Мир русской сказки В.М. Васнецова
Федеральное
агентство по образованию государственное образовательное учреждение профессионального
высшего образования
ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
Мир
русской сказки В.М. Васнецова
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка ПФ682гр.
Иванова Н.В
ПРОВЕРИЛ:
Преподаватель МХК
Селиванов. С А.
Томск 2008г.
Оглавление
Введение
1. Мир русской сказки В.М. Васнецова
1.1 «Три богатыря»
1.2 «Аленушка»
1.3 «Ковер самолет»
Заключение
Литература
Введение
Словно гигантская птица,
парит в небе ковер самолет, и настоящий на нем русский витязь, ослепительно
сверкает в клетке плененная жар птица.
На опушке леса на сером
горючем камне сидит Аленушка, и конечно несравненные три богатыря в них
Васнецов передал всю мощь и доблесть русского народа. У художника было много
других работ по сказкам «витязь на распутье», «снегурочка», «три царевны
подземного царства» и др, каждая картина наполнена глубокими чувствами и несет
душевную чистоту и восхищение.
Васнецов стремился найти
такой образный лад и изобразительный язык, которые выразили бы в этих сказочных
и легендарных сюжетах черты национального характера, присущие народу лиризм,
поэтичность и душевную чистоту, мужество и патриотизм, готовность к ратному
подвигу во имя свободы и независимости родной земли. И, несомненно, ему это
удалось ведь вглядываясь в его работы мы видим всю мощь русского народа. В
данной работе представлено описание трех прекрасных работ В.Васнецова, мне
хотелось рассказать о них больше, так как с самого детства эти работы меня
восхищали.
1. Мир русской сказки В.М.
Васнецова
В конце 1870 г в самый
разгар реализма и передвижнического направления В.Васнецов решил приняться за
русскую народную сказку. Тогда все приняли его за чудака и никто, за
исключением двух-трех передовых ценителей, не решался поддержать его, настолько
это казалось странным и диким. Однако Васнецов не испугался глумления толпы и товарищей и смело пошел по намеченному пути. В этом его
огромная заслуга: он первый, когда даже в стане передового искусства еще никто
о чем-либо другом не думал, кроме как об обыденной действительности, отказался
от переносного реализма и первый напомнил о том, что, кроме интереса к
«земскому собранию» и к «преферансу у чиновников», могут существовать и другие,
к чему-то более прекрасному и отрадному: к дивному, чудесному миру народной
фантастики. И, несомненно, художник смог реализовать фантастические замыслы
русского народа в своих картинах, которые хочется лицезреть вновь и вновь, возвращаясь
в детство.
1.1 «Три богатыря»
Богатырь в нашем
представлении- это прежде всего воплощение смелости, отваги, силы. Таковы и герои
картины - могучий Илья Муромец, выдержать которого
может только сказочный Вороньюшка ( и конь под Ильей, словно лютый зверь, он
сам на коне, как ясный сокол)и Добрыня Никитич- вдумчивый и настороженный, и
младший из них, стройный и гибкий Алеша Попович. Но в былинном эпосе богатыри
не только сильные и непобедимые, но и мудрые, благородные, человечные.
Таким создал богатырей
русский народ, такими их изобразил В.Васнецов.
Не сразу и нелегко
нашлось образное и пластичное решение – монументальной по значимости идеи,
формам масштабам.
Почти двадцать лет, хотя
и с перерывами, работал художник над «богатырями». Особенно упорно искал он тип
и характер центрального образа картины- Ильи Муромца. И, как это нередко
бывает, помог случай. Однажды зимой, у Дорогомиловского моста в Москве, где
обычно собирались ломовые извозчики, Васнецову повстречался крестьянин Иван
Петров с простым и открытым добродушным лицом, чистыми и светлыми глазами,
ладный, крепко сбитый, словно излучавший большую т в то же время разумную, сдержанную
силу. В каждом его слове, жесте, движении ощущались уверенность в себе, чувство
собственного достоинства, какая-то своеобразная и мужественная красота.
Восхищенный художник уговорил Петрова прийти к нему в мастерскую и в несколько
сеансов написал с него большой портрет этюд, послуживший основой для образа
Ильи Муромца . Васнецову удалось схватить и запечатлеть в случайном незнакомце
-спокойную ясность простого крестьянского лица, зоркость и прозорливость
светлого умного взгляда. В «Богатырях» он мечтает с возможным совершенством и
полнотой раскрыть мощь и смысл родных образов природы и человека.
Где стоит богатырская
застава? Когда происходит действие? В сказочное время- в Древней Руси. Место
тоже неконкретное- вся Русь, ее великие просторы. Чтобы это подчеркнуть,
художник построил картину особым образом. Всадники заняли собой почти все
пространство картины.
