Философия экзастециализма: САРТР
Реферат по философии
на тему
“Сартр
(Sartre)”
студента юридического факультета
Международного Университета
12 группы
Бытенского Валентина.
Москва, 1997
Жан Поль Сартр (родился
21 июня 1905 года) - французский философ, представитель экзистенциализма (так
называемого атеистического его варианта), писатель, драматург и эссеист. Он
также был общественным деятелем, участником Французского движения
Сопротивления, в послевоенные годы - многочисленных демократических движений и
организаций. Явился основателем и директором журнала “Les Temps Modernes”
(1945). Образование получил в лицеях Ла-Рошели, кончил высшую нормальную школу
в Париже, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал
философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком посвятил
себя литературной работе. Известность Сартру принесли роман “Тошнота” (1938) и
сборник рассказов “Стена”. Основная философская работа - “Бытие и ничто”. Но
популярность Сартр приобрел в послевоенные годы.
Мировоззрение Сартра
сложилось под влиянием прежде всего Бергсона, Гуссерля и Хейдеггера.
Экзистенциальная философия Сартра обнаруживает себя как одно из современных
ответвлений феноменологии Гуссерля, как приложение его метода к “живому
сознанию”, к субъективно-деятельной стороне того сознания, с каким конкретный
индивид, заброшенный в мир конкретных ситуаций, предпринимает какое-либо
действие, вступает в отношение с другими людьми и вещами, стремится к
чему-либо, принимает житейские решения, участвует в общественной жизни и так
далее. Все акты деятельности рассматриваются Сартром как элементы определенной
феноменологичной структуры и расцениваются фактически в зависимости от задач
личностного самоосуществления индивида. Сартр рассматривает роль
“субъективного” (подлинно-личностного) в процессе человеческой персонализации и
исторического творчества. По Сартру, акт специфически человеческой деятельности
есть акт обозначения, придания смысла (тем моментам ситуации, в которых
проглядывает объективность - “другое”, “данное”). Предметы лишь знаки
индивидуальных человеческих значений, смысловых образований человеческой
субъективности. Вне этого они - просто данность, сырая материя, пассивные и
инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое
значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной
индивидуальности. Внешние предметы - здесь просто повод для “решений”,
“выбора”, который должен быть выбором самого себя.
Поскольку у Сартра
человеческая деятельность - в той мере, в какой она свободная и творческая, -
лишена корней в содержании объективности, в том числе и в содержании форм
опредмеченной человеческой деятельности (то есть культуры), то содержанием ее
оказывается натуралистически взятое содержание природы самого индивида, его
уникальные биологические зависимости, события и травмы глубокого детства,
довлеющие над индивидом, как рок. В этой связи Сартр развивает метод,
называемый им экзистенциальным психоанализом, который призван прояснить облик
индивидуальности путем выявления тех обстоятельств детства и тех специфических
биологических зависимостей, в ответ на которые она себя строит.
Философская концепция
Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения
понятий: “объективность” и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”.
Источник этих противоречий Сартр усматривает не в конкретном содержании сил
социального бытия, а во всеобщих формах этого бытия (вещественные свойства
предметов, коллективные и обобществленные формы бытия и сознания людей,
индустриализация, техническая оснащенность современной жизни и так далее).
Свобода индивида как носителя беспокойной субъективности может быть лишь
“разжатием бытия”, образованием в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида
современного общества Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это
конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования
вообще. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные
формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована
и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным
формам быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана
к ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического
мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного
мнения и где даже объективный разум науки представляется отделенной от человека
и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное
существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему, давят на него
своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может себя
чувствовать благополучно устроенным только общество “подонков”, человек же
испытывает “тошноту”. В противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным
вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр
утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческие
отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание человечности.
