Динамика и типология культур
Динамика и
типология культур
Содержание
1.
Источники культурной динамики
2.
Типы культуры
3.
Культура первобытности: этапы
становления и основные черты
4.
Миф как феномен первобытной культуры
Список
использованных источников
1. Источники культурной
динамики
Культура – динамично
развивающаяся система, смысловые компоненты которой могут значительно
изменяться. К основным проявлениям культурной динамики относятся:
Культурная адаптация –
приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов
к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни
посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной
организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин
мира. Например, масштабные культурные трансформации вызвал информационный взрыв
второй половины XX века. На
индивидуальном уровне культурная адаптация связана с попаданием индивида в
новую для него социальную или национальную среду (миграция, смена профессии или
социального статуса, служба в армии, тюремное заключение и т.д.) или с резкой
переменой социально-политических условий его жизни (революция, война,
оккупация).
Культурная ассимиляция –
процесс утраты прежних культурных параметров и полного перехода на новые.
Например, под влиянием западной цивилизации происходит стирание составляющих
культурной парадигмы Индии и Китая; значительное воздействие русской культуры
на белорусскую.
Аккультурация – процесс
изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном
контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Например, с 1960-х гг. XX вв. стали говорить об испанизации,
испанизации, японизации, китаизации и т.п., характерных для отдельных регионов.
Культурный конфликт –
критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках,
ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, группами,
личностью и группой, группой и обществом. Культурные конфликты, как правило,
отличаются ожесточенностью, бескомпромиссностью, и часто имеют целью не столько
покорение, сколько уничтожение носителей чуждых ценностей. Например, крестовые
походы, религиозные, гражданские, революционные, национально-освободительные
войны.
Межкультурная
коммуникация – это коммуникация, основанная на символическом взаимодействии
между представителями (индивидами и группами) разных культур. В современном
мире выделяют большие культурные системы – макрокультуры (американская
культура, африканская культура, европейская культура и др.) в составе которых
находятся микрокультуры (субкультуры).
2. Типы культуры
Социальные типы культуры
Элитарная культура
является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она
характеризуется: закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей,
обращена к избранному меньшинству. Представители культурной элиты обычно
увлеченные натуры, стремящиеся к творчеству, способные идти на жертвы: шаманы,
жрецы, монашество, духовенство, интеллектуалы-книжники. Места рождения и
развития элитарной культуры – литературные салоны, ремесленные цеха,
религиозно-философские собрания, литературно-художественные и интеллектуальные
кружки, ученые сообщества. Элитарная культура является продуктивным началом
любой культуры. Творцы элитарной культуры часто сталкиваются с непониманием
современников, с одиночеством.
Массовая культура.
Проявления массовой культуры, культуры "для всех", свойственны уже
древним цивилизациям: например, лозунг "хлеба и зрелищ"
древнеримского плебса. Социальная ситуация конца XIX - нач.XX
вв.: индустриализация и урбанизация, средства тиражирования и трансляции
культурных продуктов породила феномен массового человека. Испанский философ
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) в своей работе "Восстание масс"
рассматривает этот феномен: если вся предыдущая культура старалась преодолеть
дикие, примитивные черты, заложенные в глубинах человеческой природы, возвысить
и одухотворить их, то в XX
веке вся архаика выступила без маски, проявившись в явлении массового
искусства. "Что ждет массового человека и какой жизнью ему суждено жить?"
– задавал вопрос испанский философ и отвечал: "Да никакой. Он обречен
представлять собой другого, то есть не быть ни собой, ни другим. Жизнь его
неумолимо теряет достоверность и становится видимостью, игрой в жизнь, и притом
в чужую".
Массовая культура характеризуется:
массовым производством и тиражированием культурной продукции, распространением
потребительских стандартов, шаблонизацией ценностей, стереотипизацией сознания
и поведения. Примитивизм, эмоциональность, оперирование к бессознательному,
скрытым инстинктам, мелодраматичность, понятность, радость узнавания,
увлекательность, уход из собственного серого однообразного мира, - черты
массового продукта.
К основным проявлениям
массовой культуры в современном обществе можно отнести:
– рекламу и моду;
– систему средств
массовой информации и пропаганды.
