Формирование экспозиции в музее
Музейная экспозиция как способ интерпретации прошлого
Современный
музей, существует в пограничье трех эпох – древности, модерна и постмодерна.
Обычно ситуацию постмодерна связывают с оформлением постиндустриального
общества, распространением информационных технологий, изменениями в сфере
геополитики, формированием нового стиля культуры и мышления, определенной
философией и методологией науки. Современной культуре присущ антропологизм,
полистилизм и полиструктурность. Интерес к прошлому перестает быть праздным. Общество
активно обращается к наследию – материальному и нематериальному – в поисках конкретных
смыслов, ответа на вопрос: «Что есть хорошо и что такое плохо?», в поисках
идеологии. Смыслы, которыми наделяется прошлое по нашей воле, позволяют
древности жить отдельной, значимой для общества жизнью. Очевидно тем, что
древность становится идеологией современности, кроется и объяснение обилия
самых разных музеев археологии в Европе. В таких условиях возрастает роль
интерпретации и интерпретатора, одним из каковых являются музеи. Как обладатели
вещественных памятников древности, музеи осуществляют свою функцию
интерпретатора в первую очередь через музейную экспозицию. Свое понимание
совокупности и характера компонентов этого процесса, мы практически реализовали
при создании экспозиции зала археологии в музее университета.
Общие идеи
Музейные
экспозиции в своем развитии прошли путь от незатейливых «выкладок» музейных
предметов до композиций из многих составляющих в специально организованном
архитектурном пространстве. Вехи на этом пути обусловлены, прежде всего, теми
смыслами, которые придавало общество музеям, в целом, и музейному предмету, в
частности, в разные эпохи. Свою задачу мы видели в том, чтобы использовать
накопленный музейщиками опыт в создании экспозиций, не растерять те
рациональные «зерна», которые мы вместе приобрели за историю развития.
Сегодняшнее
время для музеев – время поисков новых возможностей. Это касается всех областей
музейного дела, в том числе экспозиционного. Музейные выставки и экспозиции меняют
свою направленность в сравнении с недавним прошлым. Мы наблюдаем, что пересматривается
тематика, практикуется более зрелищный, детализированный и углубленный показ,
внимание, как правило, акцентируется на подлинном музейном предмете. Прошлое
предстает перед нами во все более «очеловеченном» виде.
Обновление
внутреннего содержания музейных экспозиций влечет за собой развитие
экспозиционной и дизайнерской мысли, стимулирует поиски новых идей для художественного
проектирования. Изменение критериев и стандартов окружающей нас культурной среды
подталкивает музеи ко все более совершенной эстетической организации интерьеров
музейных залов. Необычайно актуальным явлением становится экспозиционный
дизайн. Он оперирует предметом и пространством, занимая промежуточное положение
между искусством и архитектурой. Новые возможности дает появление современных
материалов и оформительских технологий. Расширяется понятие музейного предмета,
в частности, мы материализуем свое знание прошлого либо представления о нем
путем создания различного рода экспонатов – макетов, манекенов исторических
персонажей и т. п.
Однако,
относясь к области культуры, музеи имеют прямое отношение к науке. Нельзя не
учитывать, что посредством музеев именно добытые наукой знания становятся
достоянием общественного сознания. Хотя понятно, что научное знание соотнесено
в музеях с их особой спецификой, обусловленной самим характером музейных
предметов, являющихся фрагментами сложной реальности ушедших эпох.
К чему мы
стремились?
Имея в виду
вышеизложенное, мы приступили к созданию экспозиции археологического музея в
Челябинском госуниверситете, поставив перед собой задачу «соединить» музейный
предмет, его научное «прочтение» и современный музейный дизайн. Другую задачу
мы видели в создании экспозиции с высоким информационным потенциалом для того,
чтобы максимально использовать в работе такую традиционную музейную форму
работы с посетителями, как тематическая экскурсия. При отборе вещественного
материала учитывалась экспозиционная выразительность предметов, возможность при
их посредстве раскрыть какой-либо из предполагаемых экспозиционных сюжетов, а
так же стремление показать разнообразие вещного мира древности. Экспозиция
выстроена хронологически, что является одним из шагов к восприятию современного
научного знания о древности. Прошлое разделено для того, чтобы впоследствии оно
предстало в целом виде в сознании наших посетителей. В каждом из
хронологических разделов отражены сюжеты, посвященные развитию техники и
технологий в древности, этнической истории Южного Урала, воздействию человека
на природный ландшафт и влиянию природной среды на образ жизни людей,
материальной и духовной культуре, искусству, религиозным представлениям и
миропониманию людей. Внешний облик человека является предметом одной из
сквозных сюжетных линий, мы даем возможность посетителю сравнить современные
реконструкции с тем, каким видел себя сам древний человек.
