Творчество и жизнь Джузеппе Верди
Реферат
«Творчество и жизнь Джузеппе Верди»
Подготовил:
Минин Кирилл
10 А Класс
Джузеппе Верди (1813 – 1901)
В 40-е годы 19 столетия на сцене
Миланского оперного театра «Ла Скала» одна за другой появляются оперы молодого
композитора Джузеппе Верди. В эту пору народ порабощенной, раздробленной Италии
собирал силы на борьбу с угнетателями-австрийцами и со своими феодалами. Оперы
Верди с их героическими сюжетами, духом свободолюбия, музыкой, близкой к
народу, полной энергии и страсти, были восприняты итальянцами как боевой
призыв. Их постановки приобретали значение политических событий. Хоры и арии из
этих опер становились революционными песнями. «Маэстро итальянской революции» –
так позднее прозвали Верди патриоты.
Горячее сочувствие
встретила первая историко-героическая опера Верди «Навуходоносор» («Набукко»,
1842). Показанные в ней страдания порабощенного вавилонянами еврейского народа
напоминали слушателям об угнетенной Италии. В опере «Ломбардцы» (1843)
восторженные овации вызвал заключительный хор крестоносцев, идущих на
освобождение Иерусалима. Приподнятый, мужественный, как революционный марш, он
распевался патриотами по всей стране.
У Верди опера становится цельным
произведением, все части которого подчинены общему драматургическому замыслу.
Важную роль в операх Верди приобретают народные сцены. Цельность построения,
энергичность и простота музыкальной речи, близость ее к народной песне – вот
те новые черты, которыми Верди обогатил итальянскую оперу. Его – замечательного
оперного драматурга – привлекают сюжеты, раскрывающие большие человеческие
страсти, столкновение противоположных характеров. Ему близки творения Гюго,
Шекспира, Шиллера. Лучшие оперы этих лет написаны им по драме Гюго «Эрнани»
(1844) и по трагедии Шекспира «Макбет» (1847). Они приносят Верди широкую известность
за пределами Италии. Теперь он – прославленный композитор. И уже не верится,
что путь Верди к искусству был так труден.
Сын бедного трактирщика и пряхи из
заурядного ломбардского селения, Джузеппе с детства был охвачен страстью к
музыке. После трех лет обучения у органиста местной церкви родители посылают
мальчика в соседний городок Буссето, в городскую школу. Он продолжает и там
свои занятия музыкой.
С детских лет Джузеппе вынужден
зарабатывать себе на жизнь. Когда умирает его первый учитель, он занимает место
органиста в своей деревне. По воскресным и праздничным дням, в любую погоду – в
дождь и стужу – проходит он пешком долгий путь из Буссето, чтобы поспеть к
церковной службе в деревню. В Буссето Верди поступает на службу в контору купца
Антонио Барецци. Барецци стал ближайшим другом Верди и сыграл большую роль в
формировании его взглядов. На дочери Барецци Верди впоследствии женился. В
Буссето Верди получает от горожан стипендию для поступления в Миланскую
консерваторию. Но мечта Верди не сбылась. Его возраст, 18 лет, превышал
установленный для приема, его игра на органе показалась экзаменаторам
недостаточно виртуозной. «Оставь мысли о консерватории», - такой ответ получил
будущий великий композитор, ставший национальной гордостью Италии. Однако это
не сломило его упорства. Он берет уроки композиции у помощника дирижера театра
«Ла Скала» и уже через 2 года в этом театре успешно выступает с первой оперой
«Оберто». Ему тут же заказывают оперу «Король на час». 1840 год оказывается для
Верди трагическим: он теряет дочь, сына и любимую жену. И среди этих ужасных
мук «Король на час» не удается композитору. Верди не хочет больше писать.
Вскоре замысел «Набукко» увлекает Верди. Он возвращается к работе, пишет
историко-героические оперы.
В знаменитых операх Верди 50-х
годов «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» – характеры героев обрисованы глубоко
и правдиво. Это – отверженные люди, жертвы общественной несправедливости.
«Риголетто» – первая зрелая опера Верди. Музыка ее драматична, богата
интонациями живой речи.
С 50-х годов оперы Верди идут на
всех крупнейших сценах мира. Для Петербурга он пишет оперу «Сила судьбы», для
Парижа – «Сицилийскую вечерню» и «Дона Карлоса», для Неаполя – «Бал-маскарад».
Верди приходит к вершинам своего творчества – операм «Аида», «Отелло», и
«Фальстаф». Декоративная пышность, развернутые массовые сцены сближают «Аиду»
со стилем парижской «Большой оперы». Чистота мелодичного рисунка придают «Аиде»
более правдивый характер. Композитор мастерски вводит в музыку оперы восточный
колорит.
Вслед за «Аидой», принесшей автору
триумфальный успех, появляется одно из самых замечательных произведений –
«Реквием», написанный на смерть борца за свободу Италии – писателя Мандзони.
Музыка Италии в 70-80-х годах
переживала кризис. В такой обстановке 74-летний Верди создает шедевр -
«Отелло». Но не просто картины природы он вводит в драму. Предсмертная песня
Дездемоны об иве трогает безыскусственностью, чистотой и свежестью.
Проходит несколько лет, и как
национальное торжество отмечает Италия появление 26-й последней оперы Верди
«Фальстаф» по мотивам Шекспира. Случай исключительный: 80-летний композитор
создает произведение, полное непосредственности, юношеской свежести и юмора.
Годы не отдаляют от нас творчество
Джузеппе Верди. Напротив, в исторической перспективе оно раскрывается во всем
своем значении – подлинно-новаторское, корнями глубоко вросшее в национальную
почву, мужественное и оптимистическое.