Средневековая философия
Реферат по философии
студента I курса факультета социологии
Варнавского Евгения
на тему «Средневековая
Философия»
1. Введение
Философия, сформировавшаяся в эпоху античности,
в последствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения
теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и объясняла
законы природы.
Однако после того как на территории Римской империи стало
распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной
переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в
первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили
основы средневековой философии, которая впоследствии развивалась в течение тысячелетия.
Ее основой послужила античная философия с ее грандиозной системой
неоплатонизма, сформировавшей универсальную целостную картину мира.
Не только теология повлияла на средневековую
философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного
освоения действительности, художественное творчество, средневековую
словесность, школы, университеты и научные дисциплины.
2. Периоды средневековой философии
Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько
периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь
каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.
Патристика (II-VI век н.э.)
Свое название патристика получила от латинского слова
«патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских
отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и
средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько
периодов:
1)
Апостольский период (до
середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.
2)
Апологетика (середина II века
– начало IV) – Апологетами называли образованных христиан,
вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства
апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию
и логические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы,
их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология
это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими
трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана,
Тертуллиана.
3)
Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют
восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому
языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее
известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий
Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий
Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов
веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.
Схоластика(VII-XIV)
Слово «схоластика» происходит от слова schola (школа),
пришедшего в латинский язык из
греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от
отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики
использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три
основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.
Номинализм: Термин "номинализм" происходит от латинского
"nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия -
только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и
образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для
целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается
откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и
концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо,
наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно,
в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это
уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность
человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют
не до вещей, а после вещей. Наиболее известным номиналистом был Пьер Абеляр
Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами,
считая что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности.
2. Идеи средневековой философии
Средневековая философия была неразрывно
связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в
ней переплетаются. Основная идея средневековой философии – теоцентризм.
Теоцентризм: В соответствии с принципом теоцентризма в средние века
центром всего является Бог. Бог является источником всякого бытия, блага,
высшую цель жизни видят в служении Богу. В средние века бог и религия – вот
главные объекты философии, именно бог и религия изучается в то время ее
служителями.
Монотеизм: В отличие от античного многобожия – политеизма,
средневековая философия признает лишь одного Бога.
Идея богочеловека: В средние века человека лишь только начал осознавать
свою специфичность. Идея исключительности человека в полной мере проявит себя
лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм), но зарождение ее приходится на
средние века, и огромную роль здесь сыграет Евангелие. Иисус Христос бог, сын
бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий у обыденному, чем
его отец.
Креационизм: Идея сотворения мира Богом из ничего. Если творит
бог, то, пусть в меньшей степени, должен творить человек. Однако существовала и
противоположная точка зрения о том, что творчество – прерогатива исключительно
Бога, а со стороны людей это считалось богохульством. Такого рода представления
сдерживали развитие техники.
Идея креационизма возвышает Бога над
природой. В отличие от античных богов, которые были родственны природе,
христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является
трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы,
из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть
больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким
его считали многие из греческих философов.
Из идеи креационизма следует так
называемый монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог, а
все остальное - его творение. Подлинным бытием обладает только Бог, ему
приписывается те атрибуты, которыми античные философы надеяли бытие. Он вечен,
неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является
источником всего сущего. Аврелий Августин (354-430) утверждает, что Бог есть
высшее бытие, высшая субстанция, высшая форма, высшее благо.
Провиденциализм: История понимается как «путь к Царству Божию» – судьба
мира предопределена, и окончится апокалипсисом. Из различных вычислений
назывались разные даты грядущего Страшного суда – его ждали и в 1491, и в 1666,
и в другие годы, однако, как мы видим, эти вычисления оказались ошибочными.
Идея заповедей: Заповеди – договор между богом и человеком, первый
список преступлений, которые может совершить человек. Человеку, преступившему
эти заповеди, будет судьей не правитель или государство, а сам бог. Лишь вера,
а не страх перед наказанием, не дает человеку нарушить их.
Идея первородного греха: Адам и Ева нарушили запрет Бога и попробовали
запретный плод. За это они были изгнаны из эдема, но стали свободными и
самостоятельными. Совершив первый грех человек доказал свое право на
самоопределение.
Идея воскресения души: На место веры в переселение душ приходит вера
в воскресение души – теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на
бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается лишь как
кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а
смерть – лишь уход из нее.
Идея святости тела: Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из
плоти и крови, как и человек.
Идея всеобщего равенства: Все люди равны, так как бог создал их
равными, и в раю люди тоже равны. Для бога и религии нет крестьянина или короля
– есть только христианин.
Герменевтика: Объяснение и интерпретация библейских текстов.