Возникновение педагогической профессии, её развитие
ТЕМА: Возникновение педагогической профессии, её развитие
План
Введение
История зарождения
Великие педагоги прошлого
Педагоги-современники
Развитие педагогической профессии в современном обществе
Возникновение педагогической
профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и
развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению,
вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того
опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения
педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная
функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское,
человеческое предназначение.
По мере усложнения процессов
общественного производства, развития способов познания и стремительного роста
научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний,
умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в
педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция -
обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях
привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних
воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы - гувернеры и
гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с
учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п.
Практика воспитания своими
корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно
вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не
подозревая о её существовании.
Известно, что первопричина
возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило время, когда
образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что
общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем
поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении
опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для
подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых
государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты
серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все
знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же
были сделаны и первые педагогические обобщения.
Во все времена существовала
народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии
людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного,
трудового воспитания.
Выдающиеся учителя были у всех
народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до
н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:
"эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" -
обращается к нему ученик. "Обогати её", - отвечает учитель. "Но
она и так богата. Чем же её обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи
её!" - восклицает учитель.
Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский
мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки
учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал
учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором,
который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со
скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей. Предложенные
им методы, принципы, формы обучения, как, например классно-урочная система,
стали основой педагогической теории. Его главный труд "Великая дидактика",
вышедший в Амстердаме в 1654г. - одна из первых научно-педагогических книг.
В отличие от Я.А. Коменского
английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории
воспитания. В своем основном труде "Мысли о воспитании" он излагает
взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего
широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью
нравственных убеждений.
Другим известным учителем был
швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, потративший все свои сбережения на
создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство
школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью,
которая заканчивается словами: "Всё - для других, ничего - для себя".
И.Ф. Гербарт - крупная
противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических
обобщений в области психологии обучения и дидактики известен работами, ставшими
теоретической базой для дискриминационных ограничений в образовании широких
масс трудящихся.
Стремление служить будущему
характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и
деятель в области образования середины XIX в. А.В. Дистервег,
которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель
воспитания: служение истине, добру, красоте." В каждом индивидууме, в
каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это
стремление к благородным общечеловеческим целям". В реализации этой цели,
считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для
ученика. Он занимался исследованием важных проблем, но более всего - изучением
противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Его личность
завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.
Воспитание во имя счастья
ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского.
Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все
методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой
успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души,
воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение
глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Первоочередная задача
учителя, отмечал он, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца,
поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного
труда.
"Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону)
выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и
нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные
базовые компоненты, которые включают:
Интернализацию детьми
универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного
опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к
человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;
Овладение детьми основными
сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и
отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о
здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и
друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим
и другое;
Освоение материальных и духовных
ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных,
технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;
Формирование опыта гражданского
поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств,
отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;
Накопление опыта
эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов
милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других
людей и другое;
Овладение детьми ситуациями
реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор
поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во
всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и
совершенствования и другое".
Реализация базового содержания
воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с
гуманитаризацией образования.
Важнейшими принципами
реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к
общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре,
обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому
потенциалу учащегося.
Обращенность к общечеловеческим
ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его
гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой
культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному
суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его
подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и
мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.
Овладение учащимися базовыми
основами культуры - фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура
рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих
способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи
становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы
ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь
в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности,
как человека культуры.
В качестве основных ценностей
определяющих ориентации выделены:
человеческие: социальная защита
личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;
духовные: совокупный опыт
человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления;
практические: способы
практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;
личностные: способности,
индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интернализация
этих ценностей составляет мировую культуру.
Базовые компоненты культуры: гуманистическая
позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт
творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической);
культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.
Система дисциплин и уровни
подготовки. С учетом необходимости усвоения учащимися обозначенных компонентов
культуры определена адекватная номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность
и общение.
Другой, интересный взгляд,
изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О.С.
"Выдвинутая цель -
обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для
жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на
формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации
и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в
целевых программах.
"Учение";
"Общение";
"Досуг";
"Семья".
При этом реализация программ
происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации,
самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами
саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической
работы".
"Много интересных идей
несет в себе оригинальная системно-социальная концепция школьного воспитания (автор
Таланчук Н. М). В основу концепции положен системно-ролевой подход к
формированию личности. Отсюда задачи воспитания в интегрированном виде сводятся
к подготовке подрастающего поколения к выполнению семейных,
профессионально-трудовых, гражданских, геосоциальных и интерсоциальных и само
регулятивных ролей.
Система ролей включает в себя:
в сфере "Семья" -
сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую; выдвигает
задачи воспитания и самовоспитания - формирование супружеской, педагогической
культуры, формирование чувства долга и ответственности перед родителями;
в коллективе -
профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-управленческую,
коммуникативную и другие задачи воспитания - формирование профессиональных
знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских
способностей;
в сфере "Общества" -
патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую,
нравственную и экологическую; задачи воспитания - формирование основных
компонентов этих культур;
в сфере "Мир" -
геосоциальную и интерсоциальную;
в сфере "Я - Сфера" - субъекта
материальных и духовных потребностей, учения, самовоспитания, творчества,
психорегулятивную; задачи воспитания выражаются в формировании здоровых
потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих
способностей, умений ставить жизненные цели, "саморегуляции".
Высшие учебные заведения и
педагогические училища готовят будущих учителей по различным специальностям. Кроме
этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько
специализаций. Например, педагогические специальности объединены в
профессиональную группу "образование". Основанием разделения
педагогических специальностей являются различные предметные области знаний. Второе
основание для разделения на специальности - это возрастные периоды развития
личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия
педагога с ребенком. Третьим основанием для разделения на специальности
педагогического профиля служат нарушения в развитии детей.
В настоящее время
государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41
специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования;
число квалификаций в связи с тем, что имеются ещё и специализации, значительно
больше.