К вопросу о структуре сакрального ономастикона
К вопросу о структуре сакрального
ономастикона
Бугаева И.В.
Исследование
сакрального ономастикона позволяет получить богатые и разнообразные сведения о
религии, истории и культуре народа. В.П. Нерознак считает, что
лингвокультурологически значимой является энциклопедическая информация, стоящая
за именем [Нерознак 1983].
Сакральный
ономастикон изучался до настоящего времени фрагментарно. Больше всего
исследований посвящено сакральной топонимике [М.В. Горбаневский, В.Я. Дерягин,
А.А. Минкин, И.И. Муллонен, Н.М. Теребихин и др.] и именам святым [В.И. Супрун,
Б.А. Успенский, А.В.Юдин]. Несколько работ посвящено номинации Богородичных
икон [Л.Д. Самохвалова, З. Тростерова]. В настоящем исследовании представлены
результаты изучения структуры и состава христианского сакрального ономастикона.
Понятия
святости и сакральности всегда были важными для сознания верующего человека.
Поэтому в процессе устроения и организации жизни, при ономастической номинации
людьми движут осознанные ментальные, духовно-нравственные представления.
Понятно желание освятить все окружающее, защитив тем самым себя и своих близких
от действия нечистой силы, злых духов и пр. После принятия христианства земное
пространство восточных славян организовывалось как Небесный Иерусалим. Так
протоиерей Леонид Лебедев пишет о культурном ландшафте России: «Представление
Русской земли как образа Обетованной Земли Царства Небесного, Иерусалима Нового
(Откр. 21, 1-2), развитие и воплощение этого представления в зримых
архитектурных образах и названиях различных мест - самая поразительная и
захватывающая особенность церковно-богословского и народного сознания Руси
X-XVII вв.» [Лебедев 1989: 140]. Не только строительство храмов, часовен,
обетных и поклонных крестов сакрализует среду обитания человека, но и наименование
разных географических объектов, предметов материальной и производственной
жизнедеятельности и культуры способствует созданию единого сакрального
пространства, а празднование многочисленных церковных праздников ведет к
сакрализации времени и календаря.
Сакральный
ономастикон представлен агионимами. Агионим, по определению, приводимому в
Словаре русской ономастической терминологии, - «имя святого» [Подольская
1978:26]. Такое определение термина агионим кажется нам недостаточно точным.
Греческие agios - священный и onyma - имя, название позволяют более широко
понимать термин агионим как номинацию любого имени собственного, связанного со
святостью, т.е. как гипероним. В этом случае разряды агионимов представлены
сложной системой, в которую входят агиоантропонимы (собственно имена святых),
агиотопонимы, эортонимы (название церковных праздников), экклезионимы (название
храмов и монастырей), иконимы (наименование икон), которые составляют
ономастическое пространство, объединенное значением святости [Бугаева 2006].
То, что Н.В. Подольская называет агионимом, т.е. имя святого, предлагаем
называет агиоантропонимом, под которым понимаем апеллятивно-антропонимический
комплекс, служащий для номинации прославленных христианских святых. Именно
агиоантропонимы чаще всего являются ономаосновой для номинации других предметов
и объектов, которые относятся к сакральному ономастикону или связаны с ним
опосредованно.
Собственно к
сакральному ономастикону относятся:
теоним - имя
Бога. В православной традиции в эту группу можно включить наименования Святой
Троицы, Лиц Святой Троицы, Спасителя, Небесных бесплотных Сил (Ангелы,
Архангелы, Серафимы, Херувимы и др.), Богородицы;
агиоантропонимы
- имена собственные прославленных святых: великомученица Анастасия
Узорешительница, преподобный Савва Освященный, апостол Андрей Первозванный,
прп. Серафим Саровский;
агиотопонимы
- имена собственные, обозначающие географические названия. К ним относятся
топонимы, образованные от теонимов (Архангельск, Троицк, Богородицк), имен
святых (Борисоглебск, Петропавловск), наименований Евангельских событий
(Вознесенск, Успенское, Сретенка, Рождественское), важнейших христианских
праздников (Воздвиженка, Покровское) и имеющие в сложном наименовании компонент
свято- , бого- и в составном наименовании святой (Святогорск, Богослово,
Боголюбск, Святой Афон, озеро Святое). Разновидностью топонимов являются
агоронимы (названия площадей), годонимы (названия улиц, переулков), гидронимы
(названия водных объектов).