Тоталитарная культура –
официальная культура тоталитарных режимов, которая характеризуется жесткой
управляемостью, опорой на массовый энтузиазм, преобладающим
политико-идеологическим измерением, преданностью властям. Тоталитарная культура
консервативна и архаична, использует мифологические образы: вождь,
женщина-мать, воин, атлет. "Народные массы" начинают поучать деятелей
культуры. В рамках тоталитарной культуры развивается феномен "политических
религий": фашизм, американизм и проч.
Маргинальная культура –
субкультура людей, находящихся в ситуации межкультурного пограничья. Это
мигранты либо люди, утратившие свой социальный статус (алкоголики, наркоманы).
К носителям маргинальной культуры относятся инвалиды, члены новых религиозных
движений, люди, вступившие в межнациональные браки. Ситуация человека
маргинальной культуры характеризуется культурной раздвоенностью, сложностью
идентификации.
Контркультура - это
совокупность социокультурных установок, противостоящих принципам господствующей
культуры. Термин предложил профессор Калифорнийского университета, историк
культуры Теодор Роззак в труде "Становление контркультуры" (1969). В
целом идейным предшественником контркультуры считают философию Ф.Ницше, его
концепцию сверхчеловека. Контркультура характерна для элиты молодежной среды.
Наиболее яркое проявление контркультуры – движение хиппи. Это бунт против
действительности, против стереотипов, против ядерной и технотронной
действительности. Массу шокирует поведение представителей контркультуры: манера
одежды, мышления, поведения, чувствования, общения. Контркультура культивирует
спонтанное, неконтролируемое разумом поведение, склонность к массовым сборищам,
оргиям, наркотикам, создание коммун, коллективных семей с беспорядочными
половыми связями, сексуально-революционную мистику тела и т.д.
Этнонациональные типы
культуры
Этническая культура - это
традиционная народная культура, обращенная преимущественно в прошлое,
воспроизводящая историческое наследие народа. Признаки этнической культуры: имя
этноса (белорусы, русские, французы), язык, генотип, черты национального
характера, традиционный быт, образ жизни, народные промыслы, территория
расселения этноса, которая может не совпадать с границами национального
государства. Проявляется, например, в деревенском образе жизни, ценностях и
нормах жителей села, характеризуется традиционностью, замкнутостью.
Национальная культура -
сложное этносоциальное образование, формирующееся на основе единства
происхождения, исторического прошлого, языка, места проживания и экономической
общности определенного народа. Национальная культура включает в себя этническую
культуру (как основополагающий компонент) и профессиональную культуру
(национальная литература, музыка, изобразительное искусство, театр, философия,
научные школы). Средоточие национальной культуры – народ, а ее достижения –
продукт творчества культурной элиты, национальной интеллигенции.
Мировая культура
складывается из высших достижений национальных и региональных культур. Она
включает в себя эталоны творчества, классические ценности, универсальные
человеческие идеалы, общечеловеческие нормы нравственности, учения мировых
религий, художественные достижения, соответствующие эталонам прекрасного и
гармоничного, научные концепции и философские теории.
Исторические типы
культуры.
Основными подходами в
рамках культурно-исторической типологии являются:
–
Эволюционно-хронологический (например, культура каменного века, бронзового
века, железного века, культура средневековья);
– Формационный (культура
первобытного общества, культура рабовладельческого общества);
– Цивилизационный
(древнеегипетская культура, месопотамская, индийская, китайская, европейская и
т.д.);
– Религиозный
(христианская культура, исламская культура и т.д.);
– Осевой (выделяются
доосевые культуры, формировавшиеся в эпоху первобытности и ранней древности,
основанные на мифологическом мировосприятии и приоритете родовых ценностей, и
осевые культуры, в которых акцент делается на развитие личности и универсальных
тенденций культуры (формируются с VIв. до Р.Х. по VI в. Р.Х.).
3. Культура
первобытности: этапы становления и основные черты
История культуры
первобытного общества охватывает громадный промежуток времени – от
возникновения человека и до сегодняшнего дня, так как и сейчас на земле
существуют народы, ведущие первобытный образ жизни, которые можно назвать внеисторическими,
так как у них отсутствует государственность, и письменность до сих пор не
превратилась в необходимую часть их культурной жизни (индейцы южноамериканских
тропических лесов, аборигены Шри-Ланки, Суматры, Австралии, южноафриканские
бушмены, неразвитиые народы Китая и Сибири и др.).
В современной науке
принято различать собственно первобытную культуру, существовавшую до
возникновения цивилизации, т.е. до IV-III тыс. до Р.Х., и традиционную
первобытную культуру, существующую одновременно с цивилизациями разного типа и
уровня, вплоть до современной.
