История жизни и творческой деятельности Н.Г. Бурачека
Министерство образования и науки Украины
Реферат
по теме
"История жизни и творческой деятельности Н.Г. Бурачека"
Выполнила:
Проверил:
Донецк 2008 г.
Содержание
Введение
Биография
Деятельность
Николая Бурачека
Николай
Бурачек как представитель украинского импрессионизма
Заключение
Список
используемой литературы
Большинство различных деятелей (писателей, живописцев,
поэтов, и архитекторов) оставили свой след в украинской истории, при этом
деятельность каждого из них преобразовывало украинскую культуру.
Хотелось бы немножко рассказать об одном из самых активных
деятелей 18-19 веков, который по праву считается талантливым во всех смыслах
этого слова.
О человеке который сделал огромный вклад в развитие искусства
в Украине и оставил свое имя в истории развития культуры Украина. Это Украинский
живописец, сценограф, актёр, педагог, писатель и историк искусства Бурачек
Николай Григорьевич.
Он является одним из исследователей художественного наследия
Тараса Григоревича Шевченко, атрибутировал сотни его акварелей и картин, сделал
хронологию живописного и графического наследия. Помимо этого Бурачек Николай
Григорьевич автор многих искусствоведческих статей и монографий.
Стоит также упомянуть, что Бурачек Николай Григорьевич
совместно с Абрамом Малевичем и Иваном Трушиным являются представителями
украинского импрессионизма.
Родился Николай Григорьевич Бурачек в селе Лютичев,
расположенном в Хмельницкой области. В 1889 году Бурачек учился в Киевском
университете, откуда был исключён за участие в студенческих выступлениях.
В то время сама Марья Гавриловна Савина (дочь актёра Подраменцова, по театру известного как Стремлянова), завоевала
популярность среди большинства любителей пьес начав играть в ней еще с юного
возраста, в 1869
г. дебютировала в Минске, в пьесе "Бедовая бабушка", играла с возраставшим
успехом в Харькове,
Калуге (куда
она поехала уже выйдя замуж за провинциального актёра Савина), Нижнем
Новгороде, Казани, Орле,
Саратове
и др.
Позднее в году Марья Ивановна 1899
г. получила звание "заслуженной артистки", в том же году дала
несколько представлений в Берлине,
где имела выдающийся успех.
В связи с положительной рекомендацией самой Савиной, которая
оказала большое внимание к его личности Бурачека сразу взяли в русскую труппу,
там ему приходилось играть на сценах разных театров многих городов Украины и
России вместе с такими мастерами этого искусства, как Мария Савина, Вера
Федоровна Комиссаржевская (дочь русского артиста оперы и музыкального педагога Ф.П. Коммисаржевского, исполнение ролей которой в одноактных
пьесах и водевилях было всегда проникнуто весёлостью, живостью и неподдельным
юмором) Павел Николаевич Орленев (известный русский актёр и народный
артист Республики того времени, Царь Фёдор Иоаннович, Раскольников,
Дмитрий Карамазов, Освальд и многие другие образы созданные Орленевым вошли в
историю русского и украинского театра) и др.
Исполнил оформление к ряду спектаклей. Посещал КРШ имени
Николая Мурашко, где учился у Н. Пимоненко и Х. Платонова. О Никола́е
Корни́ловиче Пимоне́нко, что это был известный украинский
живописец в период 19 века, автор многих картин на национальную украинскую
тематику. Работы Пимоненко высоко ценились во всей Российской
империи.
Член движения передвижников, а уже с 1904 года Николай Пимоненко стал членом Императорской Академии художеств.
По рекомендации Яна Станиславского (сценический псевдоним
Константина Сергеевича Алексеева, один из самых крупных и оригинальных деятелей
современного русского театра) поступил в Краковскую академию изящных искусств (класс
Яна Станиславского, а затем и Фердинанда-Эммануила Эдуардовича Рушица, активный
деятель Союза русских художников, этот талантливый художники в основном
создавал произведения пейзажной живописи).
Позднее в 1910 году в Париже, Бурачек работал в мастерской
Анри Матисса (французский
художник и скульптор, лидер течения фовистов,
кторый известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму), а
позже - в Вольной Академии Исскуства имени Поля Рансона). С 1912 года жил в
городе Киеве.