иконимы -
имена собственные, обозначающие наименование икон: икона Всех Святых, икона
святителя Николая, икона Божией Матери Утоли моя печали»;
эортонимы -
имена собственные, обозначающие названия церковных праздников: Преображение
Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Успение Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы и Приснодевы Марии, Собор Архистратига Михаила; святителя Николая,
архиепископа Мир Ликийских чудотворца; иконы Божией Матери «Знамение»;
экклезионимы
- имена собственные, обозначающие названия соборов, храмов и монастырей,
часовен: Свято-Данилов монастырь, Богоявленский Собор, храм Живоначальной
Троицы, храм Иверской иконы Божией Матери, храм св. прав. Иоанна Кронштадского;
часовня блгв. кн. Александра Невского.
Важно
отметить, что теонимы и агиоантропонимы являются ономаосновами для наименования
только нескольких типов агиотопонимов - полисонимов[i] (Санкт-Петербург,
Борисоглебск) и гидронимов[ii] (источник прп. Иринарха, колодец прп. Сергия).
Все остальные разновидности агиотопонимов образованы от других разрядов
агионимов. Например, многие комонимы[iii], годонимы[iv] и агоронимы[v] названы
по наименованиям храмов, которые, в свою очередь, названы по агиоантропонимам.
Например, село Константиновка (Николаевская обл.) названо по находящемуся там
мужскому монастырю равноапостольных Константина и Елены; а по названию
Киево-Печерской Лавры стали именоваться Печерская площадь и Печерская улица в
Киеве. Знаменитый Андреевский спуск получил свое название в XVIII веке по
церкви Андрея Первозванного, построенной на том месте, где по преданию, водрузил
крест апостол Андрей. Практика посвящения храмов во имя святых была широко
распространена во всем православном мире [Мельник 1999].
Как видим,
основной способ образования сакральных онимов - трансонимизация, т.е. переход
онимов из одного онимического разряда в другой.
Выделяется
несколько направлений трансонимизации, например:
1)
агиоантропоним - агиотопоним: св. Петр - Санкт-Петербург;
2)
агиоантропоним - экклезионим - агиотопоним: св. Илия - храм св. Илии - село
Ильинское;
3) теоним -
эортоним - экклезионим - агиотопоним: Пресвятая Богородица - праздник Введение
во храм Пресвятой Богородицы - Введенский храм - улица Введенская;
4) теоним -
иконим - эортоним - экклезионим: Божия Матери - икона Божией Матери
Владимирская - Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы - храм
Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре.
Трансонимизация
может происходить как внутри класса сакральных онимов, так и переходить в
другие онимические классы. Есть еще несколько разрядов имен собственных, которые
условно можно отнести к группе сакральных онимов. Это - названия памятников,
фондов, братств, обществ, приютов, орденов, кораблей и т.д. с использованием
агиоантропонимов. Приведем примеры из российских средств массовой информации:
Президент Фонда святого Всехвального апостола Андрея Первозванного С.Е.
Щеблыгин посетил Красноярск с рабочим визитом; Президент В.В. Путин стал
лауреатом премии Андрея Первозванного «За веру и верность»; Страховая компания
св. Андрея Первозванного - новое имя на отечественном страховом рынке; В
Санкт-Петербурге планируется установить памятник св. апостолу Анрею
Первозванному; Братство св. Андрея Первозванного. Статья в газете «Московский
комсомолец» называется «Святой Даниил не уберег субмарину» и рассказывает об
атомной подводной лодке «Святой Даниил Московский», на которой произошел пожар
[МК от 08.09.2006]. В Москве известно издательство «Святой Киприан», есть
компьютерный церковнославянский шрифт «Киприан». Примеров много.
