Польская музыкальная культура. К. Шимановский
Польская музыкальная
культура - одна из древнейших среди славянских. До 1918 года она, как
венгерская и чешская, развивалась в трудных условиях национальной угнетенности.
Соответственно развитие духовного потенциала было ограничено. Лишь в 1918 году
польская культура получила возможность преобразования- страна стала независимым
государством.
Появились
замечательные исполнители международного класса. Такие пианисты как Йосиф
Гофман, Артур Рубинштейн, Леопольд Годовский, среди скрипачей - Бронислав
Губерман, Павел Кохановский.
Важным
фактором в развитии польской музыки стала деятельность творческой группы
«Молодая Польша», которая была организована в 1905 году в Варшаве. Композиторы -
Мстислав Карлович, Кароль Шимановский, Людомир Ружицкий, Бжегож Фишельберг-
поставили цель преодолеть академическую рутину и провинциализм,
господствовавшие в музыкальной жизни страны; стремились приобщить публику к
достижениям современной европейской музыки, а также поддержать прогрессивные
устремления творческой молодежи. Участники группы устраивали концерты новой
польской музыки, пропагандировали ее за границей, осваивали новые
художественные идеи начала 20-го века, стремясь сочетать их с развитием
традиций Шопена и Монюшко. «Молодая Польша» просуществовала недолго (распалась
после кончины М. Карловича), успев сыграть прогрессивную роль в истории
польской культуры.
Не менее
важным событием для музыкальной жизни Польши стало творчество Кароля
Шимановского, которое дало мощный толчок к развитию культуры страны.
Имя
Шимановского вошло в историю польской музыки как одно из самых значительных
после Шопена, как имя композитора, чье творчество стало вровень с наиболее
интересными явлениями музыкальной жизни нашего века. Интерес к его музыке
возник буквально с первых шагов, когда в начале столетия появился в Варшаве
двадцатилетний юноша, выходец из глухой украинской провинции. Он поразил
варшавских музыкантов тонкостью вкуса и культуры, талантливостью привезенных на
их суд произведений. Музыка Шимановского не вызвала ни споров, ни даже двух
мнений. Ясно было, что она очень талантлива, и что у ее истоков стоит Шопен. Но
не только. Что-то настороженное, тревожное звучало в девяти небольших
прелюдиях; какие-то новые гармонии, истаивающие недосказанные фразы, хрупкость
формы, которую именно так, чуть касаясь клавиатуры, и можно было донести до
слушателей. Это шло от Скрябина, чье раннее творчество тоже навеяно Шопеном.
Не связывая
себя с консерваторией, Шимановский стал учеником видного композитора и педагога
Зигмунда Носковского.
Ранний период
творчества Шимановского посвящен почти исключительно камерной
музыке-инструментальной и вокальной. В 1903-1904 годах Шимановский пишет более
крупные опусы, сонаты- фортепианную и скрипичную, рядом с ними- Вариации на
тему польской народной песни. В этих произведениях, равно как и в романсах на
слова Каспровича, Берента, Мициньского чувствуется уже рука мастера, нашедшего
свою манеру письма. В фортепианных произведениях постоянно обращает на себя
внимание изысканность колористической трактовки звучности, рафинированная
фактура, творческая непосредственность.
В первые же
варшавские годы он становится центром, к которому тяготеет талантливая
музыкальная молодежь. Ближайшими друзьями Шимановского становятся скрипач Павел
Кохановский и пианист Артур Рубинштейн, оба только начинавшие свою мировую
карьеру. В 1905 году в Берлине Шимановский знакомится с Гжегожем Фительбергом,
талантливым польским дирижером, страстным пропагандистом новой музыки,
неистовым поклонником Рихарда Штрауса, и другими талантливыми музыкантами,
которые составляли вышеупамятный актив «Молодая Польша».
