Брестская уния
Одесская Государственная Академия Холода
Реферат по истории Украины
на тему:
Брестская уния
студента 211 а группы
Тарасенко Е.А.
Одесса 1995 г.
План
1. Попытки объединения
2. Брестская уния 1596 года
Идея воссоединения
католической и православной церквей в принципе не отвергалась ни той, ни другой
с самого момента их раскола в 1054г. В Украине первые попытки объединения
церквей имели место еще в XIII в., а после Флорентийского собора 1439 г, идея
эта едва не осуществилась. Однако на пути воплощения этой в сущности весьма
привлекательной идеи стояли века недоразумений и взаимных подозрений.
Поскольку католическая
церковь на протяжение многих столетий придавала решающее значение укреплению
своих рядов и организационной мощи, то православные особенно опасались
разговоров о воссоединении, усматривая за ними попытку подчинить Восточную
церковь Западной. И, надо сказать, опасалась не без оснований. На протяжении
всего XVI века убежденные в своем превосходстве польские католики, собственно,
и не скрывали, с какой целью они склоняли (а порой и открыто принуждали) к так
называемой унии православных украинцев. Поляки надеялись, что с введением унии
произойдет немедленное и полное растворение православных украинцев среди
прочего населения Речи Посполитой , а католицизм существенно расширит пределы
своего влияния на востоке.
В 1577г, широкий резонанс
получает знаменитое рассуждение Петра Скарги “О единстве Церкви божьей”. В
то же время иезуиты систематически вели и, так сказать, индивидуальную работу
среди ведущих украинских магнатов, дабы склонить их к поддержке идеи унии хотя
бы в принципе- чего им и удалось добиться от многих, и даже от самого князя
Острожского. А уж король Сигизмунда III, ревностный католик, использовал все
свое влияние для того, чтобы от принципиального согласия перейти к
непосредственному исполнению иезуитской затеи. У могли быть и более веские
причины для ее поддержки, чем религиозное рвение,- причины политические: уния
еще теснее привязала бы Украину и Белоруссию к Речи Посполитой и отдалила от
влияния соседней православной Московии.
Как ни странно, но
непосредственный импульс к заключению унии был дан православной стороной. В
1590 г. православный епископ Львова Гедеон Балабан, доведенный до бешенства
непрекращающимися стычками с братством, а более всего- бестактным, по его
мнению, вмешательством в эти “домашние дрязги” константинопольского патриарха,
поставил вопрос об унии с Римом на тайном съезде православных епископов в
Белзе. Нашлись еще три епископа, которые согласились с Балабаном. Этими тремя
епископами были Кирило Терлецкий из Луцка, Дионисий Збируйский из Холма и
Леонтий Пелчицкий из Турова. Позднее к заговорщикам примкнул Ипатий Потий из
Володимира- авантюрист знатного рода, лишь недавно рукоположенный в православные
священники, а до этого успевший побывать в кальвинистах. Именно он с Терлецким
возглавил заговор епископов.
Конечно, не так-то легко
разобраться в мотивах заговорщиков, в этой причудливой смеси своекорыстия и
“идейных” соображений о выгодах или не выгодах самой церкви. Им хотелось
порядка и дисциплины среди православных- такого, как у католиков. Хотелось,
чтобы авторитет епископа несмотря ни на что был непререкаем в глазах всего духовенства
и мирян. Они заявляли своей пастве, что, став частью католической церкви, она
получит наконец равные со всеми права в Речи Посполитой: и мещан больше никто
не обидит в их городах, и дворян не обойдут выгодными местами по службе. Да и
карьера самих епископов не замедлила бы резко взлететь: в случае уравнения их в
правах с католическими иерархами они получали места в Сенате и могли реально
влиять не только на церковные, но и на государственные дела. Вдохновленные
столь радужной перспективой, заговорщики в условиях строгой конспирации провели
серию переговоров с королевскими чиновниками, католическими епископами и
папским нунцием. Наконец в июне 1595г. четыре православных епископа официально
объявили о своем согласии привести свою церковь к унии с Римом. Они обязались
безоговорочно признать авторитет папы во всех вопросах веры и догмата- взамен
на гарантии сохранения традиционной православной литургии и церковных обрядов,
а также традиционных прав священников вроде права обзаводиться семьей. И уже в
конце 1595г. Терлецкий и Потий отправились в Рим, где папа Клемент VIII
провозгласил официальное признание унии.
Едва начавшись, переговоры
зашли в тупик: стало очевидно, что стороны общего языка не найдут. Понимая
бессмысленность дальнейших препирательств, униаты прямо заявили, что никакие
доводы разума не заставят их отречься от унии. И как ни протестовали
православные, к каким угрозам ни прибегали- все было бесполезно, потому что
выходов из такой ситуации оставалось только два: заставить униатов отступиться-
или заставить короля лишить их епископского сана. То и другое оказалось
совершенно невозможно.
Так украинское общество
раскололось на две неравные половины: с одной стороны православные магнаты,
большинство духовенства, народ; с другой- бывшие иерархи православной церкви с
кучкой своих приверженцев. Однако на эту вторую чашу весов был брошен столь весомый
аргумент, как королевская поддержка, - и так какое-то время обе чаши
пребывали в равновесии, т.е. в той парадоксальной ситуации, когда иерархи
обходились без церкви, а церковь- без иерархов... Начавшись попыткой
объединения христианских церквей и всех верующих христиан, Брестская уния
привела к их дальнейшему разъединению, потому что теперь на месте двух церквей
существовали уже три- католическая, православная и униатская, или
греко-католическая, как ее впоследствии стали называть.