|
целые числа
|
|
Вещественные числа
|
|
|
формат
|
|
формат
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
в
а
р
и
а
н
т
а
|
количество
|
стандартный
|
ш
и
р
и
н
а
п
о
л
я
|
количество
|
Стандартный
|
ш
ирина
поля
|
знаков
после
.
|
символов
|
печать булевской переменной
|
13
|
3
|
c
|
3
|
6
|
C
|
5
|
2
|
4
|
FALSE
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Листинг
программы
program zadanie_2;
uses crt;
const
log=false;
var
k,l,m:integer;
a,b,c,d,e,f:real;
s1,s2,s3,s4:char;
begin
clrscr;
writeln('Введите целые числа K,L,M:');
read(k,l,m);
writeln('':30,'целые числа');
writeln('','стандартная форма','':18,'заданная
ширина поля');
writeln('',k,' ',l,'
',m,'':30,'K=',k:3,' L=',l:3,' M=',m:3);
writeln;
writeln('':25,'Введите вещественные числа
A,B,C,D,E,F:');
readln(a,b,c,d,e,f);
writeln('':20,'стандартная форма');
writeln('',a,' ',b,' ',c,' ',d,'
',e,' ',f);
writeln('':18,'заданная ширина поля');
writeln('A=',a:5:2,' B=',b:5:2,'
C=',c:5:2,' D=',d:5:2,' E=',e:5:2,' F=',f:5:2);
writeln;
writeln('Введите символы S1,S2,S3,S4:');
readln(s1,s2,s3,s4);
writeln('символьные переменные:');
writeln('печать символьных переменных с
шириной поля 5:');
writeln(s1:5,s2:5,s3:5,s4:5);
writeln('логическая переменная равна
',log);
readln;
readln;
end.
Протокол работы
Введите целые
числа K,L,M:
1
2
3
целые числа
стандартная
форма заданная ширина поля
1 2
3 K= 1 L= 2 M= 3
Введите вещественные числа A,B,C,D,E,F:
234 4 5 6 7 8
стандартная форма
2.3400000000E+02
4.0000000000E+00 5.0000000000E+00 6.0000000000E+00 7.00000
00000E+00
8.0000000000E+00
заданная ширина поля
A=234.00 B= 4.00 C=
5.00 D= 6.00 E= 7.00 F= 8.00
Введите символы S1,S2,S3,S4:
qwer
символьные
переменные:
S1=q S2=w S3=e S4=r
печать символьных
переменных с шириной поля 5:
q w e r
логическая
переменная равна FALSE
3
Практическое задание №3
Разветвляющие структуры. Оператор IF с
GO TO, THEN, ELSE
Цель задания
1. Получение навыков в использовании условного оператора при написании
программ.
2. Разбор и знакомство с задачами, для решения которых используется
условный оператор.
Постановка задачи
Организуйте
ввод и вывод пяти целых положительных чисел a, b, c, p, q. Определив остаток К от деления на 9 величины М, равной вычислите значение функции
y=arctg4,7x/(x2-secx)-xcosx ,при к=0
y=2sinx ,при к=1
y=cos(|ax2+b|-1) ,при к=2
Листинг программы
program zadanie_3;
uses crt;
var
a,b,c,p,q,k,m:integer;
x,y:real;
begin
clrscr;
writeln('Протокол работы');
writeln('Введите исходные данные:');
readln(a,b,c,p,q,x);
writeln('a=', a,', b=',b,', c=',c,', p=',p,', q=',q,',
x=',x:6:3);
m:=(a+b+c+p) div q;
k:=m mod 9;
if k=0 then
begin
y:=sqrt(arctan(4.7*x)/x*x-sin(x))-exp(cos(x)*cos(x)*ln(x));
writeln('К=0, значение переменной Y
равно ',y:6:3);
end;
if k=1 then
begin
y:=exp(sin(x)*ln(2));
writeln('К=1, значение переменной Y
равно ',y:6:3);
end;
if k=2 then
begin
y:=cos(abs(a*x*x+b)-1);
writeln('К=2, значение переменной Y
равно ',y:6:3);
end;
if k>2 then
writeln('Значение переменной Y неопредено
т.к. К>2');
readln;
Протокол работы
Введите исходные
данные:
2
3
76
3
76
4
a=2, b=3, c=76, p=3, q=76, x=
4.000
К=1, значение
переменной Y равно 0.592
В данной программе
было использовано четыре оператора IF в сокращенной
форме.