Стоит дополнить, что Бурачек был членом Товарищества
киевских художников и членом Товарищества украинских художников, один из
учредителей Украинской Академии Исскуства в 1918 году став ее президентом. С
1925 года Бурачек работал в Харькове. Был одиним из основателей АРИУ,
председатель Харьковского центрального бюро искусств.
Некоторое время (в период с 1925 по 1927 год) Бурачек преподавал
в Харьковском художественном техникуме и Харьковском художественном институте (в
вовремя 1925 по 1931 год, где с 1927 преподавал как профессор).
Заслуженный художник Украинской Советской Социалистической Республики
с 1936 года и уже с 1941 года заслуженный деятель искусств УССР.
Помимо этого Бурачек автор многих искусствоведческих статей
и монографий. Один из исследователей художественного наследия Тараса
Григорьевича Шевченко (сделавшего во время жизни огромный вклад в развитие
украинской культуры), атрибутировал сотни его акварелей и картин, сделал
хронологию живописного и графического наследия.
Немного о деятельности Николая Бурачека уже было сказано в
его биографии, но к этому всему необходимо добавить о том, что на Украине
Известен главным образом как актер, публицист, искусствовед, театральный
декоратор и особенно как талантливый пейзажист.
В качестве артиста ему приходилось играть с такими актерами,
как Савинова, Давыдов, Комиссаржевская, Тарханов, Орленьев. Николаю
Григорьевичу предрекали блестящую карьеру на сценах столичных театров. Однако
тяга к живописи взяла верх.
Надо отметить, что в период своей актерской деятельности он в
качестве декоратора оформил постановки многих пьес, в их числе “Власть тьмы” Л.Н.
Толстого, “Лес” А.Н. Островского.
Николай Григорьевич Бурачек был участником многочисленных
художественных выставок. Его пейзажи “Утро на Днепре", “Цветущая яблоня” и
др. отмечались яркостью и вместе с тем мягкостью красок.
К сожалению, большая часть его живописных полотен и этюдов
сгорела в начале Великой Отечественной войны, при перевозке их в вагоне на
очередную выставку.
Будучи руководителем творческих мастерских художественных
учебных заведений Киева и Харькова, он воспитал несколько поколений молодых
художников и ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украинской
Советской Социалистической Республики. Итогом его многолетних исследований в
области творчества Тараса Григорьевича Шевченко явился капитальный труд
“Великий народный художник", изданный в 1939 году в городе Киеве.
Много времени во время своей жизни Николай Григорьевич
уделял и литературному труду. Его рассказы, очерки и рецензии печатались во
многих газетах и журналах. а в 1937 году в Киеве вышла его автобиографическая
книга “Моя жизнь".
В добавок ко всей своей деятельности: литературной,
художественной, письменной, и театральной Бурачек был одним из представителей
украинского импрессионизма, а еще совместно с Абрамом Маневичем и Давидом Бурлюком и представителем постимпрессионизма.
Хотелось бы
немного рассказать в общих словах о явлении импрессинозма и постимпрессионизма.
Хотя не лишним будет добавить, что далёкие предшественники
импрессионизма художники Древней
Греции и Рима,
например, мастера "фаюмского
портрета", I-IV в. в.
н.э. . А в эпоху Возрождения
такие живописцы, как Франческа,
Тициан, Веронезе,
Лотто
и Тинторетто
решали сходные с импрессионизмом свето-цветовые проблемы и вырабатывали
своеобразную импровизационную технику.
В Голландии
предтечей импрессионизма был Франс Халс,
работы Яна Вермеера
Делфтского по своей технике и особому вниманию к свето-цветовым
проблемам ещё ближе к импрессионизму, этот художник был заново открыт,
благодаря импрессионистам. Работы двух испанских классиков принадлежащие ко
времени XVII века
- Диего
Веласкеса и Эль Греко
имеют тот же импрессионистический потенциал.
Обычно под термином "импрессионизм" подразумевается
направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в других видах
искусства, например, в музыке.
Импрессионизм - двойная революция в живописи:
в видении мира и в живописной технике. В живописи импрессионизма - движущийся,
эфемерный, ускользающий мир, поэтому акцент - на настоящее и на это уходящее
мгновение. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.
