Огузское государство
Содержание
1.
Огузы исторических
материалов. Этимология
2.
Образование
Огузского государства
3.
Политическая
история Огузов
4.
Государственное
устройство
5.
Законы и традиции
6.
Этнический состав
7.
Религия
Используемые источники и литература
1. Огузы исторических
материалов. Этимология
Название "Огуз"
можно отнести к ранним временам. Упоминание о государстве Огузов встречается у
арабского историка и географа Аль-Якуби, он называл Огузов «царями». В
китайских источниках относительно 2-го в. до н.э. упоминается племя О-кут (тогда
еще не существовало названия "тюрк"). Это китайский вариант
названия племени, которое на тюркском называется Огур и образуется из-за
произношения некоторыми тюркскими племенами буквы -з как -р. Районы Тарбагатай
и Кобдо, указанные в китайских источниках как места поселений о-кутов, как
известно, являются тюркской территорией.
Этимология названия
"Огуз" неясна и она не раз дискутировалась в отечественной и
зарубежной историко-филологической литературе. Некоторые исследователи выводят «Огузы» от «ок»
— что означает «стрела» и «уз» — суффикса множественности. То
есть — «стрелы, множество стрел». Другие образуют слово от «ак» — «белый» в
значении благородный и «уз» — древнее понятие, возможно, в переводе значившее
«человек» или «люди» и часто дублировавшее понятие «ир» или «эр», то есть
«человек», «мужчина», употреблявшееся у различных тюркских племен
самостоятельно либо в сочетании с другими словами, в качестве самоназвания.
"Ок"
в тюркском языке означает и "племя". Еще в те времена
это слово переводилось на китайский как "племя" (например:
он-оки - десять племен). Согласно этому, слово "Огуз"
образуется путем присоединения к "ок" буквы -з,
являющейся в старом тюркском языке окончанием множественного числа и, не будучи
названием "етническим", прямо означает "тюркские племена".
Название "Огуз"
впервые употребляется в первой надписи, найденной на берегу реки Барлык
(Улу-кем - впадает в Енисей). Там сказано «Шесть Огузских племен». Здесь
речь идет о шести племенах, объединенных в одно племя. Судя по тому, что эти
надписи посвящены беям, то стоит думать, что Огузы еще в древние времена
существовали в этой долине, образовав союз.
Орхонские
"Надписи" не ставят различия между Огузами и гёк-тюрками, более того,
Огузы составляли основу ханства. Огузы и гёк-тюрки - это одно и то же.
Слово "тюрк" являлось политическим названием. Гёк-тюрки относятся к
той же этнической группе из тюркского рода, что и Огузы, то есть Огузы и
гёк-тюрки - представители одного рода. Происхождение тюрок 6-7 веков
(гёк-тюрок) от этой группы Огузов указывается в китайских источниках.
В документах периода
правления Тангов, Девять племен (в надписях "девять Огузов", иногда
"девять племен тюрок (гёк-тюрок)") упоминаются как "тюрки девяти
племен (гёк-тюрки)", а иногда или "девять племен Толесов". Значит,
девять - Огузов толесов то же, что и девять Огузов гёк-тюрок. То есть
племена Огузов - это племена породившие гёк-тюрок.
В китайских источниках
периода гёк-тюркского ханства Огузы упоминаются не самостоятельно (то есть как
"Огузы"), а как "девять племен" (куи-син),
и перевод слова "Огуз" дается в виде ту-кюэ (тюрок),
что говорит об отсутствии необходимости называть эту группу другим именем.
Отсутствие в памятниках периода 1-го гёк-тюркского ханства употребления
названия "Огуз" тоже свидетельствует об этом.
Не существовало племен,
соответствующих Огузам, но носивших название "тюрк". Слово
"тюрк" являлось политическим названием. Гёк-тюрк государство было
создано древней правящей тюркской династией, называвшейся Ашина, с
помощью окружавших ее групп "тюркского рода", образовавшие союз
племен (т.е. Огузы).
Путаница, возникшая в
результате упоминания в исламских источниках об уйгурах как "девять
Огузов", устранена с точным определением племени уйгуров и девяти Огузов.
2. Образование Огузского государства
С 6-го века Огузы были
одними из Тюркских членов в Кок-Тюркском (гёк-тюркском) Каганате. Часть
тюркских племен, входивших в гёк-тюркское ханство с 6-го века, в период смут,
начавшихся в 630 г., объединились между собой в союз, в результате чего создали
«Девяти-огузское ханство» в районе рек Толга и Селенга.
В 682г. обеспокоенные
продвижением Кутлуга Огузы, жившие по берегам Селенги, предприняли попытку
сотрудничества с китайцами и китанами. Наступление, совершенное по совету
Тоньюкука на берегу Коровьего озера, было удачным и устранило Огузскую
опасность.