Кони упираются в землю у
нижнего края полотна, а верх завершают стальные шлемы. Группа изображена на
светлом фоне неба и потому выделяется крупным, четким, выразительным силуэтом.
Мы видим богатырей всех
вместе, сразу. Видим как бы снизу- с земли, и от этого они выглядят
торжественно и монументально. Они олицетворяют народную силу. Этого впечатления
и добивался Васнецов. Из чего же состоит богатырская сила? Художник не
скупиться на подробности. Каждая деталь в картине имеет свой смысл. Илья
Муромец на черном коне, степенно, неторопливо вглядывается в даль. В темных
глазах твердость, уверенность. Доброе лицо сурово. Седые кудри плотно
обхватывают простой круглый шлем. Крепкая стальная кольчуга и металлический щит
защищают мощное тело.
Иной тип богатыря - Добрыня Никитич. Это витязь степенен и тверд. Зря меч из
ножен не выхватит. Острый взгляд устремлен в сторону опасности. Лицо строгое,
благородное. Во всем облике богатыря выражена совершенная древне русская
красота.
Алеша Попович молод,
густобровый, светлокудрый, над губой чернеют усики. Глаза мечтательные и
лукавые. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой.
Кони под стать богатырям.
Конь Алеши легок, молод и будто повторяет характер своего хозяина. Вороной конь
Ильи тяжел и могуч. Изгибает круто шею, косит огненным глазом, гривой
потряхивает.
Хорош конь Добрыни,
первым врага почуял, весь напрягся, задрожал. Глаза широко раскрыты, устремлены
вдаль, ноздри трепещут.
На границе степи и леса
стоят богатыри. Прекрасны, суровы необъятны просторы Родины. Колорит картины,
гармония красок усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. Цветовая
гамма создает праздничное настроение, оно радует глаз, и вселяет веру в
человека.
1.2 «Аленушка»
В. Васнецов в своих
картинах передает всю гамму человеческих чувств. Если в богатырях он передает,
мощь и силу то в картине Аленушка автор передал печаль, задумчивость и красоту
деревенской девочки. Васнецов рассказывал своему брату, что на Хотьковской
дороге, по которой шли нищие на богомолье в монастырь, он увидел странную
девочку. Одиноко брела она, и была в ее глазах страшная тоска. И о судьбе этой
девочки он хочет поведать в своей картине. Виктор Михайлович рисует в альбом
деревенских девочек. И как только найдет похожую, на свою Аленушку делает
зарисовки. После упорной работы автор закончил картину зимой 1881г.
И хочется сказать, что
только поистине талантливый человек может передать в картине такие глубокие чувства
и переживания.
1.3 «Ковер самолет»
Виктора Михайловича
увлекала прекрасная народная мечта -
свобода полета. В чудесном небе своего детства написал он плавно, вольно, как
птица, летящий ковер и на нем сказочного героя- победителя. Если небо
удерживает звезды, солнце, луну, то почему человек не может взлететь?
Иван - царевич гордо стоит на ковре – самолете, держит за золотое
кольцо фонарь с добытой им жар-птицей. Ее волшебное сияние нежно освещает небо
и землю. Земля отходит ко сну. Отражаются в реке прибрежные кусты; и отражения
эти, и туман, и легкий свет месяца тоже напевают мечты о будущем, в котором
возможен такой вот полет.
Картину на этот сюжет
заказал Васнецову С.И. Мамонтов-богач, крупный предприниматель, но и художник, фантазер,
артист.
Картина получилась
действительно сказочной и так же, как все произведения Васнецова имеет
свой глубокий смысл: свобода мысли, торжество духа, красота и необъятность
русской природы.
Заключение
Исследуя творчество
Васнецова можно с уверенностью говорить, сказки эти прекрасны, несут радость и
печаль, мудрость и величие русского народа. Художник вкладывал в каждую работу
душевную теплоту и смысл. Еще не одно поколение будет восхищаться его поистине удивительными
работами. И конечно каждый ребенок слушая или читая сказки будет представлять себе
могучих богатырей Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича, волшебный
ковер-самолет и красавца царевича, нежную и хрупкую снегурочку , печальную
Аленушку.
М. Горький когда-то
назвал художника «Богатырем русской живописи», таким он и остался в ряду
крупнейших художников второй половины 19 века.
Литература
1.
Островский Г.
Рассказ о русской живописи. М.:1989 С233-237
2.
Кудрявцева Л.
Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы: повесть- М.:Дет.лит.,1991. С26-34
С60-65
3.
Бенуа А. История
русской живописи в 19 веке/ сост., вступ.ст. и коммент. Володарского В3-е
изд.,М.: Республика,1999., С448