Импрессионисты это пионеры и основоположники современного
искусства. Они установили прямую связь между глазом живописца и светом. Отсюда
- движение возврата к природе, которая является источником всех впечатлений. В
то же время - абсолютное доверие субъективному
видению художника, его индивидуальности. Эти два пути питали европейское
искусство вплоть до середины XX века.
По большому
счету появление и утверждение импрессионизма как главного художественного
течения стало второй в истории живописи. Сначала во времена Чинквеченто у
художника наконец-то появились имя, право подписи и право называться творцом, а
не ремесленником.
И после ему
понадобилось еще три века, чтобы завоевать право на собственное видение мира. Очень
скоро художники начнут злоупотреблять этим новоприобретенным правом и дело
закончится авангардом, но это уже совсем другая история.
Впрочем,
отсутствие у импрессионизма вождей и учредительных документов позволяет
заподозрить в нем не революционное, а эволюционное явление. По части
основополагающего принципа - движения к природе и пристального за нею
наблюдения - генеалогию импрессионистов принято вести от барбизонцев.
Но что
касается идеи высшей ценности мгновения и технических способов художественной
фиксации мимолетного видения мира, то тут они совершенные первопроходцы.
В итоге
отказ от контура, светотени и подхода к передаче глубины изображаемого через
перспективу в пользу света и цвета, определяющих формы и настроения, стал
определяющим для дальнейшего развития живописи.
Украинские
художники переболели импрессионизмом с понятным опозданием на три десятилетия и
в достаточно легкой форме, переняв лишь технику. В творчестве каждого из тех,
чьи произведения представлены на нынешней выставке в НХМУ, можно наблюдать
преломление стилистических особенностей импрессионизма и их адаптацию к авторским
чаяниям.
Художники
реалистической традиции, импортируя в свои работы легкость и гибкость
впечатлительного французского стиля, находили короткие пути передачи правды
жизни. Те же, чье становление пришлось на начало века, искали в саду
расходящихся тропок, который представлял собой к тому времени импрессионизм,
кратчайший путь к авангарду.
Так, в
подборке буколистических барбизонских пейзажей Михаила Беркоса, которые
открывают экспозицию, вообще сложно найти импрессионизм. Николай Пимоненко
выкладывает солнечные блики на пыльных деревенских дорогах и лицах героев его
лирических жанровых зарисовок.
Будущие
авангардисты, естественно, бегут впереди паровоза: сине-зеленая россыпь
бисерных мазков в портретах кисти Александра Богомазова - чистый пуантилизм, а
Николай Бурачек, Абрам Маневич и Давид Бурлюк замахнулись сразу на
постимпрессионизм в своем художественном творчестве. Стоит также упомянуть о
том, что украинцы, начиная с великого Александра Мурашко, создали
какую-то особую модель импрессионизма, здесь первенство, безусловно,
принадлежит блестящей плеяде французских художников последней четверти ХIХ
века, - поясняет куратор выставки Ольга Жбанкова. - Мы можем говорить лишь о
стилистических особенностях революционного течения в творчестве отдельных
мастеров. Коллекция показывает, что европейский импрессионизм нашел не
эпигонско-ученический, а творчески-оригинальный отклик в Украине, причем
гораздо позже, на рубеже ХIХ и ХХ века.
Новации импрессионизма соединились у наших художников с
традиционной реалистической школой, восходящей к творчеству передвижников, а
также с чертами уже утвердившегося в это время модернизма.
Вероятно, именно это сочетание стилей c подчеркнутым
импрессионистическим элементом и определило особенности творческого почерка
целого ряда украинских художников, получивших европейское признание - Александра
Мурашко, Кириака Костанди, Михаила Беркоса и нашего всестороннего украинского
деятеля Николая Бурачека.
В заключение выше изложенного материала о жизни и творчестве
Николая Григорьевича Бурачека в различных сферах украинской культуры начиная с
театральной искусства и до художественной живописи. Николай Григорьевич Бурачек
на самом деле был всесторонне талантливый и развитый в культурном и духовном
плане человек, который сделал свой неоценимый вклад в развитие украинского
искусства и теперь его имя останется надолго в памяти украинской культуры.
1. Автобиографическая книга "Моя
жизнь" Н.Г. Бурачек, 1937г.
2. "100 выдающихся художников
Украины" Игорь Шаров, 2007г.
3. "Импрессионизм в русской
живописи" Вячеслав Филлиппов, 2003г.