В мифологизирующем
утопическом мышлении Сартра все же на первый план выступает неприятие
действительности современного общества и его культуры, выражающее сильную струю
современного социального критицизма. Жить в этом обществе, согласно Сартру, как
живет в нем “довольное собой сознание”, можно лишь отказавшись от себя, от
личной подлинности, от “решений” и “выбора”, переложив последние на чью-либо
анонимную ответственность - на государство, нацию, расу, семью, других людей.
Но и этот отказ - ответственный акт личности, ибо человек обладает свободой
воли.
Концепция свободы
воли развертывается у Сартра в теории “проекта”, согласно которой индивид не
задан самому себе, а проектирует, “собирает” себя в качестве такового. Поэтому
трус, например, ответственен за свою трусость, и “для человека нет алиби”.
Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью
в ответе за самого себя, свое существование и окружающее, ибо исходит из
утверждения, что, не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя
посредством своей активной субъективности. Он всегда “впереди, позади себя,
никогда - сам”. Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципу
экзистенциализма: “... существование предшествует сущности...” По сути это
означает, что всеобщие, общественно-значимые (культурные) объективации, которые
выступают как “сущности”, “природа человека”, “всеобщие идеалы”, “ценности” и
так далее, являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми
конкретный субъект никогда не совпадает. “Экзистенция” и есть постоянно живой
момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния,
субъективно. В более поздней работе “Критика диалектического разума” Сартр
формулирует этот принцип как принцип “несводимости бытия к знанию”. Но
экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы
развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной
свободы и внутреннего единства “проектирующего я”. В этом своем возможном
развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в мире,
ее онтологическую основу Сартр обозначает как “ничто”. По мысли Сартра, “...
человек, без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать
человека” и тем самым “человек осужден на свободу”. Но тогда основой
подлинности (аутентичности) могут быть только иррациональные силы человеческого
подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и
рационально не осмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к
агрессивному своеволию индивида: “История любой жизни есть история поражения”.
Появляется мотив абсурдности существования: “Абсурдно, что мы рождаемся, и
абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.
Все эти темы своей
философии Сартр развивает в виде определенной психологической диалектики жизни
индивида в обществе, схемы которой он переводит также и на язык художественного
творчества (для экзистенциализма характерно вообще слияние философии с формами
искусства). По своему содержанию эта философия очень близка к религиозному
переживанию, воспроизводит его морально-психологическую схему и своеобразную
логику, но освобожденную от теистического аппарата представлений и ритуалов, от
бога. Напряженность атмосферы, царящих в романах и философских трактатах Сартра
(как и других экзистенциалистов), часто выглядит как выражение эмоции потери
бога в отчужденном мире (нечто вроде религии наоборот), а самое ее содержание
легко может быть расшифровано в терминах “греха”, “бренности существования”,
“страдания и искупления”, болезненно ощущаемой “вины”, “ответственности” и так
далее. Такое сочленение экзистенциализма и религии связано с общими им
элементами социального утопизма. Особенно явственными эти элементы стали у
Сартра в послевоенные годы. Теория, сформулированная в “Критике диалектического
разума”, остается экзистенциалистской. В этой работе Сартр уже включает в
“проект” материальную обусловленность человеческой деятельности и пытается,
исходя отсюда, дать картину общественно-исторического процесса как целого.
Проект обладает структурой практики. Индивид практически “тотализирует” выступающие
в поле “проекта” материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам
творит историю - в той же мере, в какой она - его. Строение общественно-исторического
процесса должно быть понято и выведено из цельности индивидуального действия,
из его логики. Но зависимость индивида в диалектике его проекта от бытия,
материальную его обусловленность Сартр понимает как схему отчуждения и
продолжает в качестве человеческого рассматривать лишь субъективность индивида
и его “отношения внутреннего” с другими людьми. Объективные экономические и
социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над
внутренне-индивидуальными элементами “проекта”. Объективно-материальное как таковое
оказывается чуждым, “колдовским”, его элементом, приводящим к иррациональному
отклонению всех человеческих намерений и целей. Оно - “античеловеческое”.