При работе над
данной программой ошибок допущено не было.
Практическое здание №4
Решение задач, описываемых алгоритмами
циклической структуры с использованием одномерных массивов.
Цель задания
1.
Получение практических навыков работы с одномерным
массивом.
2.
Закрепление навыков в организации ввода/вывода
значений одномерного массива.
3.
Получение практических навыков работы в
интерактивном(диалоговом) режиме.
4.
Работа с диагностическими сообщениями транслятора
при выполнении программ с одномерным массивом.
Постановка задачи
Организуйте ввод/вывод одномерного массива, предусмотрите
вывод соответствующими заголовками.
В массиве {zi},
i=1, 2, ... , 10 есть положительные и отрицательные
элементы. Подсчитать количество отрицательных и положительных элементов.
Решить задачу для двух наборов данных:
а. –5,25,17,18,20,-10,-9,-5,12,23;
б.15,20,15,4,-8,-5,-20,-43,-9,-25;
Листинг программы
program
zadanie_4;
uses crt;
const
n=10;
var
z: array [1..n] of integer;
a,b,i:integer;
begin
clrscr;
writeln('Введите через пробел 10 чисел');
for i:=1 to n do
begin
readln(z[i]);
if z[i]>0 then
a:=a+1;
if z[i]<0 then
b:=b+1;
end;
clrscr;
writeln('Исходные данные');
for i:=1 to n do
write(z[i]:4);
writeln;
writeln('Количество положительных
элементов массива Z[1..n] равно',a:4);
writeln('Количество отрицательных
элементов массива Z[1..n] равно',b:4);
readln
end.
Протокол работы
А)Введите через
пробел 10 чисел
-5
25
17
18
20
-10
-9
-5
12
23
Исходные данные
Количество
положительных элементов массива Z[1..n] равно 6
Количество
отрицательных элементов массива Z[1..n] равно 4
Б)Введите через
пробел 10 чисел
15
20
15
4
-8
-5
-20
-43
-9
-25
Исходные данные
15 20 15 4
-8 -5 -20 -43 -9 -25
Количество
положительных элементов массива Z[1..n] равно 4
Количество
отрицательных элементов массива Z[1..n] равно 6
Практическое задание
№5
Решение задач, описываемых алгоритмами
циклической структуры с использованием двумерных массивов. Регулярные типы.
Цель задания
1.
Получение практических навыков работы с двумерным
массивом.
2.
Закрепление навыков в организации ввода/вывода
значений двумерного массива.
3.
Получение практических навыков работы в
интерактивном (диалоговом) режиме.
4.
Работа с диагностическими сообщениями транслятора
при выполнении программ с двумерным массивом.
Постановка задачи
Организуйте построчный ввод вещественной квадратной
матрицы А 4-го порядка. Сформировать матрицу В 4-го порядка выполнив
условие:
Начиная с первого элемента каждой строки А
увеличить последующий на 2, следующий на 4, на 6.