Все сведения о
первобытной культуре связано с археологическими находками материальных
предметов: орудия труда, постройки, захоронения, украшения и проч. Несомненно,
что в эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры:
с появлением человека на земле зарождается религия, возникают мифологические
представления, танцы, архитектура, изобразительное искусство.
1. Палеолит (древний
каменный век: палео – "древний", "лит" - камень) – от
возникновения человека (3 млн.лет назад до Р.Х.) – 10 тыс. до Р.Х. Палеолит
делится на древний (нижний), средний и верхний (поздний) палеолит, который
начинается с 40-35 тыс.до Р.Х.; верхний палеолит делят еще на две эпохи:
Ориньяк-Солютрейская (30-15 тыс.до Р.Х.) и Мадленская (15-11 тыс.до Р.Х.)по
местам первых находок.
2. Мезолит (средний
каменный век)- 10 тыс.до Р.Х. – 6 тыс. до Р.Х.
3. Неолит (новый каменный
век) – 6 тыс. до Р.Х. – 3 тыс. до Р.Х.
Общий предок человека –
австралопитек. Жил 4,5-2 млн.лет назад в Африке и Азии, имел способность к
прямохождению, специализацию передних конечностей, большой объем головного
мозга. Имел примитивные орудия труда – рубила.
Питекантропы (400-200
тыс.лет назад) освоили технику разведения и поддержания огня, изобрели
простейшие приемы обработки шкур животных.
Неандертальцы (250-125
тыс.лет назад) жили в период сильного Рисского оледенения, строили палатки из
шкур животных, вели стабильный образ жизни в пещерах, изготавливали кремниевые
орудия. По мнению известного российского историка религии А.Б. Зубова, "стадом"
палеолитический человек не жил. Обнаружены стоянки нуклеарных семей, состоящих
из 10-20 человек: "патриарх", его жены, взрослые сыновья с семьями.
50 тыс.лет назад неандертальцы полностью исчезают, причина: неприспособленность
к изменившимся условиям жизни в связи с потеплением, физическое истощение или
истребление кроманьонцами (?).
Кроманьонцы, люди
современного вида, расселяются приблизительно 40 тыс.лет назад из Южного
Средиземноморья на север в область рассеяния неандертальцев. Применяли новую,
отщепную технику обработки камня, острые хрупкие пластины толщиной в несколько
миллиметров; изготавливали микролиты – маленькие треугольные пластины, которые
вставлялись в костяные рукоятки и использовались как пилящий инструмент,
обрабатывали кость, дерево, шкуры. Использовали новое орудие охоты –
копьеметалку (длительность полета до 130 метров). Практиковалась загонная охота на крупных животных, добывали краску красного цвета (охру) путем сжигания
минеральных веществ. В эпоху мезолита человек приручает собаку, изобретает лук
и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети,
люди изобретают лук и стрелы, вкладышевые орудия (ножи, наконечники стрел и
копий), лодку, корзины, рыболовные сети. Важнейшим рубежом в развитии
первобытной культуры стала так называемая "неолитическая революция", суть
которой состояла в переходе от хозяйства присваивающего типа (собирательство,
охота) к хозяйству производящего типа. Человек уже не только брал у природы
готовые продукты, но и сам начал их производить: появляется земледелие и
скотоводство, прядение, ткачество, гончарное дело. При обработке камня
используется новая техника: шлифовка мокрым песком, применяются трудно
обрабатываемые породы камня, например, нефрит. Изготовление каменных мотыг,
зернотерок.
Магико-религиозное
поведение человека первобытной эпохи.
Древний человек отличался
от современного, но это было существо, обладавшее системой религиозных
представлений. По мнению известного историка религии Мирчи Элиаде (1907-1986), "священное"
входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории: "На
самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, - само по себе
есть религиозное действо", "быть – а еще вернее, стать – человеком
означает быть "религиозным".