Проследим
возможную трансонимизацию ядерных агионимов «Петр», «Сергий» и «Ольга» как
ономаоснов:
|
св.
Петр
|
св.
Сергий
|
св.
Ольга
|
экклезионим
|
Петропавловский
собор
|
Свято-Троице
Сергиева Лавра
|
храм-часовня
равноапостольной княгини Ольги
|
иконим
|
икона
апп. Петра и Павла
|
икона
прп. Сергия Радонежского
|
икона
равноап. кн. Ольги
|
эортоним
|
29/12
июня - Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
|
25/8
сентября - преставление прп. Сергия, игумена Радонежского
|
11/24
- июля равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены
|
гидроним
|
|
колодец
и источник прп. Сергия
|
источник
равноап. Ольги
|
Санкт-Петербург,
Петропавловск
|
Сергиев
Посад
|
|
комоним
|
Петровское,
Петровка
|
Сергиевка
|
Ольгино
|
агороним
|
Петропавловская
пл.
|
|
|
годоним
|
Петропавловская
улица, улица Петровка
|
ул.
Сергия Радонежского
|
ул.
Ольгинская
|
эргоним
|
|
Фонды,
общества, приюты в честь прп. Сергия
|
Фонды,
общества, приюты в честь св. Ольги
|
фалероним
|
|
медаль
и орден преподобного Сергия Радонежского
|
медаль
и орден святой равноапостольной княгини Ольги
|
корабль
|
корабль
«Святой Петр»
|
«равноапостольная
Ольга»
|
памятник
|
|
памятник
прп. Сергию (скульптор В. Чухаркин)
|
памятники
в Киеве, Пскове
|
Не все
пункты могут быть заполнены для каждого агиоантропонима. Возможно, у нас пока
недостаточно фактического материала. Следует учитывать и тот факт, что в разных
православных странах есть свои традиции наименования. Например, в Болгарии есть
гостиница «Св. Николай» и популярный курорт «Свв. Константин и Елена». Многие
университеты и научные центры носят имена святых: университет имени Святых
Кирилла и Мефодия в г. Велико Тырново, научный центр «Св. Дасий Доростольский»
в г. Силистра и др.
Можно
представить, насколько может быть велик список сакрального ономастикона, если
учесть, что к 1988 году христианский именник насчитывал 885 мужских и 245
женских имен. В период с 2000 по 2003 год это число увеличилось после массового
прославления новомучеников. Конечно, есть имена распространенный и
нераспространенные, но цифры достаточно внушительны.
При анализе
топонимов следует быть внимательными, так как не всегда в основе наименований
городов и улиц лежат агиоантропонимы. Иногда в качестве ономаосновы при
трансонимизации выступают обычные антропонимы, когда в честь известных и
прославившихся людей назывались города и улицы. Это - мемориальные названия.
Большинство
агионимов - многокомпонентные составные номинации, полная форма которых
встречается в официальных церковных документах, календарях и т.п. В разговорной
речи обычно употребляются редуцированные формы агионимов, которые сохраняют
грамматические категории апеллятива, обозначающего именуемый предмет. Например:
В воскресенье пойдем в Богоявленский (собор - м.р.); Сегодня празднуют
Смоленскую (икона - ж.р.). Разница в оформлении грамматического рода может
выполнять различительную функцию. В результате появляются омонимичные имена
собственные, различающиеся грамматическим родом и типом парадигмы. Например:
Владимирская - Владимирский. В предложении «Завтра Владимирская» категория
женского рода указывает на то, что речь идет о праздновании иконы Владимирской
Божией Матери. Во фразе «Сегодня пойдем в Богоявленский, а завтра - во
Владимирский» категория мужского рода свидетельствует о том, что имеется в виду
храм, собор. Так Владимирская и Владимирский различаются родовым статусом, а,
следовательно, и типом склонения. Безусловно, будут и синтаксические различия:
Завтра Владимирская (праздник иконы) - Завтра - во Владимирскую (церковь).
