Сергей Сергеевич Прокофьев (Доклад)
Сергей Сергеевич
Прокофьев
Доклад
по музыке
ученика 7 «И» класса
средней школы №30
Гайланс Максима
Прокофьев
Сергей Сергеевич – выдающийся советский композитор, пианист, дирижёр. Народный
артист РСФСР (1947). Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии в семье
агронома. Уже в раннем детстве обнаружил выдающееся музыкальное дарование. С 5
лет обучался игре на фортепиано под руководством матери, с 6 лет начал сочинять
музыку. В 1902-1903 году брал уроки у Р. М. Глиэра. В 1904 году поступил в
Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1909 году по классу композиции
А. К. Лядова (занимался также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Я. Витола), В
1914 – по классам фортепиано у А. Н. Есиповой и дирижирования у Н. Н.
Черепнина. С 1908 года начал выступать как пианист с исполнением своих
произведений в Петербурге, Москве, а позднее и за рубежом.
Лучшие
ранние произведения Прокофьева отличаются острой характерностью музыкальных
образов, то дерзко-насмешливых, то темпераментно-волевых. В русской и мировой
музыке тех лет искусство Прокофьева выделялось молодой энергией, задором,
жизнерадостностью, свежестью и обаянием. Композитор создал свой
мужественно-импульсивный, чеканный фортепианный стиль. Прокофьев увлекался
экстравагантными сюжетами, далёкими от современности, остро-саркастическими
гротескными образами, лишёнными реалистического содержания; музыка его была
порой отмечена нарочитой гармонической жестокостью, изломанностью мелодии.
В
1918-1932 Прокофьев жил за рубежом, сначала в США, а с 1921 года во Франции. В
начале этого периода Прокофьев создал несколько произведений, задуманных ещё в
России (3-й фортепианный концерт, 1921, опера-сказка «Любовь к трём апельсинам»
по К. Гоцци, 1919,пост.1921, и др.). В дальнейшем Прокофьев пережил серьёзный
творческий кризис, вызванный отрывом от родной страны. В его произведениях
1923-1933 года надуманность и изощрённость музыкального стиля (опера «Огненный
ангел» по одноименному роману В. Я. Брюсова (1927, на сцене не исполнялась, как
и ранняя опера «Маддалена», 1911); поставленные в Париже балеты «Стальной скок»
(1925, пост. 1927), «Блудный сын» (1928, пост. 1929) и др.). В 20-30-е г.
Прокофьев разъёзжал по многим странам мира с авторскими концертами. Выступая
как пианист, Прокофьев покорял слушателей виртуозным блеском и
темпераментностью своего самобытного исполнительского искусства. Большим
успехом сопровождались его выступления в бывшем СССР (с 1927 года).
Ёёё
В 1932 году Прокофьев окончательно возвратился на родину. Тесная связь
с новой, советской действительностью, постоянное сотрудничество с мастерами,
советской литературы, театра и кино обогатили творческую деятельность
композитора значительными идеями, благородными этическими замыслами. Прокофьев
занял одно из почётных мест в ряду активных строителей советской музыкальной
культуры. Композитор с увлечением работал в излюбленной им области оперной и
балетной музыки. Он создал оперы: «Семён Котко» по повести «Я сын трудового
народа» В. П. Катаева (1939, пост. 1940), «Обучение в монастыре» по комедии
«Дуэнья» Р. Щедрина (1940, пост. 1946), «Война и мир» по одноименному роману Л.
Н. Толстого (1942, концертное исполнение 1944, пост. 1-й части 1946, 2-я ред.
оперы 1953, пост. 1955), и множество балетов. В эти же годы им был создан ряд
кантатно-ораториальных и других произведений.
Поворот к подлинно реалистическому искусству, проникнутому глубокой
человечностью, лирической одухотворённостью и драматизмом, с наибольшей силой
сказался в таких произведениях Прокофьева, как балет «Ромео и Джульетта»,
отмеченный шекспировской мощью образов и ярким реализмом музыки, явился крупным
достижением советского и мирового балетного искусства. Кантата «Александр
Невский» по-новому раскрыла в музыке тему патриотизма русского народа. Русское
национальное начало с большой силой и своеобразием воплощено также и в других
произведениях Прокофьева, посвящённых героическому прошлому России (музыка к
кинофильму «Иван Грозный», опера «Война и мир»), темам советской современности
(кантата «Здравица», 1939), образам народной сказки (балеты «Золушка», «Сказ о
каменном цветке»). Человечность, гуманистическая направленность искусства
Прокофьева, живописная выразительность образов с большим обаянием выражены в
его музыке о детях и для детей (симфоническая сказка «Петя и волк» для чтеца и
оркестра, 1936, сюита «Зимний костёр» на текст С. Я. Маршака, 1949,
фортепианный сборник «Детская музыка», 1935, ряд песен).
Творчество Прокофьева оказало заметное влияние на многих советских, а также
зарубежных композиторов. Его произведения постоянно исполняются выдающимися
пианистами, скрипачами, симфоническими оркестрами во всех странах мира. Балеты
«Ромео и Джульетта» и «Золушка» с успехом идут на многих сценах России и других
стран.
25.10.1999