О том, что у первобытного
человека существовали интуиции религии, и он задумывался над метафизическими
вопросами жизни и смерти свидетельствуют наличие признаков погребального
культа. Исходя из представлений современных "примитивных" народов
ученые реконструируют религиозные обряды, относящиеся к умершим, и связанные с
этими обрядами верования первобытного человека. В этой связи интерес
представляет бережное отношение человека к костям и черепам умерших. В раннюю
эпоху черепа клались к горящему костру уже после разложения мягких тканей и
сжигались вместе с костями. Позже начали изымать мозг умершего, который
вкушался участниками трапезы или сжигался на костре. Мозг – вместилище ума
личности, а значит в нем была сущность личности умершего. Сжиганием его
возвращали огню – символу солнца. Можно предположить, что у первобытного
человека огонь вызывал двойственные чувства: благодарного поклонения за тепло и
свет, и страха перед непредсказуемой горящей стихией. Человек, сидящий у
костра, мог задумываться не только о вкусе пищи и тепле: его мысль могла
подниматься выше мирских забот, обретая созерцательный оттенок.
Были случаи хранения
костей умерших родственников и их черепов, например, их закапывали в золу под
очаг, где готовилась пища. Череп хранился как объект поклонения – так
сохранялось присутствие умершего. Были обнаружены также вторичные захоронения
под "кроватями" живых: потомки должны были зачинаться и рождаться
буквально "на костях" праотцов. Исходя из вышеперечисленного, ученые
предполагают наличие признаков культа предков у первобытного человека.
Наиболее показательными
являются захоронения, относящиеся к эпохе палеолита: таковым являются
мустьерские погребения, относящиеся к 30 тыс. назад, обнаруженные Отто Гаузером
около Мустье в 1908 г. Описание: погребение юноши в позе эмбриона (надежда на
возрождение, он уснул, но проснется), с ним в могилу – его личные вещи. (вера,
что умерший продолжит свой род занятий в ином мире). У головы – кремневые
камни; вокруг тела и под рукой – кремневые орудия, жареные куски мяса. Хоронили
детей 6-8 месяцев, 2-3 лет, в могилу которых тоже ложили кремневые орудия и
оружие. Изгородью вокруг могилы служили рога мамонта, барана, козла. Таким
образом, мустьерские охотники не ленились выкапывать могилы, причем оформляли
их тщательно и с соблюдением необходимых ритуалов. Первобытные люди верили, что
и их в урочный час не оставят без заботы и погребения. Следует отметить, что
живые бросали весьма уютные пещеры после того как совершали в них захоронения.
К 24 тыс. назад относится
находка Сунгирьского погребения (р.Клязьма, Владимирская обл., Россия). Это
было захоронение пожилого мужчины и двоих детей: девочки 7-9 лет и мальчика
10-12 лет. Умерших к тому времени хоронили в богатых одеждах: каждое тело было
облачено в погребальный костюм, украшенный 3,5 тысячами специально
отполированных и просверленных бусин. Тела посыпаны охрой. Охра – ритуальный
субститут крови, символизирует жизнь, выражает намерение оживить умерших через
соединение с веществом, имеющим цвет крови. У семитских народов кровь считалась
душой, т.е. жизненной силой. У головы умерших - раковины трубчатого моллюска
(предположительно это была роскошная шапка или головная повязка). В могилу
помещалась маленькая мужская фигурка из слоновой кости, 2 каменных кольца и
множество дисков из камня, кости и мамонтовой кости.
Кроме заботливых
захоронений, были обнаружены тела, лишенные заупокойных даров: люди,
похороненные лицом вниз под грудой тяжелых камней, расчлененных трупов. Пример:
в Вестоницах (Моравия) найдено крепко связанное тело 35-40 летней женщины, предположительно
умершей при родах. Возможно, считает А. Зубов, это примеры ритуальной нечистоты
умерших - их связывали и засыпали из боязни, что в "нечистоте" в тело
может войти какой-нибудь злой дух и побудить тело прервать свой сон и начать
беспокоить живых.
Другим примером
магико-религиозных представлений первобытного человека был культ животного,
наличие мистических отношений с животным (нагуализм). Особенное отношение было
к медведю как к существу, символизирующего мощь и вызывающего ужас. В пещере
Драхенлоха были обнаружены черепа медведей, к которым прикреплялись верхние
позвонки, указывающие на то, что головы отсекли от тел недавно убитых животных,
расположенные мордами к выходу. Кроме медвежьих черепов, в пещере хранились
кости, обработанные в форме фаллоса (символ преодоления смерти, жизненного
триумфа). Медведь символизировал Владыку диких зверей, был прообразом
Верховного Существа. Охота на медведя – следствие культа. "Убить дикого
зверя на охоте, а позднее – заколоть домашнее животное, равносильно совершению
жертвоприношения, в котором жертвы взаимозаменяемы" (М.Элиаде). Убийство
зверя – ритуал, подразумевающий, что Владыка диких зверей заботиться, чтобы
охотник убивал только ради пропитания, и чтобы мясо не пропадало зря. Главные
кости и черепа животных также хранились, в частности, выставлялись на ветвях
деревьев или на высоком месте. В них хранилась память об убитом звере и, может
быть, первобытные люди верили, что на скелет Владыка диких зверей нарастит
новую плоть.
