Музыкальная жизнь Санкт-Петербурга XIX века
Музыкальная
жизнь Санкт-Петербурга XIX века
В XIX веке Петербург был центром развития русской
музыкальной культуры. В начале XIX века стиль петербургской музыкально-театральной
жизни создавали итальянцы. Музыка была настолько популярна среди петербуржцев,
что открывались концертные залы и музыкальные театры. Самыми известными были
Большой театр, зал дворянского собрания, Театр-цирк.
Однако существует любопытный документ из фондов дирекции
императорских театров, выпущенный в 1851 году, но сохранявший свою силу на
десятилетия вперёд. Он называется так: «Положение о публичных маскарадах, балах
и других увеселениях в столицах». Концерты даже не внесены в заголовок, а
классифицированы как «другие увеселения», куда менее значимые, нежели балы и
маскарады. И это принципиальная деталь, существенная установка времени,
отразившаяся и на составлении программ, и на поведении публики в концертном
зале.
Маскарады имели право давать не все. Преимущество
было на стороне потомственных дворян, входивших в Дворянское собрание.
Благотворительным обществам маскарады давать запрещалось, а вот балы – можно,
но только по одному в год, да и то «если он не был вместе с концертом». На
балах кадрили были любимы настолько, что почти все известные романсы, мотивы из
опер превращали в этот танец даже в самых неподходящих случаях. Даже песнь
безумной Офелии была превращена в кадриль – уж так велика была страсть к этому
танцу.
Традиционное время концертного сезона – март-апрель,
время Великого поста. В эти дни закрывались театры, прекращали давать балы,
карнавалы и город погружался в атмосферу строгих и возвышенных чувств. Лишь
серьёзное филармоническое искусство могло пробуждать надлежащий для этих дней
душевный настрой. Пост в Петербурге – праздник музыкантов. В это время они съезжаются
из разных сторон Европы.
В театрах чаще всего ставилась итальянская опера. Из
русских предпочитали романтические оперы, соответственно моде. Из тени
итальянских опер выходят на свет сочинения русских композиторов, которые
учились в Италии. Узнанное за границей перестраивалось на русский лад. Так
возникала русская опера.
Немцы, жившие в Петербурге (а их было немало), также
сыграли большую роль в развитии культуры города. Они организовывали
многочисленные хоровые кружки и общества, занимали значительный процент в
оркестрах столицы.
Одним из музыкальных чудес дореволюционной России была
хоровая капелла Шереметьева. Она была создана в XVIII веке графом Шереметьевым
и просуществовала боле ста пятидесяти лет. В будущем, на основе капеллы стали
возникать театры Шереметьевых, не доступные широкому кругу публики.
Хор капеллы состоял из крепостных, набран он был из лучших
голосов. В годы своего расцвета хор насчитывал около 90 человек. В 1830-м году
в капелле учителем пения был назначен Гавриил Якимович Ломакин, который
проработал в капелле до её закрытия – более полувека. За это время он довёл хор
до такого совершенства, какого не знал не один хоровой коллектив России. Этот
хор был хорошо известен среди публики и композиторов России и Европы. М. И.
Глинка писал: «Г. Я. Ломакин собственным и постоянным трудом и талантом достиг
почётного места между преподавателями музыки, и искренно любим и уважаем всеми
его знающими».
В начале XIX века в России родился и приобрел большую
популярность русский романс. В течении XIX
века романсы создавались и
исполнялись в огромных количествах. Например, при жизни А.С. Пушкина на его
стихи было создано около восьмидесяти романсов. А П.И.Чайковский за всю свою
жизнь написал сто романсов. Романсы исполнялись всюду. Среди исполнителей особенно
были популярны произведения Верстовского, Алябьева, Глинки, Варламова,
Есаулова. Среди старших современников Глинки А. Алябьев – наиболее талантливый
и зрелый мастер русского романса, обладавший тонким даром мелодиста и чутьём гармонии.
Разнообразны и жанры его вокального творчества. Очень были популярны лирические
романсы, с преобладанием элегических настроений («Я Вас любил», «Зимняя дорога,
«Вечерний звон»). А так же он сочинял сольные вокальные сцены, многоэпизодные
драматические монологи, лирико-драмматические романсы. Из поэтов,
представленных в романсах Алябьева на первом месте по количеству произведений –
Пушкин, Дельвиг и Жуковский. Алябьев очень любил выступать в Петербурге и
выступал там с 1823г.