Подведем
некоторые итоги. Во-первых, сакральный ономастикон представлен несколькими
разрядами агионимов, составляющих определенную структуру. Ядерными единицами
являются теонимы и агиоантропонимы. Также в состав собственно сакральных онимов
входят агиотопонимы и их разновидности, иконимы, эортонимы, экклезионимы, т.е.
те предметы, которые освящены определенными религиозным чином. Следующий
уровень представлен трансонимами, восходящими к агионимам, которые лишь условно
можно отнести к сакральным онимам (наименование орденов, фондов и т.д.).
Во-вторых,
трансонимизация - основной способ номинации в сакральном ономастиконе.
Выделяются два типа трансонимизации: внутри класса агионимов и «межклассовый»
тип, когда именами святых называются объекты и предметы обычного мира
(гостиницы, корабли, издательства и т.п.).
Изучение
сакрального ономастикона, путей и способов номинаций, мотивированных
агионимами, обогатит наши знания об именах собственных и поможет лучше узнать
русскую историю и культуру.
Список литературы
1. Бугаева
И.В. Агиотопонимы: частный случай отражения ментальности в географических
названиях// Respectus Philologicus, №10 (15). 2006. ISSN 1392-8295- P. 119-130.
2.
Горбаневский М.В. Из опыта культурно-исторического анализа топонимии: русские
топонимы и православие //Топонимы и общество. М., 1989.
3. Дерягин
В.Я. Топонимика и ономастика Ферапонтова монастыря. М., 1998.
4. Лебедев
Л. (прот). Богословие Русской земли как образа Обетованной земли Царства
Небесного//Тысячелетие Крещения Руси. - М., 1989.
5. Мельник
А.Г. Практика посвящений храмов во имя патрональных великокняжеских и царских
святых в XVI в.//Царь и царство в русском общественном сознании (Мировосприятие
и самосознание русского общества). Вып. 2. М., 1999.
6. Минкин
А.А. Русская святость в московской топонимии// Топонимия России. М., 1993.
С.88-93.
7. Муллонен
И.И. «Святые» гидронимы в контексте вепсско-русского контактирования
//Ономастика Карелии: Проблемы взаимодействия разноязычных ономастических
систем. Петрозаводск, 1995. С. 17-28.
8. Нерознак
В.П. Названия древнерусских городов. М., 1983.
10.
Самохвалова Л.Д. Синтагматические отношения в микросистеме номинации
Богородичной иконографии// Влияние Библии на литературные языки. Материалы XXXI
Всероссийской научно-методич. конференции СПбГУ. Вып. 7. СПб, 2002. С.39-47.
11. Супрун
В.И. Христианизация русского именника //Христианство. М., 1996. С.53-58.
12.
Теребихин Н.М. Сакральная топонимия Русского Севера (К постановке проблемы)//
Вопросы топонимики Подвинья и Поморья. Архангельск, 1991. С. 24-34.
13.
Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера (Религиозно-мифологическое
пространство севернорусской культуры). Архангельск, 1993, 223 с.
14.
Тростерова З. Названия Богородицы в культурно-историческом ареале slavia
Orthodoxa как предмет ономастического интереса// Ономасика Поволжья: Тез. докл.
VIII межд. конф. Волгоград, 8-11 сент. 1998/Отв. ред. и сост. В.И. Супрун. -
Волгоград, 1998. С.120-122.
15.
Успенский Б.А. Из истории канонических имен. М., 1969.
[i]
Полисоним - имя собственное, обозначающее названия городов.
[ii]
Гидроним - имя собственное, обозначающее названия водных объектов.
[iii]
Комоним - имя собственное, обозначающее названия сельских поселений.
[iv] Годоним
- имя собственное, обозначающее названия улиц, проспектов, проездов и т.д.
[v] Агороним
- имя собственное, обозначающее названия площадей.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>