В 691г. в начале
уйгурского ханства, Моен-чур, будучи еще "тегином", находился во
главе Огузов. Однако Огузы через некоторое время восстали и против уйгурского
ханства. На этот раз они были в составе восьми - Огузов. Моен-чур подавил Огузов,
объединившихся с «тридцатью татарами». Огузы, перейдя через Селенгу, отступили.
716 г. - Восстание Девяти Огузов и смерть
Капаган кагана.
В 716 г. Куль-тегин совершил 5 походов на Огузов, в четырех из них участвовал и Бильге. В результате
похода, вынужденно совершенного в 715 г. каганом на племена Огузов, были убиты
их животные. В 716 г. одно из огузских племен - байырку - было жестоко
подавлено. Мудрец Тоньюкук вместе с Илтериш каганом убили очень много китайцев
на юге, китаев на востоке, огузов на севере. Борьба Огузов продолжалась с
прежней силой. Даже в год, когда было потеряно много животных из-за засухи,
Бильге был в походе. Уч-огузы (3 Огузов - Карлуки), наступавшие на Отюкен были
отбиты. Огузы, начавшие наступление, договорившись с татарами, потерпели
поражение в войне под Агу, в результате чего массы Огузов покинули страну и
отошли к границам Китая (717-718г.г.).
В начале IX века Огузы в
союзе с карлуками и кимаками уничтожили Кангарский союз и захватили низовья
реки Сырдарьи и степи Приаралья. В IX веке на завоёванной территории Огузы
образовали своё государство.
До прихода Огузов на
Сырдарью, столицей их была старая Гузия в Жетысу. В Х в. столицей огузского
государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Янгикент
находится на старой караванной дороге, на стыке кочевого мира с
оседло-земледельческой культурой.
3. Политическая
история Огузов
Государство Огузов играла
важную роль в военной политической истории Евразии. В 965 году Огузы, в союзе с
Киевской Русью, покорили Хазарский каганат. В 985 году союз нанёс поражение
Волжской Булгарии, что привело к политической мощи огузской державы.
В XI в. началось
продвижение Огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено
правителями племени канык Тог-рул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по
имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг. к ним
присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили
против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное
государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и
Средней Азии. В период правления Али хана участились народные восстания против
жестокой эксплуатации и хищнических сборов налогов. Недовольство народа было
использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране.
Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм. Во время его правления огузское государство усилилось. Однако спустя два
года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний
правитель огузов.
В середине XI в. в силу
внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население
вошло в состав кыпчакской державы. Значительная часть Огузов ушла в пределы
Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караханидов и
сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпчаками Огузов в
дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.
В физическом типе Огузов
преобладал монголоидный расовый облик. Огузские племена, как один из
компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.
4. Государственное
устройство
Государство Огузов не
было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул
«джабгу» («ябгу»). Правители имели соправителей и советников. Власть
передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах. В основе
избрания джабгу была привилегия на власть старшего по возрасту над младшим.
Наследники правителя назывались «иналами», для воспитания которых в детстве
назначались специальные опекуны — «атабеки». Жены правителей носили титул
«хатун» и играли значительную роль в придворной жизни. Важное место также
занимали военачальники. Главнокомандующий войсками — «сюбаши» опирался на
военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались
на основе свода неписанных правил, обычного права — «торе», из наиболее
могущественных родов. Огузское государство опиралось на военную демократию.
Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния
феодальной аристократии вместо народного собрания, коль еркины стали созывать
совет знати - канкаш. С расцветом огузского общества верховная власть управления
страной стала принадлежать великому и малому курултаям. Свидетельством тому
является эпическое летописное сказание «Огузнаме» (ХШ в.). Джабгу делил свои
владения на 12 аймаков.
Семьи или роды,
объединяясь, образовывали племя во главе с беем (баг, бег, би), основной
задачей которого было сохранять взаимопомощь, обеспечивать соблюдение прав и
справедливости, при необходимости применять военную силу для защиты племени.
Поэтому племя - объединение политического характера, имеющее военную силу. Его
имущество и стада отличались от других (каждое из 24 огузских племен имело свою
дамгу).
Частная собственность –
это гарантия прав и свобод человека. Булгары в 10 в. могли даже не отдавать
ничего из продуктов правителю, произведенных на их собственных участках. У
огузов «беи» повышали голоса в случае некоторых чрезмерных действий хана.
В конце Х в. сложился
аппарат управления и система регулярных сборов налогов.
5. Законы и традиции
Торе – это свод обязательных традиций и
обычаев. В Орхоно-енисейских записях говорится, что государство невозможно без
торе. В книге Дивану-Люгати-Турк слова торе поясняется как важнейшие место в
доме, диван; это слово в основном смысле употребляется как обычай, традиция.