Осуществление
проекта
Отправной
точкой в создании художественного проекта экспозиции явилась идея о «единстве»
природы и человека в древности, выражавшемся, прежде всего, в определяющем
влиянии природного ландшафта, климата на материальную и духовную культуру. Она получила
архитектурно – художественное воплощение путем создания особым образом
организованного экспозиционного пространства. В стены зала были встроены ниши,
в пространство зала – «выступающие из стен» стелы с прилегающими к ним снизу
витринами. В результате, образовались три экспозиционных поля. На плоскости
стен разместились четыре фотопанорамы с изображением ландшафтов, являющихся вмещающими
для памятников поочередно эпох камня, бронзы, раннего железа, средневековья и
олицетворяющие природу как место обитания человека. Фотопанорамы призваны нести
как важную информационную нагрузку, являясь объектом апелляции экскурсовода,
так и эмоциональный настрой, они создают иллюзию расширения пространства,
погружения в него, но что для нас не менее важно – дают представление о
естественной среде бытования археологических предметов.
Еще одно
экспозиционное поле – ниши, «прорезающие» фотоизображения. В них мы
реконструируем образ «человека прошлого» с помощью в одном случае
археологических предметов, в другом – научно – вспомогательных материалов.
Археологические
артефакты располагаются в малых нишах и в витринах нескольких типов,
примыкающих к стелам, на фоне цвета, определенного особо для каждой эпохи, сопровождаются
этикетками с полной информацией о памятнике. Тип витрин зависит от размера и
характера экспонатов. Предметы предстают перед зрителем сами по себе, в так
называемом «чистом виде». Такой принцип показа объясняется стремлением к тому,
чтобы ничто не мешало их эстетическому восприятию.
В нишах
больших размеров, примыкающих к стелам, экспонируются научно – вспомогательные материалы,
воспроизводящие наше представление о прошлом, основанное на достижениях
современной археологии. Выбранные материалы призваны свидетельствовать об
уровне развития цивилизаций прошлого – технологиях, коммуникациях, потреблении,
распределении, состоянии общественного разделения труда, религиозных
верованиях, погребальных обрядах, мировоззрении и др. Эти характеристики позволяют
видеть общество как сложную целостность. С другой стороны без них посетитель не
сможет понять, какими смыслами могли наделять древние утилитарные предметы.
Материалы
подобного плана размещаются и на стелах, предназначенных, как уже было сказано
выше, также для демонстрации деятельности людей. Стел в зале всего четыре, что
соответствует четырем эпохам древности – камню, бронзе, раннему железу,
средневековью.
Мы стремились
к тому, чтобы посетителю предельно ясен был ход нашей мысли, чтобы,
рассматривая, он усваивал информацию с легкостью. Поэтому присвоили
археологическим эпохам вещественные символы – яркие артефакты, прочно связанные
в нашем сознании с определенным периодом древней истории, и разместили их в
верхней части стел на баннерах, имитирующих растянутые шкуры животных, указав
рядом датировку.
«Шкур», как и
стел, – четыре. Эпоху камня представляют археологические находки, показанные на
баннере с двух сторон. В качестве символа палеолита и мезолита выступает древнейшее
из найденных на территории Челябинской области каменное орудие. Символ эпох
неолита и энеолита – неолитический керамический сосуд, обнаруженный на глубине
40 м в озере Увильды. Две антропоморфные каменные скульптуры, датирующиеся
бронзовым веком, демонстрируются в качестве вещественных символов этого
времени; короткий бронзовый кинжал – акинак – раннего железного века. И,
наконец, эпоху средневековья символизируют угорская бронзовая «личина» и
кыпчакское каменное изваяние, размещенные на противоположных сторонах баннера,
как яркие артефакты, принадлежащие основным группам народов, населявших край в
то время.
Под каждым из
вещественных символов располагается соответствующий хронологический раздел
экспозиции.
Представляя
собой единое целое и оформленная в едином стиле, экспозиция ни в одной из точек
зала не видна посетителю целиком. Т.о., зритель открывает «новое» не только в
фигуральном, но и в буквальном смысле. К примеру, реконструкция захоронения
эпохи бронзы «спрятана» за стелой и предстает перед посетителями неожиданно,
всякий раз, неизменно вызывая их бурную реакцию.
Тексты и
карты
Важная
составляющая экспозиционного ряда – карты. Они выполнены в одной стилистической
манере, имеют место во всех хронологических разделах экспозиции, ненавязчиво
«внедряясь» в исторические сюжеты. Помимо источника определенного рода
информации, незаменимой ничем другим, карты, как и тексты, являются
своеобразными символами осмысленности исторических процессов, имевших место в
нашем крае в древности.
Т.о. мы
попытались решить задачу, возникающую всякий раз перед авторами готовящейся
экспозиции, и заключающуюся, на наш взгляд, в интерпретации древности,
основанной на научном знании, позволяющей ее многоуровневое и разноплановое
«прочтение».