Этические представления
первобытного человека.
Помимо бережного
отношения к умершим, первобытный человек имел сострадание к слабым и больным.
Так, были обнаружены останки старика из Шанндара, исследования над которым
показало, что он был слепой с детских лет, с ампутированной правой ногой и
парализованной правой рукой. Естественно, он был обузой для своего племени, и
тем не менее дожил до 60-ти лет. Но при этом есть факты сознательного зла: было
преднамеренное убийство (около 2 млн.лет назад в Трансваале). Кроме того, не
массово, но присутствовали случаи людоедства, возможно, с магическими целями.
Особенности первобытной
культуры.
Одежда, украшения,
косметика.
Первой одеждой служили
звериные шкуры, затем человек освоил плетение из стеблей, и некоторые виды
одежды (типа юбочек или фартуков) стали изготавливаться из растительных
волокон. В период неолита, когда возникло ткачество и прядение, одежда стала
изготавливаться как из растительного, предварительно обработанного материала,
так и из шерсти животных. Различные украшения – бусы., подвески, ожерелья из
просверленных костей, а также раковины с остатками краски, которую наносили на
тело и лицо имело не только эстетическое значение для первобытного человека, но
и магическую функцию. Любые украшения (в том числе и косметические) защищали своего
владельца от враждебных сил; а также могли быть знаком социального положения
(ожерелье из зубов опасного хищника свидетельствовало об охотничьей доблести).
Обычай раскрашивания породил татуировки. Татуирование имеет тесную связь с
тотемизмом: чаще всего на теле нарезывается изображение того животного, который
считается тотемом данного лица или племени. Татуировки свидетельствовали о том,
что человек прошел обряд инициации с достижением половой зрелости и является
полноправным членом племени.
Первобытная живопись. В
главном первобытные люди были такие, как мы: они умели чувствовать прекрасное.
Все лучшее, что есть в человеке и в природе отражено в искусстве первобытной
культуры. Начало – ряды параллельных полос, оставленные пальцами рук или гребнеобразными
предметами. Рисунки, обнаруженные в пещерах Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла
Мут – во Франции, в Альтамире и других пещерах Испании, изображены на
значительном расстоянии от входа, в них было трудно проникнуть, что
предполагает, что большинство пещер были необитаемыми святилищами и служили
культовым целям. Одно из самых выдающихся открытий было сделано совершенно
случайно в сентябре 1940 года: пещера Ласко во Франции была обнаружена четырьмя
мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего
после бури дерева. Эту пещеру называют "доисторической Сикстинской
капеллой", ее живопись принадлежит к числу самых совершенных
художественных созданий эпохи палеолита, ее древнейшие изображения датируются
18 тыс. до Р.Х. Чтобы попасть в нижнюю галерею пещеры, нужно спуститься по
веревочной лестнице через шахту глубиной 6,3 метра. Пещера представлена залами, изображающими фигуры быков, лошадей, бизонов, баранов, которые
чередуются со знаками: волнистые линии, прямоугольники, квадраты, стилизованные
растительные формы.
Кроме животных, в пещерах
изображали сцены из охоты, танец людей, одетых в шкуры, кровоточащие,
пораженные охотниками животные. Эзотеричность изображения объясняется
магическим предназначением, стремлением обеспечить мир предков живительными
началами – проливаемой на рисунках кровью посредством охры.
Изображения человека
вторичны. Господствует женский образ. Мужчина часто изображается падающим, в
недееспособном состоянии.
С конца неолита искусство
обогащается все новыми сюжетами, тогда как изобразительный язык, становясь
более общим, емким, теряет свою выразительность, реалистичность,
эмоциональность, становится условным, схематичным. Часто изображение
превращается в орнамент, иероглиф.
Скульптура и рельеф.
В начале позднего
палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской,
рельеф и круглая скульптура. Гравированный рисунок на камне, кости и роге
исполнялся кремниевым резцом; иногда рисовали просто пальцем на мягком, наносном
слое глины на стенах пещеры. В Тата, на северо-западе Венгрии мастер вырезал
крест правильной формы. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня,
рога, кости, глины и дерева. Рельеф вырезался на отдельных камнях или стенах
пещеры, где нередко использовались естественные поверхности скалы, напоминающие
очертания животных. Еще ранее первобытный художник создавал натуральный макет
из шкуры и кожи убитых им животных.
