доверяли загнать скотину во двор, принести дров в избу. Мальчики были
возле плотничающего отца, девочки — возле матери за прялкой и выполняли их
посильные, несложные поручения. Девочки очень рано начинали нянчить младших
братьев и сестер и приобщались к работе по дому - ухаживали за птицей, мыли
посуду и полы, носили воду.
Крестьянский мальчик в
семь-восемь лет уже помогал отцу на пашне, управляясь с лошадью. Зимой он
помогал отцу в заготовке дров, учился владеть пилой и топором. С отцом ходил на
охоту, учился ставить силки, стрелять из лука, мог рыбачить.
В девятъ-десять лет
подросток сам мог управляться с лошадью, умел запрягать ее.
Но не сразу дети
принимались за настоящее дело, народный опыт воспитания подсказывал взрослым,
что делать это надо постепенно, включая их в игру. Маленькая лопата и грабли
были в руках у ребенка, когда он работал вместе со взрослыми; отец часто
оставлял для сына маленький клочок земли, где мальчик учился пахать. Девочка
училась стряпать вместе с матерью, делая из теста свои лепешки и хлебцы. В маленьком
ведерке она начинала носить воду. Для девочки делали маленькую прялку и она
сидела за нею рядом со старшими сестрами. Она училась шить наряды для куклы,
которую могли изготавливать дети постарше. Так, постепенно овладевая трудовыми
навыками, дети с возрастом втягивались в работу, умело обращаясь с орудиями
труда, инвентарем, скотиной.
От игры постепенно
переходили к настоящей работе.
В десять — тринадцать
лет подросток мог уже пахать, а к четырнадцати годом — косить, жать серпом,
работать топором и цепом, т.е. становился настоящим работником. В зимнее время
он мог плести лапти и лукошки.
Парень в четырнадцать -
шестнадцать лет обучался таким трудным видам работы, как косьба, занимался
пахотой, молотьбой, заготовкой дров в лесу, знал многие тон кости крестьянского
дела. В восемнадцать лет он мог провести сев (это самая сложная работа), и с
этого времени он считался полноценным хозяином.
Девочка кроме домашней
работы, к которой приобщалась очень рано, начинала с девяти-десяти лет работать
серпом в поле, с этого же времени она по-настоящему занималась вязанием снопов,
полола грядки, теребила лен и коноплю. В десять — двенадцать лет она уже доила
корову, могла замесить тесто, стряпала, стирала, присматривала за детьми,
носила воду, шила, вязала и делала много другого по хозяйству.
В четырнадцать лет
девочка жала хлеб, косила траву, начинала работать наравне со взрослыми. И не
забудем — к этому времени она уже должна была заготовить себе приданое.
Соревнование,
соперничество особенно характерно для отрочества. "Подростка приходилось
осаживать, ведь ему хочется научиться пахать раньше ровесника, чтобы все девки,
большие и маленькие, увидели это. Хочется нарубить дров больше, чем у соседа,
чтобы никто не назвал его маленьким или ленивым, хочется наловить рыбы для
материнских пирогов, насобирать ягод, чтобы угостить младших".
В возрасте четырнадцати
- шестнадцати лет юноши и девушки, пройдя большую трудовую выучку, становились
самостоятельными, уверенно принимались за работу, держались более степенно.
Менялись с возрастом и
требования взрослых к поведению молодых людей, при этом парень был более
свободен от родительской опеки, он мог без спроса уходить вечерами, бывать на
гулянках. Другое дело девушки, с них родители старались не спускать глаз, им
нельзя было без разрешения взрослых посещать гулянья, вести себя в доме при
гостях положено было скромно, есть мало, больше молчать, потупив взор, и не
смеяться громко.
Здесь описаны далеко не
все трудовые занятия, в которые включался ребенок с ранних лет. Но и описанные
выше свидетельствуют о том, как много они значили для подрастающего ребенка.
"Вся жизнь
крестьянина была пронизана заботой об урожае, скотине, погоде, что формировало
мировоззрение детей, приучало к ответственности за судьбу урожая, благополучие
семьи. В бедной и богатой семье труд составлял основу существования".
Труд — это не только
выработка навыков и умений, это и развитие миропонимания, нравственная закалка,
эстетические переживания и, конечно, физическое развитие и здоровье.
