Анализ стихотворения Леонтьева "Платформа"
Анализ стихотворения Александра Леонтьева «Платформа»
Цвeта весеннего снега
Голый рябит березняк;
Лязгом обдав человека,
Прогрохотал товарняк.
Город Железнодорожный,
Серой платформы обрыв…
Как же ты, неосторожный,
Вдруг выясняется, жив?
С ужасом вечным, с кошмаром.
С непоправимой виной.
Да, но с бессмысленным даром.
Да, но с любимой женой.
Или ты веришь во что-то
Там, где сомкнулись пути?
Но расплести их - работа
Не по плечу мне, прости.
Смотришь, сощурясь, на птицу, -
Вот чей, пожалуй, бы взор…
Нет электрички в столицу,
2003
Александр Юрьевич Леонтьев родился в
1970 г. в Ленинграде, является автором нескольких книг стихов. Переводил В.
Вордсворта, Р.-М. Рильке, А. Рембо и др. Участник Международного пушкинского
конгресса (1999), роттердамского Международного поэтического фестиваля (1999),
лауреат премии журнала "Звезда" (2003) и премии "Двуречье"
(2007). Живёт в Санкт-Петербурге. Долгое время жил в Волгограде. Прокопьевске,
рабочем поселке Чернышково, Москве, Великом Новгороде, г. Железнодорожном.
Поэт, по утверждениям критиков, -
представитель нового литературного поколения, формировавшегося в перестроечную
эпоху.
Критик Дмитрий Полищук усматривает в
поэзии Александра Леонтьева «анненскую психологическую утонченность,
раннеакмеистическую предметную точность и прозрачность и элегический изощренный
синтаксис современной “петербуржской школы”. Все это, при природной
импровизационной легкости и внятности слога с установкой на просветленность
любого поэтически-созерцаемого объекта, позволило Леонтьеву почти стопроцентно
“попасть” в десятку ожиданий нынешних литературных Державиных, наследником
которых он себя, по всей видимости, ощущает».
Из предисловия к книге стихов
Леонтьева “Сад бабочек”, которое написал А. Кушнер, я узнала, что Александр
Леонтьев “являет собой убедительный пример раннего и яркого поэтического
становления”, каковым он “посрамляет” представления о позднем (после тридцати)
становлении современных поэтов и тем самым возвращает к пушкинской норме, когда
уже в тридцать “лета шалунью рифму гонят”.
Таким образом, я сделала вывод, что
Александр Леонтьев - приверженец самых лучших традиций русской литературы.
Я прочитала несколько произведений
поэта, и стихотворение «Платформа», написанное в 2003 году, привлекло мое
внимание.
Я словно увидела автора, стоящего
ранней весной на перроне подмосковного города Железнодорожный. Мне кажется,
здесь произошли события, возможно, не очень приятные, которые повлияли на
дальнейшую жизнь лирического героя.
Ситуация, воплощенная в
произведении, обозначена уже в названии. Понятие «платформа» можно понимать
по-разному: это и перрон железнодорожной станции, это и отправная точка, с
которой начинается следующий этап жизненного пути, это и некий монолит, который
поддерживает героя в его философских размышлениях.
Поэтому по тематическим признакам
данное стихотворение можно отнести к философской лирике.
Прозрачен сюжет лирического
стихотворения: герой на перроне города, где он проживает, размышляет о
событиях, вызывающих у него чувство вины, он хочет покинуть город и ожидает
электричку.
Присутствуют более локальные темы:
неприятные цвета почерневшего весеннего снега, , лязг проходящего товарного
поезда, воспоминание о конфликте, вина, сожаление, бессилие,раскаяние,
прощание, мечты.
Построение стихотворения связано с
логикой развития поэтической мысли от начала к финалу, оно делится на 5 строф:
первая и вторая строфы - место, где находится герой, третья, четвертая, пятая 1
и 2 строки - философские размышления, 3 и 4 строки пятой строфы -подводится
своеобразный итог размышлениям.
Вызывают интерес средства
художественной выразительности, которые, мне кажется, играют немаловажную роль
в создании образа лирического героя, в воплощении темы и идеи стихотворения.
Размышления героя мрачны, настроение
подавленности и отчаяния создают эпитеты: березняк «голый, цвета весеннего
снега», платформа серого цвета, герой - «неосторожный», дар его -
«бессмысленный», вина - «непоправимая», цвет семафора - красный, тревожный.
Интересны метафоры: « …лязгом обдав
человека, прогрохотал товарняк», «серой платформы обрыв», «ужасом вечным»,
«виной непоправимой», «пути не расплести», «работа не по плечу», «красным горит
семафор».
Синтаксические повторы:
Да, но с бессмысленным даром.
Да, но с любимой женой…
вызывают ощущение, что автор принял
твердое решение изменить что-то в своей жизни, покончить с прошлым, хотя его
терзают чувство вины и раскаяние, сожаление о поступке, который герой совершил
по неосторожности.
Особую звуковую и интонационную
выразительность придает звукопись (аллитерация и ассонанс):
Цвета веСеннего Снега
Голый ряБит Березняк
ЛяЗГом оБДав человека,
пРоГРоХоТал ТоваРняк …
- сочетание звуков Ц, С, Г, Б, З, Д,
Р, Х, Т вызывают ощущения свиста весеннего ветра и грохота проходящего мимо
товарного поезда.
Город ЖелеЗноДороЖный,
Серой платформы обрыв…
Как Же ты, неостороЖный,
Вдруг выясняется, Жив?
- сочетание звуков Ж, З, Д вызывают
ощущения сожаления, раскаяния героя.
С ужасом Вечным, с кошмаром.
С непопраВимой Виной…
- звук В, действительно, в
сочетании со звуком С вызывает ощущение надломленности героя.
Или ты веРишь во Что-то
Там, где Сомкнулись Пути?
Но РаСПлесТи их - РабоТа
Не По ПлеЧу мне, ПРоСТи.
- в данной строфе опять преобладают
звуки С, П, Р, Т,Ш,Ч - сочетание глухих и звонких звуков «рисует» картину
мучительных раздумий героя.
СмотРишь, СощуРяСь, на птицу, -
Нет электРички в Столицу,
КРаСным гоРит СемафоР.
- и опять сочетание звуков Р и С!
Герой принял решение, он тверд в своем намерении, хотя безмерно сожалеет о
случившемся.
Прочитав стихотворение, я
представила его героя молодым талантливым человеком, который решил уехать из
родного города, потому что, скорее всего, совершил какой-то необдуманный
поступок, и теперь его мучают раскаяние, сожаление и чувство вины.
Он хочет, как птица, улететь, но это
невозможно, и поэтому он с нетерпением ожидает прихода электрички. А на
платформе все горит и горит красным семафор, вызывая тревогу в душе.
Я думаю, Александр Леонтьев описал
не только случай из личной жизни, он сказал читателю, что такое может случиться
с каждым: неосторожный поступок может перевернуть всю жизнь.