Валентин Александрович Серов
Валентин
Александрович Серов
(1865 – 1911)
Серов
стремился вперед, сохраняя лучшее наследие прошлых эпох нашей школы.
С. Маковский
Существует поговорка: «Дети,
будьте осторожны в выборе своих родителей!». Серову в «выборе» повезло. Его
отец – Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся
музыкальным критиком, мать, пережившая сына, - пианисткой и композитором. Отец
умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто
собирались «петербургские знаменитости». После смерти отца в 1871 году мальчик
стал чувствовать себя одиноким: увлеченная музыкой, мать не очень баловала его
своими заботами. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. Заметив его
страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к
знакомому ей Репину и всю зиму 1874/75 года Валентин брал уроки у автора
«Бурлаков».
«Он с таким
самозабвением впивался в свою работу, - вспоминал Репин, - что я заставлял его
иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две
совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он выскакивал на воздух и
начинал прыгать на ветерке – там был ребенок; в мастерской он казался старше
лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело.
Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами,
когда я указал ему их на гипсовой маске. Его беспощадность в ломке не совсем
верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался
зарождающимся Геркулесом в искусстве».
Занятия Репина с Серовым
продолжались потом и в Москве, приобретая всё более систематический и
серьёзный характер. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став
членом семьи. Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе ходили на этюды в
Абрамцеве летом 1879 года, вместе совершили и поездку в Запорожье. Это была
великолепная школа для юного Серова. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с
горбуна – того самого, который позировал Репину для картины «Крестный ход в
Курской губернии» - Репин сказал ему: «Ну, Антон (близкие звали Валентина
Антоном), пора поступать в Академию». И с рекомендательным письмом Репина к
Чистякову Серов едет осенью 1880 года в Петербург, блестяще выдерживает
экзамен, становится учеником Академии художеств. С присущим ему неторопливым
упорством он осваивает «чистяковскую систему» строго построенного, как бы
математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними
способностями. «Чистяков повторял часто, - пишет Репин, - что он ещё не
встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения
в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и
светотень и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция – все
было у Серова, и было в превосходной степени».
В 1885 году Серов уходит
из Академии. Ему уже нечему было в ней учиться, а к академическим наградам и
диплому он был равнодушен. Его влечет свободная творческая работа. Он уже
почувствовал себя вполне самостоятельным художником. Написанная им осенью того
же года этюдного характера картина «Волы», находящаяся сейчас в Третьяковской
галерее, подтверждает это. Простая по сюжетному мотиву и по композиции, она
отличается свежестью живописи и благородством общего тона. В гармонию золотистых
и серебристо-серых тонов он привел и скотный двор с его постройками, и кусочек
осеннего пейзажа, и первопланные фигуры белого и черного волов, неторопливо
жующих сено. А брошенная на телегу розоватая тряпка, разработанная Серовым с
тем же богатством цветовых и световых рефлексов, как и всё остальное, как и все
остальное, как бы держит всю цветовую композицию картины.
«В нынешнем веке пишут
все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только
отрадное», - говорит Серов два года спустя. И он создает такие два шедевра
русской школы живописи, как девочка с персиками» (1887, Третьяковская галерея)
и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, Третьяковская галерея).
В «Девочке с персиками»
изображена дочь С.И. Мамонтова Веруша. Он подсмотрел в жизни
естественно-непринужденную позу присевшей на мгновение за стол с персиками
девочки, о чем-то вдруг неожиданно задумавшейся. Картина вся овеяна безмятежной
радостью весенней поры в жизни человека. В ореоле струящегося света мягко
вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной
гвоздикой. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным её смуглое и
нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз. Поэзия юности, выраженная
поэзией света и цвета, - вот, в сущности, тема картины. И никто ещё из русских
художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой
пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. «Девочка с
персиками» - лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью
двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её
порождение – человека.
В «Девушке, освещенной
солнцем» нет уже такой непосредственной поэтичности, хотя она также проникнута
тихой радостью бытия. Вместо скрытно-порывистой позы «Девочки с персиками», и
живого блеска брошенного в сторону взгляда, перед нами спокойно сидящая,
прислонившись к стволу дерева, девушка со спокойно положенными на колени
руками. Доверчиво смотрит она на нас широко открытыми светло-серыми глазами; невозмутим
её душевный мир, ясный как этот солнечный день под липами старого парка.
«Все, чего я добивался,
- говорит Серов о своих работах этих лет, - это – свежести, той особенной
свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Упорно
добиваясь «свежести живописи при полной законченности», Серов замучил
многодневными сеансами и Верушу Мамонтову и свою двоюродную сестру М.Я.