Включаясь в труд,
человек познавал закономерности природных явлений, видел их взаимосвязь и
взаимозависимость (например, что сеять рожь можно только в определенное время,
когда природа этому благоприятствует, что она созреет через несколько недель и
что убирать ее можно тоже с учетом природных условий и т.п.). Тонкие наблюдения
за окружающим миром, осуществляемые в процессе выполнения различных дел и
необходимые для их успешности, способствовали развитию мыслительных операций,
умению делать выводы из наблюдений, пробуждали проницательность и пытливость.
Включаясь вначале
добровольно, а позже и по необходимости в различные дела, ребенок, подросток
воспринимал свою работу как естественное и необходимое занятие, от которого
нельзя будет уйти в течение всей жизни: ведь все окружающие трудятся, не нужно
было и говорить, что без труда немыслимо само существование. Осознание роли
труда как жизненной необходимости формировало и соответствующее отношение к
нему. Крестьянская работа трудна, связана со многими неудобствами: раннее
вставание, работа под дождем или снегом, в грязь и хлябь — требует большого
физического напряжения. Все эти трудности воспринимались и Маленьким ребенком,
и юношей как неотвратимые, и они принимали их безропотно, хотя, наверное, и
мечтали о более легкой жизни. Возможно, сказочные Иванушка и Емеля и были
воплощением этой мечты?
Терпение, умение
переносить жизненные тяготы, радоваться трудовым успехам, испытывать трепетные
чувства при виде поднимающихся зеленей в полях — это также следствие трудовой
деятельности. Труд с малолетства воспитывал ум и душу человека.
Трудовая деятельность
укрепляла и закаливала растущий организм, вырабатывала физическую силу и выносливость,
что в свою очередь проявлялось в труде.
Выработке серьезного,
уважительного отношения детей к труду способствовали обряды, связанные с
основными крестьянскими работами. Остановимся на двух таких обрядах.
Обряд начали
сельскохозяйственных работ. Началу весенних полевых работ придавалось особое
значение, так как от него во многом зависела судьба урожая и благополучие семьи.
Поэтому сложился особый ритуал начала работ с различными магическими
действиями, соблюдение которых должно было гарантировать успешность вспашки и
посева, а значит, было залогом хорошего урожая. В каждом селе этот обряд
исполнялся по-своему, но были и общие особенности. "Правильное поведение
при "зачине" должно было обеспечить успех в дальнейшем,
предотвратить, по мнению крестьян, возможные неприятности и стихийные бедствия",
помочь оградиться от них всем миром.
Перед зачином — началом
вспашки проходила сходка, на которой избирали человека, зачин которого,
считали, будет "легким". Нужен был такой крестьянин, у которого "легкая
рука", человек добрый, хороший, обязательно мужчина: "Самим Богом
положено, чтобы сеял мужик". Здесь же решали, когда начинать сеять всем
остальным: до обеда или завтра. Затем выносили хлеб и икону, запрягали лошадь в
соху и отправлялись в поле. Избранный крестьянин перед иконою клал три земных
поклона, затем, поклонившись на все четыре стороны, делал сохою борозды через
все участки.
На общинные деньги
заказывали в церкви крестный ход во время засева; в этот день обычно не
работали.
Когда озимые "пошли
в рост", тоже могли служить на поле молебен. А затем, тут же на поле,
устраивали пирушку, где присутствовали все крестьяне.
Также, по-особому
обставлялся день, посвященный первому выгону скота, совершавшийся б мая, в день
Георгия Победоносца, которого исследователи считают пришедшим на смену
языческому Яриле. Крестьяне верили, что Егорий сам, невидимо для людей,
выезжает на своем коне и пасет скот, оберегая его от зверей, над которыми тоже
властвует (известно, что выпас скота был всегда связан с опасностью нападения
зверья, которого в окружающих деревню лесах было полно). "Отче наш,
Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку в темных лесах, в жидких местах от диких
зверей, от ползучих змей и от злых людей. Аминь".
Перед этим днем
ребятишки ходили по домам с песней "Батюшка Егорий" и собирали мзду.