Но самыми любимыми музыкальными жанрами оставались
балет и опера. Наибольшего расцвета эти жанры достигли в середине XIX
века. Много ярких страниц истории русской музыки связано с Петербургом. В
первой половине девятнадцатого века здесь творил основоположник русской классической
музыки – М.И. Глинка.
Михаил Иванович Глинка был выдающимся русским композитором.
В его произведениях впервые забил живой родник подлинно народной, а не
переведённой с чужого языка музыки. В 1836 году состоялась премьера его оперы
«Жизнь за царя». Зал был полон. В одиннадцатом ряду сидел Пушкин, а на втором
ярусе – Глинка. Премьера оперы стала большим событием, но вызвала недовольство
– народный характер музыки шокировал зрителей, и некоторые назвали её «музыкой
кучеров».
Шесть лет спустя была
представлена публике замечательная опера «Руслан и Людмила». Но она не встретила
в своё время поддержки в официальных кругах. Выдающиеся достоинства сочинения
оценили лишь немногие. Великосветские «ценители искусства» сочли «Руслана» скучной
оперой и тем самым определили его судьбу.
Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Родился
он в 1840 году, в семье заводского инженера в Воткинске. С раннего детства он
полюбил музыку – у него дома она звучала очень часто: его отец играл на флейте,
мать пела. С пяти лет он начал импровизировать на рояле. Когда маленькому Пете
было десять лет, в жизни мальчика произошло событие, которое произвело на него
сильное впечатление: он был на представлении оперы «Жизнь за царя». После этого
у него навсегда осталась любовь к музыке этой оперы. По настоянию родителей
Пётр Ильич окончил училище правоведения и поступил работать в министерство
юстиции. Эта работа ему очень не нравилась.
В 60-е годы в Петербурге Антоном Рубинштейном была создана
первая русская консерватория. В 1862 году её учеником становится Пётр Ильич
Чайковский. Могучая личность М. А. Рубинштейна, директора консерватории,
внушало ученикам «безмерную любовь, смешанную с немалой долей страха». Чайковский
был самым трудолюбивым, самым талантливым и самым любимым учеником Рубинштейна.
За три года он прошёл весь курс, получив золотую медаль.
Чайковский был последователем глинкинской школы. Его
симфонии, оперы, инструментальная музыка, романсы пользовались огромным успехом
и любовью не только в Петербурге, но и во всём мире. Вершиной его творчества
стали балет «Спящая красавица (1889г.) и опера «Пиковая дама(1890 г)».
В Петербурге жил и создавал свои произведения С.Даргомыжский
– младший современник великого классика. Следом за ним в музыкальной жизни Петербурга
получили известность М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков,
А.П.Бородин. Они составили товарищество, получившее с лёгкой руки их верного
друга критика В.В.Стасова, наименование «Могучая кучка».
Это товарищество возникло в 1806-х годах, и в него
вошли пять великих композиторов. Прогрессивность взглядов, широта кругозора,
глубокий интерес к общественной жизни, патриотическое служение всему искусству,
всё то, что актуально и для нашего времени – эти черты характеризуют членов
«Могучей кучки». Взгляды, которые утверждали члены могучей кучки, шли в разрез
с общепринятыми, господствующими взглядами. Могучая кучка последовательно
пропагандировала русскую музыку, идеи народности, национального своеобразия,
реализма, задачи содержательности искусства были в центре внимания. В 60-е годы
Балакирев вместе с Ломакиным Бесплатную музыкальную школу с целью распространения
музыкальной грамотности среди простого люда. В число учеников могли быть приняты
«и фабричные, и лавочные». Стремление балакиревцев связать творчество с
жизнью, откликнуться на запросы современности в консервативных кругах расценивалось
как кощунство. Когда Мусоргский написал свою великую оперу «Борис Годунов»,
оперный комитет императорских театров отклонил эту оперу, как оперу, лишённую
романтизма и любовной интриги. И тогда композитор, чтобы удовлетворить комитет,
создаёт второй вариант оперы. Он пишет «Польский акт», вводит нового персонажа
– Марину Мнишек, в которую влюбляется Лжедмитрий, он переработал сцену в келье,
заново написал сцену в царском тереме, включая в неё бытовые картины, которые
усилили психологическое звучание картины. Таким образом, в опере стало четыре
действия.
Композиторы «Могучей кучки» работали на стыке девятнадцатого
и двадцатых веков. Девятнадцатый век дал России и миру много замечательных талантов,
произведения которых навсегда войдут в историю русской музыки.