Симонович, позировавшую ему в Домотканове для «Девушки, освещенной солнцем». Но
цели своей он добился: оба его шедевра кажутся написанными по первому
впечатлению, без труда и творческих мучений. Это как бы два прекрасных
мгновения, остановленных и выхваченных из быстротекущего потока жизни.
Красоту утонченно-нервного облика
Левитана, его высокую интеллигентность, утомленно-печальный взгляд затененных
на бледном лице глаз запечатлел Серов в портрете И.И. Левитана 1893 года.
Изящно проста его поза, портретно выразительна рука, устало положенная на
спинку соломенного кресла. Прост и красив колорит портрета, решенный в мягком
созвучии темно-серых тонов фона, темно-синего костюма, золотисто-охристого
кресла и смугло-бледного лица и руки, оттененных белоснежной полоской воротника
и пятном манжет. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову – не очень.
Больше Серов был
удовлетворен портретом писателя Н.С. Лескова, написанного в 1894 году,
предельно простым по композиции и сильным по колориту. На редкость впечатляющ
смятенно-тревожный взгляд Лескова, точно предчувствующего свою скорую смерть.
Работает Серов в 90-е годы
и над пейзажем, придя и в нем к новым стилевым особенностям и скупой гамме
серебристо-серых тонов, появившихся после его поездки летом 1894 года на север
с Константином Коровиным, оказавшим на него сильное воздействие своим
выдающимся дарованием колориста. Однако Серов сохраняет своеобразие своей
творческой индивидуальности и уже в 1895 году пишет чудесную картину «Октябрь».
Тишиной и покоем веет от
этого типично русского пейзажа с бедной деревенькой на заднем плане и мирно
пасущимися лошадьми и овцами на скошенном поле. Крошечная фигурка
мальчика-пастушка в отцовском картузе как бы «держит» композицию картины. И эта
на первый взгляд точно вылинявшая картина вдруг захватывает нас красотой
живописи, поэтичностью настроения, острой характерностью пейзажного жанрового
изображения русской деревни.
Так же проста и поэтична
пастель «В деревне. Баба с лошадью» (1898г.), в которой Серов объединил свои
дарования портретиста, анималиста, и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из
деревенской жизни. Когда он, прямо на улице, на морозе, рисовал цветными
мелками смеющуюся краснощекую бабу с кудлатой лошадью – его обступили мужики,
ахавшие от восхищения. Больше всего их восхищала простота выполнения: «взял бы
вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал». И, рассказав Грабарю
про этот запомнившийся ему эпизод, Серов стал горячо доказывать, что надо
писать без фокусов – так прост как это только возможно. «Надо чтоб мужик
понимал, а не барин, а мы все для бар пишем и ужасно падки на всякую
затейливость и пышность. Вот они – немцы, французы – пускай будут пышны, им это
к лицу, а уж какая там пышность на Руси».
В двадцатый век Серов
вступает в расцвете своего таланта, это своеобразный художник-артист,
нетерпимый к банальности общих мест, ищущий непроторенные пути в искусстве.
Многообразны его
искания. На рубеже нового века он создает в рисунке кистью необыкновенно
правдивый и поэтический образ Пушкина, одиноко сидящего среди шороха осенних
листьев. И в том же, 1899, году он пишет прелестный натурный этюд своих детей
на побережье моря, а два года спустя – портрет Мики Морозова, очаровательного в
своей детской непосредственности и пылкости темперамента. В 1900-1901 годах в
тонко стилизованной манере Серов изображает «Выезд императора Петра II и
цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» и тогда же броской кистью запечатлевает
стирку белья деревенскими бабами. В 1907 году он завершает превосходную
историческую картину
«Петр I» и в том
же году создает блистательный портрет красавицы Генриетты Гиршман в ее
изысканно-модном будуаре.
Велики не только
сюжетно-тематические, но и стилевые различия в произведениях Серова последних
лет его жизни.
Заканчивая
книгу о творчестве Валентина Александровича Серова, изданную ещё в
дореволюционное время, И.Э. Грабарь писал: «В лице Серова ушел последний
великий портретист старого типа…» И это верно. Причем не только по отношению к
русскому, но и к западноевропейскому искусству конца XIX – начала XX века.
Серов
остается остро современным художником во всех видах и жанрах своего творчества,
в приемах своего нестареющего мастерства. «Я художник девятнадцатого века, -
говорил о себе Васнецов. – В новом веке – новые песни, и я едва ли сумею их
спеть». Серов же сумел спеть новые песни, найдя для них новые изобразительные
средства. Он стремился вперед, опираясь на прошлое, продолжая и развивая
традиции великих художников. В этом один из уроков блистательного серовского
мастерства.
Автор – RомаN (ogps2@atnet.ru)