В семьях совершали целый ряд ритуальных действий, направленных, как считалось,
на сохранение скота; например, хозяева молятся, потом обходят свой скот с
хлебом-солью, с иконой святого Георгия,
приговаривая: "Святой Егорий-батюшка, сдаем на руки тебе свою скотину и
просим тебя: сохрани ее от зверя лютого!" Затем кладут под ворота замок и
ключ — чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замок
ключом. Выгоняя скотину со двора, приговаривали: "Егорий храбрый, прими
мою животину на все полное лето и спаси ее!"
Выгон скота начинался
одновременно во всей общине перед обедом. Из каждого двора дети гнали вербами
коров, овец и свиней, за ними шли хозяин с хозяйкой. Когда стадо собралось,
пастух обходил его трижды, держа на голове ковригу хлеба, а на плече кнут. За
пастухом шла здоровая, цветущая молодуха, за нею — староста, тоже с ковригой на
голове. Затем все молились.
В день Николы Угодника
(22 мая) проводился первый выгон лошадей в ночное. Деревенские подростки и
пастух ночью жгли костры, пекли в золе картошку, затевались игры вплоть до
зари.
За этими днями шли и
другие, обставляемые определенными ритуальными действиями: "Зажин" —
начало жатвы; начало сенокоса и др.
Спросим себя: как эти
обряды способствовали трудовому воспитанию детей, ведь обряд не требовал
участия детей в труде? При их исполнении дети еще раз проникались главными
заботами крестьян — о хорошем урожае и сохранности скота. Включаясь в обряды,
связанные с сельскохозяйственными делами, подростки овладевали теми ритуальными
действиями, которые, по убеждению крестьян, способствовали хорошим результатам
труда, вызывали помощь магических сил для обеспечения вместе с повседневной
работой благополучия семьи. Серьезность, с которой взрослые относились к
описанным обрядам, вызывала и у детей понимание большой важности начинаемого
дела и развивала у них такое же серьезное отношение к работе.
Участие детей в
общественных работах
Помочи. Были такие
деревенские работы, которые сплачивали, учили взаимовыручке и поддержке,
вызывали к жизни такие человеческие качества, как милосердие, великодушие,
отзывчивость, совестливость.
К работам такого рода
относится оказание помощи соседям, односельчанам, оказавшимся в трудном
положении: погорельцам, сиротам, вдовам, одиноким старикам, семьям рекрутов,
помощь во время похорон и т.п. Пострадавший,
например, от пожара крестьянин обращался к миру с просьбой помочь построить
избу, и общество обязательно откликалось на просьбу: сообща заготавливали
бревна в лесу, вывозили их и ставили дом. Больному хозяину, не сумевшему
вовремя заготовить семена, могли собрать их для посева по лукошку со двора и
обработать землю, посеять семена.
Такая форма
взаимопомощи называлась помочью. Обычно помочи бывали в полевых работах, при
вспашке земли, жатве для тех, у кого нет лошади или не хватает рабочих рук.
Хозяин, как правило, обращался за помощью либо к общине, либо к своим близким
знакомым, соседям и родственникам. Редко кто отказывался от участия в помочах,
ведь Каждый крестьянин понимал, что и сам может оказаться в бедственном
положении.
На помочи крестьяне
собирались не только при обращении хозяев, но и сами проявляли инициативу, если
видели бедственное положение хозяев. Участие в помочах считалось нравственной
обязанностью каждого, обыкновенным явлением, а если кто отказывался прийти на
помощь, то никто его не наказывал, но общество осуждало, а поступать против
общественного мнения решались редко.
Привлекали помочи
молодых и потому, что уже во время работы звучали песни, шутки, затевались
шалости. А по окончании работы могли целую ночь петь, кататься на лошади
хозяина и т.п. Существовала своя этика для хозяина: он не указывал, кому и как
работать, не делал замечаний, а был любезен и приветлив, но нерадивых в
следующий раз не приглашали.
Вот некоторые виды помочей:
Взятки
— возведение сруба, подготовленного хозяином, на фундамент, когда разбирали
готовый сруб, ставили на подготовленное место, конопатили.
Печебитье - складывание
глинобитной печи, чем занимались обычно холостые парни и девицы. Это молодежные
помочи, на которых труд сочетался с вечеринкой. Нужно было привезти глину,
затем мять и утрамбовывать ее досками, утаптывать ногами. Как правило, эта
помочь собиралась при строительстве новой избы.