Сотни скульптурных
изображений женщин, относящихся ко времени верхнего палеолита, были обнаружены
повсеместно от Франции до Восточной Сибири. Их называют палеолитическими "Венерами":
обнаженные женские фигуры размером от 5 до 25 см из камня или кости, без черт лица, но с выраженными признаками материнства: выпяченный живот,
выразительная грудь. Фигурки украшались различными геометрическими знаками.
Некоторые ученые видят в них след "культа плодородия", другие
основываясь на фактах присутствия этих фигурок в местах захоронения умерших,
считают, что эти "венеры" являлись изображениями Матери-Земли,
беременной умершими, которым надлежит родиться вновь к вечной жизни. Семя жизни
давало небо (отец), а утробой, вынашивающей умерших была земля (мать).
4. Миф как феномен
первобытной культуры
Устойчивая символическая
картина мира складывается уже в эпоху мезолита в форме мифологической картины
мира. Человек мезолита постепенно переходит к земледелию, осваивает
растительный мир, открывает для себя иную, по сравнению с охотниками, природную
среду. Растение связано со стихиями, оно укоренено в земле, а его крона тянется
к небу. Растение и дает человеку образ "мирового древа". Мир
населяется сверхъестественными существами, духами, которые обитают в деревьях,
камнях, ручьях, скалах, оживляя вселенную для обеспечения взаимодействия с ней
человека.
Исследователь мифа
М.Элиаде в работе "Аспекты мифа" определяет миф (греч. mythos – "предание") как
архаическую форму мышления первобытного человека, которая продуцируется в
изложение сакральной истории, повествует о событии, произошедшем в
достопамятные времена "начала всех начал". Миф рассказывает, каким
образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла
своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или
только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение. Это
всегда рассказ о некоем "творении", в мифе сообщается, каким образом
что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого "что-то".
Персонажи мифа – существа сверхъестественные. Миф раскрывает их творческую
активность или обнаруживает священность их действий. В целом миф описывает
различные проявления священного в этом мире.
Первобытный миф
представлял собой своеобразную дописьменную ментальность, которая воплощалась в
знаковых системах устной коммуникации. Рассказ первобытного сказителя нес в
себе гипнотический эффект, воспроизведение материала сопровождалось
импровизацией в сочетании с пением, пантомимой или танцем. Все это
способствовало обеспечению соучастия в рассказе и идентификации с персонажами
его сюжета. Важная функция мифа как сакральной истории – в экзистенциальном
утверждении человека. "Знать" миф – означает приблизиться к пониманию
сущности всего, к тайне происхождения. Человек религиозный, повторяя
мифологическую модель, ничего не боится, поскольку повторяет действия божества.
Миф актуализируется в ритуале, через который осуществляется приобщение человека
к священному. Человек ощущает потребность погружения в священное, непреходящее
время – "время оно". Например, миф о происхождении пищевых растений
из экскрементов или пота божества или мифического предка порождал представление
о том, что питаясь растениями, человек приобщается к священному.
Человек стремится
актуализировать бытие "священного", воссоздать в своем жизненном пространстве
небесный архетип посредством приобщения своего поселения, храма, жилища к
символизму священного. Переносит свои представления о мире божественном в мир
профанный, "космизирует" его, повторяет в ритуалах. Вновь сотворяя
мир, homo religious упорядочивает хаос и освящает свое
жизненное пространство.
Основные особенности
мифа:
– Синкретичность. Древние
мифы содержат в неразвернутом виде начала искусства, религии и донаучных
представлений о природе и обществе.
– В мифе переплетались
реальные жизненные представления с фантастическими. В мифе все реально и
возможно, все действительно.
– Операциональность. Миф
отвечает на вопрос "как это (море, земля, небо, растение, человек)
возникло; "каким образом" боги или культурные герои это сделали;
– Бинарность. (верх-низ,
мужское-женское, правое-левое, свет-тьма).
Список использованных
источников
1. Лапина С.В. Культурология: Курс лекций / Лапина С.В. – 2-е
стер. изд. – Мн., 2005. – 216с.
2. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи / Поликарпов В.С. –
М.,1997
4. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие / Малюга Ю.Я. –
М., 1998