“...Материальность вещи или института есть радикальное отрицание изобретения
или творчества...” и “через социальную материю и материальное отрицание как
инертное единство человек конституируется в качестве другого, чем человек”.
Таким образом, исторический процесс рассматривается в плане экзистенциалистской
антитезы социальных отношений и отношений непосредственно “человеческих”, а
объективно-социальное бытие введено в структуру индивидуального проекта в виде
мифологической силы. Сумма отношений, складывающихся в этой области, очерченной
взаимодействием и борьбой между “человеческим” и “античеловеческим” внутри
проекта, и является, по Сартру, источником исторических судеб людей, скрытым
двигателем истории. Но это скорее движение судьбы.
Сартр завершил курс
философии в 1929, когда разразился мировой экономический кризис. Он был степендиатом
Французского института в Берлине в 1934, когда гитлеризм угрожал миру
разрушением всех человеческих ценностей. Во французской университетской
культуре тогда господствовал абстрактный идеализм Брюнсвика.
Миропонимание Сартра
сформировалось в мире, зашедшем в тупик, абсурдном, где все традиционные
ценности рухнули. Первый акт философа должен был, следовательно, быть
отрицанием, отказом, чтобы выбраться из этого хаотического мира без порядка,
без цели. Отстраниться от мира, отвергнуть его - это и есть в человеке
специфически человеческое: свобода. Сознание - это именно то, что не увязает “в
себе”, это противоположность “в себе”, дыра в бытии, отсутствие, ничто. Это
сознание свободы человека есть в то же время сознание одиночества человечества
и его ответственности: ничто в “Бытии” не обеспечивает и не гарантирует
ценности и возможности успеха действия. Существование - это именно переживаемый
опыт субъективности и трансцендентности, свободы и ответственности.
Воспроизводя формулу Достоевского “Если бога нет, все позволено”, Сартр
добавляет: “Это отправная точка экзистенциализма”. Этот способ восприятия мира,
подкрепленный у Сартра изучением Кьеркегора, Хейдеггера и Гуссерля, нашел
выражение прежде всего в его психологических этюдах и романах. Он изучает
прежде всего воображение, в котором открывается существенный акт сознания: суть
его в том, чтобы отстраниться от данного мира “в себе” и оказаться в присутствии
того, что отсутствует. “Акт воображения - магический акт: это колдовство,
заставляющее появиться вещь, которая желательна”.
Романы Сартра
переводят тот же опыт в план морали или политики: в “Тошноте” Сартр показывает,
что мир не имеет смысла, “Я” не имеет цели. Через акт сознания и выбора “Я”
придает миру значение и ценность. Докторская диссертация Сартра “Бытие и ничто”
- изложение в философской форме пережитого опыта. Отправляясь от основной идеи
экзистенциализма - существование предшествует сущности, - Сартр пытается
избежать одновременно и материализма, и идеализма. Идеализма потому, что он
предстает перед ним только в гегелианской форме: “Действительность измеряется
сознанием” и потому, что, следуя в этом Гуссерлю, он утверждает, что сознание
есть всегда сознание чего-либо (какой-либо вещи). Материализма - потому, что,
по его мнению, бытие не порождает сознание, “для себя” не может быть
порождением “в себе”.
В действительности
концепция Сартра является эклектичной: он дает в качестве отправного пункта
некое “в себе”, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что оно “нацеленное”
сознанием и является его основой. Но если сознание есть цель, то как оно могло
родиться, поскольку в себе, по исходному определению, ничего не происходит.
В области морали
Сартр не смог выйти за пределы своего изначального индивидуализма. Он может
превозносить и ответственность и свободу индивидуума, но он не может ответить
на вопрос, что же нужно делать с этой свободой.
Сартр, безусловно,
заметная фигура в писательском и философском мире. Он также появлялся и на
политической арене. Например, выступал как сторонник мира на Венском конгрессе
народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом всемирного
совета мира. Философ закончил свой жизненный путь совсем недавно, в 1980 году.