Супрядки — это прядение
из шерсти, льна, конопли женщинами и девушками. Обычно их устраивали в семьях,
где было мало женщин или слишком много детей. Вначале из сырья готовили пряжу;
сырье для этого заранее рассылалось к женщинам — знакомым и родственницам, они
пряли нитки, иногда каждая работала отдельно в своей избе, а часто и на общих
посиделках. Потом назначался вечер супрядок, на который пряхи являлись с
готовой пряжей и нитками в лучших своих нарядах, а хозяйка устраивала угощение
с песнями и плясками.
Устраивались супрядки и
как поочередные помочи, по очереди у многих девушек, когда собирались то в
одной, то в другой избе.
Толока льна — это
преимущественно девичьи и женские помочи, хотя могли участвовать в них и
молодые парни. Они собирались поочередно в разных избах, начиная с крайнего
двора деревни, и были необходимы потому, что нужно было быстро обработать
собранный лен. Девушки и бабы-молодухи приходили со своими мялками на ночь,
работали до рассвета при свете фонаря или сальной свечи, Каждая работница
должна была обработать за время работы 100 снопов. Всю ночь работали с
песнями, а днем хозяин угощал их обедом.
Было еще немало поводов
для помочей: при распашке, завершении жатвы, сеновницы — помощь в заготовке
сена, дровяницы — при рубке леса, капустки — при засолке капусты и др.
Необходимость
взаимопомощи ребенок осознавал очень рано, наблюдая за жизнью своей семьи,
слушая разговоры взрослых о предстоящих помочах и постепенно включаясь в них.
Для него, так же как и для взрослых крестьян, помочи являлись данностью,
необходимостью, поэтому обязательность участия в них не вызывала сомнений. Так
с самого раннего детства пробуждались в душе человека доброта к людям,
готовность к взаимовыручке и стремление облегчить жизнь своим соседям,
родственникам и просто нуждающимся в помощи.
Во время общих работ
проявлялись сообразительность, ловкость, виртуозность в отдельных делах. Мнение
о девушке складывалось и по внешнему виду, многое в своей одежде она
изготавливала сама, и по этому было видно какая это работница.
Совместная работа
вызывала у ее участников большой эмоциональный подъем, молодые здесь не только
трудились, но и сплачивались, сближались, лучше узнавали друг друга, а песни и
шутки вызывали радостное настроение. Все это окрашивало тяжелую работу в
мажорные тона, и поэтому участие в помочах не воспринималось как тяжелая
обязанность. Для помочей было как раз характерно переплетение трудовых и
праздничных элементов.
Трудовые праздники, В
середине августа оканчивался период уборки хлебов. Жатва - это время очень
напряженной работы, когда важно было собрать
урожай в короткие сроки с минимумом потерь, когда невозможно было оттянуть
сроки работы — их диктовала природа. Именно в это время в поле была вся семья:
жали, вязали снопы, ставили копны и т.п., работа шла от зари до зари.
Радость по успешному
завершению напряженной работы была так велика, что требовала специального
праздника.
По окончании работ жнеи
катались по ниве, чтобы спина у них не болела к будущему жнитву, со словами "нивка,
нивка отдай мою силку". И обязательно был обряд завивания "бороды",
сохранившийся еще с древних языческих времен и направленный на то, чтобы
вернуть земле силу для урожая в следующем году.
Накануне обряда
обходили дома и, стуча палкой в окно, приглашали: "Зазтра на бороду!"
Помощницы приходили на поле рано утром со своими серпами и работали с песнями
и шутками, пока не выжинали весь хлеб. А в некоторых местах последний сноп жали
молча; если кто-то заговорит, у той "жених будет слепой". Последние
колосья оставляли несжатыми, их связывали - это и есть борода. Украшали ее
лентами, обвязывали травой и пригибали к земле, слегка присыпав ею, под бороду
клали хлеб с солью, низко кланялись и говорили:
- Вот тебе, Илья,
борода, уроди нам ржи да овса!
После того как завили "бороду",
с последним сжатым снопом — "именинником", наряженным в сарафан,
уходили с песнями с поля. К этому случаю было припасено немало особых песен.