Листинг программы
program zadanie_5;
uses crt;
const
n=4;
var
a: array [1..n,1..n] of real;
b: array [1..n,1..n] of real;
i,j,d:integer;
begin
clrscr;
for j:=1 to n do
for i:=1 to n do
begin
clrscr; gotoxy(1,1);
write('элемент - ',j,',',i,':');
readln(a[j,i]);
end;
clrscr;
writeln;
writeln('Исходная матрица:');
for i:=1 to n do
begin
d:=d+2;
for j:=1 to n do
begin
b[j,i]:=d+a[j,i];
gotoxy(i*6,j+3);
writeln(a[j,i]:3:1)
end;
end;
writeln;
writeln('преобразованная матрица:');
for i:=1 to n do
for j:=1 to n do
begin
gotoxy(i*6,j+10);
writeln(b[j,i]:3:1)
end;
readln;
end.
Протокол работы
Исходная
матрица:
45.0
43.0 54.0 34.0
5.0
6.0 4.0 5.0
6.0
7.8 56.0 5.0
преобразованная
матрица:
36.0
8.0 11.0 42.0
47.0
47.0 60.0 42.0
7.0
10.0 10.0 13.0
8.0
11.8 62.0 13.0
Практическое задание
№6
Решение задач, описываемых алгоритмами
циклической структуры с использованием двумерных массивов. Регулярные типы.
Цель задания
- Получение практических навыков работы операторами графики.
- Получение навыков построения графических объектов и перемещение на
плоскости.
- Работа с диагностическими сообщениями транслятора при выполнении
программ с графическими объектами.
Постановка задачи
Построить систему координат с началом в центре
координат. Переместить фигуру согласно рисунку и закрасить указанную область.
program zadanie_6;
uses graph, crt;
var
GraphDriver,
GraphMode,
ErrorCode,
X0,
Y0
: Integer;
Begin
0 GraphDriver := Detect;
InitGraph(GraphDriver, GraphMode, '..\bp\bgi');
ErrorCode := GraphResult;
if ErrorCode <> grOk
then
begin
WriteLn('Graphics error:',
GraphErrorMsg(ErrorCode));
Exit;
end;
X0 := GetMaxX div 2;
Y0 := GetMaxY div 2;
SetColor(White);
Bar(0, 0, GetMaxX, GetMaxY);
SetColor(black);
Line(X0, 50, X0, GetMaxY - 50);
Line(50, Y0, GetMaxX - 50, Y0);
Rectangle(X0 + 80, Y0 - 80, X0 + 200, Y0 - 200);
Rectangle(X0 + 105, Y0 - 105, X0 + 175, Y0 - 175);
Setfillstyle(1,black);
Floodfill(450,125,black);
OutTextXY(50, 400, 'Нажмите Enter для
продолжения');
ReadKey;
Rectangle(X0 + 80, Y0 + 80, X0 + 200, Y0 + 200);
Rectangle(X0 + 105, Y0 + 105, X0+175,Y0+175);
SetFillStyle(1, Black);
FloodFill(450, 415, Black);
ReadKey;
CloseGraph;
End.
Протокол работы
Оглавление
Введение
Практическое задание №1
Записать
выражение на языке Паскаль. Использование стандартных функций. Оператор
присваивания.
Практическое задание №2
Организация ввода/вывода стандартных типов данных
Практическое задание №3
Разветвляющие структуры. Оператор IF с GO TO, THEN, ELSE
Практическое здание №4
Решение задач,
описываемых алгоритмами циклической структуры с использованием одномерных
массивов.
Практическое задание №5
Решение задач,
описываемых алгоритмами циклической структуры с использованием двумерных
массивов. Регулярные типы.
Практическое задание №6
Решение задач,
описываемых алгоритмами циклической структуры с использованием двумерных
массивов. Регулярные типы.
Заключение
Список литературы
Заключение
Практические
занятия используются для тщательного изучения содержательно-методических
принципов построения программы школьного курса информатики и учебных пособий,
содержания и структуры прикладного программного обеспечения школьного предмета
информатики, обсуждения методики изучения отдельных тем курса с различными
вариантами технического и методического обеспечения, в том числе сопровождаемого
самостоятельными программными разработками студентов; разработки и обсуждения
материалов для внеклассной работы по информатике и вычислительной технике в
средней школе