Гёкальп сообщает, что слово «торе» и «тюрок» могут иметь один корень. Согласно
этому слово «тюрок» означает «соблюдающий торе». Во всех степях существует
торе, образовавшееся в течение тысячи лет. Сельджуки и османцы традиции,
оставшиеся от предков, называли «Огузским торе». Однако, торе состоит не только
из Огузских традиций. Оно присуще всему тюрскому миру.
Согласно историческим
документам, принадлежащим, гуннам, гёк-тюркам, хазарам, огузам и булгарам,
тюркские мужчины, как правило, были длинноволосы и имели обычай снимать свои
головные уборы в знак почтения.
6. Этнический состав
В состав Огузского
государства вошли полукочевые и кочевые племена Семиречья и Сибири: уйгуры,
джагра, чаруки, карлуки, имуры, байандуры, каи. Формирование огузской
этнической общности было сложным и длительным. По свидетельству Махмуда Кашгари
(XI век) Огузы делились на 24 племён, из них 12 племён — бузуки, 12 племён —
учуки. Бузуки пользовались большими привилегиями.
Бузуки (Серые
Стрелы)
1.
Кайы (каи)
(основатели Османской династии)
2.
Баят
3.
Алка-эвли
4.
Кара-эвли
5.
Языр
6.
Догер
7.
Додурга
8.
Япарлы
9.
Афшар
10.
Кызык
11.
Бегдили
12.
Каркын
Учуки (Три Стрелы)
1.
Баяндыр
(баюндуры) (основатели династии Ак-Коюнлу)
2.
Печене
3.
Чавулдур
4.
Чепни
5.
Салур (основатели
династии Караманидов и государства Салгурлу в Ираке)
6.
Эймур (имуры)
7.
Алаюнтлу
8.
Юрегир
9.
Игдир
10.
Бюгдюз
11.
Ивэ (основатели
династии Кара-Коюнлу)
12.
Кынык (основатели
Сельджукской империи)
Современные огузские
народы — народы,
говорящие на юго-западной огузской подгруппе тюркских языков, самой
многочисленной по числу носителей. Крупнейший современный представитель группы
— турецкий язык (60 млн носителей и около 75 млн владеющих), к которому близок
азербайджанский язык (около 35 млн носителей).
·
Гагаузы
·
Азербайджанцы
·
Кашкайцы
·
Афшары
·
Айналлу
·
Сонкорские тюрки
·
Карапапахи
·
Турки
·
Турки-киприоты
·
Турки-месхетинцы
·
Урумы (частично)
·
Крымские татары
(крымцы) южные
·
Иракские тюрки
(туркоманы
·
Сирийские турки
·
Туркмены
·
Трухмены
·
Хорасанские тюрки
(каджары, теймурташи, гудари и др.)
·
Хамзе
·
Салары
·
Юрюки
·
Караманлиды
·
Узбеки (частично)
Халаджи к огузской группе не относятся, они
являются потомками племен аргу, откочевавших вместе с огузами
(сельджуками) с территории Казахстана и прилегающих на территории нынешних
государств Иран и Афганистан.
7. Религия
В мысли тюрков о Боге
внимание привлекает развитие в сторону значения великого существа в
материальном небе. В Орхунских надписях имеется выражение, раскрывающее одним
предложением тюркскую космогонию: «Узе кек-тангри асра ягыз йир кылындыкта икин
ара киши оглу кылынмыш» (Когда Богом было создано голубое небо на верху и земля
внизу, между ними был создан и человек). Ясно, что упоминаемый здесь
«кек-тангри» это и есть Бог-небо. В период гёк-тюрков небо, покрывающее землю,
повелевающее всем на земле, было Богом в глазах степняка.
Заметна похожая на эту
вера, существовавшая у огузов в 10 в. Согласно сведениям Ибн Фадлана, когда
огузы сталкивались с несправедливым отношением или с какой-либо неприятностью,
они смотрели на небо и говорили: «Боже!». В основном тюркском веровании
не было антропоморфизма.
Основная религия — язычество, шаманизм, позднее
Ислам.
Используемые источники
и литература
1.
«Википедия»,
свободная энциклопедия, Internet.
2.
Книга-учебник
"История Республики Казахстан", Аманжол Кузембайулы, Еркын
Аманжолулы, FOLIANT, Астана, 1999 г..
3.
Книга-учебник
"История Казахстана", Абдижапар Абдакаимов, Республиканский
издательский кабинет по учебной и методической литературе, Алматы, 1994 г..
4.
Сайт
www.president.kz - Официальный Казахстан, Internet.