Сноп торжественно вносили в избу хозяина и ставили под иконы, а потом
скармливали его скотине и птице. В доме хозяина к приходу помочанок было
приготовлено угощение и начинался пир. После угощения девушки с песнями и
плясками ходили по деревне и величали хозяина; здесь же были и парни, иногда на
лошадях хозяина они с песнями и шуточками катались по улице.
В праздник превращался
сенокос — трудная, но веселая пора, продолжающаяся около месяца в разгар лета,
в июле. Скошенную косарями траву женщины сушили — переворачивали, растрепывали,
сгребали в кучу — копнили и т.д. Косили траву, сушили ее и складывали в стога
сообщи, а потом готовое сено делили по душам.
И везде нужно было
знать правила работы, чувствовать, когда сено готово к закладке в стога; много
хлопот добавляли дожди. Но при благоприятных погодных условиях уборка сена —
приятная сельхозработа.
Теплые ночи,
благоухание трав на лугах, купание после зноя — все это создавало праздничное
настроение.
Все участники, особенно
девушки, надевали лучшие платья, наряжались, во время работы много пели. Луг
тогда превращался и в место гулянья, где водили хороводы, играли на гармониках,
шутили, где девушки красовались перед женихами. Часто на дальние луга крестьяне
выезжали семьями, брали с собой младенцев. В шалашах отдыхали, на кострах
готовили пищу. Для обеда объединялись по несколько семей, после работы на лугу
старшие отдыхали, а молодые отправлялись за ягодами. В шалаши за деревней
переселялись и тогда, когда луга были неподалеку; в эту пору молодежь
оставалась на лугах во все время сенокоса. Поэтому времени этого ожидали с нетерпением
и, несмотря на тяжелый труд, считали его праздником.
Осенними капустками
начиналось время осенних вечорок молодежи. После окончания сбора капусты
предстояла трудоемкая работа по ее засолке, для этого и приглашались на нее
девушки "капустницы", а парни приходили без приглашения для помощи
девушкам, а главным образом - для развлечения работниц. Предстояло за один день
изрубить, нашинковать капусту, уложить ее в кадки и опустить в погреб. Бывало
обрабатывали до 5000 кочанов, тогда и помочанок требовалось много - до 200
девушек. А часто собирались на капустки и в небольшом составе, если капусты
было немного. Но оставался неизменным обычай: работа сочеталась с праздником.
После того как
управлялись с работой, хозяйка приглашала всех в избу и выставляла угощение для
молодежи. Тут и начиналось веселье до утра: песни, игры, пляски; пели обычно
игровые песни, исполнялись и величальные, те, которые пели на свадебных вечерах
в честь холостых родственников.
Итак, помочи, играя
важную роль в хозяйственной жизни деревни, много значили и в деле закрепления
определенных этических норм, в сохранении обычаев и составлении общественного
мнения. Через помочи передавались из поколения в поколение хозяйственные умения
и навыки, молодежь воспринимала знания, приобретенные старшими в их практике.
Здесь создавалась репутация жениха и невесты, выявлялись их достоинства и
недостатки, а в процессе общения во время помочей закреплялись дружеские
привязанности.
Оценивая в целом
значение детского труда в становлении личности, отметим его огромную роль в
развитии физических и духовных сил и в подготовке к активной трудовой
деятельности. Основная особенность труда крестьянских детей видится в
привязанности его ко всем видам работ взрослого крестьянина. Именно так, входя
в трудовые отношения и обязанности, дети постепенно, шаг за шагом включались в
основные сферы жизнедеятельности, проживали еще в детстве основные ее этапы.
Они не готовились к будущему труду, а жили им, занимались значимыми для семьи и
общества делами, одновременно овладевая практическими навыками и умениями,
выдавая определенный продукт работы. Труд являлся не столько средством
воспитания, сколько смыслом жизни человека с раннего возраста. Связанный с
основными сферами жизни, детский труд обеспечивал многостороннее развитие
личности и был залогом преуспевания человека в самостоятельной взрослой жизни.
Литература
1.
Константинов
Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.
2.
Харламов и. Ф.
Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.
3.
Харламов И.В.
Педагогика. Минск., 1998.
4.
Лихачев Б.Т.
Лекции по педагогике. М.,1995.
5.
Бордовская Н.В.,
Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. "Питер", 2000.