Во многих
работах о Шимановском, его творческий путь делят на три этапа- периода:
«романтический», «импрессионистский» и «народный». Первый период заканчивается
монументальным сочинением- Второй симфонией, написанной в 1910 году. До нее
написанная Первая (1907 год) исполнялась только один раз, в начале весны 1909
года. Автор остался крайне недовольным своим детищем, больше не направлял его
на эстраду и отказался печатать партитуру. Так, до сих пор она осталась в
рукописи. Другое дело- Вторая симфония. Впервые сыгранная под управлением
Фительберга в 1911 году, она завоевала прочное место в репертуаре.
После
Концертной увертюры (1905 год) и Второй симфонии имя Шимановского делается все
более известным в европейских странах. Он выступает в качестве пианиста,
исполняя собственные произведения, слушает свою оркестровую музыку, часто
разъезжая по столицам и другим музыкальным центрам Европы; несколько лет живет
в Вене, общаясь с крупнейшими музыкантами австрийской столицы.
С все
возрастающим вниманием Шимановский вслушивается в то, что ветер приносит из
Франции. Даже сами названия его сочинений таят в себе аромат французского
искусства: «Остров сирен», «Калипсо», «Наузикая»,- три эти поэмы образуют
фортепианный цикл «Метопы», а «Фонтан Аретузы», «Нарцисс» и «Дриады и Пан»-
цикл «Мифы» для скрипки и фортепиано. Не только названия, но и гармонический
язык, динамический оттенки близки звукозаписи Дебюсси.
Наиболее
полного выражения ориентализм Шимановского достигает в Тетьей симфонии,
написанной в 1916 году. Ее исполнительский состав необычен: оркестр, хор и
солист- тенор. Тексты заимствованы в стихотворениях Джалаллутдина Руми. Жанр
симфонии- кантаты, гигантский состав оркестра с учетверенным количеством
духовых инструментов, даже характер названия симфонии- «Песнь о ночи»,
ассоциируется с малеровским симфонизмом.
Годы первой
мировой войны Шимановский проводил на Украине. Директор Киевской консерватории
Р.М. Глиэр предложил ему вступить в число ее преподавателей.
Революцию
Шимановский принял как крах ненавистного царизма. Больше того, находясь в
Елизаветграде, он активно участвовал в новых формах культурной жизни - одно
время занимал должность «комиссара по делам искусств» и заместителя редактора
местной газеты, где ему неоднократно доводилось писать передовые статьи. Зимой
1918 года Шимановский вернулся в Варшаву, где началась новая фаза его
творческой жизни.
В течение
пяти лет (1927-1932) Шимановский стоял во главе Варшавской консерватории,
отдавая немало сил установлении в ее учебном процессе тех творческих принципов
новаторства, внимания к современной музыке, которые казались ему не менее
важными, чем традиции старого академизма. Творческой отдушиной стали для
Шимановского длительные концертные турне с Коханским и Рубинштейном по столицам
Европы и поездки в США.
Значительным
событием первых лет после возвращения в Варшаву становится премьера его
одноактной оперу «Хагит», написанной еще в Вене накануне первой мировой войны.
Следующие
опусы Шимановского- двенадцать «Курпиовских песен» для голоса и фортепиано и
шесть народных песен для хора, -свидетельствуют о том, что связи композитора с
народной музыкой укрепляются. Это подтверждает и сборник польских народных
песен, обработанных для фортепиано, и «Четыре танца» (Полонез, Краковяк, Оберек
и Мазурка). Последние произведения создавались в 30-х годах, и самое
значительное из них- Четвертая симфония, названная автором Концертной
симфонией. Посвящено оно Артуру Рубинштейну. Также следует из последних
произведений назвать известную ораторию «Stabat Mater» и Второй скрипичный
концерт.
Шимановского
нельзя целиком отнести к одному течению искусства. Его видение, звукосозерцание
было романтическим. Но на стилевом уровне его романтизм соседствовал и
взаимодействовал с импрессионизмом, неоклассицизмом, неофольклоризмом и даже в
какой-то степени с экспрессионизмом.